Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ. (Теория косвенного налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Единый рынок ЕС, который существует с 1 января 1993 года, представляет собой закрытие таможенных органов и таможенных проверок на границах между государствами-членами. Создание общей территории, свободной от внутренних границ, предусматривающей свободное перемещение лиц, товаров, услуг и капитала, где нет налоговых барьеров между государствами-членами, требует серьезного изменения правил общей системы НДС [15].

С 1 января 2017 года была принята Директива 2016/112 / EC по общей системе НДС. В настоящее время все государства-члены ЕС приняли директиву ЕС об общей системе НДС в их собственном национальном законодательстве.

В Германии особый интерес представляет обложение мелких предприятий. Так, если оборот предприятия менее конкретной суммы, то оно либо освобождается от уплаты НДС, либо уплачивает налог по ставке, составляющей 80% от установленной ставки для товара.

Согласование акцизов основано на трех типах директив:

- горизонтальные директивы (92/12 / EEC и её поздние поправки) об общих механизмах для товаров, на которые распространяются акцизы, а также на производство, хранение, перемещение и мониторинг таких продуктов в ЕС;

- в структурных директивах указаны продукты, на которые распространяются акцизы:

- минеральные масла;

- алкогольные и слабоалкогольные напитки;

- табачные изделия (сигареты, сигариллы, курительный табак), энергия (электричество, уголь, газ - директива 2003/96 / EC) [15].

В указаниях об усреднении налоговых ставок рекомендована минимальная налоговая ставка для облагаемых продуктов, включая нулевые налоговые ставки для некоторых продуктов, например, вина. Правительства имеют право использовать любые налоговые ставки выше рекомендованного минимума в соответствии с их финансовыми нуждами.

Одним из основных правил является принцип назначения. Он означает, что продукты, которые облагаются акцизом, должны облагаться налогом в той стране, для которой они предназначены для конечного потребления.

Следуя принципу назначения и принципу свободного перемещения товаров в пределах ЕС выполняется специальный режим налогообложения – временная приостановка налогообложения торговых складов. Оператор склада в отношении налогов обязан внести депозит, связанный с транспортировкой, производством, переработкой и хранением товаров, подлежащих акцизному сбору. Установка суммы вклада находится в законодательной компетенции государств-членов.

Номер зарегистрированного налога присваивается торговому складу, число которых зарегистрировано в налоговой базе. Члены союза обмениваются этими базами данных с помощью системы обмена акцизными данными (SEED).


Гармонизация налоговой системы НДС и акцизов имеет много плюсов: прежде всего она помогла реализовать единый рынок в 28 государствах-членах ЕС. Но также есть и проблемные стороны: особенно сложно соблюдать налоговое администрирование и затраты, связанные с ним. Кроме того, механизм НДС вызывает существование огромного количества уклонений от уплаты налогов.

Международное сотрудничество в борьбе с налоговыми махинациями работает над устранением данной проблемы. Несмотря на эти проблемы, гармонизация косвенных налогов является более успешной, чем гармонизация прямого налогообложения[15].

Далее рассмотрим косвенное налогообложение в Соединенных Штатах Америки и Японии. Косвенные налоги в Соединенных Штатах Америки используются в основном местными органами самоуправления. В федеральных поступлениях косвенные налоги не используются, так как считается, что это сдерживает экономическую эффективность государства. Так как основная доля платежей по акцизам ложится на конечного потребителя, они мало используются в Соединенных Штатах Америки. Введение налога на добавленную стоимость в Японии, вызвано общественное недовольство, так как при использовании налога на добавленную стоимость, будет увеличиваться цена на товар.

Таким образом, косвенные налоги составляют большую часть поступлений. Рассмотрев значимость данного налогообложения по странам, отметим, что в Соединенных Штатах Америки и Японии роль налога на добавленную стоимость и акцизов ниже, чем в других развитых странах, на этом сказывается отрицательное общественное мнение. Изучив данную главу, можно сказать, что одними из сравнительно древних налогов являются косвенные налоги. Рассмотрев вышеперечисленные страны, можно отметить, что подакцизные товары примерно идентичные, но в каждой стране имеются определенные особенности.

2 Косвенные налоги в России и перспективы их развития

2.1 Анализ состава и структуры косвенных налогов в федеральном бюджете Российской Федерации


Важную роль в доходах бюджетов Российской Федерации играют косвенные налоги, причем, по мнению экспертов, например, за счет различных схем уклонения от уплаты НДС государство получает только около 75 % данного налога.

В таблице 2 представлены показатели состава косвенных доходов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2016-2018 гг. Данные для анализа взяты из данных сайта Министерства финансов Российской Федерации.

Таблица 2 - Анализ состава косвенных доходов в федеральном бюджете Российской Федерации за 2016-2018 гг., млрд. руб.

Показатели

Годы

Отклонение,

(+;-)

Темп изменения, %

2016

2017

2018

2017 г.

от

2016 г.

2018 г.

от

2017 г.

2017 г.

от

2016 г.

2018 г.

от

2017 г.

Всего доходов

13019,9

14496,9

13659,2

1477

-837,7

111,3

94,2

из них:

Косвенных налогов

8805,2

9813,6

8161

1008,4

-1652,6

111,5

83,2

1.Налог на добавленную стоимость

3539

3931,6

4233,5

392,6

301,9

111,1

108

- на товары, реализуемые на территории РФ

1868,2

2181,4

2448,3

313,2

266,9

116,8

112

на товары, ввозимые на территорию РФ

1670,8

1750,2

1785,2

79,4

35

104,8

102

2.Акцизы по подакцизным товарам

524,4

592,4

581,9

68

-10,5

113

98,2

- производимые на территории РФ

461,0

520,8

527,9

59,8

7,1

113

101

-ввозимым на территорию РФ

63,4

71,6

54

8,2

-17,6

112,9

75,4

3.Таможенная пошлина

4741,8

5289,6

3345,6

547,8

-1944

111,6

63,3

- ввозные таможенные пошлины

683,8

652,5

565,2

-31,3

-87,3

95,4

86,6

- вывозные таможенные пошлины

4058,0

4637,1

2780,4

579,1

-1856,7

114,3

60,0


Из данных таблицы 2 следует, что в 2018 г. в федеральный бюджет Российской Федерации поступило доходов 13659,2 млрд. руб. и по сравнению с 2017 г. снизилось на 837,7 млрд. руб., т.е. на 5,8 %. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. всего доходов увеличилось на 1477 млрд. руб., т.е. на 11,3 %. Косвенные налоги уменьшились в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 1652,6 млрд. руб., т.е. на 16,8 %, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличились на 1008,4 млрд. руб., т.е. на 11,5 %. Наибольшее увеличение произошло среди косвенных налогов в 2018 г. по сравнению с 2017 г. по налогу на добавленную стоимость на 301,9 млрд. руб., т.е. на 8 %, который в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличился на 392,6 млрд. руб., т.е. на 11,1 %.

В таблице 3 представлены показатели структуры косвенных налогов в составе косвенных доходов в федеральном бюджете РФ за 2016-2018 гг.

Таблица 3 - Динамика структуры косвенных доходов в составе доходов федерального бюджета РФ за 2016-2018 гг., %

Показатели

Годы

Отклонение, (+;-)

2016

2017

2018

2017 г.

от

2016 г.

2018 г.

от

2017 г.

Косвенные налоги

100,0

100,0

100,0

-

-

1.Налог на добавленную стоимость

40,2

40,1

51,9

-0,1

11,8

- на товары, реализуемые на территории РФ

21,2

22,2

30

1

7,8

- на товары, ввозимые на территорию РФ

19,0

17,8

21,9

-1,2

4,1

2.Акцизы по подакцизным товарам

6,0

6,0

7,1

0

1,1

- производимые на территории РФ

5,2

5,3

6,5

0,1

1,2

-ввозимым на территорию РФ

0,8

0,7

0,7

-0,1

0

3.Таможенная пошлина

53,9

53,9

41

0

-12,9

- ввозные таможенные пошлины

7,8

6,7

6,9

-1,1

0,2

- вывозные таможенные пошлины

46,1

47,3

34,1

1,2

-13,2


Из данных таблицы 3 следует, что в 2018 г. наибольший удельный вес среди косвенных налогов занимает налог на добавленную стоимость - 51,9 % и по сравнению с 2017 г. в структуре увеличился на 11,8 %. В 2016-2017 гг. наибольший удельный вес в структуре косвенных налогов занимают таможенные пошлины – более 53,9 % [26].

Таможенные пошлины в структуре в 2018 г. занимают 41 % и по сравнению с 2017 г. снизились на 12,9 %., в т.ч. вывозные таможенные пошлины составили – 34,1 %, ввозные таможенные пошлины – 6,9 %.

Акцизы в структуре косвенных налогов составили 7,1 % в 2017 г. и по сравнению с 2016 г. увеличились на 1,1 % за счет увеличения акцизов на товары, производимых на территории РФ.

Но снизились поступления от вывозных таможенных пошлин, при среднем показателе за 2016–2017 гг. 47%, в 2016 г. их доля снизилась до 34,1 %. Это может быть связано как с действиями Правительства России, выразившимися в так называемом «налоговом маневре», в результате чего вывозные пошлины были снижены на нефть с 57 % до 42 %, на «темные нефтепродукты» с 100 % до 76 %, дизельное топливо с 63 % до 48 %, бензины прямогонные с 90 % до 85 %, бензины товарные с 90 % до 78 %, прочие светлые нефтепродукты с 66 % до 48 %, так и с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках. В 2017-2018 гг. акцизы в структуре составили 6,0 %.

На рисунке 2 представлены показатели динамики доходов и косвенных налоговых доходов в федеральном бюджете Российской Федерации за 2016-2018 гг.

Рисунок 2 - Показатели динамики доходов и косвенных налоговых доходов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2016-2018 гг., млрд. руб.

Из данных рисунка 2 следует, что косвенные налоги в 2018 г. по сравнению с 2016 г. снизились с 9813,6 млрд. руб. до 8161 млрд. руб. Всего доходов в Федеральный бюджет составило в 2017 г. 13659,2 млрд. руб. и по сравнению с 2016 г. снизился с 14496,9 млрд. руб.

Таким образом, проведен анализ состава и структуры косвенных налогов в федеральном бюджете РФ. Косвенные налоги уменьшились в 2018 г. по сравнению с 2016 г. Акцизы в 2018 г. по сравнению с 2017 г. снизились за счет увеличения акцизов по подакцизным товарам, производимых на территории РФ на 1 % и снижения акцизов по подакцизным товарам, возимым на территорию РФ на 24,6 %. Доходы по таможенной пошлине в 2018 г. по сравнению с 2017 г. снизились на 36,7 %. Ввозные таможенные пошлины снизились в 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 13,4 %, вывозные таможенные пошлины снизились на 40 %. Кроме этого наибольшее увеличение произошло среди косвенных налогов в 2018 г. по сравнению с 2017 г. по налогу на добавленную стоимость.