Файл: Курс лекций по дисциплине проектирование информационных систем Для студентов iv курса специальности 080801 Прикладная информатика (по областям).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2 этап. На этапе детального анализа деятельности организации изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению предприятием, а также характер подчиненности вышестоящим органам управления. На этом этапе должны быть выявлены:

  • инструктивно-методические и директивные материалы, на основании которых определяются состав подсистем и перечень задач;

  • возможности применения новых методов решения задач.

Аналитики собирают и фиксируют информацию в двух взаимосвязанных формах:

  • функции - информация о событиях и процессах, которые происходят в бизнесе;

  • сущности - информация о вещах, имеющих значение для организации и о которых что-то известно.

При изучении каждой функциональной задачи управления определяются:

  • наименование задачи; сроки и периодичность ее решения;

  • степень формализуемости задачи;

  • источники информации, необходимые для решения задачи;

  • показатели и их количественные характеристики;

  • порядок корректировки информации;

  • действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;

  • действующие средства сбора, передачи и обработки информации;

  • действующие средства связи;

  • принятая точность решения задачи;

  • трудоемкость решения задачи;

  • действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;

  • потребители результатной информации по задаче.

Одной из наиболее трудоемких, хотя и хорошо формализуемых задач этого этапа является описание документооборота организации. При обследовании документооборота составляется схема маршрута движения документов, которая должна отразить:

  • количество документов;

  • место формирования показателей документа;

  • взаимосвязь документов при их формировании;

  • маршрут и длительность движения документа;

  • место использования и хранения данного документа;

  • внутренние и внешние информационные связи;

  • объем документа в знаках.


По результатам обследования устанавливается перечень задач управления, решение которых целесообразно автоматизировать, и очередность их разработки.

На этапе обследования следует классифицировать планируемые функции системы по степени важности. Один из возможных форматов представления такой классификации - MuSCoW [9].

Эта аббревиатура расшифровывается так:


Must have - необходимые функции, они обеспечивают критичные для успешной работы системы возможности;

Should have - желательные функции;

Could have - возможные функции. Реализация функций второй и третьей категорий ограничивается временными и финансовыми рамками: разрабатывается то, что необходимо, а также максимально возможное в порядке приоритета число функций второй и третьей категорий.

Won't have - отсутствующие функции, необходимы, чтобы четко представлять границы проекта и набор функций, которые будут отсутствовать в системе.
Далее составляется список автоматизируемых подразделений.

Факторы выбора объектов автоматизации:

  • количество формализуемых функций в каждом конкретном подразделении;

  • количество связей этого подразделения с другими подразделениями;

  • важность этого подразделения в процессах управления объектом;

  • степень подготовленности подразделения для внедрения ЭВМ и др.

(Для предприятия такими подразделениями являются отделы технико-экономического планирования, оперативного управления основным производством, технической подготовки производства, материально-технического снабжения, реализации и сбыта готовой продукции, бухгалтерия.)

Далее составляется список автоматизируемых задач.

Факторы выбора задач, подлежащих автоматизации:

  • важность решения задачи для выполнения основных функций управления в данном подразделении;

  • трудоемкость и стоимость расчета основных показателей данной задачи за год;

  • сильная информационная связь рассматриваемой задачи с другими задачами;

  • недостаточная оперативность расчета показателей;

  • низкая достоверность получаемых данных;

  • недостаточное количество аналитических показателей, получаемых на базе первичных документов;

  • неэквивалентный метод расчета показателей и др.

Затем осуществляется выявление очередей проектирования решаемых задач.

К задачам первой очереди относят самые трудоемкие задачи и задачи, обеспечивающие информацией все остальные задачи комплексов и подсистем (например, задачи планирования и бухгалтерского учета).

Затем выполняется предварительный выбор комплекса технических средств, типа операционной системы, способа организации информационной базы и т.д.


Методы обследования:

по цели обследования:

  • метод организации локального проведения обследования, используемый для разработки проекта отдельной задачи или для комплекса задач,

  • метод системного обследования объекта, применяемый для изучения всего объекта с целью разработки для него проекта ИС в целом;

по числу исполнителей, проводящих обследование:

  • индивидуальное обследование, осуществляемое одним проектировщиком,

  • бригадное с выделением ряда бригад исполнителей, изучающих вое подразделения предприятия, и одной координирующей бригады;


по степени охвата предметной области:

  • метод сплошного обследования, охватывающего все подразделения экономической системы,

  • выборочное, применяемое при наличии типовых по структуре подразделений (например, цехов или складов);

по степени одновременности выполнения работ первого и второго этапов предпроектной стадии:

  • метод последовательного проведения работ, при котором проектировщики сначала собирают данные о предметной области, а затем их изучают (часто применяют при отсутствии опыта в выполнении такого рода работ),

  • метод параллельного выполнения работ, когда одновременно со сбором происходит изучение полученных материалов обследования, что значительно сокращает время на проведение работ на предпроектной стадии.


Методы сбора материалов обследования

Метод бесед и консультаций с руководителями чаще всего проводится в форме обычной беседы с руководителями предприятий и подразделений или в форме деловой консультации со специалистами по вопросам, относящимся к определению проблем развития и управления предприятием.

Метод опроса исполнителей на рабочих местах используется в процессе сбора сведений непосредственно у специалистов путем бесед, которые требуют тщательной подготовки.

Метод личного наблюдения применим, если изучаемый вопрос понятен по существу и необходимо лишь уточнение деталей без существенного отрыва исполнителей от работы.

Метод фотографии рабочего дня исполнителя работ предполагает непосредственное участие проектировщиков и применение рассчитанного для регистрации данных наблюдения специального листа фотографии рабочего дня и распределения его между работами.

Метод выборочного хронометража отдельных работ
требует предварительной подготовки, известных навыков и наличия специального секундомера. Данные хронометража позволяют установить нормативы на выполнение отдельных операций и собрать подробный материал о технике осуществления некоторых работ.

Метод анализа операций заключается в расчленении рассматриваемого делового процесса, работы на ее составные части, задачи, расчеты, операции и даже их элементы. После этого анализируется каждая часть в отдельности, выявляются повторяемость отдельных операций, многократное обращение к одной и той же операции, их степень зависимости друг от друга.

Расчетный метод применяется для определения трудоемкости и стоимости работ, подлежащих переводу на выполнение с помощью ЭВМ, а также для установления объемов работ по отдельным операциям.

Метод аналогии основан на отказе от детального обследования какого-либо подразделения или какой-либо работы. Использование метода требует наличия тождественности и не исключает общего обследования и выяснения таких аспектов, на которые аналогия не распространяется.

Метод ведения индивидуальных тетрадей-дневников. Записи в дневнике производятся исполнителем в течение месяца ежедневно, сразу же после выполнения очередной работы.

Метод документной инвентаризации управленческих работ заключается в том, что на каждую работу в отдельности открывается специальная карта обследования, в которой приводятся все основные данные о регистрируемой работе или составляемых документах.

Метод самофотографии рабочего дня заключается в том, что наблюдение носит более детальный характер и происходит в короткий срок. Этот метод дает сведения о наиболее трудоемких или типичных отдельных работах, которые используются для определения общей трудоемкости выполнения всех работ.
Результаты обследования представляют объективную основу для формирования технического задания на информационную систему.


Техническое задание – это документ, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необходимые для разработки автоматизированной системы управления.
На основе ТЭО разрабатываются основные требования к будущему проекту ИС и составляется Техническое задание согласно ГОСТ 34.602 - 89, в состав которого входят следующие основные разделы.

1. Общие сведения о проекте: полное наименование системы, код системы, код договора, наименование предприятия-разработчика и предприятия-заказчика, перечень документов, на основе которых создается система, плановые сроки начала и окончания работ по созданию системы, сведения об источниках финансирования, порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы (ее частей).


2. Назначение, цели создания системы: вид автоматизируемой деятельности и перечень объектов автоматизации, на которых предполагается се использовать; наименования и требуемые значения технических, экономических и других показателей объекта, которые будут достигнуты в результате внедрения ИС.

3. Характеристика объекта автоматизации: краткие сведения об объекте автоматизации; сведения об условиях эксплуатации объекта и характеристиках окружающей среды.

4. Требования к системе: требования к структуре системы; к численности квалифицированных работников; к надежности и безопасности работы системы; к эксплуатации системы; к защите информации от несанкционированного доступа; требования по сохранности информации при авариях и т.д. Далее приводится перечень функций, задач или их комплексов, подлежащих автоматизации; распределение их по очередям создания; период реализации каждой задачи; к форме представления выходной информации; характеристики необходимой точности и времени выполнения, достоверности выдачи результата.

5. Состав и содержание работ по созданию системы: перечень этапов работ по созданию системы; перечень организаций-исполнителей; перечень документов, предъявляемых по окончании работ и др.

6. Порядок контроля приемки системы: виды, состав, методы испытания системы и ее частей; общие требования к приемке работ по стадиям; порядок утверждения приемных документов; статус приемочной комиссии.

7. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта к вводу системы в действие:перечень необходимых мероприятий и их исполнителей, создание необходимых для функционирования системы подразделений и служб; сроки и порядок комплектования штатов и обучения персонала.

8. Требования к документированию: перечень подлежащих разработке комплектов и видов документов, соответствующих требованиям ГОСТ.

9. Источники разработки должны быть перечислены документы и информационные материалы (ТЭО, отчеты о законченных научно-исследовательских разработках, информационные материалы на отечественные, зарубежные системы-аналоги и др.).