Файл: Выбор стиля руководства в организации (СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ
1.1 Стиль руководства, его классификация.
Глава 2. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Влияние стиля руководства на экономическую деятельность предприятия
2.2 Формирование эффективного стиля руководства
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «Оренбург Водоканал»
3.1 Характеристика ООО «Оренбург Водоканал».
3.2 Анализ стиля руководства в ООО «Оренбург Водоканал»
3.3 Рекомендации по совершенствованию управленческой культуры в ООО «Оренбург Водоканал»
Эффективный управленец знает сильные и слабые стороны каждого сотрудника, анализирует их способности и учитывает при расстановке кадров в выполнении приоритетных и второстепенных задач. Хороший руководитель понимает важность квалификационного роста для персонала, поэтому своевременно внедряет систему обучения кадров с учетом приоритетных зон развития. Компетенция руководителя ценится сегодня, как никогда. Она проявляется в нестандартном подходе к решению задач, склонности к декомпозиции, прогнозированию. Руководитель способен быстро ориентироваться и приспосабливаться к изменяющейся ситуации, внедрять новые методики, подходы, генерировать интересные, новаторские идеи.
Умение общаться, способность правильно «подать» себя, присутствующий дар убеждения и точность выражения мыслей – ключевые компетенции руководителя в любой сфере бизнеса. Для того чтобы убеждать «массы», эффективно вести переговоры внутри компании и вне ее, необходима немалая гибкость ума. Чтобы грамотно проводить собрания, удерживать внимание аудитории и уверенно вести группу в нужном направлении, необходимо вырабатывать умение преподнести информацию, а также практиковать навыки управления эмоциями и быстро анализировать ситуацию [].
В то же время для того чтобы развитие управленческих компетенций росло и расширялось, необходимо работать над собственной эффективностью, обучаться, заниматься саморазвитием, осваивать новые технологии и передовые методики. Онлайн-школа предлагает авторские программы, которые помогут людям с определенным опытом и без, повысить свою квалификацию и управленческие навыки.
Руководитель является ключевым звеном любой компании. Его личностные качества, профессиональный опыт, деловые особенности и черты характера играют ведущую роль в управлении организацией. По причине его высокой ценности подбор руководителя проходит достаточно долгий период времени и имеет высокий ценз.
Выделяют множество требований к потенциальному руководителю, например грамотное стратегическое планирование деятельности организации, ориентированность на достижение целей, владение методами влияния на подчиненных и партнеров по бизнесу, инициативность, ярко выраженные лидерские качества, опыт построения успешных долгосрочных отношений, умение управлять персоналом, знание основ сбора и анализа информации, высокая скорость поиска решения возникших проблем и т.д. Компетенция руководителя ценится сегодня, как никогда. Она проявляется в нестандартном подходе к решению задач, склонности к декомпозиции, прогнозированию. Руководитель способен быстро ориентироваться и приспосабливаться к изменяющейся ситуации, внедрять новые методики, подходы, генерировать интересные, новаторские идеи.
Однако можно выделить несколько основных компетенций, без которых невозможно представить успешного руководителя, рассмотрим их более подробно.
Деятельность руководителя любой организации необходимо начинать с целеполагания. Целеполагание — это первичная фаза управления, которая подразумевает постановку главной цели и совокупности задач (дерева целей) в соответствии с миссией организации, стратегическими установками и характером решаемы задач. Процесс определения основного направления осуществления деятельности и задач, которые необходимо решить в процессе движения к назначенной цели, должен быть структурирован и иметь под собой практическое обоснование. Компетенция руководителя ценится сегодня, как никогда. Она проявляется в нестандартном подходе к решению задач, склонности к декомпозиции, прогнозированию. Руководитель способен быстро ориентироваться и приспосабливаться к изменяющейся ситуации, внедрять новые методики, подходы, генерировать интересные, новаторские идеи.
У каждого руководителя с опытом складывается своё собственное видение стратегических целей организации и основных направлений её развития. Если не составить единую систему целеполагания, отдельные задачи не смогут работать в тандеме и, с высокой долей вероятности, не приведут к положительному конечному результату. Грамотный управленец никогда не станет действовать необдуманно, не взвесив все «за» и «против», не проанализировав нынешнюю ситуацию и конечный ожидаемый результат.
Одной из основных задач руководителя компании является грамотная организация и контроль выполнения тактических задач таким образом, чтобы в конечном итоге выполнялись стратегические цели организации. Руководящее лицо обязано обладать навыками определения направления деятельности, в противном случае его деятельность можно назвать заведомо «провальной» [].
Второй ключевой компетенцией руководителя с высоким уровнем эффективности является коммуникативная компетентность. Примерно от 70% до 90% рабочего времени руководитель проводит в общении, причём как с сотрудниками организации, так и с представителями внешней среды организации. Существует две основные проблемы повышения коммуникативной эффективности руководящего лица:
- Обеспечение полноты коммуникаций, их системность и управляемость;
- Коммуникабельность топ-менеджера как таковая, уровень развития навыков делового общения, наличие знаний в области коммуникативных технологий и умение их применять на практике.
Успешный руководитель должен иметь высокий уровень эффективности управления коммуникациями как бизнес-процессом в процессе взаимодействия с внешней и внутренней средой компании. Не менее важными качествами являются, например, умение слушать, убеждать и воздействовать на собеседника, то есть обладать навыками персональной коммуникации.
Коммуникативная компетентность включает в себя наличие у руководителя знаний в сфере психологии в объеме, необходимом для объективного понимания собеседника, оказания влияния на него, грамотной работы с возражениями и исключения возможности влияния со стороны.
Склад характера и личностные качества руководящего лица в данном случае играют основоположную роль, ведь именно эти показатели в основном определяют уровень успешности исхода коммуникационного процесса.
В силу того, что в современной ситуации на рынке деятельность организации и конкурентная борьба реализуются посредством коммуникаций, топ-менеджер, который пытается минимизировать бизнес-коммуникации, ставит под удар конкурентоспособность своей компании. Переоценить значимость навыков делового общения руководителя нельзя, это является гарантом высокой эффективности и успеха в профессиональной сфере.
С коммуникативной компетенцией, рассмотренной выше, тесно связана третья компетенция, которая активно влияет на уровень эффективности деятельности руководителя – это умение осуществлять подбор ключевых сотрудников компании и использовать в процессе работы их сильные стороны, причем со стороны и профессиональной ценности, и личностных качеств и особенностей.
Сотрудники, которые напрямую работают с руководителем и оказывают влияние на ключевые процессы как во внутренней, так и во внешней среде компании, должны быть объективно им оценены, руководителю необходимо уметь анализировать потенциальных сотрудников с различных точек зрения и принимать решение по поводу их трудоустройства.
Управленец, не желающий лично участвовать в подборе персонала высшего звена и не умеющий принимать решения такого типа, не может считаться профессионалом своего дела, ведь каждый сотрудник является гарантом эффективности деятельности всей организации, и кто, как не руководитель, оказывает на этот процесс особое влияние [].
Четвертой ключевой компетенцией руководителя является эффективная организация собственного времени и времени сотрудников компании, т.е. персональный и корпоративный тайм-менеджмент. Успешное освоение технологий персонального тайм-менеджмента приводит к множеству положительных результатов, например:
- планирование своего времени таким образом, чтобы успевать решать наиболее важные, приоритетные для компании задачи, без ущерба для личного времени;
- систематизация и структурирование работы, мотивация себя на выполнение сложных, объемных, неприятных задач;
- минимизация сверхурочных работ, возникающих по причине нехватки времени;
- максимально быстрое решение рутинных дел, делегирование задач;
выстраивание наиболее удобного и комфортного графика работы, при котором могут учитываться личные пожелания руководителя.
Персональный тайм-менеджмент – это действенный инструмент повышения личной эффективности руководителя, но, к сожалению, его недостаточно для обеспечения конкурентоспособности компании [].
Оптимизация временных затрат всех сотрудников компании является столь же важной задачей, как и персональный тайм-менеджмент. Топ-менеджер должен уметь грамотно и «бескровно» внедрить в компанию «правила игры», которые будут способствовать максимизации эффективности использования рабочего времени. Данный процесс имеет название «корпоративный тайм-менеджмент» и является одним из основных показателей эффективности и профессионализма руководящего лица.
Выполнение управленческих задач накладывает свой отпечаток на выбор стилей руководства организацией. В процессе трудовой деятельности идет формирование определенного, строго индивидуального «почерка» руководителя, которого можно заменить «хорошим» помощником, но особый стиль и действия практически невозможно повторить в деталях. Индивидуальный стиль может выражаться в ракурсе практического применения руководителем современных принципов управления, использовании основных положений и идеологии управленческих теорий, применении профессиональных навыков и опыта. Опытные управленцы считают, что от выбранного стиля руководства будет зависеть не только эффективность работы и авторитет руководителя. Это может влиять так же на атмосферу коллектива и конструировать взаимоотношения между подчиненными и руководителем.[, стр. 141]. Именно атмосфера и мотивация сотрудников является следующей движущей силой организации.
1.3 Влияние взаимоотношений руководителя и сотрудников на управление организацией. Мотивация сотрудников
С одной стороны, эффективность организации во многом определяется личностью руководителя и его стилем руководства. Стиль руководства характеризует отношения в структуре руководитель–подчиненный, определяется как система управленческих методов, которая устоялась в результате постоянного использования в практической деятельности руководителя. Стиль руководства – это характеристика аппарата управления организации [, с. 165].
С другой стороны, современное предприятие — это организованная система или целенаправленная на производство товаров и услуг организация, которая является частью экономической системы. Общими элементам и той и другой системы выступают люди, персонал работников, имеющих свои собственные экономические цели. Следовательно, требуемый уровень развития предприятия зависит от характера влияния на него отдельных людей — его основных элементов. [, стр. 76]
Удовлетворенность работой, наряду с качеством профессиональной деятельности, отражает состояние системы человеческих ресурсов. Удовлетворенность работой определяется разными авторами в контексте различных психических феноменов, например, как оценочное отношение человека к деятельности, проявляющееся в эмоциональных состояниях, установках, способное выступать мотивом деятельности. Удовлетворенность работой рассматривается и как эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или опыта работы.
Из всех факторов, влияющих на удовлетворенность работой, следует выделить личную мотивацию. Но, прежде всего мы должны уяснить, что же представляет собой термин “мотивы”. Здесь напрашивается довольно простое определение: мотивы есть побудительные моменты, управляющие нашими поступками. У каждого есть свои побудительные моменты. Психолог Шонпфлуг выразил это в более широкой формулировке: “Когда восприятие и мышление, поступки и познание выливаются в форму координированных действий и за этим начинает проступать образ целостной личности, то объяснение следует искать в индивидуально окрашенном и последовательном действии мотивов и эмоциональных восприятий”. Как видно, наряду с мотивами наблюдается и апелляция к чувствам, так же выступающим в качестве движущей, активизирующей силы.
Если мы обратимся к классификации мотивов, то можно составить следующую классификацию: