Файл: Особенности азиатского стиля менеджмента на примере японской компании «Toyota» и сравнение с европейским, евразийским и американским стилями.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности азиатского стиля менеджмента и основные системы управления
1.1 Характеристика азиатской модели
1.2 Китайский метод управления
1.4 Корейский метод управления
2.1 История и развитие компании «Toyota»
2.2 Организация управления в японской компании «Toyota»
2.3 Сравнение азиатского с европейским, евразийским и американским стилями
3. Разработка предложений по усовершенствованию эффективности управления в компании «Toyota»
Содержание:
Введение
Возникновение азиатской модели менеджмента обусловлено спецификой стран Азии, пронизанной буддисткой философией и своеобразным мировоззрением. Система управления в компаниях азиатских стран - одна из самых лучших и продуктивных в мире и вызывает наибольший интерес к изучению этого стиля управления, что доказывает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования данной работы является азиатский менеджмент. Предметом исследования - особенности азиатского стиля менеджмента в сравнении с европейским, евразийским и панамериканским.
Одной из самых эффективных систем управления в странах Азии является японская, что представляет особый интерес к изучению культурных, общественных и исторических черт японского управления, что повлияло на формирование модели. Несмотря на недостаток собственных ресурсов, в Японии богатством являются именно человеческие ресурсы.
Целью данной работы является изучение особенностей азиатского стиля на примере японской компании «Toyota» и сравнение с другими стиля менеджмента.
Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
- особенности азиатского стиля менеджмента;
- азиатский стиль управления на примере японской компании «Toyota» и сравнение с европейскими, евразийским и панамериканским стилями;
- разработка предложений по совершенствованию эффективности компании «Toyota» и азиатского стиля.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использования литературы. В первой главе данного исследования рассматривается основные характеристики азиатского стиля менеджмента и основные системы управления, а именно в Китае, Корее и Японии. Во второй главе на примере японской компании «Toyota» изучим историю, развитие компании и стиль управления, который был применен. А также сравним между собой азиатский, европейский, евразийский и панамериканский стили менеджмента. В третьей главе на основании проведенного исследования были предложены пути по совершенствованию эффективности работы компании «Toyota», а также конкретно азиатского стиля менеджмента.
Особенности азиатского стиля менеджмента и основные системы управления
1.1 Характеристика азиатской модели
Возникновение азиатской модели менеджмента обусловлено спецификой стран Азии, пронизанной буддисткой философией и мировоззрением. Западная модель при ее использовании в странах Азии показала не только свою неэффективность, но и нежизнеспособность. В связи с этим возникла необходимость формирования своей специфической модели менеджмента, которую назвали азиатской.
Формирование азиатской модели происходило практически во всех азиатских странах и является незавершенным и по сегодняшний день. Специфические характеристики восточной культуры: уклончивость, иерархия, коллективизм, творческий подход сотрудников, декоративность, клановость, кумовство, ритуальность. Коллективизм и групповая ориентация присущи Восточной деловой культуре, ячейкой общества является группа.
Характерные черты стиля:
- межфирменные отношения строятся не на формальной основе, а на доверии, взаимопонимании и дружеских отношений руководителей компаний;
- уверенность в успехе планов компании и доверие партнеров друг к другу;
- высокий уровень образования персонала, происходит постоянное обучение сотрудников, повышение квалификации;
- понимание совместного вклада в развитие компании.
В основе эффективности управления в этих странах лежит создание дружных коллективов с использованием сочетания формальных факторов организации труда с неформальными, рациональных методов менеджмента, которые основаны на доверии и взаимной симпатии руководителей. Отличие от американского стиля менеджмента - в способе проведения переговоров японскими бизнесменами, которые обсуждают все вопросы, постепенно приближаясь к самой сути вопроса. Цель достигнуть взаимопонимания и доверия, а только потом переходить к решению деловых проблем.
Активно разрабатывались концепции специфической модели именно в Японии, а после уже использовались другими странами. Довольно многими странами были применимы японские разработки. Для более полного понимания азиатской модели менеджмента рассмотрим Японию как страну, в которой и происходило формирование и развитие.
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских.
1.2 Китайский метод управления
В современном Китае руководители обычно совмещают элементы западных и восточных теорий и культур, так как большинство молодых руководителей обучаются за границей. Культура предприятия основывается на структурной сбалансированной философии, которая исходит из китайской древней философии.
В Китае принят патерналистский стиль управления, при котором владелец является патриархом, а подчиненные - дети. Традиционные семейные ценности распространяются на рабочие отношения, поэтому владелец ожидает от подчиненных лояльности и послушания.
В китайскую модель включают следующие характеристики:
- личное доверие (семейные связи). Владельцы китайских компаний в большинстве случаях сами руководят и передают по наследству сыновьям и дочерям;
- деловая репутация;
- авторитарное и жесткое управление одним начальником;
- бдительный контроль за подчиненными. Руководство стремится контролировать каждый шаг своих подчиненных, это происходит из-за подозрительности к каждому своему сотруднику.
Одной главной особенностью китайского стиля управления принято считать мастерство работника, которое он вырабатывает с помощью различных практик и методических упражнений. Китайские работники должны быть преданы не столько компании, сколько своему начальнику. Личная просьба начальника к работнику, высказанная в вежливой форме вызывает действие.
Руководство китайской компании не способствует проявлению инициативы со стороны подчиненных, что заметно снижает чувство личной ответственности. Владелец компании пытается сохранить единоличное руководство над всеми сторонами деятельности организации, также компания неспособна к расширению. Если со временем происходит расширение организации, то она управляется как семейное предприятие.
Так как, менеджмент представляет собой управление персоналом и деятельностью и человек имеет важное значение, то человек - основа. Все это направлено на развитие потенциала сотрудников и рациональный подход к решению вопросов.
В традиционной культуре Китая преобладает коллективизм, семья и коллектив ценятся намного выше, чем индивид. Сотрудничество и трудолюбие ценятся руководителями китайских компаний. Процесс управления представляет собой достижение баланса в отношении между компанией и персоналом, компанией и клиентами. Каждый руководитель должен достигать такого баланса, а также уметь организовывать группу для решения поставленных задач. Идеальная команда организации должна иметь структурную балансировку, взаимодополняющий характер и способности, вдумчивость и активность.
Культура предприятия взаимосвязана с семейными особенностями, именно это влияет на взгляды китайцев, так как внутри семьи складываются очень доверительные отношения. Оптимальный режим и человеческое отношение сочетаются в рациональной модели китайского менеджмента, основой которого являются человеческие ресурсы Китая, дающие максимальный эффект.
Особенностью менеджмента в Китае является мягкое, радушное и уважительное отношение топ-менеджеров к своим подчиненным. Китайский менеджмент базируется на таком принципе, как «Дела зависят от человеческого отношения». Например, выполнение общего задания происходит без распределения обязанностей между сотрудниками и жесткого закрепления рабочего места, работники трудятся и показывают свои способности и особенности, взаимодействия складываются в зависимости от человеческого отношения.
В формировании современной модели управления китайцы использовали мировой опыт, но и учитывали особенности своей страны. Нужно отметить, что ежегодное увеличение темпов роста, многомиллиардные иностранные инвестиции, деятельность огромного количества совместных компаний вселяют в китайское общество оптимизм и веру в то, что в будущем развитие Китая будет проходить на таком же уровне.
1.3 Японский метод управления
Японский стиль управления направлен на обеспечение кадровой стабильности, строится на выделении в качестве первичного звена, являющегося объектом руководства, группы. Тем самым воплощается дух «товарищества» (семьи). Благосостояние семьи тесно связаны с благополучием и процветанием фирмы, в которой работает человек, с его личным усердием и преданностью делу (целям) фирмы.
Японские руководители предпочитают, чтобы информация поступала с низшего уровня на высший. Этот стиль управления представляет наблюдение и контроль, чем практический подход. Поэтому начальники не всегда понимают проблемы своих сотрудников.
В Японии не применяется отбор и назначение работников на должности со строго определенными обязанностями и четко профессиональными квалификационными и личностными качествами. В большинстве случаев профессия, полученная в университете, не имеет никакого значения для карьеры работника.
Каждый работник должен пройти все ступени должностной иерархии, начиная с самой нижней (рабочий, уборщик, курьер), постепенно переходя из подразделения в подразделение. Достижение им определенного уровня помогает лучше понимать, осознавать и учитывать интересы всех сотрудников.
Постоянное продвижение формирует высококвалифицированного специалиста широкого профиля, компетентного во многих сферах деятельности компании. За каждым работником остается свобода творчества в выборе форм и методов их реализации при четко поставленной цели. Также происходит непрерывное обучение, как должное, поэтому сотрудники учатся новым знаниям до самой пенсии. Благодаря этому сотрудники работают во многих отделах компании, тем самым они легче приспосабливаются к новым задачам.
Японский менеджмент включает в себя принципы:
- утренняя зарядка для сотрудников фирмы;
- проведение рабочего времени в форменной одежде;
- обязательное награждение за успехи в труде, а также благодарность за выполнение работы;
- использование метода консенсуса на совещаниях руководителей, которые заканчиваются принятием решений;
- наличие общей столовой и для руководителей и рядовых сотрудников;
- большое значение стажа работы сотрудника на фирме для назначения заработной платы и продвижение на службе;
- пожизненное принятие на работу. Японский работник, который принимается на работу «пожизненно» испытывает чувство глубокого удовлетворения. Так как факт приема на постоянную работу, рассматривается как признание его способностей. Для японских работников «пожизненный наем» выступает мощным возбудителем их мотивационных сил.
- «кружки качеств», в которые входят рабочие, менеджеры и руководители компаний. Это непрерывный процесс, который обеспечивает основу для взаимного сотрудничества менеджмента и рабочих. С одной стороны, это образовательный и познавательный процесс. С другой - процесс, который содействует участию рабочих в мероприятии, затрагивающих их повседневную работу;
- практика поставок точно в срок, которая дает возможность избавиться от громоздких складских помещений и позволяет достичь высокого уровня дисциплины персонала фирмы;
- предоставление пенсионного пособия всем членам семьи рабочего после выхода его на пенсию.
Среди основных характеристик японского стиля управления можно выделить:
- разнообразный выбор должностей и гибкая система назначения;
- сплоченность коллектива;
- инициатива работников и творческий подход;
- заботливость и внимательность;
- соблюдение пяти принципов: ликвидация ненужных предметов на рабочих местах; правильное расположение и хранение нужных предметах; постоянное сохранение чистоты на рабочем месте; постоянная готовность рабочего места к работе; дисциплина и соблюдение перечисленных принципов;