Файл: Процессы принятия решений в организации ( Сущность процесса принятия решений в организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использование метода мозгового штурма в качестве основного метода оптимизации управленческих решений является основным методом стимулирования активности и интуитивного мышления работников в процессе поиска идей, способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышает эффективность принимаемых решений. Но применение данного метода в организации позволяет выдвинуть, найти творческую идею в самом общем виде. Метод не гарантирует тщательную разработку идеи, требует сравнительно высокого мастерства руководителя. В процессе его применения не всегда удается преодолеть инерцию мышления, так как иногда создается иллюзия некоторого наиболее вероятного средства, приема, подхода решения задачи.

На рисунке 11 проиллюстрированы ответы на вопрос: «Какой из методов принятия управленческих решений Вы считаете приемлемым для Вашей организации?».

Анализ данного вопроса, позволяет сделать выводы о том, что 49% сотрудников ООО «Хлебопек» в качестве наиболее приемлемого метода принятия управленческих решений считают метод разработки совместного плана действий, а 43% считают, что решения должен принимать определенный человек.

Рисунок 11- Наиболее приемлемый метод принятия управленческих решений

Таким образом, в анализируемой организации наблюдается проблема в определении методов принятия оптимальных управленческих решений и требует уделения ей особого внимания в виде разработки способов повышения методов оптимизации управленческих решений.

В таблице 5 представлены варианты ответов респондентов, после проранжирования важности основных этапов разработки управленческого решения.

Таблица 5 - Важность этапов разработки управленческого решения

Характеристики

Приоритетность

1

2

3

4

5

А. Генерирование альтернативных вариантов решений

-

-

4

6

13

Б. Отбор основных вариантов управленческих воздействий

-

-

4

2

17

В. Разработка сценариев развития ситуации

1

5

11

-

6

Г. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий

1

4

8

10

-


Анализ показал, что наиболее важным этапом при разработке решения, по мнению сотрудников, является отбор основных вариантов управленческих воздействий и генерирование альтернативных вариантов решений.

Таким образом, руководству ООО «Хлебопек» при отборе основных вариантов управленческих воздействий необходимо учитывать как их достаточно высокую сравнительную оценку, так и отсутствие дублирования, чтобы спектр альтернативных вариантов решений, отобранных для более глубокой проработки был достаточно полным и, в то же время, неизбыточным. Должны учитываться также специфические особенности ситуации, установленные в процессе ее диагностики.

По мнению 80% сотрудников развитие организации в значительной степени влияет на личную мотивацию сотрудников.

Интерес к работе во многом определяется не только ее содержанием, но и организацией труда, системой мотивации персонала, методами управления и степенью влияния работника на производство (инициатива, самостоятельность, участие в принятии решений). Оказывающим влияние на эффективность исполнения решений руководителя, является обстановка внутри компании. Здесь руководителям необходимо понять, что ни при каких условиях нельзя экономить на условиях труда работников и создании благоприятного психологического климата внутри компании. Выполнение этих условий само по себе не приносит экономического эффекта в чистом виде. Однако если компания не заботится об этом, её работники испытывают чувство физического или морального дискомфорта, что, безусловно, снижает производительность труда.

Таким образом, в результате анализа методов оптимизации управленческих решений в ООО «Хлебопек» выявлено, что в организации существуют проблема в определении методов принятия оптимальных управленческих решений и принятия оптимальных решений в разрешении сложных ситуаций, связанных с развитием и функционированием производственной системы.

При принятии решений руководитель, по мнению 52% респондентов, осуществляет коммуникации с руководителями других уровней управления. 39% отметили, что руководитель основывается на анализе данных, характеризующих ситуацию, 9% - отметили, что решение руководителя зависит только от личных качеств руководителя.

Рисунок 12 - Решение руководителя при принятии управленческих решений

Количество информации, необходимое для принятия управленческого решения, зависит от сложности стоящей проблемы. Степень сложности связана с количеством различных частей, аспектов, деталей, понятий и мерой их взаимосвязанности и взаимозависимости. Решение называется оптимальным, если оно обеспечивает экстремум (максимум или минимум) критерия выбора при индивидуальном или групповом решении. В ООО «Хлебопек» 50% решений являются не оптимальными, или приносят не 100% результат.


Стиль руководителя при принятии управленческих решений в ООО «Хлебопек», по мнению большинства респондентов авторитарный (55%), но, вторая половина считает, что руководитель применяет демократический стиль. В данном случае у руководителя нет четкого стиля принятия решений, в итоге могут приниматься как индивидуальные, так и коллективные управленческие решения.

В результате проведённого опроса в ООО «Хлебопек» было выявлено, что 58 % сотрудников отметили то, что руководитель часто благодарит работников за сделанную работу только в том случае, когда работа выполнена действительно хорошо. Это объясняется тем, что руководители считают, что благодарность, сказанная в случае, когда работа выполнена не на должном уровне, снижает ценность похвалы и не поощряет подчинённых к повышению эффективности работы и своих профессиональных качеств.

Таким образом, проведенный анализ управленческих решений в организации позволяет сделать вывод, что решения в ООО «Хлебопек» сильно зависят от личностного фактора, так как по сути решения в фирме принимает только один человек - генеральный директор, что может являться негативной тенденцией. Так, негативной тенденцией является то, что для принятия решений нет достаточной информации или же она находится в такой форме, которая не годится в качестве основания для действий руководителя; неясен сам процесс принятия решений. Это значит, что у руководителя нет полного представления о том, что происходит в организации.

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса принятия и разработки решений

3.1 Общие рекомендации повышения эффективности процесса принятия решений

Процесс принятия и разработки управленческого решения реализуется через определенные функции, которые могут иметь общий или частный характер. К общим (основным) функциям управления относятся: планирование, организация, мотивация, регулирование и контроль.

В процессе планирования своей деятельности ООО «Хлебопек» рекомендуется уделять особое внимание решениям [18, с. 66]:


  • о миссии и целях организации;
  • о состоянии внешней среды и ее влиянии на будущее организации;
  • о стратегии и тактике достижения поставленных целей;
  • о бюджете организации;
  • о выборе инвестиционных проектов;
  • о целевых рыночных сегментах и позиционировании товаров или услуг на целевых рынках;
  • о стратегии ценообразования;
  • о каналах сбыта и распределения продукции;
  • о разработке новых видов товаров и услуг;
  • о способах проведения рекламных кампаний.

В результате анализа принятия и разработки управленческого решения для ООО «Хлебопек» разработаны рекомендации, необходимые руководителю при эффективной реализации управленческих решений:

1. Стимулировать хорошую работу исполнителей;

2. Получать удовлетворение от хорошо выполненной работы;

3. Организовать учебу исполнителей;

4. Своевременно устранять возникшие в процессе реализации решений

отклонения и несоответствия;

5. Принимать решение о внесении изменений в ранее принятое решение;

6. Оценивать потенциальные возможности, выявить резервы и упущенные возможности, которые могут быть использованы в будущих решениях;

7. Оценивать действующую систему принятия решений и разработать мероприятия по ее совершенствованию [20, с. 47].

По результатам анкетного исследования, направления развития эффективной деятельности организации заключаются в следующем:

1. Коллектив организации выявляет важность профессиональной составляющей работников. Решением в данном случае будет являться профессиональное обучение персонала, разработка регламентов, усиление влияния планирования, отчётности и контроля с целью проведения коррекционного обучения;

2. Выявляется слабость власти. Она может проявляться в нарушениях технологической и исполнительной дисциплины. В этом случае необходима нацеленность на создание производственных технологий;

3. Создание продуманной системы мероприятий с целью повышения преданности персонала своей организации. Но заниматься данным направлением без наличия хорошо подготовленного персонала или в слабоструктурированной организации затратно и бесперспективно. Персонал начинает выдвигать на первый план групповые интересы в противовес интересам дела.

4. Необходимо уделить особое внимание формированию корпоративной культуры, традиций. Тогда каждый сотрудник будет чувствовать себя защищённым и причастным к коллективу.

5. Только треть респондентов отметили, что руководитель допускает, чтобы подчинённые участвовали в обсуждении сроков, методов и целей выполнения получаемого задания. Но такая ситуация свести на нет инициативность сотрудников. Руководству необходимо позволить работникам высказывать своё мнение о получаемых приказах и считаться с этим мнением. Подчинённому необходимо знать о цели задания, а возможность изменения сроков и методов выполнения повысит степень адаптации сотрудника к трудовой деятельности. Это положительно скажется на его морально-психологическом состоянии и, следовательно, на эффективности работы.


6. Подчинённые нуждаются в доверии со стороны начальника для более полной адаптации к организационным требованиям и раскрытия своего потенциала.

7. Руководству следует обращать внимание сотрудников на значимость их работы для общества в целом, на осознание гражданской ответственности перед людьми.

8. Руководителям организации необходимо следить за тем, чтобы конкурентная борьба между работниками за престижные и высокооплачиваемые должности не сказывалась отрицательно на отношениях в коллективе.

Для устранения проблемы негативного поведения сотрудника на управленческое решение руководителя организации рекомендуются следующие наиболее вероятные способы поведения руководителя в ответ на негативные приемы сотрудника.

1. Поручить задание сотрудника «А» сотруднику «Б», который уже согласился выполнить это задание или более трудное.

2. Прежде всего, такую ситуацию необходимо предать гласности перед членами коллектива как можно раньше. Далее предупредить, что несвоевременное выполнение задания приведет к лишению премии, поощрения и т.д.

3. Не вступать в мелочные споры, задания такому сотруднику давать публично, подчеркивая, что оно не труднее и не сложнее, чем те, которые поручаются

4. Давать поручения в соответствии с должностными инструкциями, передать это задание другому сотруднику, подняв уровень требовании.

5. Сказать, что выполнение или невыполнение общественных поручении сотрудник должен организации, которые давали ему эти общественные поручения .

7. Необходимо сказать: «Хорошо, задание передаю другому, но и премию… оплату за его выполнение также получит ваш коллега».

Таким образом, эффективный процесс принятия и разработки управленческого решения способствует благоприятному социально-психологическому климату в коллективе, обеспечивает прочность, жизнеспособность и долговечность организации, эффективное и качественное исполнение управленческих решений.

3.2. Способы повышения методов оптимизации управленческих решений, применяемых в ООО «Хлебопек»

Оптимизация решения - это процесс перебора множества факторов, влияющих на результат. Оптимальное решение - это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение.