Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ. (Теория косвенного налогообложения).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теория косвенного налогообложения
1.2 Классификация косвенных налогов
2 Косвенные налоги в России и перспективы их развития
2.1 Анализ состава и структуры косвенных налогов в федеральном бюджете Российской Федерации
2.2 Проблемы косвенного налогообложения в России
2.3 Пути совершенствования косвенного налогообложения в целях повышения уровня налоговой дисциплины
Примечательно, что именно НДС формирует большую часть доходов бюджета РФ и именно поэтому, этот налог - ключевой в формировании казны нашего государства. А вот те же прямые налоги приносят в разы меньше прибыли. Исходя из этого, можно сделать вывод, что косвенный налог - один из стратегически важных элементов государственной экономики.
Основополагающий фактор НДС - обязательная оплата данного налога каждым субъектом бизнеса, который и создает добавленную стоимость.
Оплачивать НДС обязаны абсолютно все: и индивидуальные предприниматели и хозяйственные общества.
Основные виды ставок при оплате НДС:
- товары на экспорт - НДС = 0% (исключение - некоторые виды сырья);
- детская продукция (любые товары для детей) - НДС = 10%;
- периодические печатные издания, книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, медицинские товары отечественного и зарубежного производства - НДС = 10%;
- остальные услуги и товары, облагаются НДС по ставке 18% [1].
Периодичность выплат НДС может составлять от месяца до квартала. Период зависит от выручки предприятия (регламентируется законодательными актами). Декларация в ФНС подается также, исходя из периодичности выплат НДС.
Существуют некоторые виды товаров и услуг, которые косвенному налогообложению не подлежат:
- компании, которые занимаются экспортом;
- компании, осуществляющие перевозку пассажиров;
- компании, которые оказывают услуги в сфере ЖКХ.
компании, которые реализуют продукцию собственного производства (например, предприятия общественного питания);
- образовательные, исследовательские, опытно-конструкторские, научные организации, учреждения культуры и здравоохранения, которые финансируется из бюджета.
Сумма итогового налогообложения является разницей между суммой налога, начисленной по установленной ставке с налоговой базы, которая определятся исходя из положений законодательства, а также суммы налогового вычета (общая сумма налогов, уплаченных при приобретении товаров, работ, услуг, которые используются в деятельности компании, облагаемой НДС).
Расчет данного налога происходит по каждой отдельно взятой применяемой ставке. НДС, уплачиваемый при покупке товаров, работ, услуг, которые не подлежат налогообложению, к вычету не принимается [1].
Налоговая база по НДС в России по факту и является реализацией товаров на всей территории РФ, включая предметы залога и передачу товаров (результат выполнения работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественного прав. Притом, доход от реализации товара может быть определен исходя из всех видов дохода налогоплательщика, которые связаны с расчетом по оплате определенных товаров и услуг, имущественных прав, получаемых в денежной или натуральной форме (в том числе, ценные бумаги, предоплаты, аванс).
НДС будет взиматься в виде суммы налогов, которые исчисляются от налоговой базы, вычитая «входящий» НДС, подтвержденный счетами-фактурами. Так как возможность предоставления подобного подтверждения существует далеко не всегда (компания-подрядчик может просто не платить НДС, используя упрощенное налогообложение), в РФ база налогообложения НДС в разы выше общемировых стандартов, а период учета налогообложения - квартал [12].
Сегодня на НДС в России приходиться более 80% всех косвенных налогов. Налог на добавленную стоимость, где данный налог по-прежнему остается стабильным и надежным источников налоговых доходов. В то время как поступления от прямых налогов имеют отрицательную тенденцию. Кроме того, в рамках бюджетно-налоговой политики в период спада экономики, правительствами многих стран снижаются ставки прямых налогов, и в то же время увеличиваются ставки косвенных налогов, т.к. они нейтральны к производству; бремя уплаты перекладывается на конечного потребителя, что является главной причины стабильности поступлений от косвенных налогов. Поэтому в периоды спада и роста экономики, проще обеспечить стабильные доходы бюджета именно от косвенных налогов, среди которых НДС занимает ведущее место в аккумулировании бюджетных средств.
Товар считается подакцизным в том случае, если в его цену включен косвенный налог, именуемый акцизом. Изменяя размер данного налога, государство имеет возможность регулировать потребительский спрос на подобную продукцию. Этим оно активно пользуется. Подакцизные товары между собой объединяет высокая прибавочная стоимость, делающая их чрезвычайно привлекательными в плане налогообложения.
Акцизы – это своеобразный вид налогов, который включается в конечную цену товара из определенного перечня. По аналогии с НДС, фактически оплачивает данный сбор покупатель товаров. Важная особенность этого косвенного сбора - исключительная характерность определенной сферы. Также, зачастую, акцизы могут использоваться и в отношении торговой деятельности (пример: ввоз товара на территорию РФ для продажи с наценкой) [13].
Список подакцизных товаров непостоянен. На протяжении всех последних лет в него вносились изменения, которые иногда расширяли, а иногда сокращали изначально составленный перечень. При этом достаточно внушительное количество товарных групп присутствовало в основном списке всегда и продолжает там оставаться на сегодняшний день.
Это:
- алкогольная и табачная продукция;
- этиловый спирт и товары, содержание этилового спирта в которых превышает 9% (имеются исключения);
- бензин (в том числе прямогонный) и дизельное топливо;
- легковые автомобили;
- мотоциклы, мощность двигателя которых составляет более 150 л.с.;
- моторные масла;
- печное бытовое топливо;
- ортоксилол, бензол, параксилол;
- керосин для авиационных двигателей;
- природный газ.
Представленный перечень содержит исключения, под которые подпадают спиртосодержащие:
- медикаменты;
- жидкости ветеринарного назначения, отпускаемые в емкостях, объем которых не превышает 100 мл;
- парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая утвержденным параметрам. Она может выпускаться в ёмкостях, как с пульверизатором, так и без него. В первом случае объем емкости не должен превышать 100 мл, а содержание спирта 90%. При отсутствии пульверизатора объем емкость не должен быть больше чем 3 мл;
- отходы, получаемые при производстве этилового спирта и алкогольной продукции. Речь идет только о тех спиртосодержащих отходах, которые идут на дальнейшую переработку или применяются в технических целях;
- винное, фруктовое и пивное сусло [1].
Список подакцизных товаров с 1 января 2017 года расширяется за счет добавления в него трех новых позиций:
- одноразовые электронные устройства, предназначенные для поставки никотина в организм;
- жидкости, которыми заправляются электронные устройства, поставляющие никотин в организм;
- продукция, содержащая никотин и потребляемая посредством нагревания.
Таможенные пошлины взимаются исключительно на границе государства и исключительно специальными госструктурами. Это плата за перевозку различных видов товаров из одного государства в другое.
Ставки по пошлинам определяются исходя из вида товара и страны производства (а также исходя из внутренних структур, например Таможенный союз).
Цель таможенных пошлин:
- рационализация распределения ввозимых товаров, согласно классификации по группам;
- балансирование экспортной и импортной продукции в государстве;
- регулировка прибыли бизнеса в иностранной валюте;
- поддержание и развитие производства внутри государства;
- поддержка отечественного производителя;
- формирование защиты экономики государства от мирового рынка [13].
Классификация таможенных пошлин:
- «адвалорный» сбор. Начисляется в виде процента к стоимости товара (определяют таможенные структуры);
- «специфические» пошлины. Исчисляются исходя из товарных единиц;
- «комбинированные» пошлины, сочетают в себе признаки двух вышеуказанных типов.
Дополнительный критерий классификации сборов - сезонность. Многие пошлины, действующие в летний период, зимой отменяются, и наоборот.
По целевому назначению таможенные пошлины бывают антидемпинговые и компенсационные. Оба эти вида защищают интересы российского производителя [14].
Антидемпинговые сборы вводятся, если зарубежная компания ввозит в РФ товар, гораздо ниже по стоимости отечественного. Компенсационные же пошлины противодействуют тем видам бизнеса, которые выпускают свою продукцию с помощью субсидий на заведомо более выгодных условиях. Также важный критерий классификации пошлин - по направлению движения товарооборота в отношении госграницы. Сбор может быть импортным (или ввозным). Этот вид пошлин - самый популярный в мировой практике. Менее распространенный, но не менее важный тип пошлин - экспортный. В РФ его используют при экспорте нефти и иных видов сырья.
Таким образом, можно сделать вывод, что косвенные налоги адаптируются к новым экономическим реалиям. Это, прежде всего, означает, расширение перечня налогоплательщиков, либо увеличение перечня облагаемых операций, которые до этого не попадали под налогообложение в связи со сложностью определения величины налоговой базы или по иным причинам.
В отличие от Российской Федерации большое количество развитых стран имеют более большой опыт в использовании косвенного налогообложения, особо важную роль играет налог на добавленную стоимость и второе место занимают акцизы.
Рассматривая развитие косвенного налогообложения, можно выявить следующие изменения:
- улучшение значимости налога на добавленную стоимость - усовершенствование акцизного налогообложения;
- косвенное налогообложение играет значительную роль в развитии экономики многих стран [11].
Рассмотрим в отдельности налогообложение некоторых стран.
Франция – первая страна использовавшая налог на добавленную стоимость. Система налогообложения в основном не изменилась. Усовершенствовалась только налоговая база, то есть налог на добавленную стоимость стал распространяться на розничную торговлю.
В наше время используются:
- стандартная ставка – 18,6%;
- льготная ставка – 2,2% и 5,5%.
Для лекарственных препаратов, используется ставка 2,2%. А для товаров первой необходимости 5,5% алкогольная продукция. В этом случае используется основная ставка 25%.
Рассмотрим акцизное налогообложение во Франции. Все доходы от взимания акцизов поступают в бюджет страны. Среди поступлений сумма акцизов составляет 10%.
Определяют четыре основных вида подакцизных товаров:
- ГСМ;
- алкоголь;
- нефтепродукты;
- дизельное топливо.
В Германии налог на добавленную стоимость введен для достижения двух основных целей:
- пополнение доходной части бюджета;
- при вводе налога на добавленную стоимость, выполняется условие для входа в Европейский союз.
В настоящее время доходная часть бюджета от поступлений налога на добавленную стоимость составляет 28%. В Германии используются две основные ставки:
- стандартная ставка – 16%;
- льготная ставка – 7%.
В Великобритании в качестве косвенного налогообложения используют: акцизы, налог на добавленную стоимость и гербовый сбор. Налог на добавленную стоимость взимается по ставке 17,5% [15].
Ставки на подакцизные товары устанавливаются в зависимости от содержания и веса облагаемого товара.
В Швеции налог на добавленную стоимость по сравнению с другими странами, имеет более высокий уровень налогообложения. В число налогооблагаемой базы налога на добавленную стоимость, входят табак, алкоголь.
Так же в Швеции используются льготные ставки: 12% и 6%. В настоящее время в среднем поступления от косвенного налогообложения в вышеперечисленных странах, составляют 25-30%. Налогооблагаемая база по НДС тесно связана с другими косвенными налогами, в частности с акцизами и таможенными пошлинами, ее расчет и применение находятся в связке с функционированием всей системы косвенных налогов.
Основной целью гармонизации косвенных налогов было создание функционирующего единого рынка без каких-либо границ в интегрирующейся Европе. В 2016 году была принята первая директива, введение налога на добавленную стоимость (НДС) и рекомендации государствам-членам согласовать их косвенные налоги.
После его принятия вышла так называемая Шестая директива (77/388 / EEC), которая считалась основной директивой, поскольку в ней были закреплены правила установления налоговой базы, территориальное применение, налогооблагаемые лица, налоговые ставки и т. д.
Первым шагом была структурная гармонизация НДС (предмета налогооблагаемой деятельности), второй шаг представлял собой гармонизацию налоговых ставок (были рекомендованы только две сниженные ставки в размере минимум 5% и базовая ставка в размере минимум 15%).