Файл: Особенности азиатского стиля менеджмента на примере японской компании «Toyota» и сравнение с европейским, евразийским и американским стилями.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности азиатского стиля менеджмента и основные системы управления
1.1 Характеристика азиатской модели
1.2 Китайский метод управления
1.4 Корейский метод управления
2.1 История и развитие компании «Toyota»
2.2 Организация управления в японской компании «Toyota»
2.3 Сравнение азиатского с европейским, евразийским и американским стилями
3. Разработка предложений по усовершенствованию эффективности управления в компании «Toyota»
- взаимодоверие и дальновидность;
- трудовая мораль - она включает себя и отношение к делу (к сотрудникам, компании), и общий стиль работы, она захватывает все уровни организации. При возникновении экономических трудностей: сокращаются сверхурочные работы и их оплата; прекращается набор новых работников; производится сокращение заработной платы, начиная сверху, причем высокооплачиваемые сотрудники, как правило, сами подают заявления с просьбой об уменьшении своей зарплаты; максимально возможное количество переводится в дочерние фирмы и в родственные организации.
Формула «компания есть люди» является убеждением работодателей. Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности. Таким образом естественной потребностью каждого человека является достижение совершенства в работе и, если над ним осуществлять правильное руководство и поощрять, он может совершенствовать свою работу бесконечно.
1.4 Корейский метод управления
Корейский стиль управления во многом схож с японским, так как Корея была японской колонией и обе страны имеют культурное наследие - конфуцианство и буддизм. Учение Конфуция подчеркивает важность вежливости, смирения, послушания и подчинения с способствует укреплению культуры в Корее.
Корейские компании, как и японские, предпринимают значительные усилия по совершенствованию своего персонала на всех уровнях. Однако в отличие от японского стиля управления в ротации кадров они большое внимание уделяют формированию положительных отношений, а не повышение профессиональных знаний и навыков. Лояльность, преданность и дух товарищества важны для компании и ее культуры.
Характерной чертой корейского менталитета, которая является общей с японской и китайской, - это стремление к бесконфликтности, гармонии и доверительных отношений. В служебных и семейных отношениях корейцев «выяснение отношений» встречаются крайне редко. При возникновении неприязни между двумя сотрудниками, что приведет к ссоре, конфликт будет скрываться и подавляться. Но если же происходит открытое столкновение, окружающие будут считать виновным именно тому, кто придал огласку конфликту, а не виновнику.
Ряд особенностей, которые отличают от японского стиля управления:
- в корейской фирме «пожизненный найм» является более гибким, работники могут более свободно менять место работы;
- топ-менеджмент склонен к авторитаризму и единоличному принятию важных решений;
- корейцы более индивидуалистичны, и поэтому корейскому менеджменту менее свойственен коллективизм.
Культурные традиции корейцев не поощряют открытость в общении, за исключением близких отношений. Кровное родство, а также земляческие и университетские связи могут улучшить взаимное понимание и доверие.
Корейская система менеджмента имеет общие черты с японской, это касается консенсуального принятия решений, пожизненного трудоустройства, хотя в корейских компаниях более гибкое и коллективная гармония.
2. Азиатский стиль управления на примере японской компании «Toyota» и сравнение с другими стилями менеджмента
2.1 История и развитие компании «Toyota»
Крупнейшая и известная автомобильная компания «Toyota», которую создал Сакичи Тойода и Киичиро Тойода, Сакичи называли японским Томасом Эдисоном и даже «королем японских изобретателей».
Изначально это компания занималась текстильной промышленностью, которую основал Сакичи Тойода (отец Киичиро), но впоследствии после продажи патентных прав на прядильные машины - вырученные деньги стали начальным капиталом для разработки первых автомобилей. Для создания прототипа будущего автомобиля были выбраны наборы стандартных решений от американских и европейских брендов. Прототип А1 был создан, его количество равнялось трем, через год в серию вышла во многом схожая модель АА.
В первое время автомобили продавались под той же маркой, что и выпускались ткацкие станки – «Toyoda». Название, которое на сегодняшний день известно практически всем - «Toyota», было выбрано из двадцати тысяч различных заявок. Кииширо Тойода заказал эмблему у профессиональных дизайнеров и выбрал эскиз, который выполнен с помощью графической формы японской слоговой азбуки катаканы. Современный знак бренда представляет три пересекающихся между собой эллипса. Малые вертикальный и горизонтальный цилиндры символизирует сердца клиентов и компании, которые неразрывно связаны. Внешний овал обозначает новые горизонты и большие возможности.
Официально компания «Toyota Motor Corporation» была зарегистрирована в качестве дочерней компании «Toyota Enterprise» - 28 августа 1937 года. Уже в ноябре началось производство автомобилей и тогда возник бренд, который стал одним из самых известных в мире автомобилей.
Вторая мировая война внесла большие изменения в производство Toyota Motor, бренд в основном выпускал грузовики для военных нужд. В это время сырьевая база испытывала серьезные трудности.
Производственная система, которой пользуется компания «Toyota»:
- штамповка - предварительная мойка на автоматизированной линии, затем подготовленные листы подаются на вырубку, гибку, пробивание отверстий;
- сварка - выполняется в три этапа: сборка платформы, ее соединение с боковинами и крышей, приваривание багажника, капота, крыльев, дверей. Сварочные работы концерна Toyota Motor совмещают автоматизированный и ручной работы;
- окраска - перед окрашиванием кузов необходимо помыть, обезжирить, его покрывают фосфатным слоем, антикоррозийным грунтом и запекается в печи. Далее осуществляется обработка герметиком, антигравийным покрытием и устанавливаются шумоизоляционные маты. После этого следует этап окраски, покрытия лаком, просушивания, контроль сколов и финишная обработка краской;
- сборка - в сборочном цехе выполняется монтаж дверей, стекол, подушек и ремней безопасности, сборка подвески, прокладка проводки (все операции проводятся в определенном порядке);
- контроль качества - проверка функциональности и внешнего вида, настройка работы системы.
2.2 Организация управления в японской компании «Toyota»
Компания «Toyota» достигла огромных успехов в своей деятельности и сформировала новое управленческое мировоззрение, которое достигло больших высот.
Философия бренда заключается в привнесении своего вклада в развитие мира, это можно сделать посредством выпуска безупречно качественных авто. На всех этапах создания автомобилей используется поэтапный контроль, оптимизация операций, уменьшаются издержки. Компания «Toyota» в своей работе руководствуется пятью задачами: поиск причин, совершенствование, творческий подход, командный дух и уважение.
Концепция развития «Toyota» подчиняется экологическому принципу, компания минимизирует негативные последствия деятельности, создавая автомобили с возможностью провести утилизацию авто на сто процентов. В рамках программ по защите окружающей среды были выпущены гибридные автомобили.
Надежность компании «Toyota» проявляется в трех основных моментах:
- менталитет японцев. Немалую роль в стимулировании лояльности сотрудников сыграла «вечная занятость» на одной работе. Умение упрощать сложные вещи и делать их более доступными и удобными в потреблении дает толчок к рационализации производства. Самыми важными вещами в работе каждого сотрудника компании является дисциплина, устои и трудолюбие;
- наиболее важные и ответственные части автомобиля делают у себя дома, ведь уровень ответственности вместе с уровнем жизни японского сотрудника больше ценится в Японии;
- недостаток природно-энергетических ресурсов является ключом к успеху в деятельности автомобильной компании, так как заставляет искать новые технологии для выживания. Именно поэтому в Японии существуют самые эффективные системы менеджмента в производстве и способы сокращения затрат. Например, TPS - Toyota Productions System (Качество, внедренное в процесс) - всеохватывающий контроль качества продукции, благодаря ей процесс производства каждого типа автозапчастей допускается около пяти - десяти дефектных деталей на один миллион штук.
В компании «Toyota» существуют «кружки качества» - это добровольное объединение сотрудников коллектива, вовлеченные в деятельность по улучшению качества выпускаемой продукции. На них проводят дискуссии, посвященные на темы качества товара, снижения уровня травматизма в процессе труда и другие немаловажные производственные вопросы. Здесь был применен непрямой эффект - морально-психологический климат и создание духа коллективизма.
Основополагающими принципами деятельности японской компании «Toyota»: «кайзен» - он предполагает, что жизнь человека направлена на постоянное усовершенствование. Для этого принципа характерны малые риски в деятельности, оптимальное комбинирование используемых ресурсов, маленький уровень издержек производства, медленный, но постоянный прогресс; «канбан» - он основан на взаимовыгодном обмене информацией между оператором производства и департаментом логистики. Очень удобная схема при использовании: каждая запчасть машины имеет табличка с номером детали. Когда оператор цеха получает деталь, он открепляет эту табличку и оставляет ее с остальными, которые впоследствии будут получены отделом оперативного контроля для изучения информации: тип запчасти, количество и срок поставки; «дзиока» - он помогает решить важные проблемы производства и даже причины его будущей остановки, путем внедрения разных модификаторов для оборудования. Данные приспособления отличают качественные детали и бракованные без присутствия оператора, что приведет в свою очередь к увеличению уровня производительности труда; «генчи генбуцу» - для более четкого понимания действующей ситуации и выявления проблемы нужно непосредственно на месте анализировать процесс производства и его последующий результат.
Уникальные принципы, которые составляют единую концепцию качества автомобилей «Toyota»:
- принимаемая в организации концепция качества должна быть адаптирована к национальным условиям и особенностям компании;
- присутствуют тесные отношения между администрацией и рабочим коллективом;
- как представители низшего звена, так и представители высшего, должны знать эффективные методы контроля и обеспечения качества на производстве.
Компания «Toyota» - автомобильная корпорация, где присутствует система уникальных концепций и философских взглядов, которые предполагают постоянное улучшение работы, уважение к рабочим в «семье» и поддержание духа коллективизма в производства. Компания действует по принципу «На первом месте - клиенты, на втором - посредники, а на третьем - производители». Все принципы, которыми пользуется компания «Toyota» направлены именно на долгосрочную перспективу, а не на получение выгоды.
2.3 Сравнение азиатского с европейским, евразийским и американским стилями
Выделяют четыре эффективных стиля управления, которые основываются на менталитете и специфике развития. Азиатский стиль управления включает такие страны, как Япония, Китай, Гонконг, Корея; евразийский стиль представляет Россия и Белоруссия; к американскому стилю относят США; к европейскому стилю относят Германию, Францию, Испанию, Швецию, Италию и другие страны Европы. Каждая страна представляет собой уникальные традиции и особенности, и их пути развития.
Таблица 1. «Сравнение стилей управления менеджмента»
Название стиля управления |
Особенности стиля управления |
Азиатский стиль |
- умение работать в «команде» и ориентация на коллектив; - жизненный опыт, хорошее знание производства, но медленное должностное продвижение; - специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: - снизу-вверх, принятие решения по принципу консенсуса: решение принимается долго, но реализуется быстро и деликатным образом; - пожизненный наем, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы |