Файл: Исследование и диагностика конфликта (Социология конфликтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Системно-функциональный анализ конфликта - это внешние проявления свойств конфликта в системе отношений того социума или психики, в которых конфликт развивается, а также выявлении характера воздействия и способов воздействия одних элементов и подструктур конфликта на другие.[31]

- Системно-генетический анализ исследует движущие силы эволюции и динамику конфликтов, определяет иерархии причин.

- Системно-информационный анализ конфликта выявляет информационную роль в зарождении, развитии и завершении конфликтов. 

- Философско-социологический и психологический анализ уточняет границы проблемного поля, рассматривает процессы борьбы в обществе.

Чтобы конфликт был разрешён, необходимо выявить основные источники развития конфликта, причины возникновения, как участники общаются между собой в ходе конфликта. Для этого используются методы:

- структурно-функциональный, выявление основных элементов конфликтного взаимодействия;

- процессуально-динамический, учитывает динамичную природу этого социального явления, позво­ляет углубить исследование конфликта, определение этапов и стадий конфликта;

- метод типологизации - это группировка, классификация видов конфликтных личностей по наиболее существенным для них системам признаков, их взаимодействия;

- прогностический, возможность предвидеть развитие конфликта, описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфлик­та;

- разрешительный, управление конфликтом.[32]

Все методы направлены на решении практических задач предупреждения и регулирования конфликтов. Совокупность приёмов представлена разрешительным методом, направленным на практику в стратегии и тактики улаживания и ухода из конфликтов, нахождения компромиссных решений.

В поиске причины усилия консультанта направляются на устранение симптомов и работу по уяснению причин, что у всякого психологического явления есть причины и коренятся они из прошлого клиента.[33]

3.4. Методики диагностики конфликтов

Мотивация управляет поведением человека, определяет его действия, устойчивость, направленность человека на удовлетворение своих потребностей посредствам какой либо деятельности. Изучение мотивов помогает выявить осознанные и неосознанные потребности личности.


Методики мотивационной сферы личности:

1. Тест юмористических фраз, А.Г. Шмелев, А.С. Бабина, проективная техника, относящаяся к экспериментальному методу психосемантики, свободной тематической классификации, выявляет силу мотива и фрустрации потребностей. Представляет собой колоду карт из 80 юмористических фраз.[34]

2. PSK (Готовность к риску) Шуберта. Позволяет оценить степень готовности к риску. Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач.[35] Приложение 5.

3. Диагностика самооценки мотивации одобрения. Д.Марлоу, Д. Коаун. Позволяет оценить желание получить одобрение окружающих в отношении себя, потребность в общении.

4. «Иерархия потребностей», модификация И.А. Акиндиновой. Тест для определения базовых потребностей, оценки мотивационного климата в организации.

5. «Лесенка побуждений». А.И.Божович, И.К.Маркова. Выявляет познавательные и социальные мотивы учения.

6. Методика изучения мотивации успеха студента. Т.И.Ильина. Оценивает успех уровня жизни, психическое состояние, как преодоление препятствий, призвание.

7. Тест «Мотивация к избеганию неудач» Т.Элисон. Позволяет оценить уровень защиты личности, мотивации к избеганию неудач, страха перед несчастьем.[36] Приложение 6.

8. «Мотивация к успеху», предложена Т.Элесом, оценивает уровень защиты личности, мотивации к избеганию неудач.

9. «Мотивация успеха и боязнь неудач» А.А.Реана, успеха и боязни неудач.

10. «Смысло-жизненные ориетации» , адаптирован Д.А.Леонтьевым. Наличие или отсутствие целей в жизни у старшеклассников.

Диагностика межличностных отношений:

1. Социометрический тест Дж.Морено (1934). Изучение субъективных межличностных предпочтений по сферам жизнедеятельности, используется в изучении межгрупповых и межличностных отношений с целью улучшения и оптимизации взаимодействия группы лиц или участников коллектива. Критерии вопросов к тесту формальные (отношения в совместной работе), и неформальные (эмоционально-личностная связь участников группы).

2. Техники наблюдения реальной ситуации Ф.Кронджете, А.Моллера. Исследование поведения, закономерности влияния эмоционального отношения на невербальное поведение, паралингвистические параметры.

3. Методика Дж.Кют, символического моделирования реальной ситуации. Испытуемый структурирует ситуацию, самостоятельно располагая символы или игрушки, изображающие людей и объекты, определенным образом в пространстве.


4. Методика Петерсона (1980), на изучение семейных отношений, где ребёнок в модели комнаты располагает членов семьи.

5. Матрица регистрирования определенных категорий поведения интеракции родитель - ребенок (Е.Mash, L.Terdol, К.Anderson). Свободная игра родителя с ребёнком, с участием двух наблюдателей, фиксируя поведение одним участником родителя, другим поведение ребёнка.

6. Калифорнийский психологический опросник личности (CPI) Дж. Гоух (GoughH., 1960). Разработан по принципу MMPI, для здоровых людей, социально-психологических характеристик личности из 4 групп шкал. Шкалы первой группы измеряют уравновешенность, самоуверенность и адекватность в межличностных отношениях. Вторая шкала выявляет зрелость и социализацию личности, ее ответственность и межличностные ценности. В третью группу включены три шкалы: достижения через конформность, достижения через отстаивание своей независимости, интеллектуальной эффективности. В четвертую группу входят три шкалы: психологичность, гибкость и женственность. Состоит из 480 утверждений.[37]

7. Системная батарея тестов для диагностики межличностных отношений. Т. Лири и его сотрудники (Leary Т., 1958). Она включает три методики для диагностики межличностных отношений у индивида на четырех уровнях:

-первый уровень личности - уровень публичного межличностного поведения - измеряется с помощью 8 шкал MMPI;

-второй уровень - образы себя и других состоит из 128 прилагательных;

-третий уровень - уровень бессознательного и личностных символов - измеряется 10 картинками ТАТ;

-четвертый уровень - сознательный идеал (каким бы он хотел быть).

8. Тест Томаса «Определение способов регулирования конфликтов». Приложение 7.

10. Цветовой тест отношений А.М. Эткинда (1980). Опирается на концепцию отношений В.Н. Мясищева, идеи Б.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А.Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых преобразований личности. Совпадение цветов, с которыми ребенок ассоциирует самого себя и одного из родителей, свидетельствует о наличии сильной связи с ним.[38]

11. Рисуночные методики:

- «Рисунок семьи» В.Хьюлса. Модификации К. Маховера, Дж. Бука, Н. Сандберга, В. Вульфа и др. Р. Бернс, С. Кауфман: для детей и взрослых;

- «Дом-Дерево-Человек». Дж. Бук (1949), методика исследования личности;

-Рисунок человека К.Маховер, с целью определения индивидуальных особенностей личности, для анализа самоотношения;


- модификация Р. Бернса и С. Кауфмана - «Кинетический рисунок семьи» (КРС).

12. Совместный тест Роршаха В. Бланшара. Включает индивидуальное и совместное тестирование (ИТР, СТР). Диагностируют структурные характеристики личности;

13. Методика исследования межличностных отношений в семье – FRI [Howells, Lickowish, 1967]. Предоставляются 40 картинок из семейной жизни (полный вариант).[39]

14. Тематический апперцептивный тест  [Murray H., 1943] ТАТ, метод исследования воображения, используемый для анализа «Я-концепции» и самоотношения. является средством выявления доминирующих потребностей, конфликтов и актуальных эмоциональных состояний невротической личности. Детский апперцептивный тест (САТ) Л.Беллак. Варианты мотивации

15. Неоконченные предложения Сакс-Сиднея (Полшцук А. И., Видренко А. Е., 1980), для выявления отношения испытуемого к жизненным обстоятельствам; неоконченные рассказы для детей Меделайн Томас Сторис [Rabin A., HaworthM.,1960]. Ролевых конструктов Г. Келли - РЕР-тест [Kelly G., 1965].

Методики субъективного отражения межличностных отношений:

- Опросник удовлетворенности браком [Столин В. В., Романова Т. Л., Бутенко Г.П., 1984], предназначен для диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком.

- «Техника репертуарных решеток» (ТРР) Дж. Келли. Работа на уровне индивидуального сознания, разнообразие методик: это могут быть варианты структурированного интервью, методики типа «бумага - карандаш», стандартные компьютерные интерактивные программы, методики сортировки и другие.

- Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСК) В.М.Русалова. Приложение 8.

- Личностный опросник Р.Кеттелла (16FPI). Приложение 9.

- Шкала самооценки нервной депрессии. Приложение 10.

- Самооценка психических состояний по Г. Айзенку. Приложение 11.

- Методика оценки уровня конфликтности. Приложение 12.

- Тест Томаса «Определение способов регулирования конфликтов». Приложение 13.

- Уровень субъективного контроля. Приложение 14.

- И другие методики.

Выводы по главе 3

Применение инструментов воздействия на конфликтную ситуацию, с помощью различных методик, знание процессов протекания конфликта, психологических особенностей индивида, его мотивы и потребности, позволяют испытуемым осознать истинные причины возникновения конфликта и принять выбор в его разрешении.

Исследование структуры поведения сторон в конфликте, изучение анамнеза прошлых конфликтов, выявление основных источников развития конфликта, причин возникновения, общение участников между собой в ходе конфликта, помогают выдвигать гипотезы и применять валидные и надёжные техники.


Основная задача в изучении конфликта состоит в прогнозировании, предупреждении и урегулировании конфликта на практике, взаимодействие с другими отраслями науки; разработке методик и технологий оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах жизни и деятельности общества; оценка актуальных конфликтов с аналогичными завершившими.

Для решения проблем конфликта необходимо знать причину, которая кроется в психологической природе явления. Конструктивные методы разрешения конфликтов добавят опыт принятия правильного решения в будущем и помогут предупредить конфликт и выработать толерантность к конфликтогенам.

Заключение

Чувство неудовлетворённости, несовместимость действий и целей, нежелание осознать основные причины конфликтной ситуации приводят к ухудшению отношений между людьми. Противоречивость взглядов и направленности, высокий уровень притязаний, способствуют нарастанию уровня напряжённости в отношениях, негативно отражаясь на эффективности выполняемой и совместной деятельности.

В процессе периодизации, при несоответствии между возможностями и потребностями, выход из конфликтов закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Неумение осознать основную причину конфликта, отсутствие конструктивных навыков общения, влияние средств массовой информации, психофизиологические особенности индивида, способствует вовлечению в конфликт новых участников, что обостряет ситуацию, и в конфликт втягиваются многие члены социальных групп, усиливая масштабность конфликта.

Причинами разногласий служат противоположные ориентации, мотивация участников, в зависимости от уровня потребностей. Случайные конфликты возникают непреднамеренно, не имея значимых противоречий, основная роль – это проявление негативных эмоций, на случайное неблагоприятное обстоятельство. Неслучайные конфликтные ситуации (одна и более), приводят к неизбежному конфликту. Воздействие конфликтогенов усиливают враждебность между участниками конфликта.

Общение с раздражённым человеком требует определённых навыков и тактики поведения. Умение понимать и использовать знаки невербальной коммуникации снижает риск эскалации конфликтов.

Конфликтные ситуации, скрытые и явные, осознаваемые и не осознаваемые, возникают при взаимодействии с окружающей средой. Неудовлетворённые потребности между ожиданием и реальными событиями, нереализованные желания, в виде защитных реакций, проявляются в недовольстве собой и окружающим миром.