Файл: Теории возникновения государства (Пути и причины возникновения).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
Вышеуказанный процесс выражает переход человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации, т. е. Обретение социумом качеств саморегулирующеся системы, развивающейся на своей собственной основе. Для того, чтобы государство получило свое практическое воплозщение в качестве особой формы социально-политической организации общества, были необходимы определенные условия (предпосылки). К таким предпосылкам относятся:
- три крупных разделения труда;
- возникновение института частной собственности;
- изменение социальной структуры общества;
- выделение из общества аппарата публичной власти;
- закрепление сообщества за опредленной территорией.[18, с. 39].
В заключении этой главы хотелось бы сказать, что государство, являясь новым видом общественной и социальной организации, зародилось как новая организационная форма жизни общества, возникло независимо, в результате перехода человеческих общин от простейшей охотничей экономики, земледелия и животноводства общества к производственной экономике, т.е. в меняя материальные факторы ощественной жизни. Здесь имеют значение не внешние факторы, но большее влияние оказывают существенные, материальные, организационные. Сначала оно имело форму города, что также вытекает из конечного сельскохозяйственного развития «неолитической революции».
То есть, можно сказать, сначала государство образуется, чтобы функционально улучшить работу производственной экономики, новые виды трудовой деятельности, которая становится с тех пор предпосылкой выживания и воспроизводства общества, т.е. чтобы дать толчок к жизнедеятельности социума в новой среде.
3.ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. Причины показываются в различных теориях возникновенияя государства:в теологической — божественная сила: в договорной-сила разума, сознания; в психологической-факторы психики человека; в органической -биологические факторы; В теории насилия военно-политические факторы и т. д. [22, с. 40].»
Для того, чтобы познать свой предмет, общетеоретическая наука прибегает к широкому кругу приемов, форм и спосоов исследования и познания государственно-правовых явлений, т. е. Использует разнообразные методы. Следует отметить, что значительная часть вопросов, связанных с анализом и трактовкой совокупности методов, используемых в сфере теории государства и права, остается дискуссионной и зависящей прежде всего от собственной методологической позиции самих исследователей, их научного мировоззрения [10, с. 250].
В науке существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения государства. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из позиций отражает взгляды и суждения представителей различных социальных групп, творивших в разное время в неодинаковых социально-политических условиях. За время существования науки теории государства и права были высказаны и обоснованы с той или иной степенью достоверности десятки самых разных гипотез. Вместе с тем споры о природе государства продолжаются"[19, с. 43].
Государство и право возникают одновременно. Возникающие иногда дискуссии о том, что первично — право или государство, совершенно беспочвенны, равно как и философский спор о том, что первично — курица или яйцо. Без государства не бывает права; без права не может существовать ни одно государство. Многообразие исторического материала, посвященного причинам и этапам возникновения государства, обусловили продолжающиеся не одно столетие дискуссии о причинах происхождения государства [2, с. 16]."
В зависимости от того, как, каким образом формируется новое государство-создается ли оно, скажем, путем завоевания одних народов другими, образуется ли оно в результате освобождения народов и стран от колониальной зависимости — от этого в момент образования оно приоретает далеко не одинаковую социальную и морально политическую основу для своего существования и функционирования, а значит, и, соответственно, далеко не равнозначную базу для своей правотворческой и правоприменительной деятельности [14, с. 237].
Не ставя целью ознакомиться со всеми теориями, целесообразно остановиться только на тех, которые имели большое значение в прошлом или которые в настоящее время сохраняют значительный вес и распространение в правоведении [1, с. 38].
3.1.Теологическая теория
Теологическая теория — наиболее древняя из представленных здесь концепций — отстаивает божественное начало в появлении государственной власти, освященность ее авторитета и общеобязательной силы именем Бога. В учениях теологов нашло место одно из начальных представлений об истоках государственности. Как религиозная догма, эта теория исходит из доминировавшего в древности объяснения мира, в соответствии с которым первичная материя и многообразие вещей и явлений — итог деятельности Создателя Вселенной [9, с. 111].
В ней залючено так называемое креационисткое (от лат. Creationis -созидание) толкование творения мира, предполагающее, как подчеркивал один из наиболее известных теологов современности Жан Маритен (1882-1973), «первоинициативу» Бога во всех человеческих начинаниях [8, с.16].
Она возникает одновременно с первыми рабовладельческими государствами. Ее представителями являются Фома Аквинский (1226—1274), Жак Маритен (1882—1973) и др. Закон Фома Аквинский определял как общее правило для достижения цели, правило, которое кем-либо побуждается к действию или воздержанию от него и различал четыре его вида:
1) вечный закон , который лежит в основе всего, природы и общества;
2) естественный закон, который является отражением вечного закона человеческим разумом, например, продолжение рода;
3) человеческий закон, который является выражением требований естественного закона, подкрепленного принуждением, санкцией и, наконец,
4) божественный закон, под которым он понимал Библию. Сущность государственной власти Фома Аквинский определял как порядок управления и подчинения, установленный Богом [6, с. 18].
Название этой теории производно от греческих слов «теос» (бог) и «логос» (учение). Изначально эта теория имела опорой веру в божественность правителя и его власти — эта вера являлась общей чертой многих, можно сказать, почти всех древних обществ. Религиозные представления обычно, хотя и не всегда, основываются на откровении, вере и иных интуитивных прозрениях, которые не поддаются оценке в терминах рациональной логики истинности и ложности. «Верую, ибо это абсурдно», — так выразил суть такого"[4, с. 49].
"В средневековой Европе в трудах ученых-теологов необходимость государства выводилась, с одной стороны, из учения Аристотеля о политической сущности человека, а с другой — из определенного свыше предназначения государства как политического института. Поскольку человек уже изначально предрасположен к власти или к повиновению, постольку государственный порядок рассматривается как раз и навсегда устоявшийся, неизменный, подчиненный исключительно Божественному провидению [14, с. 43].
Данная теория выдвигает следующие положения:
- государство и право есть продукт божественной воли;
- государственная власть дарована свыше, вечна, незыблема и неоспорима;
- государственная власть зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей, «посредников» между богом и государственной властью;
- социально-экономическое неравенство предопределено тоже божественной волей;
- необходимость смирения и неоказания сопротивления государственной власти, главе государства, продолжателю на земле власти бога, непослушание власти — это непослушание всевышнему [5, с. 31].
"Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные органы. В послании апостола Павла римлянам говорится: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению»
Теологическую теорию нельзя доказать, равно как и опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума, т.е. это в конечном счете вопрос веры [15, с. 74].
Разумеется, теологическая теория исходит из религиозных воззрений, не является научной. Ее сторонники утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла. Они просто должны верить, что все создано Богом, в том числе и государство и право. Но эта теория отражает отдельные реальные процессы, действительно имевшие место в процессах становления государства и права [1, с. 39].
Данная теория имеет распространение и в наши дни, будучи частью современнных юогословских учений, а ее постулаты закреплены , в частности, в официальных идеологических доктринах ряда стран, среди которых наиболее последовательно выступают так называемые теократические государства (Ватикан, Саудовская Аравия, Иран и др.) [1, с. 139].
3.2. Классовая теория
Ее представителями являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Основные идеи классовой (марксистской) теории возникновения государства изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» написанной в 1884 г. В ней Ф. Энгельс выделял три основные формы возникновения государства на развалинах родового строя (афинскую, римскую и германскую), а также исследовал основные причины, которые обусловили появление государства [6, с. 21].
В современное время «марксистко-ленинская общая теория государства и права» исходила из воспринятого ею априори постулата, утверждавшего, что метод метод материалистической диалектики как единственно правильный научный всеобщий метод познания лежит в основе изучения всех сложнейших явлений общесвенных явлений, в том числе государства, демократии, права. Считалось, что диалктический материализм оказывался способным верно раскрывать объективную связь между материальной, идеологической, объективной и субъективной сферами социальной жизни, и только благодаря ему удавалось за многообразием явлений обнаружить сущность государства и права, сформулировать закономерности их взаимосвязей и основные тенденции их развития [16, с. 200].
Соглашаясь видеть в государстве механизм социального принуждения, К. Маркс и его последователи утверждают, что социальная организация возникает не на пустом месте — ей должна предшествовать социальная дифференциация: разделение членов общества на воинов, правителей, земледельцев и проч. Поэтому основной вопрос происхождения государства не в том, почему одни люди подчиняют или завоевывают других людей, и не в том, как они это делают. В любом случае, для завоевания, обороны и выполнения других социальных функций социальный коллектив должен быть разделен на группы — эта потребность социальной дифференциации как условия общественной жизни воспринималась как самоочевидная в философии XIX в. Без разделения [1, с. 39].
Эта теория иногда называется материалистической, так как в ней содержатся попытки объяснить возникновение государства причинами материалистического (преимущественно экономического) характера. По мнению авторов и основных идеологов классовой теории, государство появляется как объективный результат социального развития, для которого характерны: общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, возникновение частной собственности и, следовательно, имущественного неравенства, расслоение общества на классы с непримиримыми антагонистическими интересами [14, с. 45].
Согласно данной теории причинами происхождения государства являются рост производительных сил, развитие орудий и средств производства, повлекшее появление имущественных излишков, а также расслоение общества и борьба возникших классов. Для осуществления господства одного класса над другим и потребовалось создание государства и права. При всех положительных сторонах данной теории, она не носит универсального характера, поскольку игнорирование неэкономических причин, влекущих (или способствующих) формированию государства и права, сильно обедняет историческую и правовую науку [2, с. 17].
В марксистской теории происхождения государства существует два подхода:
- в советской науке господствующая роль отводилась возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримой классовой борьбе; государство возникает как продолжение этой непримиримости;
- в результате экономического развития усложняется само общество, его производительные и распределительные сферы. С точки зрения марксистской теории возникновение государства можно представить схематично [12, с. 78].
С расколом общества на классы обычаи уже не удовлетворяют эксплуататорский класс. Теперь уже, если и используются некоторые из них, то только такие которые служат интересом господствующего класса. Господствующий класс не может одинаково безразлично относиться ко всем существующим обычаям. Он стремится сохранить только те, которые служат удовоетворению его классовых интересов.
Однако с развитием общества становится очевидным, что обычаев «не хватает» на все случаи жизни, что возникают отношения, которые следует закрепить в интересах госсподствующего классанапример правило, согласно которому нельзя брать собственность другого. Этот класс создает правила поведения, выгодные и угодные ему. Причем такие правила поведения издаются от имени государства, и, стало быть, распространяются на всех лиц, проживающих на территории государства. То есть появляется право — система норм (правил поведения), санкционированных либо установленных государственной властью, охраняемых в случае нарушения силой государственного аппарата [13, с. 54].