Файл: Учебнопрактическое пособие по ознакомлению с окружающим миром разработано для детей дошкольного возраста. В пособии имеются подробные конспекты по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы доу. (56 лет).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Беседа о городе Бухара.

Цель: Познакомить с древним городом Бухара и его историческим прошлым; воспитывать чувство уважения к далёким предкам; бережное отношение к истории своей Родины.

Оборудование: Иллюстрации с изображением исторических памятников Бухары, старинных улиц, домов, посуды, одежды.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о древнем городе нашей Родины Узбекистана. О Бухаре. Вы знаете, сколько лет Бухаре. Более 4000 лет. С возникновением города связаны различные легенды и предания. В одной из легенд рассказывается, что сын царя Сиявуш прибыл в Бухару, женился на дочери царя Афрасиаба и построил там крепость Арк. (Воспитатель показывает изображение крепости Арк.)

В древности Бухара входила в состав одной из областей Средней Азии — Согда, где уже во времена Александра Македонского была развита градостроительная структура. Существуют различные версии происхождения названия города: по одной версии, слово «Бухара» означает «монастырь», по другой — «обитель знания».

Недалеко от города располагалось античное поселение Варахша, известное своими настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов. Центром Бухары является крепость Арк, где проживали правители и их приближённые. За её стенами сложился собственно город — «Шахристан». Его окружали торгово-ремесленные предместья — «Рабад». Через Бухару пролегал Великий шёлковый путь. Здесь было более 60 караван-сараев, где размещались купцы из ИндииКитаяИрана и других стран.

В древности Бухара и её округа была окружена большой оборонительной стеной.

Бухара изобилует архитектурными памятниками XI—XVII веков, к наиболее известным относятся цитадель Арк, комплекс Ляби-хауз, комплекс Пои Калян и другие. (Показывает изображения этих памятников.)

В Бухаре родились такие известные люди как:

  • Мухаммад аль-Бухари (810—870) — известный исламский богослов, автор наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов «Джами ас-Сахих» (араб. الجامع الصحيح‎‎), или «Сахих аль-Бухари» (араб. صحيح البخاري‎‎), составляющего основу мусульманской Сунны.

  • Абу Хафс Кабир — ученый-теолог X века.

  • Абу Бекр Наршахи — (899—959) — историк X века.

  • Абу Али Хусайн Ибн Абдаллах Ибн Хасан Ибн Сина (Авицена) (980, селение Афшона близ Бухары —1037) — выдающийся философ, медик, астроном.


Физкультминутка.

Дети становятся полукругом и повторяют движения за воспитателем:

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленями).

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»

Если нравится тебе,

То другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай всё.

Вопросы для закрепления пройденного материала:

  1. О каком городе мы сегодня говорили?

  2. Какая крепость являлась центром древней Бухары?

  3. Были ли вы в Бухаре?

После занятия воспитатель хвалит детей.

2-ЗАНЯТИЕ

Тема: Знакомство с видами тканей.

Цель. Познакомить детей с тканями, продемонстрировать их разнообразие по качеству и расцветке, рассказать об использова­нии ткани в жизни человека.

Предварительная работа.

Педагоги подбирают разно­образные образцы тканей, которые должны быть аккуратно под­рублены. Для создания коллекции понадобится большой альбом (для рисования или фотографий).

Материал.

При первом знакомстве с тканями понадобятся увеличительные стекла — лупы.

Методика работы.

Педагог вносит в группу и расклады­вает на детском столе образцы тканей, предлагает детям рассмот­реть их, обращает их внимание на разнообразие тканей.

«Знаете, сколько на свете вещей из тканей! А сами ткани ка­кие разные: гладкие и ворсистые, легкие и тяжелые, плотные и редкие. (Педагог предлагает детям подержать их в руках и найти среди них гладкие и ворсистые и т. п.) Разные они, но их назы­вают одним словом — ткани, значит, все они, даже самые непо­хожие с виду, все-таки чем-то похожи. А знаете чем? Посмотри­те на кусочки ткани через увеличительное стекло — лупу. (Дети по очереди рассматривают образцы.) Что же мы видим? Мы ви­дим, что все ткани состоят из нитей, которые переплетены меж­ду собой и крепко держатся друг за друга.

Качество тканей зависит от качества нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, а из тонких — тонкие, легкие. Как вы думаете, что шьют из толстых тканей? Почему? А что шьют из тонких тканей? Почему?



Посмотрите, как красиво окрашены эти ткани. (Педагог вы­бирает и показывает ткани с нанесенным рисунком, например хлопчатобумажные.) Сначала все эти ткани были одинакового бе­лого цвета (показывает неокрашенную ткань) — вот такими. А кто же сделал их яркими и привлекательными? Как вы думаете? Здесь потрудилось много людей. Сначала художник придумал ри­сунок, затем на специальных станках этот рисунок перенесли на белую ткань».

Педагог предлагает детям сделать из образцов ткани коллек­цию (крепит кусочки ткани на страницы альбома или вкладывает их в фотоальбом).

В последующем коллекция периодически пополняется новыми поступлениями, которые приносят из дома воспитатели и дети. Ра­ботая с коллекцией, дошкольники узнают разные свойства тканей (ткань мнется, мокнет в воде и т. п.), на основе полученных пред­ставлений они формулируют правила обращения с вещами и пред­метами, сделанными из ткани.

3-ЗАНЯТИЕ

Тема: Беседа про Абу Али ибн Сино.

Программное содержание: Познакомить детей с портретом Абу Али ибн Сино. Дать сведения о научных достижениях ученого. Формировать бережное отношение к себе и друг другу. Воспитывать любовь и уважение к своим предкам.

Словарная работа: лекарь, Авиценна, медицина, лекарственные травы.

Материал и оборудование: портрет Абу Али ибн Сино; сухая лекарственная трава и трава на картинках; медицинский халат и сумка-аптечка; указка; мольберт или наборное полотно; отвар лекарственных трав в стаканах; кровать для больного.

Предварительная работа: наблюдения за лекарственными травами;, описание внешнего вида и от чего помогают вылечиться; подготовка детей- «больных» к занятию; подготовить отвар разных лекарственных трав.

Ход: Входит «больной» ребенок, закутанный в теплые вещи, чихает. Воспитатель: Что с тобой случилось?

Ребенок: Я заболел. В холодную погоду бегал на улице раздетый. Воспитатель: У тебя, наверное, высокая температура? Ребята, что же делать? (выслушивает ответы детей). Да, нужно срочно вызвать врача.(Одевает халат, берет сумку-аптечку) Врача вызывали? Что случилось? (ответы) Вижу-вижу (осматривает больного ребенка) У тебя температура и горло красное. Срочно будем лечиться (укладывает ребенка в кровать)Ребята, а чем же будем его лечить?(ответы) Но кроме лекарств есть еще хорошее народное средство-это лекарственные травы. Вот тебе отвар мяты, прополощи горло. А вот настой шиповника - попей
, чтобы укрепить организм и поднять иммунитет. (Ребенок имитирует действия и выздоравливает) Вот мы его и вылечили.

Ребята, а вы знаете, что давным-давно не было больниц, врачей. Если человек заболеет, ему было очень больно, тяжело . Раньше было мало людей, которые могли определить, чем болен человек и как ему помочь. Но людей, которые все-таки помогали больным, называли лекарями. Слово «лекарь» произошло от слова «лечить». В те далекие времена жил великий ученый (показывает портрет) Абу Али ибн Сино. На Востоке его называли Авиценной. Сейчас я вам о нем расскажу много интересного. Рассказ воспитателя.

Абу Али ибн Сино родился в кишлаке Афшона недалеко от Бухары. Маленький ибн Сино Был любознательным и очень способным. В 10 лет он знал грамматику, изучал математику, усвоил поэзию. В 15 лет он учился самостоятельно, проявляя большое упорство и трудолюбие. Большое внимание уделял медицине. Начал лечить людей и вскоре о нем заговорили как о искусном враче. В 17 лет он вылечил эмира и в награду ему разрешили пользоваться библиотекой правителя. За свою жизнь он написал очень много работ. Основной медицинский труд ибн Сино «Канон врачебной науки», где он описал много болезней и как их различить. Авиценна предположил, что некоторые болезни распространяются через воду, в которой содержатся невидимые «мельчайшие животные». Авиценна высказывал интересные мысли и по воспитанию детей. Самое главное, чтобы воспитание было умственным и физическим. Вы много узнали об Абу Али ибн Сино, а сейчас пора сделать физкультурную паузу:

Рано утром на зарядку друг за другом мы идем,

И все дружно по порядку упражнения начнем.

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место тихо сесть. Воспитатель: Но самое главное мировое признание Абу Али ибн Сино сыскал тем,что лечил людей травами. Послушайте еще один рассказ из жизни Сино.

Рассказ воспитателя. Однажды ибн Сино ходил и собирал лекарственные травы и встретил отдыхающих воинов падишаха. Он спросили: «Эй, кто ты такой? Почему бродишь по этим местам?» -Я лекарь, собираю лекарственные травы.

-Если ты лекарь, то вылечишь нашего падишаха. Вот уже несколько лет, как он заболел, никто не может вылечить его. Если и ты не сможешь, то умрешь,- сказали воины и привели его к падишаху. Ибн Сино не смог определить его болезнь. -Эй, великий падишах. Вам придется пожить со мной 40 дней,- сказал лекарь.


Он указывал людям падишаха то на одно место, то на другое, чтобы они понесли его. А это были места со свежим воздухом, с чистой водой... А сам продолжал собирать лекарственные травы. С каждым днем состояние падишаха улучшалось. И, наконец, через 40 дней он полностью выздоровел.

-Ты, оказывается, самый лучший лекарь на свете, ты меня вылечил. Спасибо тебе, -сказал падишах.

Ибн Сино ответил: «Повелитель, благодарите не меня, а вот эти места, окружающие Вас. Если бы е эти места, ни этот воздух, ни запах этих лекарственных трав, Вы бы не поправились. Это они Вас вылечили ».

Воспитатель:Понравился вам рассказ? О чем же он? Как вылечил падишаха ибн Сино? (ответы: воздухом, запахом лечебных трав) А какие лекарственные травы вы знаете?(ответы) Где они растут?(ответы) Я для вас тоже приготовила разные лекарственные травы, Посмотрите на них в сухом виде, сравните с картинкой; потрите в ладонях и понюхайте аромат...У нас есть больные дети?(мини-сценка с подготовленными детьми): 1-й больной: Я не могу по ночам спать, сердце бьется быстро- быстро. Не спокойно мне.

Воспитатель:Как ему помочь? (ответы) Попейте настой валерианы и пустырника несколько дней и Вам станет лучше (показывает сухую траву и на картинках).

2-й больной: Помогите, у меня болит пальчик, нарыв никак не проходит. Что же мне делать? Я не могу работать рукой.

Воспитатель: Как ему помочь? (ответы) Возьмите подорожник, отбейте несколько раз на доске, чтобы вышел сок, положите на нарыв и перевяжите. Все пройдет. Найдите подорожник на картинке (дети показывают).

3-й больной: Ой, ой! У меня болят глаза (имитирует).

Воспитатель: Как ему помочь? (ответы) Надо принять отвар одуванчика. Покажите одуванчик на картинке (дети показывают).

Воспитатель:Ну вот, всех мы вылечили. Запомните, ребята! Растительный мир богат лечебными травами. Только нужно знать, какая трава от чего помогает. А самое главное - нужно беречь природу, не рвать траву и цветы просто так, ведь кому-то она поможет вылечиться. Кстати, слово «медицина» произошло от слов «мадад Сино» - «помощь Сино». И уже многие столетья открытия Сино помогают людям быть здоровыми. Я хочу, чтобы вы тоже никогда не болели и приглашаю всех в фитобар попробовать отвары лечебных трав ( В фитобаре воспитатель спрашивает детей, отвар какой травы он пьет).