Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы доу. (56 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Подвижная игра «Лужа».

Цель. Игра воспитывает у мальчиков желание помогать де­вочкам; учит девочек благодарить мальчиков за их помощь.

Ход игры. 

Педагог рассаживает детей на стульчики. Переходя от одного ребенка к другому, он говорит: «Иду, иду, иду, дружка себе найду!» Затем останавливается перед одним из малышей. «Хо­чешь играть со мной? — спрашивает он. — Тогда пойдем вместе». Педагог берет ребенка за руку, и они вместе идут дальше, декла­мируя: «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!» Постепенно пе­дагог собирает в одну цепочку всех детей. Последнего ребенка он просит остановиться, не опуская руки соседа, затем подходит к нему и замыкает круг. Педагог объясняет детям, как нужно играть. Он читает текст и просит их повторять за ним движения, объясняя, таким образом, содержание игры.

Ай, гугу, гугу, гугу,

Не кружися на лугу.

(Дети ведут хоровод вправо и с последним словом слегка приседают, держась за руки, идут влево и с последним словом приседают.)

На лугу-то лужица,

Голова закружится.

Ой, вода! Ой, вода!

Вот беда так беда!

(Опускают руки, поворачиваются лицом к центру, берутся руками за голову и качают головой. С последним словом пово­рачиваются спиной к луже.)

Прыг-скок, прыг-скок!

(Делают несколько прыжков от центра и останавлива­ются.)

Прыгал, прыгал и скакал,

Прямо в лужицу попал!

(С последним словом дети приседают, «попадают в лужу».)

После последних слов мальчики быстро вскакивают с пола, подбегают к девочкам, берут их за руки и помогают им выско­чить из лужи.

Девочки грациозно приседают, благодарят своих спасителей. Педагог наблюдает за действиями детей со стороны. Он хвалит мальчиков за их помощь девочкам, а девочек за умение побла­годарить мальчиков.

Игра начинается сначала и может быть повторена 3-4 раза.

 Этюд «Запачкался».

Мальчики играли во дворе в футбол. Земля была сырая, потому что недавно прошел дождь. Антон, который перехватил мяч, стремительно бежит к воротам. Неожиданно он споткнулся и упал. Он встает, потирая ушибленное место. К нему подходит девочка с его двора. Она помогает ему отряхнуть с одежды грязь.

 Этюд «Игрушки».

В детском саду дети собираются на прогулку. Девочка Катя задержалась в игровом уголке. Она собирает оставленные детьми игрушки. Мальчик Дима решил ей помочь. Он подает Кате игрушки, а она аккуратно и красиво расставляет их на полках.


 Этюд «Пуговица».

Мама сидит на стуле. На коленях у нее лежит папина ру­башка. Она пришивает к ней пуговицу.

Выразительные движения: сосредоточенный взгляд, голова наклонена вниз, левой рукой придерживает на коленях вообра­жаемую рубашку, большой и указательный пальцы левой руки сжаты, эта же рука совершает кругообразные движения.

 Этюд «Тяжелая сумка».

Мама идет из магазина домой. Сын догоняет ее на улице и предлагает помочь нести тяжелую сумку.

Выразительные движения: голова решительно поднята, ру­ки полусогнуты в локтях и опущены вниз, твердая походка.

2-ЗАНЯТИЕ

Тема: Беседа о художнике Урале Тансыкбаеве.

Программное содержание: Познакомить детей с портретом художника Урала Тансикбаева, с его жизнью и творчеством. Учить описывать картины; разъяснить значение слова «пейзаж»., умение отражать в рисунках колорит природы Узбекистана, передавая цветовое и композиционное решение. Закреплять технические навыки при рисовании кистью. Развивать эстетический вкус детей. Воспитывать любовь к искусству. Словарная работа: художник, Урал Тансикбаев, пейзаж, музей изобразительного искусства.

Оборудование и материал: портрет Урала Тансикбаева, репродукции картин или иллюстрации «Вечер. Горный кишлак», «В поселке», В родном ауле», «Родной край», «Катта кур га

некое водохранилище», «Вечер на Сырдарье»; мольберты; альбомные листы, краски и гуашь, палитры, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание репродукций картин или иллюстраций, беседа по картинам; проведение наблюдений в природе с отметкой изменений по времени года.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в музей изобразительного искусства. А что такое «музей изобразительного искусства»? (ответы детей) Это место, где хранятся и выставляются напоказ работы великих художников. Проходите(место в группе оформлено как музей- висят репродукции или иллюстрации картин художника Урала Тансикбаева). Давайте рассмотрим эти картин. Что вы видите на картинах? Как вы думаете, какое время суток изображено на этой картине? (подходят к картине «Вечер. Горный кишлак»). Почему вы думаете, что на этой картине изображен вечер? (ответы детей) Какие цвета преобладают в этой картине? (ответы детей). Давайте рассмотрим картины «В поселке», В родном ауле», «Родной край», «Катта кур га некое водохранилище», «Полив хлопка» (воспитатель называет и показывает картину). Что раскрывает художник в этих картинах? (ответы детей). Художник в этих картинах раскрывает красоту природы Узбекистана, прославляет величие труда узбекского народа (указывает на картины). Художник любуется горами, долинами Узбекистана. Давайте рассмотрим картину «Вечер на Сырдарье». Посмотрите . как художник передал покой Сырдарьи, плавно несущей свои воды, как он нашел особую красоту в песчаных равнинах своей Родины. А все эти картины написал узбекский художник Урал Тансикбаев. Посмотрите на его портрет и запомните. Урал Тансикбаев изображал пейзажи. Пейзажи - это изображение природы: деревьев, гор, рек, неба, цветов (еще раз воспитатель обращает внимание на картины). Урал Тансикбаев - великий художник Узбекистана. Он награжден орденами и медалями за заслуги перед отечеством. Многие его картины хранятся в музеях страны. Дом, в котором он жил, превращен в дом-музей. В нем хранятся все вещи, картины, журналы, книги о художниках. Все осталось как при жизни художника.


Итог:

1. О каком великом художнике Узбекистана мы сегодня говорили?

2. Что написал художник?

3. Что такое «пейзаж»?

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам превратиться в художников и написать красивые картины, которые будут храниться у нас в группе и покажем их родителям. Давайте напишем пейзаж на тему «Весна пришла в Узбекистан». Мы на прогулках рассматривали, как пригревает солнышко, светит ярко; прилетели птички и весело распевают на деревьях. Снег растаял и побежали веселые ручейки по дорожкам на земле. Занимайте места и приступайте к творчеству (воспитатель ставит фонограмму щебета птиц, журчание ручейков и т.д., отражая через музыку тему весны; помогает советом). В конце рассматривают работы, отмечая интересное цветовое и композиционное решение работ.


3-ЗАНЯТИЕ


Тема: Беседа на тему «Весна».

Цель: закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать умение сравнивать различные периоды вес­ны, воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Ход занятия:

Воспитатель беседует с детьми:

Вот и наступила долгожданная весна-красна. Почему в народе гово­рят «весна-красна»? Да потому, что она очень красивая. Давайте, ребята, почитаем рассказ Г. Скребицкого «Четыре художника» и узнаем, как Весна сумела нарисовать свои весенние пейзажи.

Взяла она тонкие, нежные кисточки, чуть-чуть тронула зеленью ветви берез, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебря­ные сережки. День за днем все наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг нее, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.

Еще рисует день, и другой. Вот на склоне оврага - кусты черемухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распушились цветы калужницы.

Все оживает кругом: почуяв тепло, выползают из разных щелок бу­кашки и паучки; майские жуки загудели возле зеленых березовых веток; первые пчелы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и на полях! Бегут дни за днями. Неузнаваема стала живая картина лесов и полей... Все оживает кругом...

Выглянуло солнышко из-за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива дивного ни видывало, а та­кой красоты еще никогда не встречало.

Смотрит оно на картину весны, глаз оторвать не может...

- Послушайте, ребята, как композитор П.И. Чайковский нам расска­зал о весне.

Дети слушают «Времена года» П. И. Чайковского.

- А вот как написали поэты о приходе весны-красны.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

                              (А. Пушкин)

На полянке у тропинки

Пробиваются травинки,

С бугорка ручей бежит,

А под елкой снег лежит.

(Б. Заходер)

Возвращаются скворцы,

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.