Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы доу. (56 лет).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подвижная игра «Лужа».
Цель. Игра воспитывает у мальчиков желание помогать девочкам; учит девочек благодарить мальчиков за их помощь.
Ход игры.
Педагог рассаживает детей на стульчики. Переходя от одного ребенка к другому, он говорит: «Иду, иду, иду, дружка себе найду!» Затем останавливается перед одним из малышей. «Хочешь играть со мной? — спрашивает он. — Тогда пойдем вместе». Педагог берет ребенка за руку, и они вместе идут дальше, декламируя: «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!» Постепенно педагог собирает в одну цепочку всех детей. Последнего ребенка он просит остановиться, не опуская руки соседа, затем подходит к нему и замыкает круг. Педагог объясняет детям, как нужно играть. Он читает текст и просит их повторять за ним движения, объясняя, таким образом, содержание игры.
Ай, гугу, гугу, гугу,
Не кружися на лугу.
(Дети ведут хоровод вправо и с последним словом слегка приседают, держась за руки, идут влево и с последним словом приседают.)
На лугу-то лужица,
Голова закружится.
Ой, вода! Ой, вода!
Вот беда так беда!
(Опускают руки, поворачиваются лицом к центру, берутся руками за голову и качают головой. С последним словом поворачиваются спиной к луже.)
Прыг-скок, прыг-скок!
(Делают несколько прыжков от центра и останавливаются.)
Прыгал, прыгал и скакал,
Прямо в лужицу попал!
(С последним словом дети приседают, «попадают в лужу».)
После последних слов мальчики быстро вскакивают с пола, подбегают к девочкам, берут их за руки и помогают им выскочить из лужи.
Девочки грациозно приседают, благодарят своих спасителей. Педагог наблюдает за действиями детей со стороны. Он хвалит мальчиков за их помощь девочкам, а девочек за умение поблагодарить мальчиков.
Игра начинается сначала и может быть повторена 3-4 раза.
Этюд «Запачкался».
Мальчики играли во дворе в футбол. Земля была сырая, потому что недавно прошел дождь. Антон, который перехватил мяч, стремительно бежит к воротам. Неожиданно он споткнулся и упал. Он встает, потирая ушибленное место. К нему подходит девочка с его двора. Она помогает ему отряхнуть с одежды грязь.
Этюд «Игрушки».
В детском саду дети собираются на прогулку. Девочка Катя задержалась в игровом уголке. Она собирает оставленные детьми игрушки. Мальчик Дима решил ей помочь. Он подает Кате игрушки, а она аккуратно и красиво расставляет их на полках.
Этюд «Пуговица».
Мама сидит на стуле. На коленях у нее лежит папина рубашка. Она пришивает к ней пуговицу.
Выразительные движения: сосредоточенный взгляд, голова наклонена вниз, левой рукой придерживает на коленях воображаемую рубашку, большой и указательный пальцы левой руки сжаты, эта же рука совершает кругообразные движения.
Этюд «Тяжелая сумка».
Мама идет из магазина домой. Сын догоняет ее на улице и предлагает помочь нести тяжелую сумку.
Выразительные движения: голова решительно поднята, руки полусогнуты в локтях и опущены вниз, твердая походка.
2-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа о художнике Урале Тансыкбаеве.
Программное содержание: Познакомить детей с портретом художника Урала Тансикбаева, с его жизнью и творчеством. Учить описывать картины; разъяснить значение слова «пейзаж»., умение отражать в рисунках колорит природы Узбекистана, передавая цветовое и композиционное решение. Закреплять технические навыки при рисовании кистью. Развивать эстетический вкус детей. Воспитывать любовь к искусству. Словарная работа: художник, Урал Тансикбаев, пейзаж, музей изобразительного искусства.
Оборудование и материал: портрет Урала Тансикбаева, репродукции картин или иллюстрации «Вечер. Горный кишлак», «В поселке», В родном ауле», «Родной край», «Катта кур га
некое водохранилище», «Вечер на Сырдарье»; мольберты; альбомные листы, краски и гуашь, палитры, кисти разных размеров, банки с водой, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин или иллюстраций, беседа по картинам; проведение наблюдений в природе с отметкой изменений по времени года.
Ход:
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в музей изобразительного искусства. А что такое «музей изобразительного искусства»? (ответы детей) Это место, где хранятся и выставляются напоказ работы великих художников. Проходите(место в группе оформлено как музей- висят репродукции или иллюстрации картин художника Урала Тансикбаева). Давайте рассмотрим эти картин. Что вы видите на картинах? Как вы думаете, какое время суток изображено на этой картине? (подходят к картине «Вечер. Горный кишлак»). Почему вы думаете, что на этой картине изображен вечер? (ответы детей) Какие цвета преобладают в этой картине? (ответы детей). Давайте рассмотрим картины «В поселке», В родном ауле», «Родной край», «Катта кур га некое водохранилище», «Полив хлопка» (воспитатель называет и показывает картину). Что раскрывает художник в этих картинах? (ответы детей). Художник в этих картинах раскрывает красоту природы Узбекистана, прославляет величие труда узбекского народа (указывает на картины). Художник любуется горами, долинами Узбекистана. Давайте рассмотрим картину «Вечер на Сырдарье». Посмотрите . как художник передал покой Сырдарьи, плавно несущей свои воды, как он нашел особую красоту в песчаных равнинах своей Родины. А все эти картины написал узбекский художник Урал Тансикбаев. Посмотрите на его портрет и запомните. Урал Тансикбаев изображал пейзажи. Пейзажи - это изображение природы: деревьев, гор, рек, неба, цветов (еще раз воспитатель обращает внимание на картины). Урал Тансикбаев - великий художник Узбекистана. Он награжден орденами и медалями за заслуги перед отечеством. Многие его картины хранятся в музеях страны. Дом, в котором он жил, превращен в дом-музей. В нем хранятся все вещи, картины, журналы, книги о художниках. Все осталось как при жизни художника.
Итог:
1. О каком великом художнике Узбекистана мы сегодня говорили?
2. Что написал художник?
3. Что такое «пейзаж»?
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам превратиться в художников и написать красивые картины, которые будут храниться у нас в группе и покажем их родителям. Давайте напишем пейзаж на тему «Весна пришла в Узбекистан». Мы на прогулках рассматривали, как пригревает солнышко, светит ярко; прилетели птички и весело распевают на деревьях. Снег растаял и побежали веселые ручейки по дорожкам на земле. Занимайте места и приступайте к творчеству (воспитатель ставит фонограмму щебета птиц, журчание ручейков и т.д., отражая через музыку тему весны; помогает советом). В конце рассматривают работы, отмечая интересное цветовое и композиционное решение работ.
3-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа на тему «Весна».
Цель: закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны, воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Ход занятия:
Воспитатель беседует с детьми:
Вот и наступила долгожданная весна-красна. Почему в народе говорят «весна-красна»? Да потому, что она очень красивая. Давайте, ребята, почитаем рассказ Г. Скребицкого «Четыре художника» и узнаем, как Весна сумела нарисовать свои весенние пейзажи.
Взяла она тонкие, нежные кисточки, чуть-чуть тронула зеленью ветви берез, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные сережки. День за днем все наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг нее, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
Еще рисует день, и другой. Вот на склоне оврага - кусты черемухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распушились цветы калужницы.
Все оживает кругом: почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки; майские жуки загудели возле зеленых березовых веток; первые пчелы и бабочки летят на цветы.
А сколько птиц в лесу и на полях! Бегут дни за днями. Неузнаваема стала живая картина лесов и полей... Все оживает кругом...
Выглянуло солнышко из-за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива дивного ни видывало, а такой красоты еще никогда не встречало.
Смотрит оно на картину весны, глаз оторвать не может...
- Послушайте, ребята, как композитор П.И. Чайковский нам рассказал о весне.
Дети слушают «Времена года» П. И. Чайковского.
- А вот как написали поэты о приходе весны-красны.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
(А. Пушкин)
На полянке у тропинки
Пробиваются травинки,
С бугорка ручей бежит,
А под елкой снег лежит.
(Б. Заходер)
Возвращаются скворцы,
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.