ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 1.1 - Матрица Бостонской консалтинговой группы
Организация, выступающая на рынке, должна изучить всю свою конкурентную среду, а именно, конкурентные силы, которые влияют на нее, характеризуемые хорошо известной моделью движущих сил Портера. Такая модель основана на разработанной им концепции конкурентной стратегии.Данная модель изображена на Рисунке 1.2:
Рисунок 1.2 – Модель пяти сил М. Портера
Цель данной модели – предоставить оптимальное управление портфелем организации, ее финансами, где основным фактором являются конкурентные силы рынка. Здесь учитывается наличие угрозы со стороны потенциальных конкурентов, а также импорта товаров, являющихся наиболее конкурентоспособными. Конкуренты также существуют внутри собственной отрасли. Поставщики и покупатели на рынке могут стать конкурирующей силой. Товары-заменители также могут представлять конкурентную угрозу.
Одним из наиболее распространенных и универсальных методов, применяемых во многих областях, является SWOT-анализ. На базе анализа данный метод дает возможность выявить сильные и слабые стороны организации, а также выявить потенциальные возможности и внешние угрозы. SWOT-анализ предоставляет возможность пользоваться большим количеством качественных характеристик и помогает характеризовать факторы эффективности предприятия, которые не могут
поддаваться количественной оценке.
SWOT-анализ предполагает, что для успешного развития коммерческого проекта необходимо учитывать следующие характеристики (см. рис. 1.3):
Рисунок 1.3 – SWOT - анализ
SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя - в О и Т [5].
Методология оценки рейтингового агентства «Эксперт РА» является оригинальной разработкой, которая включает в себя анализ финансовых показателей, отражающих платежеспособность и общую стабильность работы банка [8].
Анализ представленных выше факторов предполагает субъективную оценку системы показателей, проводимую специалистами агентства. Результатом анализа является распределение банков на 4 группы в зависимости от уровня их конкурентоспособности - A, B, C или D.
Использование анализа внутренней и внешней среды банков в данном рейтинге дает возможность полностью отразить их конкурентоспособность.
Для сравнения предприятия с конкурентами существует специальный инструмент – многоугольник конкурентоспособности. Суть данного метода заключается в сравнительной оценке ключевых свойств товара организации и товаров конкурентов с последующей визуализацией результатов в форме многоугольника. Каждая вершина многоугольника представляет отдельную характеристику, по которой проводилось сравнение. Сначала товары оцениваются по определенным
критериям с использованием 10 балльной шкалы, оценки заносятся в специальную таблицу, на основании которой в специальной программе (например, Microsoft Excel) и строится многоугольник. Благодаря такому наглядному методу анализа, сразу становится видно, по каким параметрам товар компании проигрывает конкурентам, а по каким он лучше [1].
Пример представлен на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 – Многоугольник конкурентоспособности [1]
Большинство методов оценки конкурентоспособности по большей части основаны на количественном анализе и практически не анализируют качественные показатели. Некоторые методы все же включают в себя оценку качественной стороны, но при этом у авторов нет четкого обозначения анализируемых критериев, и это основная проблема данных методик.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что основание и улучшение социально-экономической системы управления конкурентоспособностью компании является основным условием управления конкурентоспособностью организации, результатом чего является обеспечение и усиление ее конкурентного преимущества.
-
Современные подходы к управлению конкурентоспособностью организации
Наиболее известный и распространенный подход к определению факторов конкурентоспособности компании был предложен российским ученым Р. А. Фатхутдиновым [21]. В этом подходе все факторы делятся на две основные группы в зависимости от возможности организации оказывать на них влияние (см. рис. 1.5).
Рисунок 1.5 – Факторы, влияющие на конкурентные преимущества компании К внешним факторам относится: эффективность государственно-
правового механизма, общая экономическая ситуация и социально- демографическое состояние.
Внутренними факторами является: качество менеджмента, развитие инновационных технологий, организационная структура компании,
ценовая политика, имеющиеся ресурсы и капитал, конкурентная позиция на рынке, уровень рентабельности и прочее.
Исследуем более подробно влияние каждой группы факторов на конкурентоспособность организации.
Если говорить о внутренних факторах конкурентоспособности коммерческой организации, конкурентоспособность банка требует особого внимания. Факторы конкурентоспособности банка и его продуктов связаны с методами конкуренции, которые чаще всего делятся на ценовые и неценовые [16].
Посредством ценовой конкуренции продавцы оказывают влияние на спрос, прежде всего, через изменение цен. Чем более уникальным является продукт с точки зрения потребителя, тем больше свободы у маркетологов для установления более высоких цен, чем у конкурентов.
В ценовой конкуренции продавцы следуют кривой спроса и повышают или понижают свою цену. Это гибкий маркетинговый инструмент, так как цены могут быть изменены быстро и легко, опираясь на факторы спроса, стоимости или конкуренции.
Главное условие успешной конкуренции при помощи цен - постоянное усовершенствование производства и снижение себестоимости продукции, поэтому в выигрыше тот производитель, у которого есть реальный шанс ее понизить.
Ценовая конкуренция-
это конкуренция между продавцами, которая характеризуется снижением цены до уровня ниже конкурентной цены аналогичной продукции с целью повышени я потребительского спроса. В этой ситуации основным средством борьбы конку рирующих фирм является изменение цен.
Свобода устанавливать цены зависит от уникальности продукта: исключительный продукт может иметь более высок
ую цену. Корректировка цены на основе спроса, затрат или конкуренции являет ся гибким маркетинговым инструментом. Простое дублирование ценового инди катора конкурентами может привести к ценовой войне.
Успех ценовой конкуренции может быть достигнут при ключевом услови и: постоянном совершенствовании производства и снижении начальной цены п родукта. Если у продавца есть объективные возможности снизить себестоимост ь продукции, он от этого выиграет [14].
В основе неценовой конкуренции лежит не уровень цены, а качество товара, его технические характеристики, технологичность и долговечность. Появление данного метода конкурентной борьбы обусловлено усложнением запросов потребителей в силу роста уровня их доходов, расширением объемов рынка, ускорением научно-технического и технологического прогресса [14].
Неценовая конкуренция выделяет продукты при помощи рекламы, сервиса, дизайна, доступности и других маркетинговых способах, что помогает минимизировать цену, являющуюся фактором спроса потребителей.
Главной особенностью неценовой конкуренции является то, что в первую очередь обращается внимание на уникальность товара, его надежность и качественность. Благодаря этому появляется возможность привлечь новых потребителей товара и повышение его конкурентоспособности. Ключевая цель неценовой конкуренции – это совершенствовать свою продукцию, повышать ее качество и надежность.
При неценовой конкуренции продавцы делают упор на уникальных