Файл: Корпоративная культура в организации (Сущность и понятие корпоративной культуры ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и понятие корпоративной культуры
1.1 Сущность и соотношение понятий корпоративная и организационная культуры
1.2 Структура корпоративной культуры.
1.3. Функции и типология корпоративной культуры
2. Анализ корпоративной культуры на примере ООО «МАШ»
2.1. Общая характеристика ООО «МАШ»
2.2. Алгоритм формирования корпоративной культуры ООО «МАШ»
3. Совершенствование Корпоративной культуры ООО «МАШ»
3.1. Рекомендаций по формированию и поддержанию в организации эффективной корпоративной культуры
Предполагаемые этапы реализации и сроки проведения представлены в приложении 1.
Третий уровень — это наружные проявления организационной культуры. К ним относятся используемая разработка и архитектура, использование пространства и времени, определенные наблюдаемые воздействия людей (ритуалы, церемонии), планировка и оформление здания предприятий. Это видимая часть организационной культуры.
Артефакты
Провозглашаемые ценности
Базовые представления
Рис.2. Основные элементы организационной культуры (по Э. Шейну).
Согласно словам С. С. Фролова культура организации включает в себя следующие культурные комплексы:
1. Деятельностно-ролевой образованный ансамбль. Показывает, что ведущая доля корпоративной культуры и имеет в себе значения и общепризнанных мерок, регулирующие создании продукта на существующем предприятии (в самом широком значении в качестве продукта могут выступать услуги, информация, материальная продукция и
т.д.). Существующий комплекс регулирует и держит под контролем выполнение основных требований и мотиваций. Воздействие общепризнанных культурных норм и ценностей имеет место быть в отношении к работе, жесткости ролевых требований, реакциях на стимулирующее влиянии и в обоюдном (в ведущем групповом) контроле за будничной работой. Отличие в действии культурных образцов имеется и в отношении мотивации членов организации. При заключении вопросов, связанных с мотивацией, на первый план выдвигаются культурные ценности.
2. Управленческий (властный) культурный комплекс показывает всю совокупность общепризнанных норм и ценностей, регулирующих дела руководства, подчинения и контроля. Принятие общепризнанных норм власти и подчинения плотно связано с персональными чертами членов организации, системой их установок. В связи с этим актуальна проблема отбора сотрудников в организации с различными корпоративными культурами.
3. Культурный комплекс отношений с окружающей средой показывает ту важную совокупность ценностей и норм. Их не элементарно принимают и используют во внутренних структурах организации, но и соотносят с разными компонентами окружающей среды таким образом, чтобы эти нормы прямым или косвенным образом имели возможность содействовать установлению приемлемого для предприятия баланса с окружающей средой.
4. Поведенческий культурный комплекс обхватывает общественные нормы и ценности, не связанные впрямую с работой предприятий. Это нормы проведения досуга, отношения между представителями противоположного пола, отношение к представителям иных возрастных и общественных групп, отношение к референтным личностям и неформальным лидерам.
Т.О. Сломанидина показала сводную схему ведущих составляющих организационной культуры фирмы состоящую из 6 ведущих групп: миссия организации, цели, ценности, символы, поведение, культура труда. Составляющие организационной культуры показаны не простой суммой ее частей, а тем, как они взаимосвязаны меж собой, каким образом создают конкретные эталоны поведения. (Рис.3)
Рассмотрим каждый элемент в отдельности.
Ценности: ценности – цели, ценности – средства, ценности – ориентации, ценности – знание и опыт сотрудников
Цели: философия фирмы, цели и целеполагание, деловое кредо
Поведение и коммуникации: нормы, стандарты, правила, кодексы, этика и этикет, организационной климат, имидж.
Культура труда: условия труда, средства труда, социальное партнерство, социальная ответственность
Традиции: Ценности, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения членов организации, привнесенные из прошлого в настоящее
Рис.3. Основные элементы организационной культуры компании (по Т.О. Сломанидиной)
Миссия предприятия - это назначение фирмы, заявление о значении, ее существования, которое имеет возможность включать в себя описание вневременной цели фирмы, главных средств ее достижения и ценностей компании.
Миссия - это общественно важная первопричина, оправдывающая жизнь определенной фирмы в данном мире. Иными словами, миссия предприятия дает мотивированную функцию предприятия или ее основную цель, т.е. из-за чего она была создана и чему подчинено вся ее деятельность.
Организационные ценности определяют, собственно что является необходимым в предоставленном предприятии. Как раз значения дают возможность ответить на вопрос: «Как относиться к тому, что есть и что может быть?». Они считаются индикатором организационной культуры и важной составляющей, которая и показывает успешность, удовлетворенность трудом и профессиональный престиж. Создание любого предприятия наступает с определения базовых ценностей. Они призваны объединить работников, их взгляды и действия. Среди основных индивидуальных ценностей выделяют уважение коллег, творческое удовлетворение, трудолюбие, отзывчивость, справедливость, скромность, терпимость, инициативность, состязательность. Ценности-цели составляют основу миссии компании, а ценности-средства определяют принципы формирования политики компании, закладывающиеся в нормы поведения сотрудников организации.
В одном ряду с совместными ценностями, определяющими идеологию компании, она содержит внутриорганизационную структуру, состоящую из частей: убеждения, ценности, нормы и поведение. Убеждения – представления сотрудника о том, что считается верным в компании. Нормы – неписанные критерии поведения, подсказывающие людям то, как надо вести и то, что от них ждут. Соблюдение норм позволяет не совершать типовые для данной ситуации ошибки. Поведение – метод взаимодействий и действий, совершающиеся людьми в процессе работы.
Следующие компоненты организационной культуры – это лозунги и слоганы – фраза, сжато выражающая главный аспект ценностей, короткая формулировка миссии фирмы.
Организационный климат – это положение среды предприятия, которое выражается в эмоциях, настроениях, и переживаниях членов организации и оказывает воздействие на рабочее поведение. Организационный климат определяется природой людей, организационными связями и связями «руководитель – подчиненный». «Организационной климат» и «организационная культура» - два термина, применяемых для описания комплекса характеристик, присущих конкретному предприятию и отличающих её от иных. В отличие от организационной культуры, организационный климат подключает в себя менее устойчивые характеристики, в большой степени подверженные внешним и внутренним влияниям.
Имидж организации – образ компании, который есть в компании в сознании работников (внутренний), а например, в сознании клиентов, конкурентов, партнеров, то есть людей, не входящих в число работников (внешний). Но внешний имидж предприятия обязан отвечать внутреннему, иначе все, кто встречается с компанией, не только изменят своё мнение о ней, но и будут относиться к ней как к нечестному и ненадёжному партнёру.
Репутация организации - это конкретное соображение общества или потребителей об предприятии. Положительная репутация показывает тесное соответствие между имиджем фирмы и собственной системой ценности индивидуума. Чем выше репутация фирмы, тем привлекательнее она для работников, а ее продукция - для покупателей. У положительной компании самые преданные клиенты, готовые всегда пользоваться ее услугами. Очевидно, что имидж влияет на доходы компании, оценку ее рыночной стоимости и привлечение инвестиций. Но репутация организации уязвима, и уровень данной уязвимости показывается тремя факторами:
• соотношение стиля настоящему положению дел;
• дееспособность фирмы оправдывать ожидания общества;
• организация работы всех отделов компании.
Организационные ритуалы – это обычные и повторяющиеся события коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание сотрудниками организационного окружения. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. Даже определенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые сотрудники интерпретируют как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное «культурное» значение.
Знаки – это объекты с которыми фирма желает соотноситься в глазах окружающих. Этими знаками являются название компании, архитектура и размеры главного офиса, его местоположение, логотипы, отдельные места для стоянки автомобилей, введение дресс-кода, выдача фирменных аксессуаров: платки, шарфы, галстуки, брошки, кейса для бумаг, канцелярских принадлежностей, кошелька для документов и другой представительской атрибутики. Еще знаки показывают определенный статус и полноту власти отдельных работников и групп, формально находящихся на одном уровне.
Компании, заботящиеся о собственном стиле, в обязательном порядке отпускают фирменные брошюры, блокноты, ручки, в том числе заказывают фирменную посуду. Присутствие такого арсенала вещевой символики зачастую очень действенно мотивирует сотрудников, удовлетворяя их необходимости в идентичности, приспособления к конкретной общественной группе. Также очень важно, что фирменная символика не должна противоречить представлениям человека о престиже и должна работать на увеличении ее значимости в глазах.
Мифы и легенды – это базирующиеся на происходивших в компании реальных событиях часто повторяемы повествования, известные всем работникам компании. Иногда они в неявной форме выражают главные ценности организационной культуры. Благодаря легендам работники узнают важные ценности фирмы и понимают, чего от них ждут окружающие. Весомое пространство в мифологии компании отводят «героям» - это основатели компании, менеджеры, служащие, которые принесли ей наибольший успех. Эти герои показывают образцы поведения, а так же определяют норму и тип его достижения.
Этический кодекс предприятия – это документально оформленный и зафиксированный в письменном облике список форм допустимого и недопустимого поведения работников предприятия; этических позиций компании по отношению к своим контрагентам и персоналу; моральные принципы ведения бизнеса. Этический кодекс предприятия должен быть доступен и понятен каждому работнику предприятия. Доступность выражается в способности в любой момент для каждого сотрудника предприятия обратиться тексту кодекса. Понятность предусматривает простую, четкую и ясную формулировку ценностей организации для того, чтобы избежать их двусмысленного толкования или непонимания. Еще есть совместные требования к формулированию требования Кодекса компании:
1) правила Кодекса должны ориентировать работника на большее, но при этом быть посильным для выполнения;
2) правила должны быть такими, чтобы их нарушение сразу отражались.
В случае если данные требования не соблюдаются, то работники в нем увидят декоративное оформление стиля компании и не примут на свой счет ничего. Собственно что ужаснее, он может внести в организационную культуру фальш, цинизм, проникающий на уровень норм.
Таким образом, в литературе представлено большое количество взглядов на содержание и структуру корпоративной культуры.
В написанном пункте мы обсудили наиболее важные части в системе корпоративной культуры.
1.3. Функции и типология корпоративной культуры
Сегодня содержание корпоративной культуры – очень важный вопрос большинства изучений, семинаров и конференций. Непреклонно растет ее роль в совместной стратегии становления предприятий, раскрывается обширный фон улучшения работы учреждений в представленной направленности. Им еще предстоит осмыслить значимость корпоративной культуры, которую все чаще именуют нематериальной основой развития и успеха любой организации Корпоративная культура считается трудной и многофункциональной системой, в следствии этого разбирать ее следует по совокупности функций, которые она выполняет или способна исполнять.
Можно показать следующие функции корпоративной культуры:
производственно-экономическая: согласование стратегических целей деятельности компании с ценностными ориентациями, интересами работников, создание дополнительной сверхэкономической мотивации в труде;
управленческая: создание эффективной системы управления с учётом индивидуальных особенностей и способностей коллектива;
имиджевая: создание благоприятного имиджа компании в восприятии деловыми партнерами, потребителями, социальными структурами (доверия, авторитета, честности, открытого делового сотрудничества);
социальная: роль в социально-значимых планах, в делах региона, помощь социальным компаниям, фондам, благотворительность;
идентификационная: поддерживает совместные критерии игры для всех служащих (от рядовых до управляющего состава), собственно, что разрешает им солидаризироваться с фирмой, ее целями и ценностями, ценить свою принадлежность к фирме, поддерживать её авторитет своим личным поведением, отношением к делу, облегчает вхождение в коллектив новых сотрудников;