ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие «конкуренция» изначально пришло в экономическую теорию из бытового языка и долгое время определялось только как независимое соперничество между людьми. Именно поведенческий подход к трактовке понятия конкуренции изначально был закреплен в экономической литературе.
Конкуренцию считали внутренним свойством человека, которое было присуще ему, что не могло не отразится на экономическом поведении людей, стремящихся к соперничеству [14].
Наибольшую популярность получила точка зрения А. Смита. Его работы «Изучение природы и причин богатства народов» легли в основу современной экономической науки, обозначили основополагающую роль конкуренции, воплощая ее действие по принципу «невидимой руки»: каждый человек, преследующий только свои эгоистичные цели, направляется невидимой рукой провидения в интересах получения максимальной пользы для всех. Отсюда следует, что рынок - это саморегулируемый субъект, и любое вмешательство государства в сферу свободной конкуренции с наибольшей вероятностью будет иметь негативные последствия [12].
По мнению Ф. Х. Найта, конкуренция представляет собой некую ситуацию, содержащую в себе большое количество соперничающих объектов, являющихся неподвижными.
Й. А. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество между чем-то старым и новым.
Ф. Котлер в своей работе рассматривает конкурентоспособность как способность организации противостоять конкуренции [23].
Майкл Портер считал важным в исследовании конкурентоспособности
организации определение ее адаптивности к каким-либо техническим и технологическим изменениям.
Также, существует неоклассический вариант определения конкуренции. Родоначальник данной теории – А. Маршалл – связывает ее с борьбой за уникальные и редкие экономические блага, а также за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Суть данной теории в том, что количество большинства товаров, услуг и ресурсов меньше, чем потенциальная потребность
общества в них. Поэтому владельцы этих благ могут распределять их, руководствуясь своей личной выгодой. Они выставляют определенные условия или критерии, затем, в зависимости от исполнения этих условий, решают кому предоставить блага, а кому-нет [14].
Конкуренцию и конкурентоспособность важно изучать, так как:
-
это естественный регулятор ряда экономических явлений;
-
она отсеивает экономических субъектов, предлагающих на рынке самое высокое качество по лучшей цене, и тех, кто наилучшим образом удовлетворяет социальные потребности; -
это один из основных факторов здорового экономического роста.
-
Методы оценки конкурентоспособности организации
По мнению маркетологов, конкурентоспособность товара – это его преимущество на рынке, обеспечивающее успешный сбыт в условиях конкуренции. Гурков И.Б. определил конкурентоспособность товара как
«способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя), по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря
лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам». Конкурентоспособный товар должен удовлетворять запросы покупателя (потенциального потребителя) на высшем уровне, в большей степени соответствовать его предпочтениям по сравнению с товарами конкурентов [19, с.11-12].
Целью оценки конкурентоспособности организации является возможность определить ее сильные и слабые стороны с учетом внутренних ресурсов и развития рыночной конъюнктуры [13].
В настоящее время нет общепринятого подхода к оценке конкурентоспособности предприятий. Выбор метода оценки - это субъективный процесс и оценка конкурентоспособности определенного объекта с использованием разных методов и подходов, результаты могут быть получены совершенно противоположные. В связи с этим исследование многих экономистов сосредоточенных на изучении теоретических и методологических основ определения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов различны и обширны [20].
Методы оценки конкурентоспособности предприятия представлены множеством различных моделей, матриц, и каждая из них обладает своими отличительными признаками. Основные методы представлены в Таблице 1.1:
Таблица 1.1 – Методы оценки конкурентоспособности
Название метода | Авторы | Описание метода |
Матричные методы | Портер М.Е., | Наиболее |
(графические) | Ансофф И., | конкурентоспособными |
| Ламбен | считаются те организации, |
| Ж.Ж.,Томпсон А. и | которые функционируют на |
| Стрикленд А., | быстрорастущем рынке и |
| разработка БКГ и | занимают существенную его |
| других компаний | долю. Основываются на |
| | маркетинговой оценке |
| | деятельности фирмы и ее |
| | продукции. |
Методы, | Юданов А.Ю., Яшин | Чем выше |
основывающиеся на | Н.С., Портер М.Е., | конкурентоспособность |
процедуре оценивания | Познякова Т.В., | товара или услуги, тем выше |
конкурентоспособности | Печенкина А.Н., | конкурентоспособность |
производимого | Фомина В.Н | организации в целом. Для |
предприятием товара или | | определения |
оказываемой услуги | | конкурентоспособности |
| | продукции используются |
| | различные методы, в основе |
| | которых лежит нахождение |
| | соотношения цена- качество. |
Продолжение таблицы 1.1
Методы, в основу которых положена теория эффективной конкуренции | Классификация показателей, разработанная компанией «Dun & Bradstreet», Максимова И. | Наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. Согласно данному методу, на эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов – ресурсов организации. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. |
Рейтинговая оценка | Рейтинговая оценка составляется | Установление иерархии организаций благодаря |
| индивидуально в | осуществлению сравнительного |
зависимости от целей | анализа достигнутых ими | |
анализа | результатов в различных | |
| областях деятельности. |
Одним из самых известных методов определения конкурентоспособности организации является матрица, которая была создана основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном (матрица БКГ). Цель построения матрицы БКГ заключается в определении этапа жизненного цикла, на котором находится каждый товар фирмы, в разделении всех товаров
на однородные группы, соответствующие этапу жизненного цикла, а также в разработке политики для каждой группы товаров [10]. В матрице позиция каждого продукта определяется по двум характеристикам:
-
Текущая доля рынка бизнеса (отношение доли рынка, занимаемой товаром компании, к доле рынка товара ведущего конкурента); -
Потенциал роста бизнеса (среднегодовой темп прироста объема реализации данного).
Графически матрица БКГ представляет собой таблицу, разделённую на четыре части. Каждой из частей присвоено свое собственное значение и запоминающееся название: «Звезды», «Дойные коровы», «Темные лошадки» и
«Собаки». Так, «звездам» соответствуют высокие темпы рыночного роста и наибольшая доля на рынке. Они популярны, привлекательны, перспективны, быстро развиваются, но при этом требуют значительных инвестиций в себя. А у
«собак» все наоборот: низкая относительная доля на рынке, низкие темпы роста рынка, низкий доход и рентабельность. Обычно они самоокупаются, но не более того, поэтому перспектив у них нет [15].
Пример матрицы Бостонской консалтинговой группы отражен в рисунке
1.1: