Файл: Теории возникновения государства (Пути и причины возникновения).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
Теологический подход видит государство как результат божественной деятельности, исходя из того, что государство возникает по воле Бога, имея своей целью достижение общего блага. Государственная власть исходит непосредственно от Бога, является его даром, что предполагает смирение и подчинение ей исходя из соображений веры, а не права. Теологические теории пронизаны идеей вечности государства, его незыблемости. Отсюда часто встречающееся обоснование не только покорности перед институтами государства, но и сохранения их в неизменном, первозданном виде [1, с. 67].
Диалектический подход к сущности государства представляется наиболее правильным. Обе характеристики верны для любого государства, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах его развития. Это обусловлено множеством факторов. Очевидно, что у демократически устроенного государства общесоциальные начала будут доминировать. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже будут присутствовать общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение интересов и воли социальных слоев, стоящих у власти [5, с. 55].
Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли как в социалистических, так и в буржуазных западных государствах. Вопреки предсказаниям политологов капиталистическое общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, во многом используя опыт развития государств социалистической ориентации. Государство, как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, тем самым подтвердив мысль о том, что любое государство призвано решать и общие дела в интересах всего общества. Были введены, правда, в результате борьбы народных масс за свои гражданские и политические права, социальные гарантии для различных слоев населения, расширены материальные стимулы. Произошло соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского общества, что дало основание западным ученым считать современное общество уже «некапиталистическим в собственном смысле слова». И, действительно, современное западное общество подчас больше ориентировано на социализм, чем страны, называвшие себя социалистическими [11, с.56]."
В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций.
Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т. п. [21, с. 27].
Общефилософский подход рассматривает государство с общечеловеческих понятий и принципов как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия государства как организации, например, от родового строя или от политической партии [1, с.67].
Сущностью государства как самостоятельного явления выступает власть. Это то первичное, главное и устойчивое, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Но государственная власть — это не абстракция, а реальная власть, в которой сливаются воедино человеческий разум, сила, материализованная в специальных государственных учреждениях, и воля населения, опосредованная государством и объективированная в правовых нормах. Иными словами, сущность государства-это легитимная и обеспеченная соответствующими средствами власть [15, с.35]."
Сущность современного демократического государства предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом государство выступает в качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого поступательного развития общества [19, с.63].
Любое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, включающим все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание — гражданским обществом [11, с.57]."
Таким образом, суть государства выражает его социальную природу и назначение. Она изменяется по мере развития общества. Велико влияние политического режима, общемировых тенденций сближения государств в условиях глобализации. Современные демократические государства видят свое предназначение в гарантированности прав своих граждан как части общего мирового порядка [8, с.39].
Признаки теории государства и права, предопределенные предметом и методами, характеризуют главные аспекты ее содержания и формы, рас- крывают ее реальное значение и потенциал развития. В совокупности они дают ответ на вопрос: какие черты имманентны теории государства и права [15, с.25].
Признак государства — описание фактов, позволяющих сделать вывод о наличии государства. Каждому историческому периоду присуще свое понимание состава признаков государства.
Конвенция Монтевидео — международный документ, перечисляющий признаки, определяющие павосубъектность государства в международном публичном праве, подписана в 1933 году на VII Панамериканской конференции.В конвенции Монтевидео 1933 года закреплены несколько признаков государства, как субъект международного права [9, с. 62].
Признаки государственного аппарата :
1) создается и формируется по воле государства;
2) призван выполнять задачи и функции, стоящие перед государством;
3) состоит из государственных органов власти и должностных лиц, образующих упорядоченную совокупность, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии как между собой, так и с населением;
4) органы государственной власти имеют соподчиненность «по вертикали», обусловленную объемом их властных полномочий;
5) строится и функционирует на основе определенных, специфических принципов организации и деятельности [5, с. 54].
Также давайте рассмотрим три характерных признака по которым по устоявшейся с XIX в. традиции принято описывать содержание понятия «государство»:
- территория, которая является важнейшим признаком государства;
- население (государство, как политический институт общества не существует в вакууме, в отрыве о тех лиц, которые осуществляют государственную власть и подчиняются ей.
- суверенная власть [4, с. 111].
К основным признакам также относятся:
- Наличие политической власти и ее носителей. Данные лица как носители политической власти,существуют не сами по себе, а включены в определенную систему государственных органов - государственный аппарат.
- Правотворческая деятельность, т. е. работа по созданию общеобязательных норм права и их закреплению в законах и иных нормативных актах.
- Наличие системы государственного принуждения [3, с. 16].
Население. К исторически первым, выявленным учеными и философами признакам государства относится наличие населения. Так, еще Аристотель в качестве признаков государства выделял население и публичную власть.
Действительно, о государстве без населения, наверное, можно говорить только в ретроспективном ключе. Именно поэтому демографический кризис в ряде современных государств, в том числе и в России, вызывает столь серьезную обеспокоенность [1, с. 57].
Дополнительные признаки государства:
• единая транспортно-энергетическая система;
• единый государственный язык;
• единая денежная единица;
• единая государственная символика [8, с.16]."
Все признаки государства действуют в своей совокупности системно. Их взаимодействие друг с другом достигается в рамках и на основе единой политической организации, каковой является любое государство. В свою очередь, политическая организация также не может функционировать и развиваться без соблюдения субординационных начал. В частности, соподчинения составных частей центру, ядру организации государственной власти. Это предопределяет иерархичность в подходах к построению и распределению власти по предполагаемым условиям организации [15, с. 57].
Хотелось бы подытожить первую главу моей курсовой работы. Для этого можно подчеркнуть, что государство многоаспектно по своей сути. Исходя из этого, можно сказать, что оно взаимосвязано с историческими событиями на пердний план может выдвигаться каждый из вышеуказанных аспектов.
Для государственного функционирования и нормального существования, стабильного экономического роста, нужна какая - либо база или основа, то есть экономическая система. Всемирная история гласит, что в различные периоды государство имело стабильную, пускай даже не совершенную экономическую основу.
В экономическую базу государства входят те прослойки, социальные классы и общественные группы, которые имеют к нему отношение, и оказывают немалую поддержку, являются опорой для государства.
2. ПУТИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
На сегодня в научном плане выделяются два пути возникновения государства: восточный (азиатский) и западный (европейский). Особенности восточного пути возникновения государства: потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ; родоплеменная знать переросла в государственно-чиновничий аппарат; общественная собственность превратилась в государственную, частная собственность не имела существенного значения; политическое господство основывалось не на собственности на средства производства, а на управлении ими; административно-государственные структуры сложились прежде, чем возникла частная собственность (главным образом на землю);государство возникло до появления классов; власть имеет абсолютизированный деспотический характер; становление и развитие общественных и производственных процессов идет медленными темпами [4, с. 25].
Что же касается западного пути возникновения государства? Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что здесь на стадии протогосударства (чифдома), формой которого была военная демократия, происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов [13, с. 95].
По вопросу возникновения государства Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство. Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом [2, с.49].
Процесс возникновения государства выражает переход человеческого общества от первобытной стадии. Для того чтобы государство получило свое практическое воплощение в качестве особой формы социально-политической организации общества, были необходимы определенные условия. К таким предпосылкам относятся: три крупных разделения труда; возникновение института частной собственности; изменение социальной структуры общества; выделение из общества аппарата публичной власти; закрепление сообщества за определенной территорией [20, с. 38].
Одной из важных причин возникновения государства является необходимость защиты своей территории от внешних врагов. Причем в этом была острая необходимость для отдельных народов. Кроме того, весьма важной была необходимость поддержания общественного порядка, стабильности в существующих и развивающихся отношениях в обществе. Они требовали твердого порядка, который могла обеспечить крепкая организация какой являлось государство. Далее необходимость организации проведения больших общественных работ, требующих руководства большими массами людей, которые не могла обеспечитьродоплеменная организация власти как более простая и примитивная. Наконец, необходимость ведения захватнических войн для расшиения территории, увеличения рабов, захвата богатства [21, с. 36].
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и др.) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительную роль сыграли процессы классообразования и необходимость подавления эксплуатируемых классов [1, с. 29].