Файл: Роль мотивации в поведении организации ( Теоретические аспекты мотивации работников на предприятиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

M=Р123 (1.1)

Эта формула наглядно демонстрирует, что мотивация отлична от нуля только в случае если наем­ный работник рассматривает все включенные в формулу субъективные вероятности как существенно большие нуля.

Иначе говоря, он должен расценивать работу как выполнимую, работодателя – как субъекта, выполняющего свои обязательства, а вознаграждение – желанное

Представляет интерес теория справедливости С. Адамса.

Разработанная Стейси Адамсом «теория справедливости» постулирует, что каждый человек субъ­ективно определяет отношение полученного вознаграждения к усилиям, затраченным на выполнение ра­боты, а затем соотносит это отношение с аналогичным отношением, которое складывается для дру­гих людей, выполняющих аналогичную работу. Если такое сравнение приводит работника к выводу, что эти относительные величины приблизительно равны, ситуация субъективно воспринимается как спра­ведливая. Если же сравнение показывает дисбаланс, то человек считает, что имеет место несправедли­вость.

В этом случае у работника может возникнуть психологическое напряжение: работник может прийти к выводу, что ему недоплачивают или переплачивают. В результате у работника может воз­никнуть стремление снять напряжение и для восстановления справедливости устранить дисбаланс

Таблица 1.1

Варианты ситуаций, которые возникают с точки зрения справедливости вознаграждения для работника А по С.Адамсу

Вознаграждение А

Вклад А

<

Вознаграждение Б

Вклад Б

Несправедливость

(недоплата)

Вознаграждение А

Вклад А

=

Вознаграждение Б

Вклад Б

Справедливость

Вознаграждение А

Вклад А

>

Вознаграждение Б

Вклад Б

Несправедливость

(переплата)

В этой ситуации важное значение имеет выбор работником объекта для сравнения. В теории при­нято выделять три категории работников по их поведенческим стереотипам, определяющим выбор референтной группы: ориентированные «на прочих», ориентированные «на систему», ориентирован­ные «на себя».

Работники, которые относятся к первой категории, сравнивают себя с различными индивидами, выполняющими аналогичную работу в той же организации, в других организациях, включают в рас­смотрение своих друзей, соседей и тому подобных, то есть их референтная группа является предельно широкой.


Работники, которые ориентируются «на систему» рассматривают политику и процедуры оплаты труда в своей организации, как теоретически, так и фактически существующие. Для работников это­го типа характерно рассмотрение организации в терминах распределения уровней зарплат, т.е. их референтная группа – организация, в которой он работает.

Категория работников, которые ориентированы «на себя», имеют обыкновение обращаться к анализу исключительно собственного соотношения «вознаграждение / вклад». Они сравнивают эту величину, исключительно с собственным прошлым опытом и прошлой работой. В этом случае рефе­рентная группа самая узкая – сам работник.

Таким образом, можно сформулировать существенный вывод из теории справедливости: мотивация ра­ботников зависит от относительного вознаграждения не в меньшей степени, чем от абсолютного. Как только работники ощущают несправедливость, они будут действовать, чтобы скорректировать ситуацию. Результатом может стать большая или меньшая производительность, повышение или снижение качества результатов деятельности, увеличение прогулов или увольнение по собственному желанию.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факто­рах, определяющих поведение людей. А процессуальные теории концентрируются на причинах, по которым люди выбирают опреде­ленное поведение, причинах того, почему они реагируют на организационные события так, как они реагируют. Как любые теоретиче­ские концепции, отражающие сложные явления, каждая из этих теорий должна рассматриваться не как альтернативный подход к его интерпретации, а как дополняющие друг друга модели.

Таким образом, высокая мотивация персонала – это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.


1.2 Анализ современных теорий мотивации персонала

Существует большое число теорий мотивации, основанных на однофакторном подходе, то есть на предположении, что из всей группы мотивов поведения человека на рабочем месте можно выделить один, доминирующий мотив и построить на нем систему управления трудовой мотивацией работника [16].

Мотивированный сотрудник получает удовольствие от работы, к которой привязан душой и телом, и испытывает радость. Насильственным образом этого достичь нельзя. Признание достижений и поощрение работников – непростой процесс, требующий учета количества и качества труда, и все обстоятельства возникновения и развития мотивов поведения. Поэтому для руководителя крайне важно выбрать правильную систему мотивации в отношении подчинённых, причем к каждому требуется особый подход.

Необходимо рассмотреть основные, наиболее часто используемые в практике кадрового менеджмента мотивы, влияющие на поведение человека на рабочем месте:

1) самоуважение. Этот мотив, или эта потребность, может выражаться как в погоне за признанием со стороны окружающих в связи с хорошо выполненной работой, так и в желании быть независимым и свободным;

2) самореализация. Врожденное стремление к развитию, присущее каждому человеку, приводит к тому, что человек реализует свои унаследованные потенциальные возможности. Речь идет здесь об основополагающей мотивации, которая может проявиться полностью только у тех, кто достиг определенного уровня самоуважения;

3) потребность в одобрении. Это одна из самых значительных потребностей, связанных с культурой;

4) мотив достижений. Хотя потребность во власти была признана давно и обсуждается уже долгое время, исследовательские работы в этой области стали проводиться совсем недавно;

5) склонность к риску;

6) потребность в немедленной обратной связи. Стремление к умеренному риску у людей с высокой потребностью в достижениях тесно связано и с желанием немедленно получить обратную связь. Люди, ориентированные на достижения, стремятся к такой работе, как работа продавцом, когда их работа оценивается часто и по конкретным критериям;

7) потребность в удовлетворении от завершения работы.

8) потребность в поглощенности поставленной задачей. Если люди с высокой потребностью в достижениях ставят задачу, они стремятся полностью посвятить себя ее реализации;

9) мотив принадлежности играет очень важную роль в поведении человека;


10) мотив безопасности. Безопасность является производным фактором от риска, но можно, а иногда и удобно рассматривать его отдельно;

11) мотив статуса. Наряду с мотивом безопасности динамичному обществу особенно присущ мотив статуса, или престижа;

12) потребность во власти выражает естественную склонность людей доминировать, держать все под контролем, оказывать влияние на других;

13) мотивы любопытства, желания манипулировать и деятельности. [2].

Все существующие теории мотивации можно разбить на две группы: содержательные и процессуальные теории. Эта система мотивов представлена на рисунке 1.1 [5].

Рисунок 1.1. Теории мотивации персонала предприятия и различные к ним подходы [2]

В отличие от содержательных теорий мотивации, которые рассматривают структуру потребностной сферы человека, процессуальные теории рассматривают процесс мотивации и значение мотивации в достижении высоких рабочих результатов.

Сведем процессуальные теории всех ученых в сводную таблицу 4 и выделим особенности теорий каждого ученого, их определение мотивации, элементов анализа и обобщим положения [7].

Таблица 1.1 - Процессуальные теории Адамса, Врума, Портера и Лоулера в сравнении [2]

Параметры сравнения

Теория Адамса

Теория Врума

Теория Портера и Лоулера

Название теории

Теория справедливости

Теория ожиданий

Комплексная модель мотивации

Определение мотивации

Мотивация рассматривается с точки зрения оценки ситуации. Сравнение с другими людьми.

Роль мотивации состоит в конкретной рабочей ситуации, в которой оказывается работник

Комплексный подход к мотивации.

Элементы анализа

Три варианта сравнений:

а) недоплата;

б) справедливая

оплата;

в) переплата.

Ожидания того, что усилия работника приводят к достижению поставленной цели;

Инструментальность;

Валентность (значимость вознаграждений)

а) Затраченные усилия;

б) Оценка вероятности

получения вознаграждения за свои усилия;

в) Результаты;

г) Степень удовлетворенности.

Выводы

Работники стремятся к установлению справедливых отношений

Мотивация работника зависит от его ожиданий, связанных с тем, что определенное поведение и определенные действия приводят к результату

Эффективность труда работника зависит от трех переменных: прилагаемых усилий, способностей

и индивидуальных способностей работника


Из таблицы 1.1 следует вывод, что теории Адамса и Врума существенно друг от друга отличаются. Авторы Портер и Лоулер совместили представления двух процессуальных теорий – теории справедливости и теории ожиданий. Однако самым интересным аспектом модели является удовлетворенность работника, и как она влияет на результаты деятельности [7].

К самым известным процессуальным теориям относятся: теория справедливости Дж. Адамса; теория ожиданий В. Врума; комплексная модель мотивации Портера-Лоулера; теория постановки целей Эдвина Локка.

Таким образом, мотивация персонала является важным понятием в подходе к поведению человека на рабочем месте. Указанные теории ученых отличаются подходами к трудовой мотивации, элементами, основными идеями. Однако большее распространение получили теории Маслоу, Герцберга, Врума и Адамса. Все они отражают потребности человека на рабочем месте и значение мотивации в достижении высоких рабочих результатов.

глава 2. Роль мотивации в поведении организации На примере АО «РН-Шельф-Дальний Восток»

2.1 Краткая характеристика АО «РН-Шельф-Дальний Восток»

Объектом исследования выступает предприятие нефтедобывающей отрасли АО «РН-Шельф-Дальний Восток».

Сфера деятельности АО «РН-Шельф-Дальний Восток» – предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа.

АО «РН-Шельф-Дальний Восток» зарегистрирована по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Сахалинская, д.4, 693010.

Генеральный директор АО «РН-Шельф-Дальний Восток» Руданец Вадим Стефанович.

Сегодня АО «РН-Шельф-Дальний Восток» – одно из крупнейших предприятий нефтяной отрасли России.

На протяжении многих лет предприятие является лидером отрасли по разведочному, эксплуатационному бурению и вводу в эксплуатацию новых добывающих скважин.

На предприятии создан первый в России полный цикл производства, переработки газа, выработки на его основе собственной электроэнергии, получения готового продукта. Cтруктурные подразделения предприятия осуществляют весь комплекс работ по разведке и разработке месторождений, по строительству производственных объектов, по обеспечению экологической безопасности производства и по автоматизации производственных процессов.