Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы доу. (56 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воспитатель: Ребята что нового вы узнали сегодня? Что вам больше всего понравилось?

8-ЗАНЯТИЕ


Тема: Беседа о композиторе Юнусе Раджаби.

Программное содержание: Познакомить детей с портретом Юнуса раджабий. Дать краткие сведения о творчестве композитора. Дать понятие «маком», «шошмаком». Развивать творческое воображение детей при передаче в рисунках впечатлений, полученных при прослушивании мелодии композитора. Воспитывать уважение к людям творческих профессий.

Словарная работа: Композитор, маком, шошмаком.

Оборудование и материал: Портрет Юнуса Раджабий; записи узбекских народныхмелодий; иллюстрации узбекских народных инструментов (дутар, карнай, най, дойра);музыкальный инструмент дутар; иллюстрации ташкентского метро «Юнуса Раджабий»;пластинка, карандаши, мелки, фломастеры и бумага.

Предварительная работа: Слушание узбекских народных мелодий на музыкальных занятиях; знакомство с народными музыкальными инструментами: дутар, карнай, най, дойра.

Ход:

Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто такой композитор? (выслушивает ответы, не мешает высказываться) Композитор это человек, сочиняющий мелодию, музыку. Сегодня я, познакомлю вас с народным артистом, композитором Узбекистана Юнусом Раджабий (рассматривают портрет). Этот человек внёс большой вклад в развитие народного фольклора Узбекистана. Послушайте мелодию (ставит запись), и скажите, что вы представили себе, какая картинка нарисовалась перед глазами? (Дети слушают мелодию, делятся своими впечатлениями, воспитатель выслушивает ответы, не перебивая) Это старинная мелодия, раньше люди не умели писать, не знали ноты, но сочиняли и исполняли песни, которые передавали из уст в уста, запоминали их. Но время шло, и люди стали забывать народные песни. И вот, у нас в Узбекистане, в городе Ташкенте родился Юнус Раджабий (ещё раз обращает внимание на портрет), который собрал все народные мелодии, записал их ноты. Он объездил много городов, кишлаков, познакомился со многими людьми, которые исполняли народные мелодии «макомы» (словарная работа).



Он записывал все мелодии нотами в тетрадь, обработал их для исполнения на народных инструментах. Какие народные узбекские инструменты вы знаете? (ответы детей: дойра, дутар, най, карнай; воспитатель выставляет картинки с этими инструментами на мольберт).

Воспитатель: Юнус Раджабий с детства имел отличный музыкальный слух, хорошо играл на дутаре (показывает инструмент) Выучил нотную грамоту, закончив консерваторию. Результатом творчества Юнуса Раджабий стал Шошмаком - собрание классической узбекской музыки в шести томах и, в пяти томах сборник «Узбекской национальной музыки». Послушайте ещё одну мелодию (слушают) В этой мелодии люди передавали свои чувства, как им было тяжело жить, передавали свою любовь к природе, близким людям, к своей Родине...

Юнус Раджабий выступал на радио, выпускал грампластинки с записями узбекских народных мелодий и песен (показывает грампластинку).

Его имя помнит весь узбекский народ. Именем Юнуса Раджабий названа станция ташкентского метрополитена (показывает иллюстрацию); В Ташкенте открыт Дом-Музей Юнуса Раджабий, где можно более подробно познакомиться с жизнью и творчеством композитора (показывает иллюстрацию).

Итог:

1. О ком мы сегодня говорили?

2. Что записывал Юнус Раджабий?

З. Что названо его именем?

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю нарисовать то, что вы себе представили слушая мелодию Юнуса Раджабий «Бахор» (творческая работа детей под тихую музыку Юнуса Раджабий)

Последующая работа после занятия в вечернее время: просмотр видео фильма о творчестве Юнуса Раджабий.

АПРЕЛЬ

1-ЗАНЯТИЕ

Тема: Беседа о великом полководце Амире Тимуре.

Программное содержание: Познакомить детей с личностью полководца Амира Темура. Дать им представление о его основных жизненных этапах, вызвать интерес к событиям происходящих в стране прошлых веков. Углублять интерес к национальным корням и наследию древних предков.

Материал: Портрет А.Темура, репродукции древних городов Бухары, Самарканда, Хивы ,фото памятника А. Темура, шапочки - шлемы для детей, игрушечное оружие: сабли, мечи, щиты.

Ход занятия:

Воспитатель: Сейчас мы отправляемся в далекое путешествие в прошлое. Необходимо подумать, чего не было из транспорта в древности. Вы мне будете задавать вопросы, а я отвечать « да» или «нет».


Проводится игра « Да - нет»

Из всех моих ответов можно выбрать транспорт (дети выбирают: или лошадь, или верблюда, арбу, ковер-самолет и т.д.).

Выбор сделан, пора в путь. Чтобы не потеряться и не отстать, надо взяться за руки друг за другом и произнести обратный отсчет 10,9,8,7. и т д. Вот мы оказались в 14 веке. Именно в это время жил и правил Амир Темур, о котором сейчас сложено много легенд и былей ( показ портрета) . А это

города того времени, когда жил Темур ..( показ) . Вы хотите дальше о нём слушать?.( Да)

Темур родился в селении Ходжа, что недалеко от города Шахрисабз (так он и сейчас называется) в семье влиятельного бекэ Тагарая. Среди своих сверстников и друзей он пользовался большим влиянием. С детства владел языками: тюркским и таджикским. Темур любил слушать чтецов, изучал

историю других народов, ценил всякое умение и знание, которое приносило пользу; медицину, астрономию, математику, архитектуру. Но особенно его интересовало военное дело. Ещё будучи молодым, он собрал вокруг себя небольшой отряд конников, который впоследствии вырос в мощную и сильную армию, с ними он оттачивал боевые навыки. В то время это было очень важно, так как вся Средняя Азия, была подчинена Золотой Орде - монголо-татарскому войску, которые захватили эти земли и принесли людям страдания ,горе и боль.

Темур совершал свои походы во все уголки государства , которое называли Маверанарх, и в одном из таких боев был ранен в руку, после чего рука у него почти высохла , а на правую ногу хромал до конца своей жизни, за что и получил прозвище « Темур-ланга» - «Темур — хромой» , т.е Тамерлан, Давайте ещё раз посмотрим на него и ответьте на мои вопросы:

-Амир Темур высокого роста?

- У него были широкие плечи?

- Борода большая?

-Хромал ли он? Почему?

- Как его стали называть?

- Чем он увлекался, когда был молодой?

- Что ему нравилось больше всего?

- Где он сражался?

-Когда он родился? И т.д.

Вы правильно отвечали и теперь никогда не спутаете и не забудете его. В центре нашего города стоит памятник А.Темуру (показ фото). И музей носящий его имя и представляющий те репродукции, которые были в ту эпоху. А теперь, когда мы знаем об Амире Темуре попробуем описать его внешность и характер. А если все эти качества объединим одним выражением, то каким он был ? (тренировка логического мышления) .Прекрасно! Конечно, он был хорошим полководцем. Но мы не забыли о том , что сами находимся в прошлом и вполне можем встретиться с ним. Взгляните - вот и его войско (часть детей одевает шлемы и берут мечи , сам А.ТЕМУР ВОСПИТАТЕЛЬ)


Амир Темур: - Доблестные воины! Мы отправляемся в поход. Нас ждут опасность и трудные бои, но перед вами ни одна не устоит и не остановит, даже эта неприступная скала (ранее приготовленная из кубиков разного цвета) Мы преодолеем эту гору. Пусть каждый из вас возьмет по камню и отнесет его в сторону, расчищая дорогу.

Игра «Преодолей гору»:

Дети стоят перед с горой, состоящей из кубиков разного цвета. По сигналу « штурм!» они начинают разбирать «гору», относя « камни» о отведенное место для каждого . Когда «тоннель» готов , дети проходят через него « Вперед!» Это ущелье мы назовем вратами в нашу столицу

Самарканд. (Дети уходят в спальню, переодеваются и возвращаются с воспитателем в группу)

Воспитатель: И потекло войско через врата живой полноводной рекой, которая затем превратилась в реку Зарафшан - гласит так легенда. Но и нам пора. Закрываем глаза и считаем до 10, Стоп! Вот мы и в саду ,но вернулись с новыми знаниями , которые являются золотыми крупицами нашего национального достояния.


2-ЗАНЯТИЕ

Тема: Экскурсия по строительному объекту.

Цели:

1. Учить строительству фасадов разных зданий по чертежам.

2. Планировать предстоящую постройку.

3. Рассказать о профессиях строителей (маляр-штукатур, каменщик, столяр-плотник).

Оборудование: Грузовики, строительные материалы (кубики, конструктор), орудия труда строителей из картона (молотки, кисти, валики, кли­нья)

Подготовка: Воспитатель проводит несколько прогулок по городу, показыва­ет стройки домов. Рассматривание и анализ иллюстраций; с чего начинается строительство, какие нужны материалы, какие работают машины, какими инструментами пользуются рабочие. Дети сами вырезают из картона по шаблонам орудия труда.

У каждого мальчика грузовая машина, нагруженная строительны­ми материалами.

Воспитатель. Дети, сегодня я — начальник стройки и хочу вам предложить построить дом. Каждый дом сначала проектируется, рисуется чертеж здания. Делает это архитектор. Давайте рассмотрим чертеж. Найдем фасад здания — переднюю часть. Из какого материала построено здание?

Мальчики рассказывают из чего построено здание.

Вначале мы с вами привезем строительный материал.

Дети подвозят конструктор к тому месту, где будут строить дом.

Материал на месте. А теперь мы должны объединиться в бригады, так работают все строители.