Файл: Теории возникновения государства (Пути и причины возникновения).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос зарождения и становления государства с древности интересовал многих известных исторических деятелей. Ранние упоминания и рассуждения на эту тему можно было обнаружить уже в трудах Цицерона, Платона Конфуция, а также Аристотеля. Эта тема исследования является насущной и популярной и в наше время. Изучение этапов возникновения государства не только познавательно по сути, но и имеет политическую направленность. Оно дает нам возможность более глубоко изучить социальную сторону правового гоударства, его характерные особенности. Мы можем изучить предпосылки его зарождения и становления. Помимо того, мы можем определить все характерные ему качества - основной характер и их функции, которые более точно определяют их значение и функцию в жизни народа и политических структур.
В процессе изучения этой темы не раз придется столкнуться с некоторыми понятиями, такими как как государство, государственный аппарат, население, которые олицетворяют, в первую очередь, политический уклад жизни народа, и также, имеют большое значение в становлении государства. Также, если учесть, что процесс образования права, как момент его возникновения, в совокупности материальных, экономических, политических и духовных условий существования, социальных групп является базовой основой зарождения политической системы общества, то есть, возникновения государства, важно отметить и то, что государство зарождается на правовой основе. Также можно сказать, что понятие «государство» обширно по своей сути, и в этом понятии заложено также правовое понятие, политическое и государственное, с которым взаимосвязаны такие фундаментальные для термина «государства» понятия, как «органы государственной власти», «государственный суверенитет», «государственный аппарат», и т.п.
Эта тема исследования всегда была, есть и будет остродискуссионной, потому как, в некотором роде, в корне этой замысловатой задачи заложены многообразные идеологические догмы и учения различных философов. В какой-то мере, наука, история и этнография являются для нас первоосновой познаний о предпосылках возникновения государства.
А.Б. Венгеров в своих научных трудах достаточно ясно обозначил функции этнографов в определении условий образования и функционирования такого общественного понятия, как «государство». Многовековые археологические научные труды являются исходным пунктом к глубокому раскрытию этой темы и обнаружению множества закономерностей в этой сфере. Венгеров, равно как и многие другие деятели, считал, что государство не возникло внезапно, подобно молнии на каком-то историческом этапе. Он неизменно был убежден в том, что государство как понятие, медленно вливалось общественную жизнь.
По прошествии многих веков общество создало ряд догм, более правильно трактующих факт образования государства. Это элементарно и бесспорно, так как любая по отдельности из них объясняет нам различные мнения и понимания разных общественных классов, групп, и др. на сей процесс или понятия и суждения той или иной социальной группы о каких-либо взглядах на этапы образования и возрождения государства.
Анализ многих теорий возникновения государства дает нам возможность изучить философские, богословские, научные и исторические суждения научных и политических деятелей.
Тот, кто хотя бы когда-либо занимался исследованием вопроса возникновения государства, логически мог бы объяснить, что по его мнению является более правдоподобным. И, в конечном итоге, уже мог бы встать на сторону тех научных деятелей, чья догма ему по душе, и в дальнейшем бесконечно дискутировать образовании государства.
Именно сказанное выше меня подтолкнуло выбрать данную тему при написании моей работы. Не зря есть пословица: «Сколько людей, столько и мнений». И потому моей первостепенной и важной целью в данной работе является исследование темы образования государства, проанализировать некоторые теории его происхождения. Помимо прочего, хочу подчеркнуть, что насущность и важность этого вопроса подтверждается огромным числом создаваемых книг и научных работ великих исторических личностей на эту тематику.
Целью изучения моей курсовой работы являются теории возникновения государства, а также выявление многообразия и различий образования государства.
Предмет изучения - анализ происхождения теорий государства, равно как и обозначение первоисточников и основ образования государства.
Этапы поставленной цели включают в себя решение следующего рода задач:
1) Определить понятие государства. Какова его сущность и признаки.
2) Исследовать пути и причины возникновения государства;
3) Проанализировать основные теории образования государства, поставленные задачи путем исследования базовых моментов его исторического процесса. Чтобы постигнуть суть образования понятия «государство», важно перечитать и ознакомиться с многовековыми познаниями и проанализировать с житие различных народностей и на этапе возникновения данного понятия.
Помимо всего прочего, я считаю, что тема, которую я выбрала для своей курсовой, актуальна прежде всего потому, что и в наше время в том числе нет четко обозначенных определений догм и предпосылок образования государства, из всех уже имеющихся теорий.
Потому, все вышесказанное стало причиной исторического анализа, задачей которого явилось исследование теорий возникновений государства. Для того, чтобы достигнуть пставленные мною цели в моей курсовой, я должна решить нижеуказанные задачи: проанализировать и тщательно изучить основные теории возникновения государства;
Теоретической основой изучения мною данной темы явились учебные пособия российских авторов по теории государства и права, правоведению и политологии для студентов высших учебных заведений, выпущенные издательством Юрайт в 2018-2019 годах, издательством «Проспект» и издательством Уральского университета 2017-2018 годах, написанные научными исследователями, являющимися специалистами и экспертами в своем роде, такие как: Альбов А.П, Анисимов А.П., Антонов М.В., Бакарджиев Я.В., Белов В.А., Бошно С.В., Бялт В.С., Комаров С.А., Перевалов В.Д., Пиголкин А.С., Радько Т.Н., Ромашов Р.А., Шаблова Е.Г., и другие.
Моя работа состоит из введения, трех разделов, последний из которых включает в себя 8 параграфов, заключения и списка литературных источников.
1. ГОСУДАРСТВО. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СУЩНОСТЬ.
Центральным институтом политической системы общества выступает государство. Термин «государство» в политологии обычно употребляется в двух значениях: в широком смысле (как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти; в этом значении говорят, например, о российском, французском, болгарском и т.п. государствах) и узком, собственном смысле слова. Именно последнее понимание является строго научным. В рамках него государство определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и иных интересов в пределах определенной территории [13, с. 135].
Первоначально в эпоху первобытно - общинного строя никакого государства не существовало. Существовало общество, т.е. совокупность граждан, объединенных общими интересами и совместными усилиями по реализации таких интересов, связанных, главным образом, с поиском пищи и защитой от диких зверей и иной внешней опасности. С развитием средств производства и появлением излишков продукции, общественные связи усложнились, что стало основой зарождения государства. С его формированием были установлены новые правила жизни, основанные на ограничениях прав и свобод каждого отдельного индивида в пользу группового интереса, «общественного блага» [2, с. 15]. «Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад», считал Николай Бердяев. Это единство и борьба двух противоположностей; народа и власти [21, с. 19].
Говоря о нем, как об уникальном явлении в исторической жизни общества, необходимо отметить, что фактически с его возникновения и на протяжении всего существования его идея волновала миллионы людей, стремящихся понять, что же такое государство, по каким причинам и с какой целью оно создается, в чем его назначение и смысл. До сих пор не достигнуто единство мнений по поводу того, каков механизм возникновения и развития государства, каковы его сущность, необходимые и достаточные пределы вмешательства в жизнь отдельной личности и общества в целом.
Эти и другие связанные с ними вопросы, в зависимости от исторического периода, предстают перед каждым следующим поколением людей, исследующих теоретические и эволюционные аспекты государственности [1, с. 47]."
Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.
Государство — это выделившаяся из общества и обусловленная его социально‑экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство — самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой [20, с. 12]."
Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Они обязательны для всех — государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан.
Каждое государство отличается своими символами, памятными датами, атрибутами. Например, имеет герб, флаг, гимн, столицу. В РФ в соответствии со ст. 70 Конституции эти вопросы регулируются федеральными конституционными законами [7, с. 17].
В научной литературе сущность этого многогранного понятия можно рассмотреть в двух аспектах:
1) с общефилософских позиций — как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены его отличия как организации, например, от родового строя или от политической партии;
2) с позиций социальной сущности, доминирования той или иной определенной социальной группы, чьи интересы оно выражает прежде всего (в частности, интересы среднего класса во многих современных демократических государствах). В этом случае может быть предложена типология различных государств по социальным признакам (феодальное, капиталистическое и т.д.).
В истории общественной мысли имеются различные подходы к анализу сущности государства, как определенного явления. Так, анималистские теории пытались объяснить его природу путем сравнения его с колониями пчел, муравьев и т.п., а органические уподобляли государство частям человеческого тела (голова — парламент, руки — исполнительная власть и т.д.) [17, с. 98].
Постичь его сущность - одна из основных задач юриспруденции. Познать его природу — значит выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении, понять государство в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, сторон, форм бытия как самостоятельный институт. Раскрытие сущности государства предполагает анализ государства как политической организации зрелого, сформировавшегося классового общества [8, с. 37].
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Если при анализе его сущности останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства — его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике. В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, диалектический, национальный подходы к сущности государства [20, с. 14]."
Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что государственная сущность определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса обществу. Данный подход присущ марксисткому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и оуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура ( господство) экономически господствующего класса [18, с. 447].