ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 272
Скачиваний: 2
гии. Но на этом процесс интенсивного роста знания, как известно, не завершился. Дальнейшее его развертывание связано с перестрой кой всей научной картины мира, прежде всего одного из основных ее блоков — концепции эволюции природы. Отголоски этой революции заметны и сейчас — иногда в самых далеких от биологии областях познания. Достаточно назвать, например, одну из самых экзотичес ких идей современной науки о «естественном отборе» вселенных. Другой пример — проникновение в лидирующую науку, физику, эво люционных идей из космологии и астрофизики, что ставит вопрос о коренном пересмотре методологических оснований этой науки.
Приведенные примеры свидетельствуют в пользу вывода о том, что коренные преобразования оснований естествознания не заканчи ваются после завершения революции в лидирующей научной дисцип лине. Идеалы и нормы познания, научная картина мира продолжают подвергаться дальнейшим радикальным изменениям. Если обратить ся к естествознанию XVIII и XIX вв., то увидим, как серии мини-рево люций «расшатывали» отдельные блоки научной картины мира. По явление канто-лапласовской гипотезы пробило первую брешь в «ока менелом воззрении на природу», развитие же эволюционных идей в геологии (Ч. Лайель), а затем и в биологии привело к формирова нию в рамках научной картины мира классического естествознания достаточно целостной концепции эволюционизма. Сильнейшим сти мулом для ее дальнейшего развития стало появление в научной кар тине мира «термодинамического парадокса» Р. Клаузиуса. Он был разрешен с эволюционистских позиций «флуктуационной гипотезой» Л. Больцмана, сформулированной в пределах оснований классичес кого естествознания, но по своему объективному содержанию выхо дившей далеко за его пределы. Достаточно сказать, что гипотеза Больцмана, многими физиками уже давно сдававшаяся в архив ис тории науки, неожиданно возродилась, как Феникс из пепла, в идее грандиозных квантовых флуктуаций, одна из которых породила всю нашу расширяющуюся Вселенную. На протяжении XIX в. радикально изменилось содержание и многих других блоков научной картины ми ра. Успехи астрономии, химии и биологии, классической электроди намики привели к существенной перестройке концепции структурных уровней природы, в частности к пересмотру представлений об эле ментарных объектах естествознания, о типах природных взаимодей ствий, к открытию новой формы материи — физических полей и др. Все эти изменения блоков научной картины мира — не что иное, как
развертывания новой научной революции. «Если это и революция, то перманентная. Если это взрыв, то один из тех, сливающихся в еди ное горение термоядерных «взрывов», которые обеспечивают горе ние Солнца»24. Но экспоненциальный рост параметров науки — один из взаимосвязанных моментов ее прогресса, а смены концептуальных оснований научного поиска, на анализе которых Е.Л. Фейнберг прак тически не останавливается, — другой качественно своеобразный и несводимый к первому. Цитированные соображения, с нашей точки зрения, лишь подчеркивают единство обоих этих моментов.
2. Становятся совершенно попятными трудности и натяжки, воз никающие при попытках четко зафиксировать начало и конец концеп туальной революции на примере любого из общепризнанных ее об разцов, будь то коперниканская, ньютоновская, дарвиновская или эйнштейновская. Все такие попытки (без какого бы то ни было исклю чения!) являются не только крайне противоречивыми, но и малодока зательными. В наиболее разработанных схемах структуры концепту альных революций хорошо показано постепенное зарождение в не драх старой концептуальной системы и соответствующего типа ин теллектуальной деятельности предпосылок и оснований новой такой системы, их оформление в качественно новую систему знания и дея тельности.
3. Могут более полно выявляться механизмы революций в отдель ных науках, а также глобальных научных революциях, причем эти фе номены действительно перестают казаться чем-то экстраординар ным и становятся одной из составляющих научного прогресса.
Научная революция как смена системного состояния науки
или ее раздела
Научные революции представляют собой многоаспектный фено мен. Существующие подходы к их анализу должны рассматриваться как взаимодополняющие друг друга. Различия между этими подхода ми (без достаточных оснований доводимые иногда до противополож ностей рационального и иррационального) могут быть сняты при бо лее широком подходе к пониманию научных революций. Научная де ятельность не является чисто интеллектуальной, не определяется все
цело логико-методологическими и теоретическими рамками. Для до статочно полного выявления механизмов роста знания и трансформа ции концептуальных систем в ходе глобальных, локальных и мини-ре волюций необходимо рассматривать коренные сдвиги в системе зна ния в единстве с коренными изменениями основных аспектов прогрес са науки: системе познавательной деятельности, рассматриваемой как целостность всех ее компонентов и соответствующих социально институциональных изменений25. В этом плане заслуживает при стального внимания изучение революционных изменений, которые могут быть вызваны появлением в данной науке новых материальных средств исследования, посредством которых осуществляется взаимо действие субъекта познания с изучаемыми фрагментами реальности (или их переносом из других наук). Ведь появление принципиально но вых фактов, вызывающих аномалии, а затем и кризисы в системе зна ния, часто происходит вследствие применения новых приборов. В ча стности, новые средства и методы исследования нередко стимулиру ют формирование новых исследовательских программ. Ядром такой программы может выступать не только совокупность философско-ме тодологических и теоретических положений, идей, принципов, но и не что менее теоретизированное, например постановка задачи — иссле довать определенную предметную область природы принципиально новым методом. В ходе НТР астрономия получила как раз такие сред ства и методы исследования — радиоастрономические, внеатмосфер ные. На их основе возникли исследовательские программы, которые приносят ныне наиболее ценную информацию, ведущую к глубоким концептуальным изменениям в науке о Вселенной. Но подобная же черта свойственна и другим научным дисциплинам — физике высо ких энергий, наукам о Земле и др. Она может служить достаточно яв ным признаком не только предстоящих в данных науках коренных кон цептуальных изменений, связанных с прорывами в новые предметные области, но и начала научной революции НТР-го типа.
Новый серьезный сдвиг в построении концепций научных револю ций будет, вероятно, основываться на более полном и конкретном анализе единства эволюционных и революционных компонентов на учного прогресса, которое проявляется во всей системе познаватель ной деятельности. Это позволит выявить пока неизученные взаимо связи в структуре процесса познания.
Удачная модель динамики науки, в которой все основные структу ры научной деятельности представлены в целостной системе, уже
давно предложена Б.А. Старостиным26. Наука рассматривается в ней как система, объединяющая элементы с различной природой — кон цептуальные (или информационные) и организационные (институци ональные); выделяются группы параметров, которые задают систем ное состояние науки в целом, отдельных наук или их разделов. Из менения системных состояний, которые можно описать с достаточ ной строгостью, прослеживая изменения соответствующих систем параметров, позволяют вполне надежно различать подлинно револю ционные изменения разных типов и процессы экстенсивного роста науки. Это хорошо иллюстрируется путем анализа системных состо яний античной и средневековой науки, системного состояния науки классической эпохи и науки периода НТР.
С позиций системного представления науки оказывается возмож ным конкретно, всесторонне и полно раскрывать социальные аспек ты научного познания, в частности социокультурные предпосылки на учных революций, их мировоззренческие и социальные последствия.
Итак, в наиболее общем плане научные революции должны рас сматриваться как смены системных состояний наук или их разделов, включающие коренные изменения в способах научной деятельности. Конечно, проблема состоит не в том, что называть научной револю цией в собственном смысле слова, а что — ее предпосылками, усло виями или последствиями, но в том, чтобы достаточно всесторонне проанализировать всю совокупность основных механизмов револю ционных преобразований разных уровней и систем научной деятель ности, рассматриваемых в единстве с процессами генезиса принци пиально нового знания.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Мы рассматриваем — по необходимости кратко — лишь некоторые из свя занных с этим вопросов, наиболее существенных для современного понимания на учных революций. Подробнее см.: Огурцов А.П. Образы науки в буржуазном об щественном сознании // Философия и наука. М., 1972; Юдин Э.Г., Юдин Б.Г. На ука и мир человека. М., 1978; Порус В.И., Никифоров А Л . Эволюция образа науки во второй половине XX в. // В поисках теории развития науки. М., 1982; Наука и культура. М., 1984.
2 Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. М., 1975; Ракитов А.И. Философские проблемы развития науки. М., 1977; Панин А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм. М., 1981; В поисках теории развития науки. М., 1982; Никифо ров А Л . От формальной логики к истории науки. М., 1983; Садовский В.Н. Логи ко-методологическая концепция Карла Поппера // Поппер К. Логика и рост науч
ного знания. М., 1983; Косарева Л.М., Али-Заде А Л . Модель развития научного знания Ларри Лаудана // Вопросы философии. 1986. № 5.
3 См., напр.: Кребер Г. Эволюционизм в теории развития науки // Вопросы ис тории естествознания и техники. 1986. № 3 (нельзя, однако, согласиться с авто ром, когда он считает эволюционистской и концепцию Куна).
4 Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
5 Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984. С. 108
6 Кедров Б.М., Огурцов А Л . Марксистская история естествознания XIX в. М., 1978; Омельяновский М.Э. Диалектика революций в физической науке и фунда ментальные идеи ее основных теорий // Вопросы философии. 1978. № 9; Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981; Дышлевый П.С., Найдыш В.М. Ма териалистическая диалектика и проблема научных революций. Киев, 1981; Мето дологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982; Диалектика — мировоззрение и методология современного естествознания. М., 1983 и др.
7 Гинзбург В Л . Замечания о методологии и развитии физики и астрофизики II Диалектика — мировоззрение и методология современного естествознания. М., 1973. С. 99.
8 Там же. С. 93.
9 Полякова И. Л. Критика современных буржуазных концепций коперниканской революции. Рукопись. Деп. в ИНИОН АН СССР. № 12 674.1983, 7 апр.
10 Идеалы и нормы научного познания. Минск, 1981 (см. статьи В.С. Степи на, Н.В. Мотрошиловой, А.П. Огурцова); Ильин В.В., Калиикин А.Т. Природа науки: Гносеологический анализ. М., 1985.
11 Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985 12 Омельяновский М.Э. Победа Октября и революция в естествознании // Во
просы философии. 1987. № 10. С. 89.
С родны й Н.Е. Очерки по истории и методологии естествознания. М., 1975.
С.197.
14 Там же.
15 Стёпин В.С., Кузнецова Л.Ф. Идеалы объяснения и проблема взаимодейст
вия наук // Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981. 16 Структура и развитие науки. М., 1978.
17 Визгин В Л . Методологические принципы и научно-исследовательские про граммы // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982; Ахундов М.Д., Илларионов С.В. Преемственность исследовательских программ в развитии физики // Вопросы философии. 1986. № 6.
18 Бранский В Л . Философские основания синтеза релятивистских и квантовых принципов. Л., 1973; Стёпин В.С. Становление научной теории. Минск, 1976; Он же. Структура и эволюция теоретических знаний // Природа научного познания. Минск, 1979; Он же. Научные революции и нелинейный характер роста знания II Диалектика — мировоззрение и методология современного естествознания. М., 1983.
19 В статье П.С. Дышлевого «Научные революции как предмет философского исследования» (Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987) вместо этого термина предлагается другой — «частнонаучные модели исследуемой реаль ности». Но такая замена нежелательна, ибо она лишь затемняет суть дела. Термин «модель» слишком многозначен, применяется в десятках и даже сотнях различных