Файл: Процессы принятия решений в организации ( Сущность процесса принятия решений в организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Критерии. Решение не может быть лучшим вообще, оно может быть лучшим в смысле выбранного критерия. Количе­ственный показатель, по которому сравниваются между собой альтернативы и производится выбор между ними, называется критерием эффективности принятого решения или просто критерием. Критерий должен отражать поставленную цель, позволять оценивать эффективность решения основной задачи, а не второстепенных задач [25, с. 199].

Формулирование критерия — ответственное дело. Неудачно выбранный критерий может привести не только к неэффек­тивному расходованию ресурсов, но и к результатам, прямо противоположным поставленной цели. Например, в советской экономике существовал такой показатель эффективности ра­боты предприятия, как загруженность оборудования, который нельзя признать удачным, поскольку цель функционирования производственного предприятия — получение прибыли и удов­летворение потребностей населения в товарах и услугах, а не в загрузке максимального количества единиц оборудования [2, с. 23].

Лицо, принимающее решение. Окончательное решение принимает менеджер соответствующего уровня, которого на­зывают лицом, принимающим решения. Это может быть не один человек, а группа лиц (совет директоров). ЛПР несет всю полноту ответственности за принятое решение.

Поиск альтернатив заключается в определении таких воз­можных вариантов действий менеджера, которые должны при­вести к разрешению проблемы. Предлагаемые альтернативы должны быть реалистичными, т. е. соответствовать условиям внешней и внутренней среды организации, которые в теории принятия решений называются ограничениями.

После структурирования (формализации) проблемы ЛПР получает в свое распоряжение множество альтернатив, ограничения и критерии сравнения альтернатив между собой. После этого все альтернативы, входящие во множество возможных решений и удовлетворяющие ограничениям, сравниваются друг с другом с точки зрения принятого критерия. В результате такого сравнения многие альтернативы отсеиваются, и в распоряжении ЛПР остаются только те альтернативы, из которых потом будет произведен окончательный выбор. Альтернативы, оставленные после сравнения по выбранному критерию, в теории принятия решений называются эффективными решениями[4, с. 50].

Существует два способа выбора решений: критериальный и волевой. В том случае, если эффективным оказалось только одно решение, оно является наилучшим. Если эффективных решений несколько, ЛПР делает волевой выбор, основываясь на своем профессиональном опыте и интуиции. Поэтому роль ЛПР в процессе принятия решений трудно переоценить.


На этапе реализации решения оно переводится в конкретные задачи, поставленные перед конкретными исполнителями. На этом этапе менеджерам прежде всего необходимы управлен­ческие, административные способности и умение убеждать других людей. Иногда на этом этапе выявляется нехватка ресур­сов или недостаток лидерских качеств менеджера. Реализация решения на практике может потребовать длительных дискуссий с сотрудниками, которых затрагивает принятое решение.

Сопровождение и контроль. Целью этого этапа является проверка того, что принятое решение действительно приве­дет к поставленной цели. На данном этапе менеджер должен проанализировать информацию о том, как выполняется его решение, эффективно ли оно в плане достижения цели. Боль­шое значение в процессе реализации решений имеет обратная связь, поскольку принятие решений — это циклический про­цесс.

С помощью обратной связи к ЛПР поступают сведения, которые могут инициировать новый цикл. Может случиться так, что решение окажется неудачным, и тогда необходимо провести новый анализ проблемы, выбор критерия, оценку альтернатив и разработку нового плана действий. Именно так на практике решаются крупные проблемы: последовательно реализуются различные варианты, каждый из которых способ­ствует улучшению ситуации. Обратная связь — это элемент контроля, посредством которого менеджер получает сигналы о необходимости принятия новых решений [6, с. 48].

Эффективность и качество управленческого решения достигаются лишь в том случае, когда соблюдается технология принятия и реализации управленческого решения, процесс осуществляется в определенной последовательности.

В практике управления принято выделять два основных блока: блок принятия и блок реализации решений.

Принятие управленческого решения включает следующие последовательные этапы:

1) предварительную формулировку задачи;

2) анализ и сбор информации о задаче, подлежащей решению;

3) выбор критериев оценки эффективности решения;

4) анализ возможных вариантов решений;

5) обоснование возможного варианта решения и выбор дополнительных критериев, сбор дополнительной информации;

6) декомпозицию принятого управленческого решения до уровня конкретных исполнителей с увязкой ресурсов и сроков.

Реализация решений включает:

1) организацию и выполнение работ как единого комплекса с выделением индивидуальных исполнителей;

2) подведение итогов деятельности, анализ полученных результатов и стимулирование исполнителей.


Последовательность принятия и реализации решений представим в соответствии с рисунком 2.

Рисунок 2 ­ Блок-схема процесса принятия и реализации решений [19].

Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:

- методологию управленческого решения;

- методы разработки управленческих решений;

- организацию разработки управленческого решения;

- оценку качества управленческих решений.

На рисунке 3 отражены основные, базовые этапы подготовки и принятия решений.

Рисунок 3 ‑ Основные, базовые этапы подготовки и принятия решений[14, с. 155]

Таким образом, в данной главе изучены теоретические основы процесса принятия решений в организации, рассмотрена сущность процесса принятия решений в организации. В целом, эффективные, грамотные управленческие решения являются способом достижения максимизации прибыли компании, увеличении ей стоимости, главным и необходимым условием существования и развития эффективного современного предприятия. Авторами под принятием решений понимается особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действия[13, с. 76]. Для подавляющего числа человеческих решений нельзя точно рассчитать и оценить последствия. Можно лишь предполагать, что определенный вариант решения приведет к наилучшему результату. Следовательно, одной из характерных особенностей современного менеджмента является необходимость высокого профессионального уровня управленца, возросшая интеллектуализация управленческого труда.

Глава 2. Анализ процесса принятия решений в организации ООО «Хлебопек»

2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Хлебопек»

ООО «Хлебопек» представляет собой коммерческую организацию, осуществляющую свою деятельность на рынке торгово – производственных услуг, занимающееся торговлей хлебобулочными изделиями и их выпечкой. ООО «Хлебопек» имеет несколько точек реализации хлебобулочной продукции и собственные пекарни. Общество руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, с Федеральным законом от 08.02.98 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также решением учредителя N-1 от 12 ноября 2002г. о Создании Общества и настоящим Уставом.


Общество с ограниченной ответственностью «Хлебопек» создано на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона, действующего законодательства и настоящего Устава. ООО «Хлебопек» было создано 10.09.2004 г. в результате смены собственника и реорганизации.

В соответствии с уставом, целью деятельности общества является «концентрация интеллектуальных способностей, финансовых и материальных средств участников для получения прибыли от его деятельности, удовлетворение потребностей в качественной хлебобулочной продукции, а также создание дополнительных рабочих мест».

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

      • коммерческая, торговая деятельность;
      • производственная деятельность;
      • а также любые другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

Организационная структура управления организациям представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Организационная структура управления организациям

Главное место в управлении предприятия занимает генеральный директор. Генеральному директору подчиняются начальники структурных подразделений. Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учёта хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Организует управление движением финансовых ресурсов и регулирование финансовых отношений в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и получения максимальной прибыли.

Начальник отдела сбыта осуществляет рациональную организацию сбыта хлебобулочных изделий в соответствии с заказами и заключёнными договорами, обеспечение предприятия всеми необходимыми материальными ресурсами и их рациональное использование с целью сокращения издержек.

Уставный капитал сформирован в сумме 100 000 рублей. Принятие решений по вопросам увеличения и уменьшения уставного капитала возложено на генерального директора. В этих случаях в Устав вносятся соответствующие изменения и дополнения.

Численность персонала по состоянию на 31.12. 2018 составляло 52 человека. Основные экономические характеристики ООО «Хлебопек», представленные в таблице 2 - на основании форм бухгалтерской отчетности предприятия за 2016– 2018 гг.

Таблица 2 - Основные технико-экономические показатели ООО «Хлебопек», тыс. руб.


Показатели

2016 г.

2017г.

Темп роста, %

к 2016 г.

2018 г.

Темп роста, %

к 2017 г.

Выручка от реализации

208663

190832

91,4

250726

131,3

Себестоимость

99389

98736

99,3

138391

140,1

Коммерческие расходы

8435

7503

88,9

9840

131,1

Управленческие расходы

25920

25142

96,9

30385

120,9

Прибыль от реализации

74919

59451

79,3

72110

121,3

Чистая прибыль

47469

41023

86,4

50076

122,1

Среднегодовая стоимость ОС

66172

71509

108,0

81775

114,3

Амортизация ОС

20513

21452

105,0

22897

106,7

Степень изношенности ОС (п.9/п.8)

0,31

0,30

96,8

0,28

93,3

Средняя величина оборотных активов

77592

101442

130,7

137529

135,6

Оборачиваемость оборотных средств

2,68

1,88

70,0

1,82

96,8

Данные таблицы 2 показывают, что:

- несмотря на снижение выручки в 2017 году на 8,6%, в 2018 году организация значительно улучшило темп роста реализации по отношению к предыдущим периодам (стр. 1);

- параллельно с этим наблюдается рост себестоимости продукции, работ, услуг, при этом динамика увеличения себестоимости в 2017 году незначительно снизилась – 0,7%, а в 2018 году составил 22% (стр. 2);

- в 2017 году параллельно наблюдается сокращение коммерческих расходов – 11,1%, а в 2018 году динамика увеличения этого показателя составила – 31% (стр. 3);

- вместе с тем, произошло снижение управленческих расходов на 3,1% в 2017 году, а в 2018 году прирост этого показателя составил – 21% (строка 4);