Файл: SWOT – анализ на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделив факторы микроокружения, определяющие конкурентные силы, необходимо определить  какие из них оказывают наибольшее влияние на внутриотраслевую деятельность объединения и являются ключевыми при разработке стратегии предприятия (таблица 4).

Таблица 4 –Анализ конкурентных сил Объединения «Русский Фейерверк»

Группа факторов

События и факторы

Признаки появления  факторов на рынке

Сила

вес

Оценка влияния

Ситуация в отрасли

Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке

ограниченное  число конкурентов, в основном равны  по мощности

3

18

54

Изменение платежеспособности спроса

платежеспособный  спрос на товар

3

14

42

Степень стандартизации товара, предлагаемого  на рынке

многие товары средств пиротехники  «Русского Фейерверка» и конкурентов взаимозаменяемы

3

12

36

Издержки  переключения клиента с одного производителя на другого

финансовые  издержки при расторжении контракта  на поставку средств пиротехники, географические ограничения снижают вероятность  ухода клиентов к конкурентам

3

15

45

Унифицированность сервисных услуг по  товару в  отрасли

набор сервисных  услуг  аналогичен

2

11

22

Барьеры ухода с рынка

издержки ухода  клиентов с данного рынка велики

3

15

45

Ситуация  на смежных товарных рынках

уровень конкуренции  на смежных товарных рынках высок

2

10

20

Привлекательность рынка данного продукта

специфический товар имеет ограниченный спрос

1

5

5

Итого

100

2,69

Влияние потенциальных конкурентов

Трудности выхода на отраслевой рынок

жесткие входные барьеры, т.к. конкурентов  не много, но они достаточно крупные

3

80

240

Отраслевые  преимущества

возможность производства редких средств пиротехники, государственная  поддержка предприятий

3

20

60

Итого

100

3

Влияние поставщиков

Уникальность  канала поставок

высокая, часть комплектующих сделается  на заказ

3

50

150

Значимость  покупателя

Объединение «Русский Фейерверк» является важным клиентом для фирм-поставщиков

3

25

75

Доля  отдельного поставщика

доля одного поставщика определяет затраты на поставки

3

25

75

Итого

100

3

Влияние покупателей

Статус  покупателей

покупателей в отрасли достаточное количество, покупатели -  государственные и коммерческие организации.

3

40

120

Значимость  товара у покупателя

товар является важной составляющей для покупателей (рынок B2B)

3

35

105

Стандартизация  товара

увеличивается стоимость товара при переходе к другому производителю средств пиротехники

2

25

50

Итого

100

2,75

Влияние товаров заменителей

Цена

на  прямую зависит от себестоимости  товара и учитывается сложность  использования, количество выстрелов, уровень изделия

3

50

150

Стоимость "переключения"

товара заменителя нет

1

10

10

Качество  основного товара

высокое качество товара определяется характером продукции, возможности нанесения вреда  здоровью человека

3

40

120

Итого

100

2,8

2,9


   

В итоге, видно, что наибольшие удельные значения – это сложность входа на рынок, на котором уже существуют долгое время крупные игроки, хоть их не большое количество, но они имеют государственную и частную поддержку. При этом предприятие имеет уникальных поставщиков, которые изготавливают некоторые виды комплектующих на заказ, а так же  производство некоторых материалов находится под государственным контролем. Клиентами Объединения «Русский Фейерверк» являются крупные торговые предприятия, которые осуществляют розничную продажу в регионах РФ и государственные силовые ведомства, распределяющие произведенную продукцию по всем военным частям, подразделениям. И того среднее влияния факторов микросреды 2,9 балла, судя по этого показателю в данной отрасли средний уровень конкуренции.

2.3 Анализ внутреннего окружения

 Внутренний анализ дает возможность разобраться в деятельности компании, определить насколько эффективно поставлены цели и стратегия, правильно ли используются имеющиеся ресурсы предприятия, уровень и характер взаимоотношений в коллективе и в организации в целом, для этого воспользуемся ресурсным подходом.

   Первый  этап ресурсного подхода – это  идентификация ресурсов фирмы (таблица 5).

Таблица 5 – Идентификация ресурсов Объединения «Русский Фейерверк»

Вид ресурсов

Характеристика  ресурсов

Материальные

Финансовые

Источники финансирования:

  • Нераспределенная прибыль от реализации гражданской продукции и средств пиротехники (60%);
  • Заемные средства у банков (20%).
  • Инвестиции (20%)

Нераспределенная  прибыль дает возможность Объединение «Русский Фейерверк» финансировать свое существующие и будущие стратегии.

Физические

Объединение «Русский Фейерверк» имеет в своем ведении:

  • большое количество площадей используемых в производстве или сдаваемых в аренду;
  • оборудование – большая часть капитального оборудование имеет значительный возраст своего использования, однако предприятие проводило техническое переоснащение в некоторых цехах. Имеет большие габариты и должны соблюдается определенные правила при размещении в цехе, многое оборудование может использоваться при производстве продукции ил полимеров;
  • основная площадка предприятие имеет удобное расположение – на окраине города, т.к. одной из функций предприятие является испытание продукции на полигоне, которые сопровождаются высоким уровнем шума.
  • использование информационных систем, позволяющие получать доступ к информации в зависимость от уровня допуска секретности.

Человеческие

Специализированные  навыки и знания

  • знания в области экономики, финансов, ведения бухучета, правового регулирования деятельности;
  • умение проектирования, разработки и изготовления изделий и необходимых специальных инструментов для серийного производства;
  • знания и навыки безопасного обращения с взрывоопасными веществами, готовой продукцией;
  • знания по гражданской обороне.

Способность к взаимодействию и общению

На предприятии проводятся собрания разных уровней, на которых начальники отделов (цехов) предоставляют отчеты о сделанных работах, имеющихся результатах эффективности (неэффективности) деятельности.

Так же предприятие взаимодействует с поставщиками и покупателями производимой продукции на различных мероприятиях городского уровня, фестивалях, выставках и при личных встречах.

Мотивация

Уровень мотивированности на предприятии низкий. Мотивация  осуществляется в основном за счет получения премиальных выплат.

Нематериальные

Культура

Организационная культура  предприятия проявляет  себя через  символы «высокого» и  «низкого» уровня. К символам «высокого» уровня можно отнести миссию, цели организации, логотип, годовой финансовый отчет, униформу рабочего персонала и т.д. К символам «низкого» уровня можно отнести своеобразный сленг всего персонала, неформальные встречи членов отдельного отдела (цеха) в честь праздником и дней рождений и т.д.

По типологии  Хэнди не просто определить, к какому типу принадлежит наша организация, поскольку просматриваются элементы различных типов структур. Но можно сделать вывод что в большей степени – это культура власти и культура задачи.

Согласно  классификации типов культур  Майлза и Сноу организационная культура Объединение «Русский Фейерверк» относится к типу – защитники. Такие организации занимая рыночную нишу, стремятся найти частные преимущества путем специализации и снижения затрат.они действуют на стабильных зрелых рынках, защищают свое положение на рынке.

Технологии

Лицензии и  сертификаты на пиротехническую  продукцию, на ее изготовление, хранение, перевозку и продажу.

Репутация

Один из лидеров на рынке пиротехнических изделий, легко узнаваемый бренд по логотипу на упаковке.


  

 Второй  этап ресурсного подхода – это  идентификация организационных способностей, которыми обладает компания.

Основные  виды деятельности:

Внутренняя логистика.

Приемка материально-технических ресурсов на склады сырья и материалов;

Создание запасов, необходимых для производства;

Доставка материально-технических ресурсов со склада до отделов и цехов.

Перевозка готовой продукции на склады.

Опасность для жизни человека при перевозке готовых изделий содержащих взрывчатые вещества.

Операции (производство).

Разработанный и утвержденный технологический процесс  конструирования средств пиротехники;

Ведется обработка используемых в производства материалов, изготовление пиротехнических составов в центральной заводской лаборатории;

Цехом №11 ведется изготовление необходимых комплектующих изделий для сборки готового товара;

Цехом №2 производится сборка готового изделия;

Проверка качества изготовленной продукции, испытание на полигоне.

Вредные для здоровья человека условия труда, связанные с работой с химическими веществами.

Внешняя логистика.

Успешность заключения договоров с логистическими фирмами на осуществление перевозок на дальние расстояния необходимых материалов, сырья, комплектующих;

Опасность для жизни человека при перевозке готовых изделий содержащих взрывчатые вещества.

Маркетинг и продажи.

Разрабатываются коммерчески предложения;

Заключение договоров на производство и продажу необходимой продукции;

Минимальная возможность регулирования цены.

Обслуживание.

+ Установка  фейерверков 

Вспомогательные виды деятельности:

Инфраструктура компании.

Наличие собственных зданий и сооружений;

Наличие испытательного полигона;

Отдельные телефонные линии;

Установленная компьютерная система документооборота;

Разработка планов, бюджетов на год.

Неотлаженность работы компьютерной системы документооборота.

Управление человеческими ресурсами.

Подбор персонала на вакантные должности;

Повышение квалификации;

Аттестация персонала в конце года;

Обязательное обучение по ГО;

Сотрудничество со студентами технических специальностей;

Мотивация только по средствам премиальных;

Разработка технологий.

Наличие охранных документов (лицензий и патентов);

Отделом главного конструктора ведется проектировка новых установок для высотных фейерверков.


Материально техническое снабжение.

Определение потребности в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, оборудовании, комплектующих изделиях, инструментах, топливе, канцелярских товарах и др.);

Контроль качества, количества, комплектности материально-технических ресурсов;

   В результате построения ценностной цепочки  по Портеру, можно сделать вывод, что для Объединения «Русский Фейерверк» исключительную ценность составляют, несомненно, производство, а также продажа пиротехнической продукции. Внешняя логистика, поскольку вез своевременной доставки необходимого сырья, материалов и комплектующих, будет невозможен выпуск продукции точно в срок. Немаловажное значение имеют маркетинг и разработка технологии, так как возможность разработки технологии изготовления того или иного товара, дает возможность отделу маркетинга расширить круг потенциальных клиентов на заказ данного продукта. Особой ценностью на предприятии выступает – персонал, так как осуществлении всех этих видов деятельности, невозможно без непосредственного участия человека. 

2.4 SWOT-анализ

   

На  основе проведенных анализов внешней  и внутренней среды Объединение «Русский Фейерверк» сформируем итоговую матрицу SWOT-анализа, который обобщает все полученные результаты и поможет определить совокупность необходимых стратегических действий, задавая основу для формирования стратегии развития фирмы (таблица 6).

Таблица 6 – Матрица SWOT-анализа Объединение «Русский Фейерверк»

Сильные стороны

Слабые  стороны

Опыт  на рынке

Большие затраты  на изготовление средств пиротехники

Широкий ассортимент выпускаемых средств  пиротехники

Вредные условия  труда

Большая клиентская база

Высокая трудоемкость производства средств пиротехники

Удобное месторасположение завода

Неотлаженность работы компьютерной системы документооборота

Конкурентоспособный, уникальный, качественный товар

Финансовая  мотивация персонала

Долголетние отношения с поставщиками

Отсутствие  разработанных и внедренных маркетинговых  средств продвижения товаров

Постоянная  работа с персоналом

Минимальная возможность  регулирования цены

Возможности

Угрозы

Увеличение  производственных мощностей за счет приобретения пиротехнических заводов в регионах

Внедрение новых  технологий изготовления пиротехнических  составов конкурентами

Увеличение  оптовых гос. заказов 

Ужесточение нормативов в области охраны окружающей среды

Вступление  России в ВТО

Демографический кризис и алкоголизация России

Внедрение новых программ в образовании

Снижение мотивации  молодежи к труду

Старение  технической базы у конкурентов

Ужесточение законов  об использовании средств развлекательной  пиротехники

Снижение  вывозных таможенных пошлин

Рост цен  на полезные ископаемые


   

Определив факторы, можно рассчитать оценку фактора, которая покажет степень важности данного фактора (таблица 7).

Таблица 7 - матрица SWOТ-анализа Объединение «Русский Фейерверк» (количественная оценка)

Перечень  факторов по критериям

Шкала размеров

Размер  фактора

Вес критерия

Оценка  фактора

Сильные стороны (S)

Опыт на рынке

1-10

10

0,25

2,5

Широкий ассортимент выпускаемых средств  пиротехники

10

2,5

Большая клиентская база

8

2

Удобное месторасположение завода

8

2

Конкурентоспособный, уникальный, качественный товар

9

2,25

Долголетние отношения с поставщиками

10

2,5

постоянная  работа с персоналом

7

1,75

Суммарная оценка критерия (S)

62

15,5

Слабые  стороны (w)

Большие затраты  на изготовление средств пиротехники

1-10

10

0,25

2,5

Вредные условия труда

8

2

Высокая трудоемкость производства средств  пиротехники

8

2

Неотлаженность работы компьютерной системы документооборота

6

1,5

Финансовая  мотивация персонала

7

1,75

Отсутствие  разработанных и внедренных маркетинговых средств продвижения товаров

8

2

Минимальная возможность регулирования цены

8

2

Суммарная оценка критерия (W)

55

13,75

Возможности (О)

Покупка пиротехнических  заводов в регионах

1-10

9

0,25

2,25

Увеличение  оптовых гос. заказов

9

2,25

Вступление  Росии в ВТО

7

1,75

Старение  технической базы у конкурентов

7

1,75

Снижение  вывозных таможенных пошлин

8

2

Суммарная оценка критерия (О)

40

10

Угрозы (Т)

Внедрение новых  технологий изготовления пиротехнических  составов конкурентами

1-10

10

0,25

2,5

Ужесточение закона об охране окружающей среды

8

2

Демографический кризис и алкоголизация России

8

2

Снижение  мотивации молодещи к труду

8

2

Ужесточение законов об использовании средств  развлекательной пиротехники

10

2,5

Рост  цен на полезные ископаемые

9

2,25

Суммарная оценка критерия (Т)

53

13,25