Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы доу. (56 лет).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Беседа о городе Бухара.
Цель: Познакомить с древним городом Бухара и его историческим прошлым; воспитывать чувство уважения к далёким предкам; бережное отношение к истории своей Родины.
Оборудование: Иллюстрации с изображением исторических памятников Бухары, старинных улиц, домов, посуды, одежды.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о древнем городе нашей Родины Узбекистана. О Бухаре. Вы знаете, сколько лет Бухаре. Более 4000 лет. С возникновением города связаны различные легенды и предания. В одной из легенд рассказывается, что сын царя Сиявуш прибыл в Бухару, женился на дочери царя Афрасиаба и построил там крепость Арк. (Воспитатель показывает изображение крепости Арк.)
В древности Бухара входила в состав одной из областей Средней Азии — Согда, где уже во времена Александра Македонского была развита градостроительная структура. Существуют различные версии происхождения названия города: по одной версии, слово «Бухара» означает «монастырь», по другой — «обитель знания».
Недалеко от города располагалось античное поселение Варахша, известное своими настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов. Центром Бухары является крепость Арк, где проживали правители и их приближённые. За её стенами сложился собственно город — «Шахристан». Его окружали торгово-ремесленные предместья — «Рабад». Через Бухару пролегал Великий шёлковый путь. Здесь было более 60 караван-сараев, где размещались купцы из Индии, Китая, Ирана и других стран.
В древности Бухара и её округа была окружена большой оборонительной стеной.
Бухара изобилует архитектурными памятниками XI—XVII веков, к наиболее известным относятся цитадель Арк, комплекс Ляби-хауз, комплекс Пои Калян и другие. (Показывает изображения этих памятников.)
В Бухаре родились такие известные люди как:
Физкультминутка.
Дети становятся полукругом и повторяют движения за воспитателем:
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленями).
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»
Если нравится тебе,
То другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай всё.
Вопросы для закрепления пройденного материала:
После занятия воспитатель хвалит детей.
2-ЗАНЯТИЕ
Тема: Знакомство с видами тканей.
Цель. Познакомить детей с тканями, продемонстрировать их разнообразие по качеству и расцветке, рассказать об использовании ткани в жизни человека.
Предварительная работа.
Педагоги подбирают разнообразные образцы тканей, которые должны быть аккуратно подрублены. Для создания коллекции понадобится большой альбом (для рисования или фотографий).
Материал.
При первом знакомстве с тканями понадобятся увеличительные стекла — лупы.
Методика работы.
Педагог вносит в группу и раскладывает на детском столе образцы тканей, предлагает детям рассмотреть их, обращает их внимание на разнообразие тканей.
«Знаете, сколько на свете вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, легкие и тяжелые, плотные и редкие. (Педагог предлагает детям подержать их в руках и найти среди них гладкие и ворсистые и т. п.) Разные они, но их называют одним словом — ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, все-таки чем-то похожи. А знаете чем? Посмотрите на кусочки ткани через увеличительное стекло — лупу. (Дети по очереди рассматривают образцы.) Что же мы видим? Мы видим, что все ткани состоят из нитей, которые переплетены между собой и крепко держатся друг за друга.
Качество тканей зависит от качества нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, а из тонких — тонкие, легкие. Как вы думаете, что шьют из толстых тканей? Почему? А что шьют из тонких тканей? Почему?
Посмотрите, как красиво окрашены эти ткани. (Педагог выбирает и показывает ткани с нанесенным рисунком, например хлопчатобумажные.) Сначала все эти ткани были одинакового белого цвета (показывает неокрашенную ткань) — вот такими. А кто же сделал их яркими и привлекательными? Как вы думаете? Здесь потрудилось много людей. Сначала художник придумал рисунок, затем на специальных станках этот рисунок перенесли на белую ткань».
Педагог предлагает детям сделать из образцов ткани коллекцию (крепит кусочки ткани на страницы альбома или вкладывает их в фотоальбом).
В последующем коллекция периодически пополняется новыми поступлениями, которые приносят из дома воспитатели и дети. Работая с коллекцией, дошкольники узнают разные свойства тканей (ткань мнется, мокнет в воде и т. п.), на основе полученных представлений они формулируют правила обращения с вещами и предметами, сделанными из ткани.
3-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа про Абу Али ибн Сино.
Программное содержание: Познакомить детей с портретом Абу Али ибн Сино. Дать сведения о научных достижениях ученого. Формировать бережное отношение к себе и друг другу. Воспитывать любовь и уважение к своим предкам.
Словарная работа: лекарь, Авиценна, медицина, лекарственные травы.
Материал и оборудование: портрет Абу Али ибн Сино; сухая лекарственная трава и трава на картинках; медицинский халат и сумка-аптечка; указка; мольберт или наборное полотно; отвар лекарственных трав в стаканах; кровать для больного.
Предварительная работа: наблюдения за лекарственными травами;, описание внешнего вида и от чего помогают вылечиться; подготовка детей- «больных» к занятию; подготовить отвар разных лекарственных трав.
Ход: Входит «больной» ребенок, закутанный в теплые вещи, чихает. Воспитатель: Что с тобой случилось?
Ребенок: Я заболел. В холодную погоду бегал на улице раздетый. Воспитатель: У тебя, наверное, высокая температура? Ребята, что же делать? (выслушивает ответы детей). Да, нужно срочно вызвать врача.(Одевает халат, берет сумку-аптечку) Врача вызывали? Что случилось? (ответы) Вижу-вижу (осматривает больного ребенка) У тебя температура и горло красное. Срочно будем лечиться (укладывает ребенка в кровать)Ребята, а чем же будем его лечить?(ответы) Но кроме лекарств есть еще хорошее народное средство-это лекарственные травы. Вот тебе отвар мяты, прополощи горло. А вот настой шиповника - попей
, чтобы укрепить организм и поднять иммунитет. (Ребенок имитирует действия и выздоравливает) Вот мы его и вылечили.
Ребята, а вы знаете, что давным-давно не было больниц, врачей. Если человек заболеет, ему было очень больно, тяжело . Раньше было мало людей, которые могли определить, чем болен человек и как ему помочь. Но людей, которые все-таки помогали больным, называли лекарями. Слово «лекарь» произошло от слова «лечить». В те далекие времена жил великий ученый (показывает портрет) Абу Али ибн Сино. На Востоке его называли Авиценной. Сейчас я вам о нем расскажу много интересного. Рассказ воспитателя.
Абу Али ибн Сино родился в кишлаке Афшона недалеко от Бухары. Маленький ибн Сино Был любознательным и очень способным. В 10 лет он знал грамматику, изучал математику, усвоил поэзию. В 15 лет он учился самостоятельно, проявляя большое упорство и трудолюбие. Большое внимание уделял медицине. Начал лечить людей и вскоре о нем заговорили как о искусном враче. В 17 лет он вылечил эмира и в награду ему разрешили пользоваться библиотекой правителя. За свою жизнь он написал очень много работ. Основной медицинский труд ибн Сино «Канон врачебной науки», где он описал много болезней и как их различить. Авиценна предположил, что некоторые болезни распространяются через воду, в которой содержатся невидимые «мельчайшие животные». Авиценна высказывал интересные мысли и по воспитанию детей. Самое главное, чтобы воспитание было умственным и физическим. Вы много узнали об Абу Али ибн Сино, а сейчас пора сделать физкультурную паузу:
Рано утром на зарядку друг за другом мы идем,
И все дружно по порядку упражнения начнем.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть. Воспитатель: Но самое главное мировое признание Абу Али ибн Сино сыскал тем,что лечил людей травами. Послушайте еще один рассказ из жизни Сино.
Рассказ воспитателя. Однажды ибн Сино ходил и собирал лекарственные травы и встретил отдыхающих воинов падишаха. Он спросили: «Эй, кто ты такой? Почему бродишь по этим местам?» -Я лекарь, собираю лекарственные травы.
-Если ты лекарь, то вылечишь нашего падишаха. Вот уже несколько лет, как он заболел, никто не может вылечить его. Если и ты не сможешь, то умрешь,- сказали воины и привели его к падишаху. Ибн Сино не смог определить его болезнь. -Эй, великий падишах. Вам придется пожить со мной 40 дней,- сказал лекарь.
Он указывал людям падишаха то на одно место, то на другое, чтобы они понесли его. А это были места со свежим воздухом, с чистой водой... А сам продолжал собирать лекарственные травы. С каждым днем состояние падишаха улучшалось. И, наконец, через 40 дней он полностью выздоровел.
-Ты, оказывается, самый лучший лекарь на свете, ты меня вылечил. Спасибо тебе, -сказал падишах.
Ибн Сино ответил: «Повелитель, благодарите не меня, а вот эти места, окружающие Вас. Если бы е эти места, ни этот воздух, ни запах этих лекарственных трав, Вы бы не поправились. Это они Вас вылечили ».
Воспитатель:Понравился вам рассказ? О чем же он? Как вылечил падишаха ибн Сино? (ответы: воздухом, запахом лечебных трав) А какие лекарственные травы вы знаете?(ответы) Где они растут?(ответы) Я для вас тоже приготовила разные лекарственные травы, Посмотрите на них в сухом виде, сравните с картинкой; потрите в ладонях и понюхайте аромат...У нас есть больные дети?(мини-сценка с подготовленными детьми): 1-й больной: Я не могу по ночам спать, сердце бьется быстро- быстро. Не спокойно мне.
Воспитатель:Как ему помочь? (ответы) Попейте настой валерианы и пустырника несколько дней и Вам станет лучше (показывает сухую траву и на картинках).
2-й больной: Помогите, у меня болит пальчик, нарыв никак не проходит. Что же мне делать? Я не могу работать рукой.
Воспитатель: Как ему помочь? (ответы) Возьмите подорожник, отбейте несколько раз на доске, чтобы вышел сок, положите на нарыв и перевяжите. Все пройдет. Найдите подорожник на картинке (дети показывают).
3-й больной: Ой, ой! У меня болят глаза (имитирует).
Воспитатель: Как ему помочь? (ответы) Надо принять отвар одуванчика. Покажите одуванчик на картинке (дети показывают).
Воспитатель:Ну вот, всех мы вылечили. Запомните, ребята! Растительный мир богат лечебными травами. Только нужно знать, какая трава от чего помогает. А самое главное - нужно беречь природу, не рвать траву и цветы просто так, ведь кому-то она поможет вылечиться. Кстати, слово «медицина» произошло от слов «мадад Сино» - «помощь Сино». И уже многие столетья открытия Сино помогают людям быть здоровыми. Я хочу, чтобы вы тоже никогда не болели и приглашаю всех в фитобар попробовать отвары лечебных трав ( В фитобаре воспитатель спрашивает детей, отвар какой травы он пьет).
Цель: Познакомить с древним городом Бухара и его историческим прошлым; воспитывать чувство уважения к далёким предкам; бережное отношение к истории своей Родины.
Оборудование: Иллюстрации с изображением исторических памятников Бухары, старинных улиц, домов, посуды, одежды.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о древнем городе нашей Родины Узбекистана. О Бухаре. Вы знаете, сколько лет Бухаре. Более 4000 лет. С возникновением города связаны различные легенды и предания. В одной из легенд рассказывается, что сын царя Сиявуш прибыл в Бухару, женился на дочери царя Афрасиаба и построил там крепость Арк. (Воспитатель показывает изображение крепости Арк.)
В древности Бухара входила в состав одной из областей Средней Азии — Согда, где уже во времена Александра Македонского была развита градостроительная структура. Существуют различные версии происхождения названия города: по одной версии, слово «Бухара» означает «монастырь», по другой — «обитель знания».
Недалеко от города располагалось античное поселение Варахша, известное своими настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов. Центром Бухары является крепость Арк, где проживали правители и их приближённые. За её стенами сложился собственно город — «Шахристан». Его окружали торгово-ремесленные предместья — «Рабад». Через Бухару пролегал Великий шёлковый путь. Здесь было более 60 караван-сараев, где размещались купцы из Индии, Китая, Ирана и других стран.
В древности Бухара и её округа была окружена большой оборонительной стеной.
Бухара изобилует архитектурными памятниками XI—XVII веков, к наиболее известным относятся цитадель Арк, комплекс Ляби-хауз, комплекс Пои Калян и другие. (Показывает изображения этих памятников.)
В Бухаре родились такие известные люди как:
-
Мухаммад аль-Бухари (810—870) — известный исламский богослов, автор наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов «Джами ас-Сахих» (араб. الجامع الصحيح), или «Сахих аль-Бухари» (араб. صحيح البخاري), составляющего основу мусульманской Сунны. -
Абу Хафс Кабир — ученый-теолог X века. -
Абу Бекр Наршахи — (899—959) — историк X века. -
Абу Али Хусайн Ибн Абдаллах Ибн Хасан Ибн Сина (Авицена) (980, селение Афшона близ Бухары —1037) — выдающийся философ, медик, астроном.
Физкультминутка.
Дети становятся полукругом и повторяют движения за воспитателем:
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленями).
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»
Если нравится тебе,
То другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай всё.
Вопросы для закрепления пройденного материала:
-
О каком городе мы сегодня говорили? -
Какая крепость являлась центром древней Бухары? -
Были ли вы в Бухаре?
После занятия воспитатель хвалит детей.
2-ЗАНЯТИЕ
Тема: Знакомство с видами тканей.
Цель. Познакомить детей с тканями, продемонстрировать их разнообразие по качеству и расцветке, рассказать об использовании ткани в жизни человека.
Предварительная работа.
Педагоги подбирают разнообразные образцы тканей, которые должны быть аккуратно подрублены. Для создания коллекции понадобится большой альбом (для рисования или фотографий).
Материал.
При первом знакомстве с тканями понадобятся увеличительные стекла — лупы.
Методика работы.
Педагог вносит в группу и раскладывает на детском столе образцы тканей, предлагает детям рассмотреть их, обращает их внимание на разнообразие тканей.
«Знаете, сколько на свете вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, легкие и тяжелые, плотные и редкие. (Педагог предлагает детям подержать их в руках и найти среди них гладкие и ворсистые и т. п.) Разные они, но их называют одним словом — ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, все-таки чем-то похожи. А знаете чем? Посмотрите на кусочки ткани через увеличительное стекло — лупу. (Дети по очереди рассматривают образцы.) Что же мы видим? Мы видим, что все ткани состоят из нитей, которые переплетены между собой и крепко держатся друг за друга.
Качество тканей зависит от качества нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, а из тонких — тонкие, легкие. Как вы думаете, что шьют из толстых тканей? Почему? А что шьют из тонких тканей? Почему?
Посмотрите, как красиво окрашены эти ткани. (Педагог выбирает и показывает ткани с нанесенным рисунком, например хлопчатобумажные.) Сначала все эти ткани были одинакового белого цвета (показывает неокрашенную ткань) — вот такими. А кто же сделал их яркими и привлекательными? Как вы думаете? Здесь потрудилось много людей. Сначала художник придумал рисунок, затем на специальных станках этот рисунок перенесли на белую ткань».
Педагог предлагает детям сделать из образцов ткани коллекцию (крепит кусочки ткани на страницы альбома или вкладывает их в фотоальбом).
В последующем коллекция периодически пополняется новыми поступлениями, которые приносят из дома воспитатели и дети. Работая с коллекцией, дошкольники узнают разные свойства тканей (ткань мнется, мокнет в воде и т. п.), на основе полученных представлений они формулируют правила обращения с вещами и предметами, сделанными из ткани.
3-ЗАНЯТИЕ
Тема: Беседа про Абу Али ибн Сино.
Программное содержание: Познакомить детей с портретом Абу Али ибн Сино. Дать сведения о научных достижениях ученого. Формировать бережное отношение к себе и друг другу. Воспитывать любовь и уважение к своим предкам.
Словарная работа: лекарь, Авиценна, медицина, лекарственные травы.
Материал и оборудование: портрет Абу Али ибн Сино; сухая лекарственная трава и трава на картинках; медицинский халат и сумка-аптечка; указка; мольберт или наборное полотно; отвар лекарственных трав в стаканах; кровать для больного.
Предварительная работа: наблюдения за лекарственными травами;, описание внешнего вида и от чего помогают вылечиться; подготовка детей- «больных» к занятию; подготовить отвар разных лекарственных трав.
Ход: Входит «больной» ребенок, закутанный в теплые вещи, чихает. Воспитатель: Что с тобой случилось?
Ребенок: Я заболел. В холодную погоду бегал на улице раздетый. Воспитатель: У тебя, наверное, высокая температура? Ребята, что же делать? (выслушивает ответы детей). Да, нужно срочно вызвать врача.(Одевает халат, берет сумку-аптечку) Врача вызывали? Что случилось? (ответы) Вижу-вижу (осматривает больного ребенка) У тебя температура и горло красное. Срочно будем лечиться (укладывает ребенка в кровать)Ребята, а чем же будем его лечить?(ответы) Но кроме лекарств есть еще хорошее народное средство-это лекарственные травы. Вот тебе отвар мяты, прополощи горло. А вот настой шиповника - попей
, чтобы укрепить организм и поднять иммунитет. (Ребенок имитирует действия и выздоравливает) Вот мы его и вылечили.
Ребята, а вы знаете, что давным-давно не было больниц, врачей. Если человек заболеет, ему было очень больно, тяжело . Раньше было мало людей, которые могли определить, чем болен человек и как ему помочь. Но людей, которые все-таки помогали больным, называли лекарями. Слово «лекарь» произошло от слова «лечить». В те далекие времена жил великий ученый (показывает портрет) Абу Али ибн Сино. На Востоке его называли Авиценной. Сейчас я вам о нем расскажу много интересного. Рассказ воспитателя.
Абу Али ибн Сино родился в кишлаке Афшона недалеко от Бухары. Маленький ибн Сино Был любознательным и очень способным. В 10 лет он знал грамматику, изучал математику, усвоил поэзию. В 15 лет он учился самостоятельно, проявляя большое упорство и трудолюбие. Большое внимание уделял медицине. Начал лечить людей и вскоре о нем заговорили как о искусном враче. В 17 лет он вылечил эмира и в награду ему разрешили пользоваться библиотекой правителя. За свою жизнь он написал очень много работ. Основной медицинский труд ибн Сино «Канон врачебной науки», где он описал много болезней и как их различить. Авиценна предположил, что некоторые болезни распространяются через воду, в которой содержатся невидимые «мельчайшие животные». Авиценна высказывал интересные мысли и по воспитанию детей. Самое главное, чтобы воспитание было умственным и физическим. Вы много узнали об Абу Али ибн Сино, а сейчас пора сделать физкультурную паузу:
Рано утром на зарядку друг за другом мы идем,
И все дружно по порядку упражнения начнем.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть. Воспитатель: Но самое главное мировое признание Абу Али ибн Сино сыскал тем,что лечил людей травами. Послушайте еще один рассказ из жизни Сино.
Рассказ воспитателя. Однажды ибн Сино ходил и собирал лекарственные травы и встретил отдыхающих воинов падишаха. Он спросили: «Эй, кто ты такой? Почему бродишь по этим местам?» -Я лекарь, собираю лекарственные травы.
-Если ты лекарь, то вылечишь нашего падишаха. Вот уже несколько лет, как он заболел, никто не может вылечить его. Если и ты не сможешь, то умрешь,- сказали воины и привели его к падишаху. Ибн Сино не смог определить его болезнь. -Эй, великий падишах. Вам придется пожить со мной 40 дней,- сказал лекарь.
Он указывал людям падишаха то на одно место, то на другое, чтобы они понесли его. А это были места со свежим воздухом, с чистой водой... А сам продолжал собирать лекарственные травы. С каждым днем состояние падишаха улучшалось. И, наконец, через 40 дней он полностью выздоровел.
-Ты, оказывается, самый лучший лекарь на свете, ты меня вылечил. Спасибо тебе, -сказал падишах.
Ибн Сино ответил: «Повелитель, благодарите не меня, а вот эти места, окружающие Вас. Если бы е эти места, ни этот воздух, ни запах этих лекарственных трав, Вы бы не поправились. Это они Вас вылечили ».
Воспитатель:Понравился вам рассказ? О чем же он? Как вылечил падишаха ибн Сино? (ответы: воздухом, запахом лечебных трав) А какие лекарственные травы вы знаете?(ответы) Где они растут?(ответы) Я для вас тоже приготовила разные лекарственные травы, Посмотрите на них в сухом виде, сравните с картинкой; потрите в ладонях и понюхайте аромат...У нас есть больные дети?(мини-сценка с подготовленными детьми): 1-й больной: Я не могу по ночам спать, сердце бьется быстро- быстро. Не спокойно мне.
Воспитатель:Как ему помочь? (ответы) Попейте настой валерианы и пустырника несколько дней и Вам станет лучше (показывает сухую траву и на картинках).
2-й больной: Помогите, у меня болит пальчик, нарыв никак не проходит. Что же мне делать? Я не могу работать рукой.
Воспитатель: Как ему помочь? (ответы) Возьмите подорожник, отбейте несколько раз на доске, чтобы вышел сок, положите на нарыв и перевяжите. Все пройдет. Найдите подорожник на картинке (дети показывают).
3-й больной: Ой, ой! У меня болят глаза (имитирует).
Воспитатель: Как ему помочь? (ответы) Надо принять отвар одуванчика. Покажите одуванчик на картинке (дети показывают).
Воспитатель:Ну вот, всех мы вылечили. Запомните, ребята! Растительный мир богат лечебными травами. Только нужно знать, какая трава от чего помогает. А самое главное - нужно беречь природу, не рвать траву и цветы просто так, ведь кому-то она поможет вылечиться. Кстати, слово «медицина» произошло от слов «мадад Сино» - «помощь Сино». И уже многие столетья открытия Сино помогают людям быть здоровыми. Я хочу, чтобы вы тоже никогда не болели и приглашаю всех в фитобар попробовать отвары лечебных трав ( В фитобаре воспитатель спрашивает детей, отвар какой травы он пьет).