Файл: Цели создания запасов и их классификация (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гарантийные запасы, так же называемые страховыми или резервными формируются с целью защиты от непредвиденных обстоятельств, например, срыв поставки, повышение спроса. Стоит отметить, что при отсутствии форс - мажорных ситуаций, данная категория запасов не задействуется в логистической цепочке. Целью создания сезонных запасов является поддержание высокого уровня обслуживания потребителей в условиях сезонности транспортировки или при сезонном спросе.

Наконец, последним видом в данной классификации являются преходящие запасы, которые состоят из объема запасов на конец отчетного периода. Они предназначены для обеспечения необходимого уровня запасов до осуществления последующего прихода продукции.

Некоторые авторы также добавляют к данной классификации спекулятивные и рекламные запасы. Цель создания первого вида запасов состоит в предохранении от повышения закупочных цен. Рекламные же запасы задействуются в целях проведения маркетинговой кампании по привлечению покупателей.

По временному признаку можно выделить следующие группы:

  • максимальный желательный запас;
  • пороговый запас;
  • текущий запас;
  • гарантийный запас.

Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами.

Пороговый запас, также называемый точкой заказа, является тем уровнем запаса, при котором необходимо осуществить оформление последующей поставки продукции.

Текущий и гарантийный уровни запасов характеризуются аналогичным образом как было описано в предыдущих классификациях.

В некоторых источниках литературы можно встретить такую группу запасов в классифицировании по времени как неликвиды, они представляют собой продукцию, которая не используется на протяжении длительного временного промежутка. Чаще всего товар признается неликвидным, если его запасы были нетронуты на протяжении одного календарного года. Причинами образования неликвидов может служить утрата качества товара, моральное устаревание, появление на рынке товара – заменителя, обладающего лучшими свойствами, и т.д.

Изучив сущность, назначение и разнообразие запасов, можно выделить положительные и отрицательные факторы влияния содержания запасов на эффективность деятельности предприятия (Табл.1.1).

Таблица 1.1

Достоинства и недостатки содержания запасов[4]

Плюсы создания запасов

Минусы создания запасов

Снижение степени зависимости между участниками логистической цепи

Замораживание денежных ресурсов

Оптимизация распределения ресурсов в производстве

Замедление темпов развития организации

Обеспечение бесперебойного производства и сбыта продукции

Защита от непредвиденных изменений спроса, срывов поставок и сбоев в технологическом процессе


Подводя итог, можно сделать вывод о том, что запасы могут приносить организации как конкурентное преимущество в виде независимости от поставщиков и колебаний спроса, так и затормаживать темпы повышения качества продукции и препятствовать внедрению инноваций ввиду концентрации внимания на сбыте имеющихся ресурсов, а не инвестировании в новые виды продукции и деятельности.

1.2 Концепции и системы управления запасами

Управление запасами как одно из направлений производственной деятельности напрямую влияет на эффективность всей организации в целом, так как является звеном логистической цепи, вовлекающим финансовые, трудовые, информационные ресурсы и определяющим рациональность их использования. По словам Джона Шрайбфедера, президента корпорации «Effective Inventory Management» и автора нескольких изданий, посвященных искусству управления запасами: «Эффективное управление запасами позволяет организации удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль»[5]. Учитывая тот факт, что первостепенной целью большинства организаций выступает получение прибыли и ее преумножение, нельзя переоценить важность качественного управления запасами.

Чаще всего под управлением запасами подразумевается создание и поддержание такого объема запасов, который позволит поддерживать высокий уровень обслуживания клиентов при минимальных издержках на хранение. Управление запасами может считаться эффективным при условии выполнения ряда задач:

- точное прогнозирование спроса с учетом его характера (сезонность, хаотичность) и непредвиденных скачков спроса;

- оптимизация уровня запаса, то есть создание такого объема запаса, при котором издержки будут минимальны, а производственная или торговая деятельность организации бесперебойной;

- регулярный мониторинг запасов каждого товара с целью формирования и совершенствования стратегии управления;

- расчет оптимального размера заказа при осуществлении очередной заявки на поставку продукции.

Безусловно, для каждой организации оптимальный уровень запаса будет разным ввиду отличий в организационных структурах, размерах предприятия, вида их деятельности, финансовых и технических возможностей, развитости внутренней и внешней инфраструктуры и т.д. В зависимости от внешних и внутренних факторов влияния на создание запасов организация может выбрать одну из трех ныне существующих концепций управления запасами:


  1. Концепция максимизации запасов;
  2. Концепция оптимизации запасов;
  3. Концепция минимизации запасов.

Первая концепция максимизации запасов является самой непопулярной на сегодняшний день, в силу того что мировоззрение человека на быт и ведение хозяйства кардинально изменились с течением времени и преобразованием экономической среды. На протяжении нескольких столетий большие запасы являлись признаком богатства и экономического развития как отдельного семейства, так и государства в целом. Экономическая эволюция XIX века привела к доступности товаров для покупателей, то есть они могли свободно купить то, что им нужно и когда нужно, а не то, что есть на рынке. Это подтолкнуло предприятия изменить взгляды на содержание запасов.

Финансовый рынок и его структура – достаточно популярная и интересная тема на сегодняшний день. Финансовый рынок планеты включает в себя национальные и международные рынки, которые обеспечивают аккумуляцию, направление и перераспределение денег между субъектами рыночных отношений посредством различных финансовых учреждений для того, чтобы достичь оптимального соотношения спроса и предложения на капитал. Финансовый рынок и его структура играют важнейшую роль в мировой экономике. Денежный сектор, в который входит финансовый и кредитный сектор, представляет собой довольно специфическую формацию с доходами и оборотами. Финансовый рынок предназначен для оказания обществу финансовых услуг и снабжения его деньгами в нужном месте в нужный момент. Можно сказать, что на финансовом рынке специфическим товаром являются деньги. Рынок финансов представляет собой систему некоторых отношений и определенный механизм сбора и последующего перераспределения на основе конкуренции финансовых ресурсов между государствами, районами, отраслями и отдельными единицами. Финансовый рынок и его структура достаточно сложна. Разделяют его на ряд секторов, среди которых фондовый, страховой, инвестиционный, валютный, кредитный. Объектом купли-продажи являются финансовые ресурсы. Однако следует заметить, что имеются некоторые различия сделок в разных секторах рынка финансов. Если, к примеру, на рынке кредитов деньги продаются и покупаются как таковые, то на фондовом продают права на уже созданные или будущие денежные доходы. Финансовый рынок и его структура может быть рассмотрена с различных точек зрения. Рынок финансов – это не только средство для перераспределения денег в экономике, но и показатель общего состояния экономики государства и мира. Суть его не только в перераспределении финансов, но и в определении разных направлений этого самого перераспределения. Именно на рынке финансов можно определить самые эффективные сферы, куда можно применить денежные ресурсы. Структуру финансового рынка обычно представляют в виде совокупности рынка денег, капиталов и кредитного рынка. Под денежным подразумевают область финансовых инструментов, которые имеют срок обращения до года. Рынком капиталов называют рынок долгосрочных и среднесрочных активов, то есть облигаций, акций и ссуд. Кредитный же – это рынок и долгосрочных, и среднесрочных, и краткосрочных ссуд. Практически между ними нельзя провести четкую границу. Работа рынка финансов очень тесно связана с таким понятием, как процентная ставка, то есть цена товара "деньги", который был продан в форме кредита. Именно формирование рациональной системы процентных ставок является одной из наиболее важных функций финансового рынка, так как оказывает большое влияние на эффективность экономики. Функции финансового рынка достаточно обширны. К ним относится, в первую очередь, перелив и перераспределение капиталов. Также функциями являются следующие: межвременная торговля, которая снижает издержки циклов экономики, ускорение централизации и концентрации капиталов, содействие процессу воспроизводства без перерыва. Финансовый рынок России на современном этапе развития имеет свои особенности. Во-первых, это достаточно резкая дифференциация уровня развития по регионам. Во-вторых, ограничение используемых инструментов по номенклатуре. Также следует отметить, что именно коммерческие банки являются на финансовом рынке основными агентами и имеют преимущественное положение. Одной из особенностей является узость финансового рынка, которая обусловлена двумя секторами – эмиссионных бумаг и зарубежной валюты.


У каждой страны есть свои определённые финансовые учреждения, которые могут отличаться по многим признакам: роду деятельности, размеру, комплексу предоставляемых услуг. Но вместе с тем, у всех учреждений такого вида есть ряд общих функций, который не зависит от расстояний и местной специфики: с их помощью развивается экономика и устанавливаются международные связи. Рынок ссудных капиталов или финансовый рынок – это своеобразный механизм, который обеспечивает перераспределение капитала между заемщиками и кредиторами с помощью посредников. Финансовый рынок имеет организационную форму – комплекс кредитных учреждений, которые перенаправляют денежные средства от заёмщиков собственникам и наоборот.  Play Current Time 0:01 / Duration Time 0:20 Loaded: 0%Progress: 0%0:01 Fullscreen 00:00 Mute ПЕРЕЙТИ НА САЙТ На правах рекламы Финансовый рынок: сущность и функции Ссудный капитал – это базис, на котором покоится финансовый рынок, поскольку основным «товаром» на финансовом рынке служат деньги, их продают, покупают и берут в виде займов. Финансовый рынок состоит из денежного рынка (который, в свою очередь, включает межбанковский рынок, учётный рынок и валютный рынок) и рынка капитала (он состоит из рынка ценных бумаг, и рынка среднесрочных и долгосрочных кредитов). Денежный рынок представлен краткосрочными кредитными операциями (до года). Рынок капитала «занимается» акциями, облигациями, средне- и долгосрочными кредитами. Кредитный рынок поставляет для правительства, банков и корпораций долгосрочные инвестиционные ресурсы. Межбанковский рынок – это составная часть рынка ссудных капиталов; на этом рынке временно свободные деньги размещаются между банками в виде межбанковских депозитов на небольшие сроки. На учётном рынке главные инструменты обращения очень мобильны и ликвидны – это векселя и краткосрочные обязательства. Валютые рынки имеют дело с международным платёжным оборотом и денежными обязательствами лиц (юридических и физических) разных стран. Главная функция финансового рынка: перевод временно бездействующих денежных средств в ссудный капитал. Финансовый рынок, как и все рынки, выполняет ряд других функций: - мобилизация и аккумуляция временно свободных денежных средств. Финансовый рынок предлагает различные пути вложения денег Для получения дохода от временно свободных денежных средств можно вложить их в ценные бумаги или открыть депозитный счёт в банке. В дальнейшем для мобилизации средств достаточно продать ценные бумаги или взять кредит в банке. - распределение свободных финансовых средств. Финансовый рынок обеспечивает перемещение капитала между различными отраслями. Рынок обеспечивает инвестиции капиталом, необходимым по срокам и структуре. Свободные деньги объединяются в большие суммы, достаточные для инвестиций, и затем превращаются в ссудный капитал. - перераспределительная функция. Как только все деньги мобилизованы и распределены, для финансового рынка основной задачей становится задача обеспечения постоянного движения и распределения средств. - повышение эффективности экономики. Экономика может нормально функционировать только при постоянном движении денежных средств между фирмами, частными лицами, банками, предприятиями и государством. Основным механизмом, обеспечивающим это постоянное переливание капитала, является финансовый рынок. Помимо перераспределения денежных средств, на финансовом рынке обязательно происходит и перераспределение рисков. К примеру, если вы дадите своему знакомому в долг, и он вам его не вернёт, риск невозврата будет ваш целиком и полностью, и вы не получите не только никакой прибыли, но и своих собственных денег. А вот если вы положите деньги на депозитный счёт в банке, и ваш знакомый возьмёт в этом банке  кредит, то риск невозврата распределится ещё и на банк. А вы дополнительно получите доход в виде процентов от размещения временно свободных денежных средств.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ЭНЕРГОСЕРВИС – ПЕРМЬ»

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Энергосервис – Пермь»

На сегодняшний день ООО «Энергосервис – Пермь» является одним из крупнейших предприятий электротехнической промышленности. Доля рынка, которую занимает предприятие, превышает 50%, и оно производит более 140 типов изоляторов. История деятельности завода берет свое начало в 1965 году, когда 9 мая был произведен первый изолятор.

Предприятию был поручен выпуск телефоно-телеграфных изоляторов ТФ-20, проходных изоляторов наружной установки от 10 кВ до 35 кВ, опорно-стержневых изоляторов 35-110 кВ и покрышек для трансформаторов. В 1968 году был освоен выпуск изделий из ультрофарфоровой массы УФ-46, корпуса для быстродействующих предохранителей, а к 1976 году рабочие завода освоили технологию выпуска изделий из цирконовой керамики для воздушных выключателей АЭС, что стало исключительным достижением для промышленности СССР. В 1990 году завод вновь осуществил технологический прорыв того времени, освоив производство изделий высокоглиноземистой массы 120 подгруппы для железных дорог СССР.

Кроме фарфоровых изоляторов, предприятие производило керамические и фарфоровые изделия общего потребления: вазы, кофейные и чайные сервизы, корзинки, кружки, облицовочную плитку. Со временем производство бытовых принадлежностей прекратилось, и все внимание было сконцентрировано на выпуске высококачественных изоляторов и сопутствующих приборов. Акцент на качестве и технологическом прогрессе позволил предприятию стать монополистом более чем по 20 позициям ассортимента. Сегодня производственные мощности ООО «Энергосервис – Пермь» позволяют производить до 10 тысяч тонн продукции в год.

Будучи самым мощным игроком на российском рынке высоковольтных изоляторов ООО «Энергосервис – Пермь» должно гарантировать высокое качество производимых изделий. С целью поддержания высокого уровня удовлетворенности потребителей и удержания конкурентного преимущества политика руководства предприятия в области управления качеством направлена как на постоянное совершенствование производственного процесса, так и на тщательный выбор сырья. Специфика производственного процесса изоляторов и ограниченный круг поставщиков сырья усложняет процедуру его закупки. В процессе интервьюирования начальника отдела ОМТС Маслова И. И. было выявлено несколько критериев отбора поставщиков. Во – первых, это качество сырья и его обязательная сертификация. Пробы сырья должно пройти проверку в центральной производственной лаборатории, после чего сотрудники отдела качества принимают решение о его пригодности или несоответствии требованиям. Во – вторых, сырьевые материалы всегда должны быть в наличии в нужных объемах, то есть вторым фактором выступает их стабильная доступность. Третьим фактором можно выделить надежность поставщика, что подразумевает отсутствие срывов поставок, своевременную отгрузку и внимательное оформление документации. Наконец, цена, которая обычно играет более значимую роль, но в случае с изготовлением электроприборов она не является решающим фактором для выбора поставщика, так как свойства сырья и его наличие характеризуются как его первостепенные качества.