ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Понятие «конкуренция» изначально пришло в экономическую теорию из бытового языка и долгое время определялось только как независимое соперничество между людьми. Именно поведенческий подход к трактовке понятия конкуренции изначально был закреплен в экономической литературе.
Конкуренцию считали внутренним свойством человека, которое было присуще ему, что не могло не отразится на экономическом поведении людей, стремящихся к соперничеству [14].

Наибольшую популярность получила точка зрения А. Смита. Его работы «Изучение природы и причин богатства народов» легли в основу современной экономической науки, обозначили основополагающую роль конкуренции, воплощая ее действие по принципу «невидимой руки»: каждый человек, преследующий только свои эгоистичные цели, направляется невидимой рукой провидения в интересах получения максимальной пользы для всех. Отсюда следует, что рынок - это саморегулируемый субъект, и любое вмешательство государства в сферу свободной конкуренции с наибольшей вероятностью будет иметь негативные последствия [12].

По мнению Ф. Х. Найта, конкуренция представляет собой некую ситуацию, содержащую в себе большое количество соперничающих объектов, являющихся неподвижными.

Й. А. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество между чем-то старым и новым.

Ф. Котлер в своей работе рассматривает конкурентоспособность как способность организации противостоять конкуренции [23].

Майкл Портер считал важным в исследовании конкурентоспособности
организации определение ее адаптивности к каким-либо техническим и технологическим изменениям.

Также, существует неоклассический вариант определения конкуренции. Родоначальник данной теории А. Маршалл связывает ее с борьбой за уникальные и редкие экономические блага, а также за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Суть данной теории в том, что количество большинства товаров, услуг и ресурсов меньше, чем потенциальная потребность
общества в них. Поэтому владельцы этих благ могут распределять их, руководствуясь своей личной выгодой. Они выставляют определенные условия или критерии, затем, в зависимости от исполнения этих условий, решают кому предоставить блага, а кому-нет [14].

Конкуренцию и конкурентоспособность важно изучать, так как:


  • это естественный регулятор ряда экономических явлений;




  • она отсеивает экономических субъектов, предлагающих на рынке самое высокое качество по лучшей цене, и тех, кто наилучшим образом удовлетворяет социальные потребности;

  • это один из основных факторов здорового экономического роста.



    1. Методы оценки конкурентоспособности организации



По мнению маркетологов, конкурентоспособность товара это его преимущество на рынке, обеспечивающее успешный сбыт в условиях конкуренции. Гурков И.Б. определил конкурентоспособность товара как

«способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя), по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря

лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам». Конкурентоспособный товар должен удовлетворять запросы покупателя (потенциального потребителя) на высшем уровне, в большей степени соответствовать его предпочтениям по сравнению с товарами конкурентов [19, с.11-12].

Целью оценки конкурентоспособности организации является возможность определить ее сильные и слабые стороны с учетом внутренних ресурсов и развития рыночной конъюнктуры [13].

В настоящее время нет общепринятого подхода к оценке конкурентоспособности предприятий. Выбор метода оценки - это субъективный процесс и оценка конкурентоспособности определенного объекта с использованием разных методов и подходов, результаты могут быть получены совершенно противоположные. В связи с этим исследование многих экономистов сосредоточенных на изучении теоретических и методологических основ определения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов различны и обширны [20].
Методы оценки конкурентоспособности предприятия представлены множеством различных моделей, матриц, и каждая из них обладает своими отличительными признаками. Основные методы представлены в Таблице 1.1:

Таблица 1.1 Методы оценки конкурентоспособности



Название метода

Авторы

Описание метода

Матричные методы

Портер М.Е.,

Наиболее

(графические)

Ансофф И.,

конкурентоспособными




Ламбен

считаются те организации,




Ж.Ж.,Томпсон А. и

которые функционируют на




Стрикленд А.,

быстрорастущем рынке и




разработка БКГ и

занимают существенную его




других компаний

долю. Основываются на







маркетинговой оценке







деятельности фирмы и ее







продукции.

Методы,

Юданов А.Ю., Яшин

Чем выше

основывающиеся на

Н.С., Портер М.Е.,

конкурентоспособность

процедуре оценивания

Познякова Т.В.,

товара или услуги, тем выше

конкурентоспособности

Печенкина А.Н.,

конкурентоспособность

производимого

Фомина В.Н

организации в целом. Для

предприятием товара или




определения

оказываемой услуги




конкурентоспособности







продукции используются







различные методы, в основе







которых лежит нахождение










соотношения цена- качество.

Продолжение таблицы 1.1


Методы, в основу которых положена теория эффективной конкуренции

Классификация показателей, разработанная компанией «Dun & Bradstreet», Максимова И.

Наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб.

Согласно данному методу, на эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов ресурсов организации. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих

ресурсов.


Рейтинговая оценка

Рейтинговая оценка составляется

Установление иерархии организаций благодаря






индивидуально в

осуществлению сравнительного

зависимости от целей

анализа достигнутых ими

анализа

результатов в различных




областях деятельности.



Одним из самых известных методов определения конкурентоспособности организации является матрица, которая была создана основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном (матрица БКГ). Цель построения матрицы БКГ заключается в определении этапа жизненного цикла, на котором находится каждый товар фирмы, в разделении всех товаров
на однородные группы, соответствующие этапу жизненного цикла, а также в разработке политики для каждой группы товаров [10]. В матрице позиция каждого продукта определяется по двум характеристикам:

  1. Текущая доля рынка бизнеса (отношение доли рынка, занимаемой товаром компании, к доле рынка товара ведущего конкурента);

  2. Потенциал роста бизнеса (среднегодовой темп прироста объема реализации данного).

Графически матрица БКГ представляет собой таблицу, разделённую на четыре части. Каждой из частей присвоено свое собственное значение и запоминающееся название: «Звезды», «Дойные коровы», «Темные лошадки» и

«Собаки». Так, «звездам» соответствуют высокие темпы рыночного роста и наибольшая доля на рынке. Они популярны, привлекательны, перспективны, быстро развиваются, но при этом требуют значительных инвестиций в себя. А у

«собак» все наоборот: низкая относительная доля на рынке, низкие темпы роста рынка, низкий доход и рентабельность. Обычно они самоокупаются, но не более того, поэтому перспектив у них нет [15].
Пример матрицы Бостонской консалтинговой группы отражен в рисунке

1.1: