Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ. (Теория косвенного налогообложения).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теория косвенного налогообложения
1.2 Классификация косвенных налогов
2 Косвенные налоги в России и перспективы их развития
2.1 Анализ состава и структуры косвенных налогов в федеральном бюджете Российской Федерации
2.2 Проблемы косвенного налогообложения в России
2.3 Пути совершенствования косвенного налогообложения в целях повышения уровня налоговой дисциплины
Содержание:
Введение
Косвенное налогообложение занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Его роль и значение определяется тем, что оно призвано пополнять доходы бюджета и урегулировать состояние страны.
Развитие косвенного налогообложения подчиняется требованиям единым для всего налогообложения страны. Важнейшей особенностью косвенного налогообложения является то, что ее главным и незаменимым средством производства является население. От качества налоговых поступлений населения зависит экономическое состояние страны.
Другая особенность состоит в том, что весь процесс экономического состояния тесно связан с развитием производства в стране. Косвенное налогообложение включает в себя акцизы, налог на добавленную стоимость. Каждый из этих налогов имеет разную систему взимания, налоговый период, налоговые ставки, налоговые льготы.
Косвенное налогообложение занимает не последнее место в системе налоговых доходов федерального бюджета. С каждым годом сумма доходов увеличивается. Так как в Российской Федерации постоянно улучшается служба налогового контроля. Но на данный момент большой процент населения отклоняется от уплаты налогов, что негативно сказывается на экономическом состоянии страны. В настоящее время рассматриваются все возможные варианты для улучшения системы налоговых поступлений, усовершенствования налоговой системы в целом и рассмотрение проблем отдельно каждого вида налогов.
Целью курсовой работы выступает анализ косвенного налогообложения в России и определение проблем их решение и совершенствование косвенного налогообложения.
Таким образом, в ходе работы, предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты роли косвенных налогов в формировании бюджетов;
- проанализировать состав и структуру косвенных налогов в федеральном бюджете Российской Федерации;
- рассмотреть порядок косвенного налогообложения на предприятии на примере ООО «Спутник»;
- выявить проблемы косвенного налогообложения в Российской Федерации и перспективы ее развития.
Объектом исследования выбрана система косвенных налогов, которые поступают в федеральный бюджет Российской Федерации.
Предметом исследования является система косвенного налогообложения России.
При исследовании использованы следующие методы исследования: системный, структурный, сравнительный анализы, методы статистической обработки информации.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды экономистов по исследуемой теме и интернет ресурсы.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, списка использованных источников и приложений.
1 Теория косвенного налогообложения
Согласно распространенной классификации налоги в Российской Федерации делятся на прямые и косвенные.
Прямые и косвенные налоговые обязательства являются обязательной частью экономической системы Российской Федерации.
Основное отличие между ними состоит в порядке взимания: при прямых сборах обязательства выполняет сам плательщик, тогда как косвенные возлагаются на потребителей товаров и услуг через посредника.
Прямые налоги касаются только имущества и доходов налогоплательщика.
К данной категории могут относиться:
- недвижимое и движимое имущество;
- ценные бумаги;
- зарплата;
- прибыль от собственного дела и других финансовых операций [9].
Процент рассчитывается в зависимости от вида деятельности физического или юридического лица, величины самого дохода, других обстоятельств. Именно благодаря этим сборам поддерживается финансовая стабильность государства. Суть прямого налога ясна – предприятие перечисляет процент со своей прибыли, сущность сборов второго вида остается спорной. Формально их тоже уплачивают предприниматели, фактически же третьи лица – обычно это покупатели. Косвенные налоги включаются в цену продукта или услуги. Получив от клиента денежную транзакцию, в которую включен косвенный сбор, продавец отчисляет налог государству. Кроме этого косвенные налоги еще называют добавочными. Они добавляются к проценту от прибыли с предоставления услуг или реализации товаров. Данный сбор взимается с покупателя, при этом посредником выступает сам продавец. Добавочный процент входит в стоимость товара, и его оплачивает потребитель при совершении покупки.
Еще одним отличием между прямыми и косвенными налогами является степень закрытости информации:
- Прямые взносы требуют оформления именной налоговой декларации с постоянным контролем движения собственного бюджета. Многим не нравится такой подход, поэтому они стараются укрыть часть прибыли или имущества.
- Косвенные же практически незаметны. Они влияют только на цену товара и не персонифицируются. Но у них есть другой недостаток: внушительная нагрузка на разные слои населения и привязка к инфляции (чем больше инфляция, тем больший процент добавочной стоимости) [9].
Отличия косвенных налогов от прямых представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Отличительные черты прямых налогов от косвенных налогов [6]
Критерий определения |
Прямые налоги |
Косвенные налоги |
Исполнитель налогового обязательства |
Физическое или юридическое лицо |
Конечный потребитель, который приобретает товары или пользуется услугами физических и юридических лиц |
Экономические отношения с государством |
Прямые выплаты государству |
Налоги начисляются в казну через посредника в виде владельца организации или производителя |
Объект налогообложения |
Имущество личного характера (движимое и недвижимое), полезные ископаемые, водные ресурсы, доходы |
Товары и услуги, которые реализуются, выполненные работы |
Факторы определения величины налога |
Размер прибыли, которая получается от разных видов деятельности, положение в семье, состояние здоровья и т. д. |
Ценовая категория товара и услуг, категория, тарифы и т. д. |
Зависимость налогов от финансовой деятельности |
Прямая зависимость |
Зависимости нет |
Расчет |
Сложный, разделенный на несколько независимых категорий |
Простой, базируется на нескольких формулах |
Участие в образовании цены |
Зависит от конкретного производства |
Влияет на повышение или понижение цены на товар и услуги |
Степень открытости |
Открытые выплаты |
Закрытые выплаты, за счет чего многие потребители не осознают размер налогов, которые они выплачивают государству |
Налоговая система страны напрямую зависит от показателя соотношения этих видов сборов. В идеальном варианте необходимо придерживаться оптимального отношения долей разных категорий налогов. Это нужно для того, чтобы все участники налоговой системы чувствовали себя комфортно при любых изменениях. Кроме уровня благосостояния разных слоев населения, также учитывается уровень развития страны и экономические потребности, которые приоритетны в данный момент времени [9].
Благодаря этому учитываются интересы не только налогоплательщиков, но и самого государства: ни одна из категорий налога напрямую не будет влиять на формирование бюджета страны, что гарантирует стабильность.
На современном этапе размер прямых сборов, которые уплачиваются физическими лицами, ниже, чем выплаты организаций. При этом косвенные превышают их в два раза, что считается отличительным признаком развитой страны.
Косвенные налоги, как и любые другие, имеют специфические черты. Прежде всего, это высокая собираемость и оперативность.
Высокая собираемость как характеристика косвенных налогов обусловлена простотой мониторинга торговых операций. Косвенные налоги и сборы перечисляются в бюджет постоянно. Любое нарушение выявляется без труда.
Оперативность косвенных налогов предусматривает перечисление таковых в сжатые сроки. Так, например, самый распространенный налог, с которым сталкиваются практически все, НДС, перечисляется в бюджет в срок до 1 квартала [1].
Расчет налогообложения выполняется согласно требованиям действующего законодательства. Практика показывает, что не всегда предприниматели и юридические лица могут самостоятельно провести расчетные операции безошибочно. Особенно это касается бизнес-структур без профессиональной штатной бухгалтерии.
Таким образом, применяемое сегодня в Российской Федерации косвенное налогообложение юридических лиц призвано сгладить возможные проблемные моменты, связанные с исчислением и уплатой прямых налогов. Фактически использование косвенного налога выполняет компенсаторную функцию. То есть покупатель услуги компенсирует поставщику сумму налога. При этом покупатель, как правило, не осознает своей вовлеченности в налоговую среду. Раньше было принято считать косвенное налогообложение уделом стран третьего мира, государств с крайне нестабильной экономикой. Но современная налоговая практика показывает присутствие, причем в немалом количестве, таких налогов в бюджетах большинства развитых стран мира.
1.2 Классификация косвенных налогов
К косвенным налогам относятся те виды налогов, которые государство взимает с предпринимателей, а оплачивают их клиенты и потребители услуг. Еще не так давно косвенные налоги рассматривались только как явление отрицательное. Однако характеризовать их только в качестве финансовой нагрузки на население не имеет смысла, поскольку таковыми являются любые сборы. Можно говорить только о разумности их использования с точки зрения влияния на социальное положение граждан, их способность выполнять функцию наполнения бюджета [10].
Преимущество данных налогов связано с их значением в образовании бюджета. Однако они могут стать эффективным рычагом управления экономикой с целью достичь определенных финансовых результатов. Это связано со следующими их особенностями: Быстрый сбор, поступление в бюджет. Непосредственно после осуществления продаж косвенные налоги выплачиваются и способствуют наполнению казны, что дает средства для расходной части бюджета. Поскольку этими налогами охватывается основная часть товарного оборота продукции и услуг, то наиболее вероятно их поступление в полном объеме. Остановка же процесса реализации нереальна, как и остановка самой жизни. Прибыль же организацией может быть вовсе не получена или искусно занижена. Реализация товаров и услуг по территориальному признаку более или менее равномерна. Это позволяет в значительной степени нивелировать перекосы в региональном распределении доходной составляющей бюджета [11].
Обеспечение равномерного развития всех областей в мировой истории еще не удавалось никому, следовательно, использование непрямых налоговых поступлений является определенной подушкой безопасности для региональных бюджетов. Они способны оказывать серьезное влияние на государство. Их назначение состоит в обеспечении потребностей инфраструктурного развития региона с целью поднятия покупательной способности населения, что будет приводить к росту налоговой базы. Они оказывают влияние на население. Умело используя преимущества данных платежей в бюджет, можно воздействовать на структуру потребления (как следствие – производства) в конкретном регионе, стимулируя производство одних товаров при сдерживании других направлений.
На рисунке 1 представлена классификация видов косвенных налогов.
Рисунок 1 – Основные виды косвенных налогов [9]
Самый важный косвенный налог – налог на добавленную стоимость (далее НДС). Добавленная стоимость – это сумма, которая и формирует прибыль продавца. Государство облагает ее налогом, и в большинстве стран это считается нормальным. Налог на добавленную стоимость играет большую роль для государства. Например, в России 40% бюджета формируется именно за счет этого сбора (что значительно больше, чем приносят прямые налоги). Важно, что уплачивается налог при каждой сделке независимо от того, скольких посредников прошел товар на пути к потребителю.
Если брать официальную экономическую трактовку НДС, то это сумма денег, которая изымается в государственную казну и включена в конечную стоимость любого товара или услуги. Добавленная стоимость - это именно тот пункт, за счет которого бизнес становится прибыльным. И именно этот пункт облагается налогом со стороны государства, что является общемировой практикой налогообложения.