Файл: Соотношение системы права и системы законодательства (Система права: понятие и структура).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Система права: понятие и структура
1.2 Структурные элементы системы права
2. Система законодательства: юридическая природа, сущность
2.1 Понятие и структура системы законодательства
2.2 Систематизация законодательства
3. Система права и система законодательства в сравнении
3.1 Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства
На основании критериев выделены области законодательства, соответствующие отрасли права (конституционное право, конституционное право, трудовое право, трудовое право, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное право).
Вертикальная (иерархическая) структура отражает иерархию органов государственной власти и правовых актов в соответствии с их юридической силой. Он представлен в следующем виде:
1. Конституция Российской Федерации,
2. Федеральный конституционный закон,
3. Федеральный закон,
4. Нормативные указы Президента,
5. Нормативные постановления Правительства Российской Федерации,
6. Нормативные акты, постановления, распоряжения и акты других наименований министерств, государственных комитетов и других центральных органов исполнительной власти,
7. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
8. Нормативные акты, изданные администрацией предприятий и учреждений в пределах их полномочий (локальные акты).
2.2 Систематизация законодательства
Систематизация законодательства - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и упорядочения в соответствии с критериями классификации, избранными в соответствии с разрешенными задачами данной деятельности.[33]
Систематизация законодательства направлена на стабилизацию правопорядка, привнесение правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление общественными делами в интересах личности.[34]
Результаты систематизации - коды, коды, сборники нормативов.
Если система права как следствие исторического развития является объективным явлением, не зависящим от воли людей, то систематизация и ее продукты являются субъективным явлением. От воли компилятора во многом зависит то, каким будет конкретный сводный акт.
Систематизация в конечном итоге также обусловлена объективно существующей системой права (кодексы, например, сочетают правовые нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизированных правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов одного вида или другое и т.д., но в форме своего выражения оно всегда субъективно.
В результате систематизации устранены противоречия между правовыми нормами, отменены и созданы новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они сгруппированы по особым системным признакам, сведены в кодексы, законодательные собрания и другие систематические акты.[35]
В странах, где действует прецедентное право или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признает юридическую силу прецедентов и законных обычаев.[36]
Систематизация законодательства является постоянной формой развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах существует значительное количество нормативных актов, принятых различными законодательными органами. Законотворчество не может остановиться на определенном этапе, и все время находится в движении, развитие обусловлено динамизмом общественных отношений, появлением новых потребностей общественной жизни, которые требуют правового регулирования.[37]
Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них поправок, отмена устаревших нормативных решений объективно определяют порядок всего комплекса действующих нормативных актов, их консолидацию, привнесение определенной научно обоснованной системы, публикация различных сборников и сборников законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка существующих нормативных актов, группировка правовых норм по определенной схеме, создание единой внутренне системы актов являются необходимыми условиями эффективности законотворческой деятельности, способствуют устранению пробелов, морального износа и противоречий в действующее законодательство.[38]
Во-вторых, это обеспечивает удобство реализации права, возможность быстро найти и правильно интерпретировать все необходимые правила. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой для целенаправленного и эффективного юридического образования, исследований и обучения студентов.
В разные периоды жизни государства необходимость систематизации законодательства различна. Когда большое количество нормативного материала накапливалось в течение многих лет, когда значительное количество нормативных актов было принято в разное время и перекрывают друг друга, работают в усеченном объеме или просто устарели, фактически утратили свою силу, Систематизация законодательства особенно необходима.[39]
Сейчас в России темпы законотворчества и, прежде всего, законодательной активности, как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, которые существенно меняют характер и основные принципы правового регулирования. Однако, если мы не будем сейчас заниматься оптимизацией существующей нормативно-правовой базы, которая очень быстро растет, в будущем возникнут большие трудности в поиске и использовании существующих норм права, хаоса и путаницы в российской регулирующей экономике. Дело осложняется тем, что сейчас, когда в Российской Федерации создается практически новая правовая система, также необходимо срочно решить судьбу формально действующих российских нормативных актов и их частей, которые полностью или частично противоречат новой нормативные решения или просто безнадежно устарели.[40]
Обычно понятие систематизации законодательства включает в себя четыре самостоятельные формы правовой деятельности:
1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и размещение в определенной системе, хранение;
2) подготовка и публикация различных видов сборников и сборников нормативных актов (включение законодательства);
3) подготовка и принятие сводных актов на основе объединения норм отдельных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);
4) подготовка и принятие новых актов (например, кодексов), в которых обоснованы нормы предыдущих актов и новые нормативные акты (кодификация законодательства).
Теория права различает два основных типа систематизации: инкорпорация и кодификация. Однако в настоящее время используется другая форма систематизации правовых актов - консолидация.[41]
Кодификация законодательства - это форма радикального пересмотра существующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также очистки нормативного массива, освобождение от устаревших, неоправданных норм.[42]
Кодификация имеет ряд характеристик:
1) в акте кодификации обычно формулируются правила, регулирующие наиболее важные, фундаментальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативно-правовую базу конкретного отраслевого (институционального) законодательства;
2) такой акт регулирует значительную и довольно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.);
3) в результате совершенствования законодательства акт кодификации является сводным актом, упорядоченным набором взаимозависимых нормативных актов. Это единый, внутренне связанный документ, который включает в себя как проверенные жизнью, социальной практикой, действующими нормами, так и новыми правилами, обусловленные динамикой общественной жизни, насущные потребности развития общества;
4) кодификация предназначена для создания более стабильных, стабильных правил в долгосрочной перспективе. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику;
5) предмет кодификации обычно определяется делением законодательной системы на ветви и учреждения. Кодификация усиливает последовательность правил, их правовое единство и последовательность;
6) акт кодификации всегда значительный по объему, имеет сложную структуру. Это своего рода расширенный блок законодательства, который обеспечивает более четкое построение системы нормативных актов, а также удобство их использования.[43]
Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации.
Первый тип - универсальная кодификация, что означает принятие ряда актов кодификации во всех основных областях законодательства и, в качестве следующего шага, создание единой, внутренне согласованной системы таких актов, таких как «кодексы».[44]
Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы),
Специальная (комплексная) кодификация - это публикация актов, регулирующих то или иное правовое учреждение (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс административных правонарушений и т.д.).
Три основных типа кодификационных актов:
1. Основы законодательства - нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определенной отрасли права или сферы государственного управления;
2. Кодекс является наиболее распространенным видом кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правопорядка (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.). Кодекс (кодифицированный акт) представляет собой единый, консолидированный, юридически и логически целостный, внутренне согласованный закон, другой нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и систематическое регулирование этой группы общественных отношений.
3. Устав, нормативные акты являются кодификационными актами особого действия, которые издаются не только законодательными, но и другими законотворческими органами (президентом или правительством).[45]
Инкорпорация - это, в принципе, постоянная деятельность государственных и других органов с целью поддержания законодательства в текущем (контрольном) состоянии, обеспечения его доступности и видимости, предоставления широкому кругу субъектов достоверной информации о законах и других правилах в их текущей версии.[46]
Особенность инкорпорации заключается в том, что каких-либо изменений в содержании актов, размещаемых в коллекциях, обычно не вносится, а содержание правового регулирования не изменяется по существу. Именно это свойство инкорпорации - содержание регулирования остается неизменным - отличает его от кодификации и консолидации.
Инкорпорация - это комбинация из набора или набора существующих правил в определенном порядке (алфавитный, хронологический, предметный и т.д.) без изменения содержания.[47]
В результате инкорпорации действующее законодательство обрабатывается извне:
1. При внешней обработке правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешнее упорядочение.
2. Содержание нормативно-правовых актов, включенных в объединенные сборники или сборники законодательства, существенно не изменилось.
Разделение объединения на отдельные виды может быть сделано на разных основаниях.
Официальная инкорпорация - это утверждение собраний нормативных актов их издавающими органами (например, собраний законов, изданных парламентами). Официальное включение - это рационализация правовых норм путем публикации компетентными органами сборников существующих правовых актов.
Официальное включение - это публикация сборников и сборников законодательства от имени законодательного органа (органов) специально уполномоченными органами (например, Министерством юстиции), а законодательный орган официально не одобряет и не утверждает такое собрание (сборник) и, следовательно, тексты размещенных в нем актов не приобретают официального характера.