Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
Из сводной таблицы видно, что на первом месте выступают потребность в высокой заработной плате, а также потребности в достижении целей и признании. Усредненные показатели по факторам представлены на рис. 3.
Рис. 3. Усредненные показатели по факторам мотивационного профиля
На рис. 3 наглядно показан усредненный профиль трудовой мотивации работников. Из рисунка видно, что группу наиболее значимых факторов трудовой мотивации продавцов образуют следующие потребности:
- в высокой заработной плате и материальном вознаграждении (фактор 1);
- в длительных стабильных взаимоотношениях (фактор 5);
- в самостоятельности и самосовершенствовании своей личности (фактор 11);
- в признании заслуг, достижений и успехов (фактор 6).
Итак, проанализировав систему мотивации персонала ООО «Перспектива», можно сделать следующие выводы.
Предприятие широко использует методы материальной и нематериальной мотивации. Оплата труда включает в себя оклад, премии, надбавки и доплаты. Как большой плюс компании нужно отметить разработанное в ней Положение об оплате труда. В нем определяется порядок начисления заработной платы, порядок премирования. К методам нематериальной мотивации труда относятся в основном награды, корпоративные праздники и конкурсы.
Для определения источников мотивации сотрудников организации мы применили две изученные ранее методики – методику мотивационного профиля Ричи и Мартина. При анализе мотивационного профиля сотрудников выявлено, что группу наиболее значимых факторов трудовой мотивации продавцов образуют следующие потребности: в высокой заработной плате и материальном вознаграждении; в длительных стабильных взаимоотношениях; в самостоятельности и самосовершенствовании своей личности; в признании заслуг, достижений и успехов.
Итак, совершенствование системы мотивации в ООО «Перспектива» должно происходить по данным направлениям. Для этого в главе 3 разработаем проект совершенствования мотивации на предприятии.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «ПЕРСПЕКТИВА»
Целесообразной представляется реализация следующих этапов процесса подготовки и внедрения новой системы мотивации в ООО «Перспектива»:
1. Формирование рабочей группы специалистов.
2. Диагностика текущего механизма мотивации персонала.
3. Проектирование модели системы мотивации персонала.
4. Внедрение новой системы мотивации [17].
Цель первого (подготовительного) этапа – формирование рабочей группы специалистов для осуществления работ по диагностике текущего положения мотивации в организации, проектированию и внедрению системы мотивации персонала. Состав мероприятий в рамках этапа:
1. Принятие решения о создании рабочей группы.
2. Определение необходимого состава специалистов рабочей группы. Выделение профильных специалистов в рабочие группы.
3. Приглашение консультантов и экспертов. Аутсорсинг (в случае необходимости).
4. Планирование и организация деятельности персонала, делегирование полномочий и ответственности.
Предлагаем в магазине «Дети» создать рабочую группу из руководителя отдела кадров, менеджера по персоналу и представителей магазинов.
Основная задача второго этапа – описание существующих на практике полномочий, сфер ответственности и функциональных обязанностей сотрудников с целью подготовки основы для проектирования необходимых изменений.
Данный этап включает в себя:
1. Выявление и анализ стратегических установок и целей организации, а также отражающих их документов. Выяснение видения и предполагаемой политики руководства в области стимулирования персонала. Уточнение и анализ проблемных зон в сфере текущей кадровой политики и стимулирования персонала.
Предпосылки и установки создания эффективной системы мотивации в ООО «Перспектива»:
- Развитие компании требует изменений в системе управления.
- Перед компанией поставлены четкие цели и задачи, но нет понимания какой вклад в реализацию целей и задач должен внести каждый руководитель/менеджер/сотрудник.
- Вознаграждение сотрудников не всегда связано с результатом деятельности компании (задача оптимизации ФОТ).
Задачи обновленной системы мотивации приведены на рис. 4.
Рис. 4. Задачи системы мотивации персонала
2. Анализ применяемых инструментов планирования и контроля выполнения основных показателей деятельности организации и ее подразделений, инструментов управленческого учета с целью их будущей интеграции с системой мотивации персонала.
Планирование и учетом занимаются ПЭО и бухгалтерия. Методы планирования и учета труда на предприятии разработаны и могут быть использованы в дальнейшем.
3. Анализ документов, регламентирующих существующее состояние стимулирования персонала /интервью с сотрудниками организации.
4. Интервью с топ-менеджерами компании с целью выявления требований и ограничений к формируемой системе мотивации персонала. Обсуждение возможности применения тех или иных методов и элементов стимулирования персонала.
Ранее нами выявлено, что необходимо использовать как материальные, так и нематериальные методы (рис.5).
Рис.5. Методы мотивации, предлагаемые к использованию на предприятии
Поскольку применение методики исследования мотивации в разделе 2 выявило следующие потребности: в высокой заработной плате и материальном вознаграждении; в длительных стабильных взаимоотношениях; в самостоятельности и самосовершенствовании своей личности; в признании заслуг, достижений и успехов, предлагается особо обратить внимание на такие методы, которые удовлетворят потребности персонала в высокой заработной плате (разработка новой премиальной системы) и профессиональном росте (тренинги).
5. Формализация и согласование с руководством организации принципов материального стимулирования персонала в зависимости от категорий персонала, кадровой и сбытовой политики.
В рамках третьего этапа разрабатывается модель будущей системы мотивации, отражающая особенности и основные принципы мотивации персонала. Данный этап должен включать в себя следующие шаги:
1. Проектирование тарифной сетки:
1.1 Разработка методики оценки должностей;
1.2 Проведение экспертной оценки ценности рабочих мест;
1.3 Обработка и согласование результатов оценки;
1.4 Разработка математической модели расчета окладов/тарифных ставок.
2. Проектирование системы премиального вознаграждения сотрудников:
2.1 Разработка возможных ключевых показателей эффективности деятельности для структурных подразделений;
2.2 Разработка системы премиального вознаграждения;
2.3 Доработка Положения по оплате труда.
3. Проектирование системы нематериального стимулирования:
3.1 Разработка предварительных предложений;
3.2 Согласование предварительных предложений с руководством компании;
3.3 Разработка процедуры нематериального стимулирования;
3.4 Согласование разработанных процедур с руководством компании;
3.5 Разработка положения о нематериальной мотивации труда.
Оклад предлагается оставить в прежнем виде, а в рамках работы рассмотрим предлагаемые к внедрению системы премирования [14, с.180].
На наш взгляд необходимо внедрить ряд премий, которые будут в большей степени, чем имеющаяся премия по итогам работы, стимулировать персонал к повышению производительности труда.
Предлагаемая к внедрению ежемесячная премия по итогам работы за год предполагает не только учет выполнения плана по выручке, но и план по обслуживанию, план по показателям в чеке и административный бонус (табл. 1). Данная премия рассчитывается в % от базовой зарплаты, пропорционально отработанному времени.
Таблица 1
Ежемесячная премия по итогам работы магазина
План по выручке |
План по проценту обслуживания |
План по показателю количества товаров в чеке |
Административный бонус |
||||||
Категория магазина |
должность |
||||||||
% выполнения |
степень выполнения |
степень выполнения |
по решению руководителя розничной сети |
||||||
90,00%- 99,99% |
100,00%- 109,99% |
От 110% |
Не выполнен |
Выполнен |
Не выполнен |
выполнен |
|||
1 |
Менеджер |
17% |
42,50% |
59,50% |
0 |
10,00% |
0 |
10,00% |
10,00% |
2 |
Менеджер |
12% |
30,00% |
42% |
0 |
10,00% |
0 |
10,00% |
10,00% |
3 |
Менеджер |
10% |
25,00% |
35% |
0 |
10,00% |
0 |
10,00% |
10,00% |
Для всех категорий |
Администратор |
10% |
25,00% |
35% |
0 |
5,00% |
0 |
5,00% |
5,00% |
Продавец-кассир |
10% |
25,00% |
35% |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
|
Продавец-товаровед |
10% |
25,00% |
35% |
||||||
Продавец |
10% |
25,00% |
35% |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
Рассмотрим также еще один вид премий - Полугодовую премию менеджеру магазина по итогам работы магазина. Параметры премии:
1. Периодичность начисления и выплаты бонуса – 1 раз в полугодие
2. Премия начисляется и выплачивается, начиная с первого полного полугодия работы менеджера в данном магазине.
3. Полугодовой премиальный фонд составляет 2 месячные базовые зарплаты менеджера (табл.2).
Таблица 2
Полугодовая премия менеджеру магазина по итогам работы магазина
Показатель |
План по выручке магазина (в руб., на расчетное полугодие) |
План по среднему по магазину показателю % обслуживания (конверсию) (план в установленном %.) |
План по текучести персонала (в %., на расчетное полугодие) |
|||
% выполнения |
100,00%-109,99% |
110% и более |
выполнен |
Не выполнен |
Менее установленного показателя |
Более установленного показателя |
Премия, % от полугодового премиального фонда |
50% |
70% |
10% |
0 |
20% |
0 |
В целях удержания опытных работников, которые работают на предприятии длительный срок, предлагаем внедрить премирование за стаж (табл. 3):
1. начисляется продавцам, продавцам-кассирам, продавцам-товароведам, администраторам
2. рассчитывается в % от базовой зарплаты
3. начисляется ежемесячно пропорционально отработанному времени.
Таблица 3
Премия за стаж работы
СТАЖ РАБОТЫ В КОМПАНИИ |
||||
Должность |
0,5-1 год |
1-1,5 ода |
1,5-2 года |
2 года и более |
Продавец, Продавец-кассир Продавец-товаровед |
5% |
10% |
15% |
15% |
Администратор |
0% |
10% |
10% |
10% |
В качестве метода нематериальной мотивации в связи с выявленными потребностями в росте и самосовершенствовании предлагаем внедрить в работу предприятия ООО «Перспектива» тренинги для продавцов-консультантов по работе с клиентами и тренинги по взаимоотношениям в коллективе. Предлагаем в компании ООО «Перспектива» к проведению Бизнес-тренинг «Эффективный продавец» [21].
Аудитория: Продавцы-консультанты
Цели тренинга:
- формирование клиент-ориентированной позиции продавца-консультанта;
- освоение технологии продаж и обслуживания в работе с покупателями;
- освоение оптимальных моделей поведения в сложных и конфликтных ситуациях.
Продолжительность тренинга 20 часов: 16 часов + 4 часа посттренинговое сопровождение (для практической отработки навыков и оценки результата обучения).