Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Теоретические аспекты сетевой розничной торговли.).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сетевой розничной торговли
1.2 История развития торговых сетей в России и мире
1.3 Организация управления торговыми сетями
Глава 2. Анализ деятельности ПАО «Компания «М. Видео»
2.1. Характеристика компании «М. Видео»
2.2 Анализ хозяйственной деятельность компании
2.3 Характеристика конкурентной среды компании
2.4 Проблемы развития розничных торговых сетей
Глава 3. Направления совершенствования организации сетевой розничной торговли.
3.1. Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности компании «М. Видео»
В 2016 году в компании «М.Видео» количество транзакций выросло на 5,6% до 33,7 млн. против 31,9 млн в 2015 году. Средний чек вырос до 6,211 рублей (с НДС) по сравнению с показателем прошлого года – 5,502 рублей (с НДС) или на 12,8% благодаря открытию новых магазинов, расширению зоны присутствия интернет-магазинов, а также высокому покупательскому спросу в высокий сезон, который был также ознаменован ослаблением национальной валюты. Рост выручки «М.Видео» в 2016 году более чем на 16% превысил ожидания и был обусловлен ростом потребительского спроса, который в свою очередь был вызван ослаблением рубля. Однако, компания, даже в условиях взрывного спроса, вновь продемонстрировала способность предложить клиентам наилучший ассортимент продуктов в нужном количестве и по адекватным ценам.
Продажи сопоставимых магазинов сети «М.Видео» в 2016г. выросли на 12%. На общий результат продаж сопоставимых магазинов повлиял рост среднего чека в силу более дорогого товарного микса, проданного в 4-м квартале, а также рост он-лайн продаж. Москва и СанктПетербург продолжили демонстрировать высокие показатели, как по количеству транзакций, так и по увеличению размера среднего чека. Эффективность продаж (выручка на единицу персонала) увеличилась на 13% в 2016 году. Интернет-продажи «М.Видео» (онлайн-заказы: доставка на дом + самовывоз из магазинов) в 2016 году выросли на 90% до 18 млрд. рублей (с НДС) против 9,5 млрд. рублей (с НДС) в 2015 году. Ключевые показатели 2016 г.: Розничные продажи выросли на 19%, достигнув 208 млрд. рублей (с НДС). Продажи через Интернет (доставка + самовывоз) выросли на 90%;
Открыто 39 новых магазинов, рост торговых площадей до 630,5 тыс. м. кв. Ключевые показатели 4-го квартала 2016 г.: Рост продаж на 52%;
Валовая прибыль «М.Видео» в 2016 г. выросла на 21,5% до 46,6 млрд. рублей (38,4 млрд. руб. в 2015 г.), валовая рентабельность в 2016 г. достигла 27,1% (25,9% в 2015 г.).
Операционная прибыль «М.Видео» в 2016 г. выросла до 10,1 млрд. рублей (6,8 млрд. рублей в 2015 г.), операционная рентабельность) в 2016 г. увеличилась до 5,9% (4,6% в 2015 г.).
Показатель EBITDA «М.Видео» в отчетном периоде увеличился практически до 13 млрд. рублей в сравнении с 9,4 млрд. рублей в 2015 г.
Компания уверена, что сочетание розничных продаж и интернет канала с единой линейкой продуктов и одинаковым уровнем цен, которые, в свою очередь, конкурентоспособны относительно прочих операторов интернет торговли – наилучшее решение для российского покупателя. Таким образом, основной фокус Компании – создание комфортных условий для совершения покупки.
Однако выручка «М. Видео» в 2017 году снизилась на 5,5%, до 162,641 млрд руб. (без НДС). В октябре—декабре 2017 года ретейлер сократил выручку на 23,1% по сравнению с четвертым кварталом 2016 года — до 51,907 млрд руб. Низкие результаты компания объяснила высокими продажами в четвертом квартале и особенно в декабре 2016 года. Тогда аномально высокий спрос потребителей на бытовую технику и электронику объяснялся падением рубля — потребители решили потратить свои накопления, пока они еще больше не обесценились. При этом практически весь 2017 год (за исключением декабря) продажи компании сохраняли положительную динамику на фоне снижения объемов рынка бытовой техники и электроники в России».
Таблица 4.
Динамика продаж за 2016 и 2017 год.
Продажи* |
||||||
2017 |
2016 |
Изменение % |
4 кв. 2017 |
4 кв. 2016 |
Изменение, % |
|
В млн. рублей (с НДС) |
191 916 |
203 181 |
-5,50% |
61 250 |
79 692 |
-23,10% |
В млн. рублей (без НДС) |
162 641 |
172 187 |
51 907 |
67 536 |
Данные результаты обусловлены крайне высокими сравнительными продажами 4 квартала и особенно декабря 2016 года, показанными в условиях аномально высокого покупательского спроса на домашнюю электронику в связи с колебаниями валютного курса. В частности, выручка «М. Видео» увеличилась в сравнении с октябрем—декабрем 2015 года на 52%, до 83 млрд руб., хотя кварталом ранее ретейлер говорил о стагнации продаж. Сопоставимая выручка (в магазинах, работающих больше года) подскочила на 43%. Общие продажи за декабрь выросли год к году на 73%, до 43 млрд руб.
Продажи сопоставимых магазинов ретейлера в четвертом квартале 2017 года упали на 26,4%, за год — на 12,7%.
Диаграмма 2. Анализ выручки «М. Видео» с 2007 по 2017 год.[21]
В 2017 году компания «М. Видео» открыла 20 новых гипермаркетов, в том числе 13 в последние три месяца года, и закрыла десять магазинов. Торговая площадь сети в прошлом году выросла на 2,1%, до 644 тыс. кв. м на конец декабря. «М. Видео» управляет сетью магазинов бытовой техники и электроники. На конец декабря сеть компании объединяла 378 гипермаркетов в 161 городе России. В 2018 году ретейлер планирует открыть до 20 новых гипермаркетов. «М. Видео» продолжила наращивать интернет-продажи, в 2017 году год к году они увеличились на 12,5%, до 17,302 млрд руб. (без НДС). В современном мире, в условиях всеобщей глобализации, экономика получила новые возможности в сети Интернет. Осуществление экономической деятельности, благодаря новейшим информационным технологиям, делают ее эффективней и прибыльней. Компания стремится к доле 25–30% от оборота. По итогам 2017 года более половины капзатрат «М.Видео», около 2,8 млрд рублей, пошли на IT-инфраструктуру, и меньше половины — на открытия физических магазинов, что отражает приоритет развития компании.
2.3 Характеристика конкурентной среды компании
Компания нацелено расширяет ассортимент имеющихся категорий товар, предоставляя покупателям модельный ряд от бюджетного до премиум класса, захватывая тем самым большие слои населения. Конечно, компании конкуренты действуют подобным образом именно поэтому нужно искать пути привлечения, и механизмы удержания покупателя.
Таблица 5.
Сравнительная таблица показателей конкурентов.
Название компании |
Оборот |
Количество магазинов |
Число сотрудников |
Объём торговых площадей |
Выручка 2017 год (без ндс) |
"М. Видео" |
203 мл.р |
368 |
более 18.000 |
848 500 кв. м. |
162,9 млрд руб |
"Эльдорадо" |
112,423 мл. р |
374 |
около 30 000 |
584 899 кв.м |
117,49 млрд руб. |
DNS |
86,4 мл. р |
941 |
15000 |
115 млрд руб. |
|
" Media Markt " |
20,97 мл. евро |
67 |
70000 |
2200 кв. м. |
46 млрд руб. |
"Техносила" |
2,45 мл. р |
85 |
2800 |
230 000. кв. м |
27 млрд. руб. |
К конкурентам сети «М. Видео» относиться такая сеть, как Компания "Эльдорадо". «Эльдорадо» — торговая сеть по продаже бытовой электроники. По данным за 2014 год, занимала второе после «М. Видео» место в России как по продажам на рынке бытовой техники и электроники (8,6 % рынка), так и по доле занимаемых торговых площадей (21 %).
Также «М. Видео» обошло «Эльдорадо» по объёму онлайн продаж. Продажи «Эльдорадо» в интернете по итогам всего 2016-го выросли на 61,6%, до 17,8 млрд руб., а у конкурента – «М. Видео» – сразу на 90%, до 18 млрд руб.
Таблица 6.
Сравнение выручки «М. Видео» и «Эльдорадо».
Выручка в 2016 году, млрд. руб. |
Измерение выручки за год, % |
Выручка от онлайн продаж в 2016 году, млрд. руб. |
Изменения выручки от онлайн продаж за год, % |
Количество магазинов |
|
«М. Видео» |
207,6 |
+19 |
18 |
+90 |
368 гипермаркетов |
«Эльдорадо» |
131,7 |
+16 |
17,8 |
+61,6 |
374 розничных гипермаркета, 31 пункт выдачи товаров интернет магазина и 14 интернет-гипермаркетов |
Следующем в списке конкурентов идёт компания DNS. DNS (Digital Network System перевод Система цифровых сетей)—российская компания, владелец розничной сети, специализирующейся на продаже компьютерной, цифровой и бытовой техники, а также производитель компьютеров, в том числе ноутбуков, планшетов и смартфонов (сборочное производство). На середину 2017 года сеть насчитывает более 941 магазин в 400 городах России. Штаб-квартира компании находится во Владивостоке.
Диаграмма 3. Доля «М. Видео» на рынке БТиЭ.[22]
Еще один из конкурентов немецкая торговая сеть «Media Markt». Media Markt является лидером европейского розничного рынка бытовой техники и электроники. Сеть образована в 1979 г. и входит в состав холдинга Media-Saturn-Holding GmbH, оборот которого в 2010 г. составил 20,8 млрд евро. Успех Media Markt основан на широчайшем ассортименте товаров известных марок, предлагаемых по демократичным ценам, компетентности персонала, качественном обслуживании, яркой рекламе и децентрализованной организационной структуре. Директор каждого магазина может самостоятельно принимать решения в отношении ассортимента товаров, ценообразования, персонала и маркетинга. Сеть Media Markt включает 624 магазина в 15 странах мира.
«Техносила» – мультиканальный ритейлер, уже более двадцати лет работающий в сфере розничной торговли. Сегодня Техносила предлагает покупателям не только бытовую технику и цифровую электронику, но и мебель, игрушки, товары для дома и спортивные товары – ассортимент насчитывает уже более 30 000 позиций и растёт каждый день. Техносила придерживается самых высоких мировых стандартов менеджмента организации торговли, обслуживания покупателей и работы с персоналом.
Диаграмма 4. Многоугольник конкурентоспособности.
По многоугольнику конкурентоспособности можно понять, что компания «М. Видео» предоставляет лучшее качество услуг, обладает узнаваемым брендом, но сильно завышает цену на товар.
Таблицы 7.
Сравнительная таблица по цене на единицу товара.
"М. Видео" |
"Эльдорадо" |
DNS |
Media Markt |
Техносила |
ср. цена |
|
Цена за Iphone 6s Plus 16 gb |
61990 |
60489,00 |
60490 |
61239 |
60489,00 |
60939,40 |
Отклонения от ср.цены руб |
1050,60 |
-450,40 |
-449,40 |
299,60 |
-450,40 |
|
Отклонение от ср. цены % |
-0,0172401 |
0,007390949 |
0,007375 |
-0,00491636 |
0,007390949 |
«M. Видео» конкурирует как с национальными, так и региональными компаниями розничной торговли бытовой техники и электроники по всей России, а также с узкоспециализированными ритейлерами, такими как магазины компьютерной техники, средств телекоммуникаций и фототоваров.
По данным маркетингового исследования, проведённого компанией «Бизнес Аналитика МК» в период с января по декабрь 2016г., выявлено:
«М. Видео» №1 в умах потребителей – 31%
«М. Видео» №1 по спонтанному знанию сети – 75%
«М. Видео» №1 по уровню осведомленности о бонусной программе (35%) и доле участников бонусной программы (21%)
Формат рекламы с участием А. Пушного уже стал достаточно узнаваемым и в большинстве случаев хорошо ассоциируется с «М. Видео».
Роликам «М. Видео» присущи оригинальность и юмор, что повышает запоминаемость рекламы
Ролики «М. Видео» отличаются от конкурентских, что дает ощутимый вклад в потенциал создания долгосрочной мотивации покупателей
2.4 Проблемы развития розничных торговых сетей
В рейтинге основных барьеров в развития собственного бизнеса предприниматели выделили шесть наиболее важных проблем.
- Высокая конкуренция.
- Недостаточный платежеспособный спрос.
- Высокий уровень налогов.
- Недостаток финансовых средств.
- Высокая арендная плата.
- Высокие транспортные расходы.
. Многие предприниматели сетуют на чрезмерное регулирование некоторых аспектов торговой деятельности. Существует ряд аспектов торговой деятельности, в которых присутствует чрезмерное регулирование, не обязательное для достижения целей государства по прозрачности бизнеса и/или безопасности для потребителей, но создающее дополнительные барьеры, в том числе коррупционные, для предпринимателей. При чрезмерном регулировании ряда аспектов торговой деятельности, другие аспекты регулируется недостаточно. Например, Интернет-торговля регулируется относительно слабо, что создаёт, в том числе, опасность для жизни здоровья потребителей. Существует проблема не только с нормативно-правовым регулированием, но и с правоприменительных практикой. Контролирующие организации часто склонны сильнее проверять деятельность крупных и относительно прозрачных компаний, чем малых «серых», хотя нарушений в деятельности по средних в среднем значительно больше.