Файл: Ситуационный анализ продуктового портфеля услуг АО «Казпочта»».pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
На основе анализа продуктового портфеля услуг АО «Казпочта» можно сделать следующие выводы: современные внешние и внутренние факторы требуют от АО Казпочта перехода от традиционной модели Национального оператора почты на новую бизнес модель, нацеленную, прежде всего на потребности потребителей, на укрепление устойчивой и прибыльной деятельности компании, учитывающую ключевое влияние современных инфокоммуникационных технологий, предусматривающую расширение спектра услуг и качественное обслуживание.
Видение АО «Казпочта» к 2022 году – инновационно-ориентированная, быстро реагирующая на изменения рыночной среды как внутри страны, так и в мировой почтовой индустрии, бизнес-структура, являющаяся значимым элементом экономики страны, предоставляющая свои высококачественные услуги в соответствии с потребностями клиентов, на основе лучших международных стандартов и в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Республики Казахстан.
Для реализации заявленного видения, АО «Казпочта» необходимо добиться максимально эффективного использования всех трех измерений почтовой сети – физической, финансовой и электронной, в данный момент обеспечивающих функционирование портфеля из трех групп услуг, взаимодополняющих друг друга на принципах синергии:
Почтовые услуги |
Логистические услуги |
Финансовые услуги |
|
|
|
Бизнес почтовых услуг будет развиваться за счет диверсификации продуктового портфеля и будет сконцентрирован на высококачественном обслуживании клиентов, так как все функции по сортировке и магистральной транспортировке почтовых отправлений будут переданы логистическому бизнесу. Эксплуатационные расходы по содержанию зданий почтовых отделений будут разделены с бизнесом по оказанию финансовых услуг, что позволит снизить себестоимость и делать более выгодные предложения клиентам.
Бизнес логистических услуг будет строиться на уже имеющихся активах – склады, сортировочные центры, вагонный и автотранспортный парки, навыки управления логистическими цепочками, IT-система (обработка, трэкинг). На начальном этапе логистические услуги будут оказываться внутреннему клиенту – бизнес единице, занимающейся почтовыми услугами. В последующем, после расширения мощностей, накопления навыков, формирования партнерской сети и приобретения лучшего понимания потребностей рынка, бизнес единица выйдет на внешний рынок.
Бизнес финансовых услуг будет базироваться на сети почтовых отделений, что позволит сэкономить на развитии и эксплуатации физической инфраструктуры. Это будут финансовые мини-маркеты, где можно будет получить любую финансовую услугу. На начальном этапе продукты будут преимущественно чужие, и АО Казпочта будет получать агентские доходы. В последующем будет осуществляться переход на продажу собственных финансовых услуг.
Основой стабильного роста бизнес портфеля и синергии его составляющих будет налаженная IT инфраструктура АО «Казпочта», построенная на инновационных инфокоммуникационных технологиях.
Расширение профильного бизнеса «Почтовые услуги»
В период снижения спроса на услуги по пересылке писем, наиболее перспективными нишами для АО «Казпочта» можно считать рынок прямых рекламных рассылок, доставка счетов и извещений. Особое внимание привлекает растущий рынок посылочных отправлений и рынок курьерских и ускоренных отправлений за счет развития торговой отрасли, где активно используются технологи дистанционной торговли. Общество намерено диверсифицировать свой продуктовый портфель для удовлетворения нужд данных рыночных сегментов, предлагая им оптимальное сочетание цены и качества, путем повышения эффективности производственных процессов. Учитывая опыт наиболее успешных почтовых администраций, Общество также концентрируется на повышении качества сервисной составляющей с созданием простого и удобного обслуживания для клиентов.
Целью направления является повысить доходность портфеля почтовых услуг с общей выручкой до 28,8 млрд. тенге в 2022 году. До 2022 года Компания намеревается значительно увеличить свое присутствие на рынках услуг с высокой добавленной стоимостью (посылочные отправления, ускоренная и курьерская доставка), а также увеличить долю данных услуг в своем портфеле.
Задачи направления:
- Занять лидерские позиции в сегменте «Посылочные отправления»:
- повышение скорости и сохранности посылочных отправлений за счет модернизации технологических процессов и наращивания логистических производственных мощностей;
- разработка и запуск специализированных продуктов для рынка электронной коммерции;
- повышение качества обслуживания клиентов, разработка и внедрение дополнительных сервисов для рынка крупногабаритных посылочных отправлений (КГПО).
- Занять лидерские позиции в сегменте ускоренной экспресс и курьерской доставки:
- открытие самостоятельного филиала EMS-Kazpost с целью улучшения контроля качества всех производственных процессов, участвующих в создании услуги и гибкости в принятии операционных решений.
- Удержать уровень доходов по письменной корреспонденции за счет увеличения выручки доставки рекламных материалов:
- активизация сбыта в сегментах «Рекламные отправления», «Доставка счетов и периодики» путем качественного сегментирования и предложения дополнительных услуг, добавляющих стоимость;
- построение долгосрочных партнерских отношений с крупными клиентами, обеспечивающими регулярные крупные объемы отправлений Direct mail.
Усиление логистических функций и подготовка к выходу на внешний рынок
На текущем этапе, для АО «Казпочта» логистические операции являются частью производственного процесса предоставления почтовых услуг. Имеющиеся технологические каналы и ожидаемый рост спроса на логистические услуги в стране дают АО «Казпочта» возможность рассматривать диверсификацию на логистический рынок в качестве одного из перспективных направлений развития бизнеса, по примеру некоторых европейских почтовых администраций (Финляндия, Германия, Швеция). Для реализации данной возможности, в первую очередь, Обществу необходимо выделить блок функций 1PL[1], то есть, консолидировать управление логистическими операциями и повысить производственную эффективность логистического обслуживания существующего профильного бизнеса. Далее, развитие информационно-логистической инфраструктуры и создание дополнительных производственных мощностей позволят перейти сначала к предоставлению услуг 2PL (складирование, упаковка, доставка, включая первую и последнюю милю) для внешних корпоративных клиентов, а потом и 3PL (планирование и управление товарно-материальными запасами, управление цепочкой поставок). Одним из параметров оценки успеха в достижении данной цели будет способность логистической системы выдерживать растущие нагрузки по транспортировке и обработке отправлений, с учетом ожидаемого увеличения объемов стандартных посылочных отправлений в 2,4 раза и трехкратного увеличения объемов крупногабаритных посылок.
Целью направления является вхождение на растущий рынок логистических услуг и к 2020 году – стать полноценным оператором уровня 3PL.
Задачи направления:
- Обеспечить прирост почтового бизнеса за счет максимизации показателей эффективности логистических процессов на магистральных маршрутах.
- оптимизация логистических операций с целью снижения себестоимости и повышения сохранности перевозки.
- Создать самостоятельный логистический бизнес (1PL-оператор):
- модернизация транспортного парка для обслуживания магистральных маршрутов, включая замену части железнодорожных маршрутов автомобильными, с целью сокращения контрольных сроков доставки почтовых отправлений. Активное строительство автодорог в Казахстане позволяет использовать новый актив для эффективной перевозки грузов.
- Стандартизировать и расширить возможности инфо-логистической инфраструктуры (2PL-оператор):
- внедрения мировых технологических стандартов обработки, хранения, транспортировки и отслеживания грузов и почтовых отправлений;
- внедрение информационно-логистических систем для регистрации и отслеживания грузов, управления складами и планирования грузопотоков;
- автоматизация процесса сортировки посылок;
- создание высокотехнологичных логистических центров.
- Обеспечить полный цикл логистических услуг - создание цепочки поставок (3 PL-оператор):
- построение партнерских взаимоотношений с местными и иностранными перевозчиками и логистическими операторами для расширения спектра предоставляемых логистических услуг и обеспечить необходимую степень гибкости в управлении операционными затратами.
2.3 Развитие финансовых услуг
Учитывая тенденцию перехода на безналичные расчеты, для АО «Казпочта» развитие карточных продуктов и интернет и мобильного банкинга на основе имеющейся клиентской базы в районных центрах и сельской местности является необходимым условием удержания конкурентных позиций в данных сегментах. На рынке услуг по пересылке денежных переводов Обществу необходимо предложить более конкурентоспособный продукт, отвечающий изменившимся требованиям клиентов к скорости и удобству, на этом рынке. На рынке приема платежей, необходимо снизить себестоимость и повысить удобство предоставления услуги, путем смещения части операций на потребителя, т.е. активно применять технологии самообслуживания.
Целью направления является повышение доходности портфеля финансовых услуг с общей выручкой до 29,9 млрд. тенге к 2022 году за счет увеличения доли услуг с высокой добавленной стоимостью, в том числе за счет увеличения доли активных карточек.
Задачи направления:
- Занять лидерские позиции в сегменте «Коммунальные и иные платежи»:
- повышение уровня доступности услуги, путем развития сервисов самообслуживания (платежные терминалы, интернет и мобильный банкинг).
- Улучшить конкурентные позиции на рынке денежных переводов:
- сокращение сроков международных переводов до 1 часа за счет реализации проекта «Международные срочные почтовые переводы».
- Перевести и нарастить клиентскую базу АО «Казпочта» на пользование пластиковыми картами:
- расширение сети банкоматов АО «Казчпота»;
- разработка и вывод на рынок дополнительных сервисов для владельцев пластиковых карт
- Удержать темп прироста доходов от выплат физическим лицам
- предложение оптимальных карточных продуктов для перечисления заработных плат и социальных выплат;
- повышение ставок комиссий на выплаты физическим лицам в сельских регионах
- Расширить портфель агентских финансовых услуг:
- предложение агентских услуг (кредиты, депозиты, страхование и т.п.)
2.4 Повышение операционной эффективности
Повышение конкурентоспособности АО «Казпочта» на всех трех рынках требует надежного, скоординированного функционирования всех систем и внутренних процессов, обеспечивающих предоставление услуг. Для устойчивого развития компании, необходимо повысить экономическую отдачу от использования финансовых, материальных и человеческих ресурсов, путем оптимизации бизнес-процессов, повышения эффективности управления себестоимостью, и обновления основных средств и нематериальных активов.
Целью направления является повышение рентабельности активов Общества, с повышением к 2022 году общего уровня рентабельности до 7,6%, а также роста показателей EBITDA margin - до 13,21% и ROACE - до 15,88%.
Задачи направления:
- Усовершенствовать бизнес-процессы и оптимизировать затраты:
- реализация проекта «Реинжиниринг бизнес-процессов» с целью выявления и исключения ненужных операций и затрат;
- повышение производительности труда за счет автоматизации и механизации процессов, а также за счет повышения квалификации персонала.
- Развитие IT-инфраструктуры:
- повышение уровня работоспособности КИС путем наращивания производственных мощностей, адаптация серверной архитектуры под растущие потоки данных транзакционных систем для обеспечения их бесперебойной работы;
- повсеместная интеграция всех производственных объектов в КИС;