Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (Концепция процессного подхода ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Различные авторы при раскрытии содержания «процессного подхода» с использованием понятий процесса и процедуры часто приравнивают их или заменяют друг на друга. Однако следует отметить, что если процесс преобразует входные данные в выходные данные, изменяя их состояние, то процедура является установленным способом реализации процессов. Следовательно, этот процесс является средством достижения целей политики и стратегии в области качества, и эта процедура является средством понимания и осуществления процессов[37].

С точки зрения процессного подхода к обеспечению качества каждый процесс должен описываться формальным и фактическим образом. Формализованный подход позволяет построить структуру процесса, т. е. описать ее как последовательность процедур и действий, назначенных уровням управления конкретными исполнительными единицами. Фактический подход связан с временной организацией процесса, т.е. с определением места и роли процесса в структуре с установлением его параметров с учетом требований к качеству конечных результатов [18].

Таким образом, процессный подход является инструментом, позволяющим гарантировать и поддерживать условия, необходимые для обеспечения качества производственных процессов, обеспечивая удовлетворение внутреннего и внешнего потребителя. Для решения этой проблемы целесообразно построить механизм управления производственными процессами, схема которого приведена в Приложении № 4.

Функционирование механизма позволяет организовать обеспечение качества элементов производственных процессов и управлять их параметрами как в автономном режиме с учетом взаимосвязи (интерфейсов) между ними и в системном режиме - цепочки процессов, которые выполняются для достижения цели обеспечения удовлетворения внутреннего потребителя как конечного результата, который является вкладом в следующий процесс [29].

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что система качества является особой формой организации производства, которая предполагает создание и поддержание организационных и управленческих условий, которые способствуют качеству производственных процессов и гарантируют стабильность их реализации в течение производственного цикла, а также ритм производства.

В контексте процессного подхода использование механизма управления производственным процессом в практике организации производства предполагает организацию на предприятии ряда организационных изменений, характер которых рассматривается в последующей презентации [36].


1. Переход от системно-дифференцированного и системного интеграционного подхода к организации производства и управления производственными процессами. Предприятие имеет ряд функций, которые характеризуют его как организационную систему. В этом случае любая система имеет такие фундаментальные свойства, как совместимость и целостность. Система организации производства характеризуется внутренней упорядоченностью взаимосвязанных элементов, которые формируют целостность его свойств (появление), то есть функциональные единицы, несмотря на различия в деятельности, взаимодействуют друг с другом для решения общих проблем и достижения общих целей, что делает их совместимыми [23]. Поэтому при реализации процессного подхода система организации производства должна быть переориентирована от функционального управления до управления процессами, которые описывают различные виды деятельности, выполняемые структурными подразделениями предприятия, то есть наряду с функциональным описанием процессов, необходимо установить горизонтальные связи между структурными подразделениями предприятия, которые обеспечат их постоянное взаимодействие в решении проблем в области качества производственных процессов. Таким образом, суть этих организационных изменений заключается в использовании межфункциональной, сквозной организации и управлении всеми процессами на предприятии.

2. Организация технологического производства, направленная на постоянное повышение качества производственных процессов и качество их результатов, т. Е. Изменение их пространственной конструкции. С современных позиций все процессы, осуществляемые на предприятии, должны быть направлены на получение конечного результата, что приносит определенную пользу. Следовательно, этот процесс следует понимать, как набор действий (цепочка процессов, операций), результатом чего является продукт, который имеет ценность для внутреннего и внешнего потребителя [28].

В то же время виды деятельности, входящие в процесс, должны быть разделены на две группы:

1. технология производства, включая набор операций и правила их реализации, которые определяют логику реализации процессов;

2. Организация производственных процессов путем создания необходимых условий, ресурсной поддержки и формирования соответствующей инфраструктуры для непрерывного обеспечения производства [16].

Таким образом, суть этих организационных изменений заключается в том, что организация технологически ориентированного производства требует пересмотра состава и содержания его функциональных подсистем, направленных на изменение взаимоотношений между структурными подразделениями предприятия.


3. Переход от учета и контроля качества конечных результатов к системному построению производственных процессов во время производственного цикла [28].

Процессный подход включает в себя объединение функций отдельных единиц, связанных с конкретными процессами, в единую цепочку действий, что позволяет руководству компании перераспределять функции между отделами и делегировать полномочия для принятия операционных решений до уровня конкретного исполнителя (владельца) процесс [12].

Эти положения направлены на организацию динамических производственных процессов, которые позволяют гибко реагировать на внутренние и внешние изменения. Интеграция внутренних процессов, выполняемых различными отделами в поперечные сечения, обеспечивает взаимосвязь между основными подсистемами системы организации производства, такими как закупки, логистика, производство, продажа продукции, а также организует межфункциональное управление качеством результатов технологической сети.

С этой логикой организации производства технология производства продукции состоит из определенного количества операций, выполняемых с помощью установленного оборудования, устройств и инструментов и с участием сотрудника требуемой квалификации. Эта логика раскрывает сущность объективного подхода к организации производства, который можно охарактеризовать как цикл производства сложного продукта[17].

Применение процессного подхода, ориентированного на интеграцию производственных процессов, предполагает разработку технологий не для конкретного продукта, а для системы (взаимосвязанных) процессов, каждая из которых может быть изменена при переходе на новый продукт или новая технология производства [20].

Таким образом, суть этого организационного изменения заключается в том, что модель процесса системы организации производства строится как совокупность связанных с временем процессов, включая последовательность действий, знание которых позволяет работнику легко переходить от одного процесса к другому , то есть работник, зная цели, границы процессов (моменты начала и конца), качественные параметры могут постоянно фиксировать результат процессов и в соответствии с ним корректировать свои действия и обеспечивать требуемое качество " выхода "процесса.

4. Создание условий для привлечения персонала к постоянному повышению качества производственных процессов. Содержание этого организационного приложения связано с теоретическим пониманием и практической реализацией двух основных принципов новой системы качества: «участие сотрудников» и «постоянное совершенствование» [32]. Учитывая, что сотрудники являются важным ресурсом предприятия, и для их качественной работы необходимо обучить их, организовать работу, создать систему мотивации, создать условия для полного использования их трудового и творческого потенциала. Практическая реализация этих требований направлена ​​на необходимость определенной перестройки сознания и формирования персонала предприятия на необходимость постоянного повышения качества производственных процессов и качества их результатов.


Организационные формы участия сотрудников - это, как вы знаете, качественные группы, производственные собрания, рационализаторская работа и, наконец, коллективный договор и команды, которые устанавливают коллективную ответственность коллектива за качество конечных результатов труда [33]. Все эти формы давно используются в практике отечественных и иностранных предприятий. Однако специалисты по разработке и внедрению системы качества сосредоточены на организации совместной работы для решения проблем обеспечения и постоянного повышения качества производственных процессов, а также для достижения требуемого уровня качества продукции.

В то же время для эффективной работы команды, прежде всего, необходимо обеспечить максимально возможную психологическую совместимость сотрудников, а затем подумать о суммировании их опыта, знаний и навыков. Решение этой проблемы позволяет обеспечить совместимость процессов внутри конкретного отдела и предприятия в целом. Практической основой для создания качественных команд должна быть организация общего образования работников, проведение семинаров, учебных занятий, квалификационных проверок [15].

Таким образом, содержание этого организационного изменения заключается в том, что каждое подразделение предприятия должно иметь команды, отвечающие за качество процессов, которые самостоятельно принимают решения о возникающих проблемах в производстве и активно ищут возможности для улучшения качества процессов и результатов , Основным критерием мотивации сотрудников должно быть признание результатов их работы и эффективности (целесообразности) реализованных улучшений производственных процессов.

5. Создание организационных и производственных условий для реализации принципа процессного подхода. Речь идет об изменениях в инфраструктуре и в производственной среде предприятия. Обратимся к положениям ISO 9004: 2000 «Инфраструктура предприятия включает такие ресурсы, как производственные мощности, рабочие места, рабочая сила и оборудование, вспомогательные услуги, информационно-коммуникационные технологии и транспортные средства» [31].

То есть, в рамках системы качества предприятие должно создать инфраструктуру и производственную среду, которые положительно влияют на мотивацию сотрудников к результатам их деятельности по постоянному повышению качества производственных процессов. Руководство предприятия должно определять элементы инфраструктуры и факторы производственной среды, необходимые для обеспечения эффективной и эффективной реализации производственных процессов [5].


При создании соответствующей инфраструктуры и создании условий производства необходимо учитывать, что они также являются ресурсами процессов, влияющих на удовлетворение потребностей отечественных потребителей. Эти потребности могут включать такие ресурсы, как рабочие места (рабочее место и условия работы); оборудование (базовое, контрольное измерение); технология (производство, информация); вспомогательные и сервисные услуги, проведение профилактического обслуживания и технического обслуживания, логистические услуги для производства. Для решения этих проблем целесообразно создать единую систему комплексного и регулируемого ведения производства [39].

Общая цель описанных организационных изменений - обеспечить соответствие инфраструктуры и производственной среды характеристикам производственных процессов и деятельности предприятия. Таким образом, реализация концепции процессного подхода к обеспечению качества процессов фокусируется на необходимости организации управления взаимосвязанными процессами, контроля их потока в пространстве и времени и организации постоянного контроля за соблюдением требований к качеству входов процессов [31]. В целом этот набор организационных и управленческих действий фокусирует производство на создании эффективных условий, гарантирующих достижение установленного качества производственных процессов и обеспечении удовлетворения внутреннего и внешнего потребителя как совокупного результата производственных процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе для достижения заявленной цели исследования решены следующие задачи:

  • рассмотрены особенности применения процессного подхода;
  • выделена эффективность рассматриваемого подхода;
  • проанализированы аспекты и этапы практической реализации процессного подхода.

Таким образом, цель исследования достигнута - изучены особенности процессного подхода к управлению

Стоит отметить, что в настоящее время большинство российских организаций имеют функциональную структуру управления и стремятся повысить эффективность управления за счет внедрения процессного подхода. По мнению западных экспертов, организация функционального управления в современных российских предприятиях далека от совершенства. Поэтому в качестве первых шагов предлагается взглянуть на организацию извне и ввести в ней элементарный порядок, четко определяя ответственность, полномочия, ресурсы, информацию и управленческие связи. Этот подход не отвергает существующую систему управления, а определяет пути ее улучшения и постепенного перехода к процессной системе управления.