Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы доу. (56 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итог:

1. О ком мы сегодня говорили?

2. Кем он был?

3. Какое еще есть имя у Абу Али ибн Сино?

4. Какой вклад в развитие медицин внес Сино?

5. Какие лечебные травы вы знаете?

4-ЗАНЯТИЕ

Тема: Знакомство с профессией швеи.

Программное содержание:

  • познакомить с измерением протяженных объектов с помощью условной мерки;

  • совершенствовать представления о числах;

  • познакомить с профессией швея, закройщик;

  • продолжать обучать детей целостным трудовым процессам;

  • закрепить название профессий и атрибутов;

  • продолжать учить пользоваться ножницами;

  • воспитывать желание помогать другим.

Оборудование и демонстрационный материал: кукла Нина, белая полоска 2х12см и цветная мерка из плотной бумаги 2х4см (по количеству детей), простой карандаш, фишки, демонстрационные картинки.

Предварительная работа: экскурсия в городское ателье, беседа о профессии швеи, закройщика.

Словарь: портниха, закройщик, выкройка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, каждый из вас хочет красиво одеваться. Мы радуемся, когда нам покупают красивое платье или костюм. А знаете ли вы, кто их сшил? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, ребята одежду нам шьёт швея. Профессия швеи возникла давно, ведь древние люди тоже одевались. Сначала наши предки окутывали себя шкурами животных. Затем люди изобрели иголку, и она стала главным инструментом для шитья. А в наше время, чтобы облегчить труд швеи, учёные изобрели швейную машинку, и профессия швеи стала очень популярной. Профессия швеи очень важная - ведь одежда нужна всем: и президенту, и врачу, и пожарному. К нам в группу сегодня пришла гостья. Её зовут Нина, и она работает на швейной фабрике. Она шьёт платья, брюки, наволочки, салфетки и т.д. Но чтобы что-то сшить, надо сначала сделать выкройку. По этой выкройке швея сошьёт нужную вещь. Выкройки делают закройщики. Они снимают нужные мерки и переносят их на ткань. По этим меркам делается выкройка. На фабрике, где работает Нина, заболел закройщик и некому делать выкройки. Нина обратилась к нам за помощью. Давайте мы сегодня будем закройщиками и поможем Нине. Мы будем кроить салфетки. Вы согласны? (Ответы детей).

Воспитатель: Перед каждым из вас полотно (показывает белую полоску бумаги), из которого нужно скроить салфеточки. Салфетки должны получиться одинаковые, а материал надо израсходовать так, чтобы не осталось обрезков. Давайте подумаем, как можно справиться с таким заданием?


(Дети высказывают свои предложения, предлагают путём складывания полоски «выкроить» салфетки).

Воспитатель: Да, ребята, можно сделать и так, но у нас есть условие: салфетки должны получиться одинаковые, и равны вот этой цветной полоске (показывает цветную полоску). Такая же полоска есть у каждого из вас. Что мы будем делать с этой меркой? (Вместе с детьми вырабатываем правила измерения)

Воспитатель: Первое, что мы сделали, - выбрали мерку. С чего начнём измерение? (Ответы детей). Надо приложить её к полотну.

Воспитатель: На любое место полотна можно прикладывать мерку? ( К краю слева).

Воспитатель: Правильно, надо приложить мерку к самому краю измеряемого полотна.

Воспитатель: Как можно отметить то место, где мерка кончается? (нарисовать карандашом).

Воспитатель: Карандашом отмечаем конец мерки, чтобы к этой черте снова приложить мерку и продолжить измерение. Когда мы приложили мерку первый раз и отметили конец мерки, мы должны отложить фишку. Она будет подсказывать нам, что мерка полностью уложилась один раз. Сняли мерку, передвинули её к нарисованной черте на полоске, снова отметили конец мерки, опять отложили фишку. Ещё раз проделали всю процедуру и, наконец, приступили последний раз к измерению.

Воспитатель: Черту рисовать уже негде, но и лишнего материала, обрезков не остаётся. Можем мы утверждать, что мерка ещё раз уложилась? (Ответы детей)

Воспитатель: Значит надо отложить ещё одну фишку.

Как же мы теперь узнаем, сколько раз мерка полностью уложилась? Сколько салфеток получится? (пересчитаем фишки, которые откладывали).

Воспитатель сначала демонстрирует и обсуждает с детьми способ и правила измерения, а затем ребята самостоятельно выполняют измерение).

Воспитатель: Молодцы, с заданием справились. Сколько у нас салфеток получится? (3 салфетки). А теперь отложим полоску и продолжим нашу работу после физминутки.

Физминутка

1, 2, 3, 4, 5 - (выполняют хлопки руками)

Будем мы в швею играть. (по очереди разводим руки в стороны)

Взяли ножницы мы в руки - (показывают, как режут ножницы)

И скроили быстро брюки! (наклон вперёд, разводим руки в стороны)

6, 7, 8, 9, 10 - (прыжки на месте)

Хорошо работать вместе! (встряхиваем кистями рук).

Воспитатель: Продолжаем выполнять наше задание. Мы с вами сделали выкройки, теперь их надо вырезать. Возьмите ножницы и вырезайте полоски по нарисованной черте.

(Дети вырезают полоски).

Воспитатель: Ну вот, салфетки почти готовы. Чтобы края не расползались, Нина их подошьёт. Молодцы, ребята, вы сегодня были самыми настоящими закройщиками. А теперь поиграем с вами в игру.

Дидактическая игра «Найди лишнее»

Картинки: Ножницы, нитки, ткань молоток; (швея)

Градусник, вата, гвоздь, шприц; (доктор)

Кастрюля, клещи, поварёшка, сковорода; (повар)

Рубанок, мел, тетрадка, книга (учительница)

Воспитатель: Кто пользуется этими предметами? (Ответы детей)

А кто пользуется «лишними» предметами? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Убираем цифры по заданию»

Уберите такую цифру, сколько у вас пальцев на левой руке? (5)

Сколько дней в неделе? (7)

Сколько у вас глаз? (2)

Сколько пальцев на двух руках? (10)

Сколько ножек у стола? (4)

Воспитатель: Давайте подведём итог. Чему вы сегодня научились? (Ответы детей)

Воспитатель: Измерять и пользоваться условной меркой, помогли Нине, раскроили правильно салфетки.


5-ЗАНЯТИЕ


Тема: Беседа: «Традиции прикладного искусства в жизни Узбекистана»(ковроткачество и шелкоткачество)

Цели занятия: Воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Формировать способности осуществлять свой замысел, используя элементы декоративно - прикладного искусства. Продолжать знакомить детей с узбекским прикладным искусством; учить детей украшать различные предметы быта узором узбекского орнамента, передавая своеобразие узбекского колорита. Развивать чувство цвета при составлении декоративных композиций. Развивать вкус у детей.

Ход занятия:

Воспитатель:

"Где кончается вода, там кончается и земля", - гласит узбекская пословица. Перефразируя это древнее изречение, с полным правом можно сказать, что где исчезают традиции, там теряется и история и само самобытное существование народа. Ведь как утверждает другая восточная пословица, всадник тогда спокоен, когда его правнук хорошо держится в седле.

Однако история напоминает также о там, что традиции это не повторение прошлого, тем более не механическое подражание старому.

Истинная традиция - это постоянный поиск живого в старом, поиск форм его

продолжения в новых условиях.

Многие стороны жизни сегодняшнего Узбекистана пронизаны традициями. Они проявляются в извечной заботе о воде и бережном отношении к ней, в постоянном стремлении и в современном городе сохранить традиционные архитектурные формы и орнаменты, в создании зеленых тенистых двориков, скверов, улиц, садов с вечно мурчащей водой. Они проявляются и в неисчезающей и всегда выглядящей модно одежде узбекских женщин. Особенно привлекательны платья из хан-атласа.

Рассказывают, что когда был впервые соткан кусок хан-атласа, то он, сверкающий всеми цветами радуги, вызывал всеобщее восхищение и изумление. Ткача спросит:

- Как ты это сделал?

И он ответил:

- Я взял зелень Листвы, омытой дождем, добавил цвет лепестков алых тюльпанов, румянец зари, синь ночного неба, блики солнца на быстротекущей воде арыка, блеск глаз моей любимой девушки и все смешал.

Хан-атлас - не единственный вид шелка, который может считаться национально-узбекским, но из всех других сортов он наиболее известен, и традиционен его успех во многих странах мира.


Шелкоткачество родилось тысячелетия назад. Это наиболее старая отрасль хозяйства Узбекистана, который всегда был одним из поставщиков шелка на всю Среднюю Азии.

Шелкоткацкие фабрики Намангана, Самарканда, Коканда выпускают также высококачественные плюш и бархат, производят ткани ярких, радующих глаз расцветок. Изделия современных узбекских мастеров, в совершенстве владеющих искусством своей профессии, пользуются широкой известностью.

По всему Узбекистану широко распространено прикладное искусство: художественная вышивка, ковроткачество, чеканка и другие его виды. Широкую известность в разных странах снискали себе узбекские мастера золотошвейного дела, керамики, стенной орнаментальной росписи, чеканки по металлу, резьба по ганчу и дереву.

Большой популярностью на мировом рынке пользуются узбекские ковры. Высокие традиции ковроткачества, в прошлом замкнутые рамками домашнего производства, в настоящее время стали достоянием тысяч мастеров, влюбленных в это древнее искусство. Во многих областях Узбекистана организованы предприятия по производству ковров и паласов. Их привлекают затейливые узоры, самобытный колорит (от красно-

коричневого до красно-синего), яркость, бесчисленные варианты узоров завоевали им большую известность в десятках стран, снискав титулы ханских ковров. Одним из наиболее популярных видов ковроделия является паласоткачество. Ярко контрастные по цветосочетанию, с примитивными узорами паласы разных типов (кохма, араби, терма и

другие) пользуются успехом во всем мире.

В Узбекистане много профессиональных художников и народных умельцев, много художественных предприятий. Узбеки любят яркие ковры и паласы украшают ими свои дома и квартиры. Они любят вышивку и с большим вкусом используют ее в национальной одежде. Искусство художественной вышивки и золото ткачества уходит своими корнями в далекое прошлое. Многовековые традиции определили

специфику орнамента, композиции, технику шитья, своеобразных для каждого района. Своеобразие вышивок ярко сказывается и на всех мелких изделий, особенно тюбетейках. Разновидностью узбекской художественной вышивки является вышивание золотом и серебряной нитью. Основными центром этого искусства с давних времен является Бухара. Заслуга современных мастеров заключается в том, что, бережно храня

художественные традиции народа, они в своих работах передают дух самобытности.