Файл: Курс лекций по дисциплине проектирование информационных систем Для студентов iv курса специальности 080801 Прикладная информатика (по областям).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Организация работ по проектированию ИС определяется порядком взаимодействия между несколькими сторонами, участвующими в этом процессе: пользователем, заказчиком, администратором и разработчиком.

Пользователь – это организация или группа подразделений, которые используют результаты обработки информации на ЭВМ (административно-управленческий аппарат, для которого создается система)

Пользователь выполняет следующие функции:

  • формирует исходные данные для проектирования и обработки;

  • определяет состав задач для автоматизации;

  • определяет основные требования к задачам и режим функционирования системы.

Заказчик – это ответственное лицо (организация или подразделение), которое выполняет функции:

  • формирует требования к системе и ее частям;

  • выдает техническое задание, финансирует разработку ИС;

  • обеспечивает проведение комплекса мероприятий по созданию ИС;

  • проводит внедрение и прием проекта.

Заказчик несет ответственность перед пользователем за соответствие состава и характеристик решаемых задач исходным данным пользователя, за сроки создания системы, правильность использования ресурсов в процессе проектирования.

Администратор – ответственное лицо, которое выполняет эксплуатацию программно-технических средств и информационного и методологического обеспечения ИС.

Администратор несет ответственность перед пользователем за правильность результатов работы ИС и их своевременность, а перед заказчиком и разработчиком – за соблюдением условий эксплуатации.

Разработчик - это ответственное лицо (организация или подразделение), которое выполняет следующие функции:

  • разрабатывает ИС по техническому заданию заказчика;

  • принимает участие во внедрении;

  • осуществляет сдачу проекта заказчику;

  • осуществляет авторское сопровождение проекта.

Разработчик несет ответственность перед заказчиком за правильность реализации требований ТЗ, научно-технический уровень разработки, сроки проведения работ, качество проектной документации, правильность расхода денежных ресурсов.
Существует несколько типов схем организации работ с участием четырех сторон, выбор которых зависит от объема заказа.

1. Если заказ имеет небольшие размеры по стоимости и по продолжительности работ, то принимают первую схему, в которой в одном лице выступают заказчик
, разработчик и администратор.

Достоинства:

  • минимальное количество организаций – участников процесса

  • минимальные сроки и стоимость разработки,

Недостатки:

  • недостаточный контроль над научно-техническим уровнем разработки, сроками выполнения работ.



2. Для больших и сложных заказов применяют схему, согласно которой функции разработчика отделяются от функций заказчика и администратора и выполняются другой организацией

Достоинства:

  • рациональное распределение функций между сторонами, участвующими в создании и эксплуатации ИС;

  • возможность привлечения к разработке ИС специализированных организаций (НИИ, СКВ).

Недостаток:

  • отсутствие прямой связи между разработчиком и пользователем, что создает трудности в своевременном получении и детализации исходных данных для проектирования;





3. В том случае, если заказчик - большая организация, которая курирует разработку нескольких проектов ИС, применяют следующую схему.

Достоинства:

  • более высокая степень специализации работников, следовательно, более высокий профессиональный уровень;

  • возможность организации контроля за сроками и качеством выполнения работ.




РАЗДЕЛ 2. КАНОНИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
ТЕМА 4. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ КАНОНИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Рассматриваемые вопросы:


  1. Состав и содержание работ на предпроектной стадии проектирования

  2. Состав и содержание работ на стадии техно-рабочего проектирования

  3. Состав и содержание работ на стадии внедрения, эксплуатации и сопровождения проекта


Каноническое проектирование ИС отражает особенности ручной технологии индивидуального (оригинального) проектирования, осуществляемого на уровне исполнителей без использования каких-либо инструментальных средств. Как правило каноническое проектирование применяется для небольших локальных ИС.

Процесс канонического проектирования в соответствии с применяемым в нашей стране ГОСТ 34601-90 «Комплекс стандартов на автоматизированные системы» делится на следующие семь стадий:

  • исследование и обоснование создания системы;

  • разработка технического задания;

  • создание эскизного проекта;

  • техническое проектирование;

  • рабочее проектирование;

  • ввод в действие;

  • функционирование, сопровождение, модернизация.

Однако, на практике выделяют 4 стадии проектирования ИС: предпроектная стадия, стадия проектирования, стадия внедрения и стадия эксплуатации и сопровождения проекта.
1. Состав и содержание работ на предпроектной стадии проектирования
На этой стадии выполняется обследование экономического объекта и разработка ТЭО и ТЗ. Основное назначение этой стадии заключается в обосновании экономической целесообразности создания ИС и формулировании требований к ней.
Oбследование – это изучение и диагностический анализ организационной структуры предприятия, его деятельности и существующей системы обработки информации.

Объектами обследования являются:

  • структурно-организационные звенья предприятия (например, отделы управления, цехи, участки, рабочие места);

  • функциональная структура, состав хозяйственных процессов и процедур;

  • стадии (техническая подготовка, снабжение, производство, сбыт) и элементы хозяйственного процесса (средства труда, предметы труда, ресурсы, продукция, финансы).


При каноническом проектировании основной единицей обработки данных является задача. Поэтому функциональная структура объекта на этой стадии изучается в разрезе решаемых задач и комплексов задач.

Задача – это совокупность операций преобразования некоторого набора исходных данных для получения результатной информации, необходимой для выполнения функции управления или принятия управленческого решения.
В большинстве случаев исходные данные и результаты их преобразований представляются в форме экономических документов. Поэтому к числу объектов обследования относятся компоненты потоков информации (документы, показатели, файлы, сообщения).
На этой стадии принято выделять два основных этапа:

1. Определение стратегии внедрения ИС.

2. Детальный анализ деятельности организации.
1 этап. Основная задача 1 этапа обследования – оценка реального объема проекта, его целей и задач на основе выявленных функций и информационных элементов автоматизируемого объекта высокого уровня.

Как правило, нужная информация может быть получена в результате интервью, бесед или семинаров с руководством, экспертами и пользователями, поэтому этап предполагает тесное взаимодействие с основными потенциальными пользователями системы и бизнес-экспертами.

В результате появляется возможность определить вероятные технические подходы к созданию системы и оценить затраты на ее реализацию (затраты на аппаратное обеспечение, закупаемое программное обеспечение и разработку нового программного обеспечения).

Результатом этапа определения стратегии является документ (технико-экономическое обоснование проекта), где четко сформулировано, что получит заказчик, если согласится финансировать проект, когда он получит готовый продукт (график выполнения работ) и сколько это будет стоить (для крупных проектов должен быть составлен график финансирования на разных этапах работ). В документе желательно отразить не только затраты, но и выгоду проекта, например время окупаемости проекта, ожидаемый экономический эффект (если его удается оценить).

Ориентировочное содержание этого документа:

  • ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта;

  • совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему: архитектура системы, аппаратные и программные ресурсы, условия функционирования, обслуживающий персонал и пользователи системы;

  • сроки завершения отдельных этапов, форма приемки/сдачи работ, привлекаемые ресурсы, меры по защите информации;

  • описание выполняемых системой функций;

  • возможности развития системы;

  • информационные объекты системы;

  • интерфейсы и распределение функций между человеком и системой;

  • требования к программным и информационным компонентам ПО, требования к СУБД;

  • что не будет реализовано в рамках проекта.


Перед 2 этапом разрабатываются программа обследования и план-график выполнения работ.

Программа обследования

Содержит перечень вопросов, ответы на которые дадут полное представление о деятельности изучаемого объекта и будут учтены при создании проекта ИС.

Вопросы можно систематизировать по трем направлениям.

1. Получение представления об объекте изучения, т.е. экономической системе (например, предприятии) в целом, включая выяснение целей функционирования этой системы, выявление значений основных параметров деятельности предприятия и т. д.

2. Изучение и описание организационно-функциональной структуры объекта (как правило, относится к аппарату управления). При этом изучаются функции, выполняемые в структурных подразделениях, хозяйственные процессы и процедуры, выявляются комплексы задач, обусловленные выполняемыми функциями, процессами и процедурами, определяется состав входной и выходной информации по каждой задаче.

3. Изучение и описание структуры информационных и(или) материальных потоков: Описание информационной структуры выполняется на уровне экономических документов и показателей.

Программа оформляется в виде таблицы



п/п

Наименование

вопроса

Источник

информации

Получатель

информации

1

Цель функционирования объекта

Руководитель предприятия

Руководитель проекта










Разработка Плана-графика выполнения работ

План-график составляется в виде таблицы и служит для контроля проведения работ на предпроектной стадии.


№ п/п

Наименование работы

Код работы

Исполнитель

Дата начала

Длительность выполнения

Дата окончания

1

Определение целей и параметров предприятия

001

Руководитель проекта Серов М.Р.

01.03.11

2

02.03.11