Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность конфликта
1.1 Конфликт, как социальное явление и как социальный феномен общественной жизни
1.3 Стратегии разрешения конфликтов
Глава 2. Оценка уровня социального конфликта в организации и выявление его причин
2.1 Краткая характеристика Центрального Департамента информатизации ОАО «РЖД» (ЦКИ ОАО «РЖД»)
2.2 Описание конфликтных ситуаций, возникших в ЦКИ ОАО «РЖД»
2.3 Причины конфликтных ситуаций в ЦКИ ОАО «РЖД»
2.4 Предложения путей преодоления конфликта в ЦКИ ОАО «РЖД»
Глава 3. Разработка стратегии управления коммуникациями в условиях конфликта
3.1 Разработка стратегии поведения руководителя в ходе конфликта
3.2 Роль руководителя в управлении конфликтами
Если оппоненты вынуждены прекратить конфликтную ситуацию (временно), но у них остается желание достичь первоначальных целей, то конфликт разрешен лишь частично. Если руководитель вводит административные наказания и санкции, не вникая в суть конфликтной ситуации, то тогда конфликт разрешается лишь частично.
Для успешного разрешения конфликтов руководителю прежде всего следует объективно оценить конфликтную ситуацию, а это предполагает [8, с. 207]:
• различать повод конфликта и его причины;
• определить предмет конфликта;
• охарактеризовать работников, понять их взгляды и убеждения, основные интересы и причины, побудившие их вступить в этот конфликт;
• определить мотивы действий участников конфликта;
• выслушать обе конфликтующие стороны.
При управлении конфликтом в организации, основное внимание следует сосредоточить на предмете конфликта и на позициях его участников, не делая акцента на их личностные особенности. Руководитель должен понимать, что при урегулировании конфликта важна беспристрастность и сдержанность, что необходимо разобраться в причинах конфликта, не делая поспешных выводов.
3.2 Роль руководителя в управлении конфликтами
Главное средство в разрешении конфликтов – это правильные действия руководителя [3, с. 95]. Руководитель должен вмешаться в конфликт, а не оставаться в стороне. При этом он четко должен знать и разграничивать свои юридические и моральные права. Для разрешения конфликта руководитель должен уметь:
• объективно оценить сложившуюся ситуацию, и, если это действительно так, признать наличие конфликта. Признание наличия конфликта снимет многие отрицательные моменты – недоговоренность, недомолвки между работниками, закулисные действия, приблизит его к разрешению;
• отличить повод конфликта от его предмета – непосредственной причины, которая часто объективно или субъективно маскируется;
• определить вид конфликта, его стадию, выявить предмет конфликта, цели основных участников конфликта;
• установить, в какой мере предмет разногласий касается организации производства, труда или управления, а в какой-особенностей деловых и личностных отношений между конфликтующими сторонами;
• выяснить субъективные мотивы вступления сотрудников в конфликт, для этого нужно хорошо знать своих подчиненных, их жизнь, взгляды и интересы, что позволит предвидеть результат конфликта, выбрать наиболее эффективные способы воздействия на конфликт и его скорейшее разрешение.
Чтобы разрешить конфликтную ситуацию, необходимо прежде всего устранить причины разногласий, снять отрицательные эмоции участников конфликта [7, с. 289]. Прежде чем начать действовать, желательно проанализировать возможные варианты решения. Руководитель может влиять на развитие конфликта несколькими способами – это путем переговоров с оппонентами (для достижения компромисса), а также он имеет возможность изменить предмет конфликта, а, значит, и отношение к нему. Если речь идет о групповых оппонентах, то в результате изменения организационной структуры управления один из оппонентов может влиться в структуру другого или, наоборот, выделиться из состава данного коллектива. Если руководитель имеет дело с эмоциональным конфликтом, то возможны два выхода: либо разъединение оппонентов, чтобы взаимодействие между ними было невозможно; либо полная психологическая перестройка. Руководитель организации должен взять ситуацию под свой контроль как можно раньше (до того, как конфликтная ситуация перерастет в конфликт). Если в основе конфликта лежат объективные причины, то его простое прерывание без принятия мер может поставить руководителя в еще более сложное положение, т. к. после прерывания конфликта, конфликтная ситуация сохранится. Конфликт в этом случае затухает, но может вспыхнуть с новой силой. Простое прерывание конфликта (например, административное вмешательство) таит в себе две опасности. Во-первых, вокруг данного конфликта может возникнуть несколько новых микро конфликтных ситуаций, а во-вторых, между постоянными оппонентами укрепится чувство неприязни и отношения вражды. С ростом численности подчиненных, для руководителя наступает порог управления, при котором коллектив выходит из-под контроля и это может привести к хаотическому или пассивному управлению. У подчиненных появляется недовольство руководителем, в коллективе формируются неформальные лидеры, образуются группировки – возникает конфликтная ситуация [8, с. 235]. В данном случае ликвидация конфликтной ситуации заключается в изменении функциональной структуры управления с образованием подразделений меньшей численности. Руководитель имеет юридические права, которые позволяют ему вмешиваться в развитие конфликтной ситуации на любом этапе. Не стоит забывать также, что в действиях руководителя этика поведения имеет огромное значение.
Реальная задача руководителя заключается не в том, чтобы исключить конфликты среди сотрудников из жизни организации, а в том, чтобы выработать способы конструктивного их разрешения. Для этого необходимо понимать механизмы возникновения и развития конфликтных ситуаций. «Искусство управления» заключается в заблаговременном распознании конфликтов, анализе их причин и проверке того, какой вид управления конфликтами будет наиболее эффективным, который позволит учитывать мнения всех участников конфликта и будет препятствовать эскалации. В идеале руководитель является ведущим, который помогает участникам конфликта увидеть проблему в новом и более обширном ракурсе, для того, чтобы затем понять и управлять ею. Однако, не следует упускать из виду то, что сам начальник своим поведением может стать дополнительным источником конфликта и тем самым увеличивать стресс и негатив. Руководитель обязан разумно и тактично реагировать на ошибки подчиненных, в его функции входит предугадывать последствия этих ошибок и нейтрализовать их. Власть – это не только прямое влияние на поведение, но и часто большая возможность использования властных полномочий, которая пускается в ход там, где не всегда нужна. Использование властных полномочий руководителя вызывает реактивное сопротивление подчиненных и со временем «изнашивается», постепенно теряя свое устрашающее и угрожающее действие, в то время как агрессия со стороны сотрудников только увеличивается.
Руководитель может определить свою роль с разных точек зрения: он может быть ведущим, консультантом, посредником или человеком, который принимает решения. Вначале он анализирует ситуацию, в зависимости от степени эскалации и эмоционального состояния участников, либо вместе с обеими сторонами, либо с каждой стороной в отдельности. Здесь речь идет не только об изучении ситуации, истории конфликта, разных интересов, но и также о переживаемых оскорблениях и возникших опасениях. При условии, что конфликт можно решить и участники конфликта сигнализируют о готовности к сотрудничеству, то обязательно нужно учитывать следующие ограничения для совместного обсуждения. Особенно следует обратить внимание на такие важные моменты:
• различия во власти не должны проявляться, а также в случае необходимости нужно поддержать «поверженную» сторону;
• каждый участник может представить ситуацию со своей точки зрения;
• стороны пытаются поставить себя на место противоположной стороны, чтобы понять ее точку зрения и почувствовать ее положение;
• стороны совместно разрабатывают креативные возможности разрешения конфликта и взвешивают преимущества и недостатки;
• полученные способы решения конфликта принимаются как обязательные и обе стороны обязуются придерживаться их.
Однако, если конфликт нельзя решить при помощи сотрудничества (например, нужно распределить ограниченные ресурсы или определенный проект должен дополнительно проработать один сотрудник) или если уже достигнута такая степень эскалации, что дальнейшее сотрудничество и новое построение доверия кажутся нереальными, то задача и ответственность руководителя – это принять правильное решение. Здесь можно представить следующие возможности принятия решений для руководителя:
• начальник подавляет конфликт и принуждает обе стороны к сотрудничеству. Однако это также содержит опасность возникновения продолжительного конфликта, при этом в столкновениях будет страдать общая задача, или сотрудничество будет поверхностным и временным;
• руководитель решает, что в последствии конфликт приведет к тому, что одна из сторон будет победителем, а другая – проигравшим. Такая позиция может быть решением конфликта пока обе стороны признают это решение или мнение начальника. Иначе возникает опасность затаенных обид и накопления «невротической бухгалтерии»;
• руководитель разделяет участников либо относительно задачи, либо территориально (например, переводит в другой кабинет или отдел), для того, чтобы прервать динамику конфликта.
Однако, вследствие принятия решения руководитель попадает в положение третейского судьи, которое также скрывает в себе определенные опасности. Проигравшим он воспринимается как пристрастный и к нему утрачивается доверие как к руководителю. От этого уже страдают сами отношения между начальником и сотрудниками. Более того, возможно, что будущее вынужденное сотрудничество будет мнимым или же оба участника или обе стороны конфликта объединятся против начальника. От руководителя ожидают влияния на других, при этом в нем ценят такие личностные черты как доминантность и способность к реализации. Поэтому Коттер, профессор Гарвардского университета, подчеркивает, что «предпосылка успеха для хорошего руководителя состоит в его умении построить и удержать власть, так как иначе он может стать «игрушкой» интересов его партнеров по коммуникации». Коттер также считает, что по этой причине руководителю «не стоит избегать или смягчать власть, так как вследствие структурных особенностей она необходима всегда».
Вследствие изменяющихся условий (новые информационные технологии, децентрализованные формы организаций, новые специализации, более быстрая смена ценностей и др.) взаимодействие и сотрудничество приобретают все большие значения на всех уровнях предприятия. Образ всезнающего единолично направляющего руководителя уже устарел. В эпоху системы, поддерживаемой компьютерами, руководство – это не остаточный феномен или “скорая помощь” в организации, оно становится еще более необходимым, чем когда-либо раньше. Поэтому руководителя нельзя больше воспринимать только как “комбинатора”, который вызывает движения и изменения, обладает автономией действий и указывает на некомпетентность сотрудников. Скорее он человек, подающий импульсы и приводящий процессы в движение. Он должен организовывать процесс так, чтобы проблема решалась, а не указывать, как ее нужно решать во всех подробностях, при этом самому оставаясь в стороне. Если руководитель соответствует этой задаче координации и управления процессом, то тогда его решения не будут восприниматься как навязанные, а разница во власти и компетентности между начальником и сотрудниками будет наименьшей.
3.3 Управление конфликтной ситуацией
Существуют несколько способов управления конфликтной ситуацией [1, с. 376]. Все способы можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
К структурным относятся:
• разъяснение ожиданий руководителя. Руководитель доводит их до подчиненных информацию о том, что от них ожидает в той или иной ситуации руководство; разъясняет, каких результатов ждут от каждого сотрудника в каждом подразделении; кто предоставляет и, кто получает различную информацию, у кого какие полномочия и ответственность;
• координационные и интеграционные механизмы. Это означает установление иерархии полномочий, что позволяет упорядочить взаимодействие людей, принять правильные решений и информационные потоки внутри самой организации.
• общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. При постановке комплексных целей направляются усилия всех участников на достижение общей цели, наблюдается большая слаженность в деятельности всего персонала (командная работа сотрудников).
• структура системы вознаграждений. Она должна быть такой, чтобы прежде всего поощрялись люди, вносящиемаксимальный вклад в достижение организационных комплексных целей и помогающие другим группам организации. Вознаграждения могут быть оформлены в виде премий, благодарностей, признания или повышения по службе. Важно то, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Управление конфликтами включает в себя и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций на основе учета психологии участников этого конфликта. К ним относятся беседа, убеждение, принципиальные переговоры, психотренинг и психотерапия.
Учитывая индивидуальные психологические особенности участников конфликта, руководитель применяет различные способы и стили разрешения конфликтов, но стратегия общего сотрудничества должна быть основной, так как именно она чаще всего делает конфликт функциональным.
Вот некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта [8, с. 207]:
1. определить проблему в категориях целей, а не решений;
2. после того как проблема определена, определить возможные пути решений, приемлемых для всех сторон;
3. сосредоточить внимание на проблеме, а не на личных и личностных качествах другой стороны;
4. создать атмосферу доверия между сотрудниками, увеличив взаимное влияние и обмен информацией;
5. во время общения создать положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны;