Файл: Роль мотивации в поведении организации ( Теоретические аспекты мотивации работников на предприятиях).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации работников на предприятиях
1.1 Понятие и теории мотивации
1.2 Анализ современных теорий мотивации персонала
глава 2. Роль мотивации в поведении организации На примере АО «РН-Шельф-Дальний Восток»
2.1 Краткая характеристика АО «РН-Шельф-Дальний Восток»
2.2 Виды мотивации, применяемые на предприятии
2.3 Анализ влияния мотивации на производительность труда АО «РН-Шельф-Дальний Восток»
3. Разработка мероприятий по улучшению мотивации иработников АО «РН-Шельф-Дальний Восток»
Если влияние группы элементов внутренней среды под общим названием «персонал фирмы» – это позиция «низов», одной из основных сторон, воздействующих на эффективную мотивацию, то другой не менее важной стороной является политика «верхов», именуемая организацией управления. Именно от нее зависит возможность достижения эффективной мотивации и высокой производительности труда, так как руководство обладает всеми необходимыми для этого элементами: властью, финансовыми средствами и доброй волей.
Важное место занимает организационная структура управления. Каждая структура имеет свои достоинства и недостатки и должна соответствовать принципу организации производства и количественному составу работников фирмы.
Несоответствие организационной структуры целям и задачам производства, а также потребностям и нуждам сотрудников приводит их к неудовлетворенности условиями труда и, соответственно, к снижению трудовой мотивации.
Большое значение среди внутренних факторов, оказывающих воздействие на мотивацию работников, имеют уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства. Руководители должны быть лидерами фирмы, они обязаны стремиться вывести ее на первое место на занимаемом ими сегменте рынка. Если же этого не происходит, и сотрудники видят, что руководство по тем или иным причинам оказывается неспособным осуществлять свою миссию, то у работников снижаются мотивационные потребности высшего порядка, такие как самовыражение или причастность к деятельности фирмы. На эти же потребности влияет и внутрифирменная (организационная) культура, выражающаяся в определенных традициях и поведении сотрудников и руководства по отношению к друг другу, ведь даже такая простая форма заботы о подчиненных, как вежливость со стороны руководства, может служить важным мотиватором потребностей в самоуважении работников.
На самовыражение и причастность к деятельности фирмы ее работников воздействуют престиж и имидж организации.
Организация системы коммуникаций с одной стороны влияет на социальные потребности сотрудников в плане возможности общения с коллегами в процессе работы (горизонтальные коммуникации), с другой стороны вертикальные коммуникации позволяют наладить четкий процесс обмена информацией между сотрудниками и руководством, способствующий снижению межличностных и внутриличностных конфликтных ситуаций. Если руководство хочет иметь объективную информацию о мотивационных воздействиях своих команд на сотрудников организации, то необходимо иметь каналы обратной связи, такие как ящик для предложений, прием сообщений по электронной почте и др. Предложения сотрудников могут принести реальную пользу для повышения эффективности производства и производительности труда, поэтому руководство должно премировать и вознаграждать таких работников. При этом важно не только материальное стимулирование, но и моральное поощрение на виду у других работников. Это повышает самоуважение работников и является важным мотивационным фактором.
Внутренним фактором, оказывающим большое влияние на политику управления персоналом, является форма собственности предприятий. Под элементами внешней среды фирмы понимаются факторы, находящиеся вне организации, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Руководителям, осуществляющим мотивационную политику своих компаний, необходимо учитывать действия существенных факторов в окружении, способных повлиять на организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Такие факторы внешней среды можно назвать факторами макроэкономического воздействия.
Внешнюю среду подразделяют на среду прямого и среду косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает в себя факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации. К ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании. Это такие факторы, как состояние экономики страны, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Факторы среды косвенного воздействия не оказывают на мотивацию труда прямого немедленного воздействия, так же как и на функционирование организации в целом, однако нельзя не отметить тот факт, что если экономика находится в пред- или послекризисном состоянии, или налицо спад производства, то руководство не будет активно стимулировать деятельность своих сотрудников, так как главная задача фирмы удержаться на рынке и иметь определенную прибыль.
Научно-технический прогресс, с одной стороны, является элементом экономического роста страны, влияющим на повышение производительности труда и эффективности производства. С другой стороны, он приводит к значительному сокращению рабочих мест в связи с внедрением автоматизированных систем управления, информации, развития сетей Интернет и т.д. Поэтому у работников обостряется потребность в безопасности и занятости на предприятии. Это заставляет работников осваивать смежные профессии, овладевать компьютерными программами и отбивает наклонности к социальному иждивенчеству. Помимо этого научно-технический прогресс заставляет руководителей приобретать новое оборудование и улучшать условия труда, что также положительным образом сказывается на мотивации труда работников (например, приобретение новейшей компьютерной техники).
Социокультурные и политические изменения оказывают мотивационное воздействие не на сотрудников фирм (наемных работников), а на самих руководителей фирм (предпринимателей), которые также руководствуются в своей деятельности определенными мотивами. В большей степени это мотивы высшего порядка: самоуважение, самовыражение, власть, успех, причастность и т.д.
Проанализировав факторы внешней среды, можно сделать вывод, что они большей частью прямого воздействия и влияют на первичные мотивационные потребности – материальные и безопасности. А факторы внутренней среды оказывают наибольшее воздействие на вторичные, приобретенные потребности, такие как самоуважение, самовыражение, социальные привязанности, потребность в причастности. Это необходимо учитывать руководству фирм при разработке целевых программ мотивационной политики по отношению к своим сотрудникам.
Следующим элементом, являющимся частью технологии создания мотивационного механизма, является распределение ответственности и полномочий между субъектами управления, отвечающими за эффективную мотивацию работников.
Субъекты управления, осуществляющие мотивационную политику фирм, достаточно многообразны. Мотивация труда зависит от предприятия, на котором работают люди, от проводимой по отношению к работникам политики администрации, от применяемых методов социальной защиты, от существующей социальной инфраструктуры.
Важную роль в создании эффективного мотивационного механизма играют мотивационные ресурсы управления, которыми являются организация труда, социальное партнерство и возможности реализации социальной политики предприятия. Эти ресурсы показывают, насколько реально воздействие вышеперечисленных методов мотивации при создании эффективного механизма, обеспечивающего высокую производительность труда.
Формирование социальной политики предприятия.
Важную роль в стимулировании работников помимо заработной платы и вознаграждений (премий и бонусов) играет социальная политика организации, в ряде случаев называемая компенсационным пакетом.
Главное, что связывает интересы работника с работодателем – это заработная плата. Во-первых, система оплаты труда стимулирует персонал к повышению своей квалификации. Каждый работник периодически проходит аттестацию качества труда, от которой зависит величина заработной платы. Во-вторых, данная модель трудовых отношений содержит требования к персоналу по соблюдению мер промышленной безопасности. Это один из важнейших элементов системы трудовых отношений, связанных с оплатой труда. Такое условие в системе оплаты труда предусмотрено по каждому рабочему месту. Установлены также меры морального стимулирования персонала. В результате такого подхода стимулирование и управление превращаются в два взаимосвязанных фактора.
Сравнительно новой разновидностью социальной политики и одновременно способом управления персоналом в российских организациях является партисипативное управление. Оно предусматривает объединение мотивационного вознаграждения с участием в управлении производством.
Это программы вознаграждения за труд, направленные на усиление внутренней мотивации и заинтересованности работников в трудовом процессе путем расширения их полномочий в деятельности организации. В отличие от большинства систем оплаты труда, построенных на учете индивидуального вклада работников фирмы, партисипативное управление базируется на признании взаимных интересов всех членов фирмы, что способствует интеграции этих интересов и увеличению заинтересованности работников в результатах труда.
Наиболее распространенными формами партисипативного управления являются участие работников в прибылях и собственности и участие работников в управлении.
Участие работников в прибылях и собственности представляет собой программу их мотивирования путем распределения некоторой части прибыли фирмы между ними либо по итогам работы в форме обусловленных выплат (премий), либо по истечении определенного срока в соответствии с соглашениями о доверительном управлении принадлежащими работникам акциями.
Эта форма партисипативного управления наиболее эффективна в быстрорастущих компаниях, получающих высокие прибыли, благодаря чему появляется возможность устанавливать существенные поощрения для работников. Кроме этого такой вид управления признается эффективным, когда применяется для менеджеров и специалистов, которые своими решениями существенно влияют на деятельность организации. Для предприятия эта форма дает дополнительный эффект, так как позволяет изменять размеры заработной платы в ходе приспособления к конъюнктуре рынка.
Участие работников в управлении – это программа мотивирования их путем предоставления возможности участвовать в обсуждении и принятии решений по деятельности фирмы. Схемы такого участия осуществляются на разных организационных уровнях. На уровне рабочих групп участие в управлении осуществляется посредством обсуждения и выработки решений членами этих групп в рамках представленных полномочий (кружки качества). Преимуществами партисипативного управления являются преодоление отчужденности работников от результатов труда и укрепление сплоченности членов коллектива предприятия; повышение информированности работников о деятельности организации, что способствует росту ее эффективности и устранению конфликтных ситуаций; повышение макроэкономической и макросоциальной стабильности в обществе.
Используя принцип партисипативного управления, были разработаны и внедрены некоторые изменения при расчете заработной платы сотрудников предприятия.
Заработная плата по тарифу с приработком рассчитывается по формуле:
, (3.1)
где: ЗРВф – фактические затраты рабочего времени в часах;
Тст – часовая тарифная ставка в рублях;
К – коэффициент, показывающий какая доля приработка оплачивается рабочему.
Недостатком данной системы является то, что не учитывается личный вклад каждого работника в объем работ.
Согласно положению об оплате труда руководителей, начальнику производства, старшему мастеру и мастерам производства утверждается свой сдельный норматив заработной платы к общему объему подрядных работ. Данный норматив пересматривается ежеквартально. Данное положение ввели в целях мотивирующей роли работников производства в повышении объема подрядных работ, обеспечения тесной связи доходов с личным вкладом работников в общие результаты работы участка.
Приработок начальника участка корректируется на основании следующих показателей:
– техника безопасности – 25 %.
– рекламация по качеству (по системе управления) – 15 %.
– увеличение доли сдельной оплаты труда (в % от базовой величины) – 15%.
– увеличение среднечасовой зарплаты (в % от базовой величины) – 15%.
Заработная плата работника ИТР состоит из оклада и приработка.
На предприятии введено положение о премировании работников в целях материальной заинтересованности и ответственности руководителей, специалистов и служащих АО «РН-Шельф-Дальний Восток» в повышении эффективности работы и выполнении производственных задач производить премирование в размере 50% по месячным результатам работы предыдущего месяца.
Основными показателями для премирования являются: объем подрядных работ, себестоимость и прибыль.
Премирование работников производится путем расчета: тариф, умноженный коэффициент премии. Максимальными размерами квартальная премия не ограничена.
Основанием для начисления премии является наличие резервного фонда оплаты труда в составе себестоимости, а также бухгалтерские данные об индивидуальном доходе каждого работника. Квартальная премия работника начисляется за выполнение показателей на приведенный доход за фактически отработанное время трех месяцев:
– за I квартал – доход декабрь-февраль.
– за II квартал – доход март-май.
– за III квартал – доход июнь-август.
– за IV квартал – доход сентябрь-ноябрь.