Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы доу. (56 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ах ты девочка чумазая.

Где ты ноги так измазала?

Девочка чумазая.

Я на солнышке лежала,

Коленки кверху держала,

Вот они и загорели.

Воспитатель. А какие части ног у девочки остались чи­стыми? (Стопы, пятки, носки.)

Ах ты, девочка чумазая.

Где ты туловище так измазала?

Девочка чумазая.

Я на солнышке лежала

Спинкой кверху,

Вот она и загорела.

Воспитатель. А что же у девочки осталось чистым? (Жи­вот, грудь, шея.)

Знаешь ли ты,

Что бежит вода из крана

И весело поет.

А над певучим краном,

На полочке стеклянной,

Знаешь, кто живет?

Девочка чумазая. Зубная щетка, зубная паста, мыло.

Воспитатель.

Верно, и самое заветное

Среди жильцов-друзей

Мыло туалетное

С мыльницей своей!

Ребята, какое у вас дома мыло по цвету, по запаху, на ощупь? (Ответы детей.) Наша чумазая девочка сейчас вымоет руки мылом.

2-й ребенок.

Мыло —наш хороший друг!

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно рассердится,

В руках оно завертится,—

Запенится вода!

От страха грязь бледнеть начнет

И побежит, и потечет,

Исчезнет без следа!

А руки станут чистыми,

Душистыми - душистыми!

Воспитатель. Кто может рассказать, как он моет руки и каким мылом? (Когда у меня грязные руки, я иду в ванную комнату, открываю кран с водой, беру голубое душистое мы­ло, подставляю руки под воду, чтобы они стали мокрыми, на­мыливаю их, затем кладу мыло в мыльницу и смываю его во­дой. И так далее.) Чем вы вытираете руки? (Полотенцем.)

3-й ребенок.

Полотенце с бахромой

И с волнистою каймой,

Теплое, лохматое,

Как зебра полосатое.

Проводится физкультминутка.

Мы на месте покружились

И остановились.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг.

Мы плечами чик-чик.

Раз-сюда, два-туда,

Повертись вокруг себя,

Раз-присели, два-привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели-встали, сели-встали.

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали.

Весело пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Встали и захлопали в ладоши

Дружно, веселей:

Застучали наши ножки —

Громче и быстрей,

По коленочкам ударим —

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем —

Выше, выше, выше!


Завертелись наши ручки.

Снова опустились.

Посмотрите, ее колени придется отмывать мочалкой. Ска­жите, а что еще можно делать мочалкой? (Мочить, намыли­вать.) Какой может быть на ощупь мочалка? (Мягкой, жест­кой, колючей.)

Педагог отмывает куклу, приговаривая:

Пусть мочалка в мыльной пене —

Поднимать не стоит крик:

Даже черные колени

Добела отмоет вмиг.

Умница мочалка!

Грязи ей не жалко!

Воспитатель (обращается к кукле).

Полотенце с бахромой

И с волнистою каймой,

Так это была... (грязь).

Вот какая чистая и красивая девочка!

Воспитатель. Какие предметы помогли привести девоч­ку в порядок? Как все их назвать одним словом? (Туалет­ные принадлежности.) А теперь я вам расскажу историю про девочку Катю.

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, язык один и нос тоже один.

«Скажи, бабушка, —просит Катя, —почему это у меня всего по два, а язык один и нос тоже один?» «А потому, милая внучка, — отвечает бабуш­ка, — чтоб ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше хо­дила, меньше болтала и нос свой куда не надо не совала».

Дети по желанию пересказывают рассказ.

Дополнительный материал.

Уши

Доктор, доктор,

Как нам быть?

Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть?

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор

— Еже...

Отвечает доктор гневно:

— Еже... еже... ежедневно!

 Про зубную щетку

Чтобы зубы были белыми.

Нам зубную щетку сделали

С выгнутою спинкой,

С твердою щетинкой.

Улыбайся во весь рот.

Пусть любуется народ.

— Вот какие зубы!

Даже глянуть любо!

Игра «Загадки».

Их не сеют, не сажают. Они сами вырастают. (Волосы)

Работать примется одна — другая ей тотчас поможет. И даже вымыться одна без помощи другой не может. (Рука)

Мы на них стоим и пляшем. Ну, а если им прикажем, Нас они бегом несут. Подскажи, как их зовут? (Ноги)

Есть у меня работники, Во всем помочь охотники. Живут не за стеной — День и ночь со мной: Назови их, детвора. Целый десяток верных ребят. (Пальцы)

Резинка Акулинка Пошла гулять по спинке, И, пока она гуляла, Спинка розовою стала. (Губка)

Ускользает, как живое, Но не выпушу его я. (Мыло)

Рядышком двое стоят, Направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не видно, Это, должно быть, им очень обидно. (Глаза)

Всегда во рту, А не проглотить! (Язык)



Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит. То заходит, то выходит. (Нос)

Костяная спинка. Жесткая щетинка, С мятной пастой дружит, Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Вафельное и полосатое, Гладкое и лохматое. Дело ясное вполне: Пусть отмоет руки мне. (Полотенце)

Зубастая пила В лес густой пошла. Весь лес обходила, Ничего не спилила. (Расческа).


ДЕКАБРЬ

1-ЗАНЯТИЕ


Тема: Беседа о городе древнем городе Хива.

Цель: Познакомить с древним городом Хива и его историческим прошлым; воспитывать чувство уважения к далёким предкам; бережное отношение к истории своей Родины.

Оборудование: Иллюстрации с изображением исторических памятников Хивы, старинных улиц, домов, посуды, одежды.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о древнем городе нашей Родины Узбекистана. О Хиве. Вы знаете, сколько лет Хиве? Этому городу более 2500 лет.

Хива была одним из городов древнего Хорезма, который представлял собой крупное государство, расположенное на западе Центральной Азии, южнее Аральского моря.

В древности город был известен под названием Хейвак. По преданию Хива была основана одним из пророков.

К числу уникальных ценностей мирового значения относятся архитектурные памятники Хивы, по праву снискавшей титул «города-музея».

Большинство архитектурных шедевров Хивы сосредоточено в её городском ядре — Ичан-кале. Это «город в городе», обнесенный мощными крепостными стенами, в которых четверо ворот — по каждой стороне света. От западных ворот к восточным пролегла одна из главных магистралей, вдоль которой сосредоточены основные монументальные сооружения. Комплекс Ичан-кала охраняется как Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Со смотровой башни Ак-Шейх-бобо Ичан-кала виден как на ладони. Привлекает внимание необычный силуэт минарета Кальта-Минар, словно срезанный до середины. Массивный ствол его, изысканно украшенный широкими и узкими поясами глазурированного кирпича, свидетельствует о том, что он замышлялся грандиозным, величественным сооружением, главной вертикалью города. Но после смерти правителя, при котором сооружался минарет, он так и остался недостроенным, получив имя Кальта — Короткий.

Совсем рядом с Кальта-Минарам — медресе Мухаммад Амин-хана, крупнейшее из сохранившихся здесь зданий высших богословских учебных заведений. Особенность его архитектуры — сдвоенные худжры — кельи для проживания студентов. Замечательно украшают здание пояса цветных кирпичных наборов, майоликовые облицовки.

На территории Куня-Арка — Старой крепости — расположен дворец Мухаммад-Рахим-хана
, с богатым и необычным декором внутреннего убранства: стены зала отделаны резьбой по ганчу с окраской. Соседнее двухэтажное здание — это гарем. Здесь множество богатых палат, жилых комнат.

Удивительна по красоте мечеть Джума (X век, 1788) На входных дверях её сохранилась датировка строительства: 1778—1782 годы. Но вот 210 колонн мечети, поддерживающие кровлю, имеют возраст гораздо старше — от XII до XV веков. Они были доставлены сюда с других древних построек. Колонны примечательны своей удивительной стройностью, богатой орнаментальной резьбой.

У ворот Палван-Дарваза находится целый ансамбль зданий. Особое место занимает здесь главный дворец хивинских ханов Таш-Хаули. Неповторимы архитектура его многочисленных апартаментов, декоративное убранство. Здесь и орнаментальная резьба по дереву, и майоликовые облицовки, и фигурные картуши…

Дворец Курныш-хана предназначался для пышных приемов. Когда-то здесь в тронном зале стоял деревянный трон, украшенный чеканкой по серебру на красном фоне. Здание имеет, прекрасный айван с колоннами. Дворец также примечателен богатейшей майоликовой облицовкой стен с затейливыми орнаментами.

Мемориальный комплекс Пахлаван-Махмуда выстроен в память о почитаемом хивинском поэте, который после смерти был канонизирован как святой покровитель города.

Рядом 45-метровый минарет Ислам-Ходжа, увенчанный сквозным фонарем с куполом наверху.

Во внешней части города — Дишан-Кала тоже немало старинных памятников архитектуры. (Рассказ воспитателя сопровождается показом изображений перечисленных памятников.)

Пальчиковая игра:

Дети становятся в круг и выполняют упражнение вместе с воспитателем.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо синее!

Здравствуй тополь полевой!

Весь покрытый инеем.

Здравствуй тучка серая,

Поскорее улетай!

Пусть осветит солнце,

Наш счастливый край!

Во время стихотворения, пальцы правой руки поочерёдно соприкасаются с пальцами левой руки, как бы приветствуя друг друга.

Вопросы для закрепления пройденного материала:

  1. О каком городе мы говорили?

  2. Были ли вы в Хиве?

После занятия воспитатель хвалит детей.


2-ЗАНЯТИЕ

Тема: