Файл: Корпоративная культура в организации (Сущность и понятие корпоративной культуры ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и понятие корпоративной культуры
1.1 Сущность и соотношение понятий корпоративная и организационная культуры
1.2 Структура корпоративной культуры.
1.3. Функции и типология корпоративной культуры
2. Анализ корпоративной культуры на примере ООО «МАШ»
2.1. Общая характеристика ООО «МАШ»
2.2. Алгоритм формирования корпоративной культуры ООО «МАШ»
3. Совершенствование Корпоративной культуры ООО «МАШ»
3.1. Рекомендаций по формированию и поддержанию в организации эффективной корпоративной культуры
Предполагаемые этапы реализации и сроки проведения представлены в приложении 1.
коммуникативная: предлагает правила, нормы делового общения, стиль отношений с руководством и другими сотрудниками, с неформальными лидерами, формирует комфортную среду общения;
ценностная: разрабатывает систему ценностей, совместную для всего коллектива, философию фирмы, ее стратегические цели развития, согласует, гармонирует цели и средства их достижения;
морально-психологическая: разрабатывает этический кодекс фирмы, согласует критерии профессиональной деятельности с общими нормами морали, включает важные управленческие решения в систему нравственных оценок (добра и зла, справедливости-несправедливости и т. д.), подключает позитивный морально-психологический климат в коллективе, разрабатывает средства предупреждения и разрешения конфликтов;
личностно-формирующая: воздействуют на создание благоприятных условий для индивидуализации, раскрытия личностного потенциала сотрудников, их успешного карьерного роста;
досуговая: делает подходящие обстоятельства развлечений, восстановления, поддерживает неформальные контакты служащих, расширяет сферу их общения;
эстетико-этикетная: создает общие нормы делового общения.
Таким образом, мы выделили главные функции, которые осуществляет корпоративная культура на предприятии.
В последнее время в РФ главы фирм понимают, собственно, что корпоративная культура – это главный фактор имиджа предприятий. Характер и содержание организационной культуры зависит от множества факторов, среди которых важнейшее место занимает ее типология. В мировой практике существует целый ряд типологий организационных культур. Рассмотрим одну из самых популярных — типологию К. Ханди, Его типология основывается на распределении власти и связанных с ней ценностных ориентации личности, которые обусловливают специфический характер отношений индивида и организации, структуру организации и характер ее деятельности на различных этапах эволюции. По данному аспекту С. Ханди выделяет четыре организационные культуры:
1.Ролевая культура — более распространенная и классическая организационная культура в РФ. Ее главная индивидуальность заключается в наличии четкой роли, ролевой позиции для всякого члена предприятия, составляющие которой имеют все шансы быть частью должностной инструкции. Данный тип культуры ориентирован на выполнение процедур и правил. Ролевая культура наиболее эффективна в стабильной ситуации.
В рамках ролевой культуры сотрудник ценится в компании за способность квалифицированно идти по стопам описанной роли, профессионализм. Главная задача начальника — создать как можно более точное следование процедурам и правилам, сделать и поддерживать систему контроля за тем, как инструкции выполняются. Организации с ролевой культурой достаточно позитивно относятся к инновациям, привносимым извне. Время реакции определяется временем «переписывания ролей», созданием новых правил, инструкций, техник контроля, способов мотивации персонала на выполнение новой задачи.
2.Культура, направленна на власть и силу (культура «ордена»). Основной фигурой в компании с такой культурой является начальник, а саму компанию описывают как команду единомышленников. Начальник владеет формальной властью, которую реализует в абсолютной мере, а также большим неформальным авторитетом.
Предприятие нацелено на ценности начальника, его представления и ожидания.
Предприятие такого типа сильно ориентировано на рост и развитие. В них формируется ощущение наличия власти, иерархии и управляемости. Ведущие различия от предприятия с ролевой культурой заключается в том, что хотя должностные памятке написаны, но они не выполняются. Ежедневная деятельность формируется руководителем, его идеями и намерениями. Он все время нарушает распределение обязанностей и ответственности, впрочем это не вызывает серьезных протестов, так как степень формального и неформального авторитета очень высок.
3.Культура, направленная на работу, или «командная» культура. В ней нет внятно воплощенной иерархии. Главной работой является командный способ работы, когда группа заинтересованных людей сводится для решения какой-либо проблемы. Носителем власти считается, как правило, личность, взявшее на себя ответственность за решение вопроса. В персонале больше всего ценится дееспособность трудиться в коллективе и брать на себя ответственность за решение и результаты.
4.Культура оригинальности, или «звездная» культура. В ее базе лежат личные достижения человека, его профессионализм, компетентность и успех. Для такого типа культуры характерны отсутствие стабильных формальных и неформальных профессиональных коммуникаций между работниками компании, большой разброс в уровнях личных профессиональных достижений. Доминирует осознанное или неосознанное, но разделяемое убеждение, что профессионал имеет право на автономию.
Ким Камерон и Роберт Куинн предлагают типологию формирования культур, основанную на создающих конкуренцию ценностях, и выделяют следующие типы культур:
1.Клановая культура. Довольно дружеское пространство работы, у людей много общего. Предприятия смахивают на гигантские семьи. Лидеры или руководители предприятий воспринимаются как педагоги и, возможно, даже как родители. Предприятие держится вместе благодаря преданности и традициям. Высокая обязательность организации, которая способствует сплоченности коллектива и моральному климату. Успех достигается благожелательным отношением к потребителям и заботой о людях. Предприятие поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.
2.Иерархическая культура. Довольно формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры — правильно мыслящие координаторы и организаторы. Необходимым и ключевым является поддержание плавного хода работы компании. Предприятия соединяют формальные правила и официальная политика. Долговременные заботы предприятия состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода рентабельного выполнения операций. Управление наемными сотрудниками озабочено залогом занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
3.Адхократическая культура. Оживленное предпринимательское и творческое место работы. Сотрудники готовы подставлять собственные головы и идти на риск. Руководители считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Суть организации является преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается надобность работы на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе предприятия делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство, передача оригинальных и свежих товаров и/или услуг. Принципиально быть лидером на рынке продукции или услуг. Предприятие поощряет личную инициативу и свободу. При чрезмерном развитии преобразуется в «возбужденную анархию».
4.Рыночная культура. Предприятия, направлены на результаты, основной заботой ее считается выполнение установленной задачи. Работники — люди целеустремленные и соперничают между собой. Руководители — люди с твердыми взглядами, суровые конкуренты, непоколебимые и требовательные. Предприятие связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех являются общей заботой. Фокус перспективы настроен на конкурентные действия, решение поставленных задач и достижение измеримых целей. Успех измеряется новыми завоеванными рынками, увеличением рыночной доли и т. д. Важно конкурентное ценообразование и лидерство на рынке. Стиль предприятия — твердо проводимая линия конкурентоспособности. При чрезмерном развитии превращается в «деспотичную и циничную потогонную систему». Согласно модели межличностных взаимоотношений выделяют следующие виды культуры:
- Культура власти. Имеет место быть в большой роли лидеров в организации. Лидеры проявляют строгость, но честны по отношению к собственным лояльным последователям. Отрицательной стороной этого типа культуры в случае плохого управления может быть появление страхов, злоупотребления властью в собственных целях и политическое интриганство.
- Культура достижений. В данном типе культуры акцент делается на вознаграждение реальных результатов, а не непродуктивных усилий. Рабочие команды самонаправляемы. Нормы и структура служат достижению результатов, а не рассматриваются как самостоятельные ценности. Издержками этой стратегии является чрезмерный расход энергии и энтузиазма.
- Культура поддержки. При культуре поддержки сотрудник ценится и как личность, и как сотрудник, его гармония важна для предприятия. Минусы этого вида культуры состоят в сосредоточении на внутренних обязательствах, а не на внешних задачах.
- Культура роли (ролевая культура). В ролевой культуре есть четко описанные «правила игры», сотрудникам предельно ясны зоны ответственности и система вознаграждения. Эта культура обеспечивает стабильность, справедливость и эффективность. Слабость заключается в безличных операционных процедур в подавлении креативности и новшеств.
Согласно модели «Риск — отдача», показывают следующие типы культуры:
- Культура «мачо». Характеризуется принятием высоких рисков и быстрой отдачей. Применимо для сферы рекламы и индустрии развлечений.
- Культура «мы славно поработали и славно отдохнем». Характеризуется принятием средних рисков и быстрой отдачей. Применимо для работы в сфере продаж.
- Культура «ставка на компанию» — высокие риски, медленная отдача (например, аэрокосмическая промышленность).
- Культура процесса. Низкая или нулевая отдача. Концентрация на том, как именно делается работа. Применимо для правительственных организаций, организаций с высоким уровнем регулирования.
В зависимости от требований окружающей среды и фокуса стратегии выделяют четыре типа организационной культуры.
- Адаптивная/предпринимательская культура. Фокус стратегии существует во внешней среде, большое значение имеют гибкость и способность к изменению для удовлетворения нужд потребителей. Особо ценятся инновации, творческий подход к работе и умение рисковать.
- Культура стратегической задачи существует в предприятиях, обслуживающих определенный круг потребителей во внешней среде, но не испытывающих потребности быстро изменяться. В культуре подобного типа существует четкое видение стратегических целей предприятия, акцент ставится на достижение промежуточных целей, например, рост продаж, увеличение доли рынка и т. д.
- Клановая культура показывает свое внимание на заинтересованном участии в общем деле всех членов предприятия и на быстро изменяющихся условиях окружающей среды. Ключом к успеху компании является удовлетворенность работников.
- Бюрократическая культура показывает систематический подход к ведению дела, фокус стратегии находится внутри предприятия. Собственная вовлеченность сотрудников здесь ниже, чем в клановой культуре, но это компенсируется высокой степенью согласованности, лояльностью и сотрудничеством.
Подводя выводы первой части, скажем, что определение «корпоративная культура» не имеет четкого понятия и разные авторы дают свою трактовку, исходя из собственных взглядов. Но все определения культуры сходны в одном: под организационной культурой понимается в основном ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а также их внешние проявления (организационное поведение).
Организационную культуру как систему определяет присутствие ее составляющих, а именно: миссия, ценности и цели компании, девизы и слоганы, организационный климат, имидж организации, репутация компании, символы, обряды мифы и легенды компании, этический кодекс.
Анализ западной и российской литературы говорит нам о том, что в реальное время учеными предложен широкий спектр подходов к типологии корпоративной культуры.
Говоря о функциях корпоративной культуры, следует сказать, что она гарантирует составление морально-этических ценностей и установок жизнедеятельности организации, побуждающих потенциал интеллектуальной и духовной энергии человеческих ресурсов на эффективную реализацию ее миссии.
Но для того чтобы наиболее полно изучить корпоративную культуру, нужно разобраться, в процессе управления ею. Управление корпоративной культурой предполагает ее создание, формирование, поддержание и, при необходимости, изменение. Все эти аспекты мы рассмотрим в следующей главе.
2. Анализ корпоративной культуры на примере ООО «МАШ»
2.1. Общая характеристика ООО «МАШ»
ООО «МАШ» основано в 2012 году.
Сегодня ООО «МАШ» готов поставить широкий спектр современных строительных материалов и изделий отечественного и зарубежного производства.
Работники организации с вниманием относятся к любому клиенту, независимо от того, частное это лицо или представитель крупной фирмы. Каждый клиент может получить бесплатную консультацию по свойствам и области применения заинтересовавших его строительных материалов.
Миссию организации работники определяют как продажа современных строительных материалов. Это внешняя миссия организации. Однако для сотрудников миссия – это не только производство, но и забота о население, при соблюдении таких принципов, как контроль за качеством продукции и высоким уровнем обслуживания.
Ключевой целью предприятия считается увеличение доверия клиентов и партнеров фирмы к ООО «МАШ». Работники компании знают, собственно что достичь длительной цели можно только путем осуществления более конкретных краткосрочных целей, - например, увеличение культуры работы в компании. Следует особенно отметить, что цели организации не противоречат миссии организации, а способствует ее развитию.
Все опрошенные работники компании согласны, что своей ценностью следование правилам, инструкциям, процедурам, дисциплине. 50% сотрудников признают ценностью преданность делу, честность, взаимное уважение и доверие, 30% - соперничество, стремление к успеху и достижение целей. Это основные ценности компании, которые служат основой формирования культуры. При этом приблизительно 50% опрошенных соотносят свои ценности и убеждения с ценностями организации: 8 – 10% работников предприятия заявляют, что ценности организации полностью соответствуют их личным ценностным ориентациям; 42- 50% - что цели и задачи ООО «МАШ» в большей степени соответствуют их личным ценностным ориентациям.