Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ. (Теория косвенного налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Проблемы косвенного налогообложения в России

Система косвенного налогообложения играет важнейшую роль в формировании бюджета страны. Однако следует признать, что в отличие от прямых налогов (налог на прибыль, налог на имущество и т.д.) косвенное налогообложение выполняет исключительно одну функцию – фискальную.

Поэтому механизм функционирования косвенного налогообложения весьма важен. Косвенные налоги имеют преимущества, как для государства, так и для налогоплательщика.

Во-первых, от них труднее уклониться.

Во-вторых, с ними связано меньше экономических нарушений.

В-третьих, они в большей степени повышают заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.

В России, с одной стороны, косвенные налоги являются важным источником доходов в бюджет, с другой – наличие проблем НДС и акцизов порождает трудности экономики в целом.

Первой проблемой является то, что косвенные налоги – это сдерживающий фактор роста отечественного производства, инвестиций в основной капитал. На наш взгляд, основной причиной сложившейся ситуации является действующая практика исчисления и взимания косвенных налогов, в наибольшей мере это относится к применению НДС. Эта практика нуждается в безотлагательном совершенствовании. Решением проблемы отрицательного влияния косвенного налогообложения на инвестиции представляется изменение налогового законодательства в части стимулирования инвестиционной активности.

Вторая проблема – растущая из-за косвенного налогообложения инфляция. Учитывая тот факт, что НДС влияет на рост инфляции, необходимо снижение уровня налоговой нагрузки, оказываемой этим налогом. Целесообразно снизить основную и пониженную ставку НДС, а также отменить ряд льгот по его уплате. Цель указанных изменений – упростить систему администрирования НДС и предотвратить возможные злоупотребления, так как любые льготы усложняют контроль за уплатой налогов и способствуют уклонению от них.

Третья проблема – проблема неправомерного возмещения НДС по экспортным операциям. Возмещение НДС при экспорте осуществляется во избежание двойного налогообложения в целях обеспечения конкурентоспособности экспортируемых товаров. При этом подразумевается, что на всех стадиях создания добавленной стоимости товара соответствующие суммы НДС уплачиваются в бюджет. Поэтому в теории проблем с возмещением НДС не появляется.


Таким образом, дальнейшее увеличение ставки акциза на бензин может губительно сказаться на ценах большинства товаров. НДС – основной косвенный налог – является способом распределения налогового бремени, позволяющим соблюдать экономическое и юридическое равенство налогоплательщиков, и играет значительную роль в социально- экономическом развитии российского государства. Однако у НДС можно отметить и ряд недостатков, в том числе и сложности с администрированием, которые делают его неэффективным не только в России, но и в других странах. При этом в РФ трудности с возмещением НДС и обоснованием налоговых вычетов в некоторых случаях препятствуют выходу российских компаний на внешний рынок. Более того, структура налога, которая позволяет применять налоговые вычеты и возмещение налога по методу начислений, используется в следующих негативных целях: создание различных схем незаконной минимизации налога; уклонение от налогообложения; прямое незаконное субсидирование из бюджета, в том числе и незаконное возмещение НДС из бюджета.

Для стимулирования производства продукции с высокой долей добавленной стоимости целесообразно: снизить ставку налога на добавленную стоимость; упростить механизм его зачета. Кроме того, приемлемым с позиций фискальных интересов государства и необходимости развития экономики является налог на добавленную стоимость, взимаемый по ставке 12%. Однако при снижении общей ставки данного налога следует сохранить его льготную ставку в 10% для ряда продовольственных товаров и товаров детского ассортимента. В противном случае неизбежен рост цен на основные потребительские товары [13]. Снижение ставок и (или) сокращение налоговой базы акциза и НДС следует сопровождать паритетным увеличением ставок и налоговой базы таможенных пошлин в целях нейтрализации конкурентных преимуществ импортных товаров.

Таким образом, на сегодняшний день в развитии косвенного налогообложения в Российской налоговой системы существует ряд важных требующих решения проблем:

1) Косвенные налоги выступают сдерживающей фактором роста отечественного производства.

2) Рост инфляции из-за косвенного налогообложение. Эта проблема может быть решена снижением существующих налоговых ставок.

3) Неравномерное возмещение НДС по экспортным операциям.

4) Повышение ставок акцизов.

5) Постоянный рост акциза на бензин. Снижение ставок и(или) сокращение налоговой базы акциза и НДС следует сопровождать паритетным увеличением ставок и налоговой базы таможенных пошлин в целях нейтрализации конкурентных преимуществ импортных товаров.


Необходимой мерой при совершенствовании налоговой системы Российской Федерации является постоянное изменение и дополнение налогового законодательства. В заключение необходимо отметить адаптированность современной налоговой системы России к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

На основе всего сказанного можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день косвенное налогообложение имеет как преимущества и недостатки. Но, несмотря на существующие проблемы в области косвенного налогообложения она наиболее отвечает реалиям современного развития нашей страны. Косвенное налогообложение является наиболее эффективным средством пополнения федерального бюджета даже условиях нестабильности экономики.

2.3 Пути совершенствования косвенного налогообложения в целях повышения уровня налоговой дисциплины

Далее рассмотрим пути совершенствования косвенного налогообложения в целях повышения уровня налоговой дисциплины на уровне бюджета Российской Федерации.

Для решения первой проблемы предлагаем следующее решение. Одним из явных направлений оптимизации налога на добавленную стоимость должно стать ежегодное снижение основной ставки на 1 % и довести до уровня 10 %, что позволит снизить налоговую нагрузку предприятия, тем самым будет способствовать развитию предпринимательства и производства. Бюджет может дополучить денежные средства за счет налога на прибыль. Также пополнение бюджета связано с увеличением расходов по налогу на доходы с физических лиц, в связи с расширением производства увеличивается фонд заработной платы. Многие предприятия уклоняются от уплаты косвенных налогов, и сложность расчетов позволяет больше делать ошибки. Упрощение расчетов позволит также большим предприятиям сократить время и средства на содержание штата бухгалтера. Упрощение расчетов позволит также уменьшит работу проверяющих органов, что также позволит снизить количество работников в налоговых структурах [19].

Целесообразно снизить пониженную ставку налога на добавленную стоимость и отменить некоторые льготы по его уплате, т.к. льготы способствуют уклонению и усложняют расчет.


Для решения второй проблемы предлагаем следующее решение. Наиболее эффективным направлением совершенствования налогового администрирования налога на добавленную стоимость является изменение механизма исчисления налога с косвенного на прямой.

Для этого необходимо: включить в число отчетных показателей организации показатель «ВВП организации», равный добавленной стоимости по определению; (ВВП) в составе реализованной продукции определять прямым счетом из данных бухгалтерского учета как сумму фонда оплаты труда, прибыли, налогов и амортизации;

- для продукции, не имеющей льгот по НДС, налог, подлежащий уплате в бюджет, исчислять путем умножения добавленной стоимости в составе реализованной продукции на установленную ставку налога;

- при реализации экспортируемой продукции, имеющей льготы по уплате НДС, также применяется новый порядок исчисления НДС и 0%-ная ставка остается неизменной;

- для продукции, реализация которой облагается НДС по разным ставкам, необходимо вести раздельный.

Однако данный вариант усложняется тем, что на практике измерять созданную продукцию показателем «добавленная стоимость» никто еще не научился. Методология счета данного показателя отсутствует.

В целях совершенствования налога на добавленную стоимость важно отказаться от процедуры возмещения налога, т.к. порождается криминальность процесса. Организации придумывают различные процессы, которые позволяют возмещать налог. Отказ от процедуры возмещения позволит уменьшить ставку на налог.

Для решения третьей проблемы необходимо увеличивать акцизы на более вредную продукцию, лишь потом повышать акциз на остальную продукцию. Также акцизы на бензин необходимо сдерживать на одном уровне, т.к. их увеличение способствует повышению цен на нефтепродукты, что также связано с транспортным налогообложением. Снижение акциза на бензин также не может быть выходом, необходимо стимулировать производство нефтепереработку.

Однако, несмотря на широкую распространенность налога, на добавленную стоимость во многих странах мира с рыночной экономикой, его роль в экономике Российской Федерации весьма неоднозначна.

В налоговом законодательстве РФ имеется множество недостатков и «лазеек», позволяющих недобросовестным налогоплательщикам уходить от обязанности уплачивать суммы налогов в бюджет, что в свою очередь оказывает негативное влияние на хозяйственную деятельность законопослушных плательщиков. Таким образом, в отечественном законодательстве существует множество проблем, требующих своего скорейшего разрешения [20].


В части мер стимулирования налогообложения в среднесрочном периоде необходимо снести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям: поддержание инвестиций в человеческий капитал; совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операций; развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях; совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса.

К одной из мер совершенствования налоговой системы в РФ является предложение Министерства финансов, которое заключается в снижении страховых отчислений, и одновременно увеличении НДС. Считается, что такая мера поможет российский властям получить около 30% ($9 млрд.) от суммы, которую работодатели выплачивают «в конвертах» (по оценкам Минфина, ежегодно бюджет таким образом недосчитывается около 2 трлн. руб. ($ 30,7 млрд.).

Повышение НДС могло бы способствовать поддержке внутреннего производителя. Повысить НДС в рамках идеи Минфина можно было бы минимум до 25%. Сейчас этот налог составляет 18%, в случае реализации детских товаров, периодических печатных изданий, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, медицинских товаров применяется НДС в 10%. При экспорте товаров предусмотрен возврат налога.

Увеличение бюджетных расходов, в свою очередь, требует повышения эффективности косвенного налогообложения – увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней: федерального, региональных и местных, – сопровождаемого сокращением затрат на их взыскание.

Такое повышение эффективности требует обратить особое внимание на увеличение косвенных налогов, прежде всего акцизов и таможенных пошлин. Без сомнения, такое налогообложение приведет к росту цен реализуемых товаров, оплачиваемых конечным потребителем, что в условиях слаборастущих доходов населения еще больше усилит социальную дифференциацию.

Наши предложения по повышению эффективности и оптимизации косвенного налогообложения в современной России сводятся к следующему:

Во-первых, для повышения эффективности налогообложения следует предложить дальнейшее повышение акцизов на элитные товары, так как надбавка к их ценам только повышает спрос на них. При этом надо проводить дифференциацию акцизных сборов на однотипную продукцию разного качества, например, бензин.

Во-вторых, для осуществления протекционистской внешнеторговой политики и стимулирования импортозамещения в условиях санкционного режима по отношению к экономике РФ, необходимо варьировать таможенные пошлины, создавая базу для повышения конкурентоспособности отечественной продукции и стимулируя инновационное технологическое преобразование хозяйства.