ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 2
В этом описании схемы обратной связи легко узнать общий механизм действия «телеологических» уравнений Берталанфи.
Схема обратной связи, подчеркивает Л. фон Берталанфи, носит довольно специальный характер. В живых организмах существует много регуляций другой природы: это те регуляции, которые связа ны с динамическим взаимодействием процессов. Сюда относятся, например, эмбрионные регуляции, когда целое восстанавливается из частей в эквифинальном процессе (опыты Дриша). Берталанфи считает, что первичные регуляции в органических системах (т. е. те регуляции, которые наиболее важны и в эмбриональном развитии, и в эволюции) имеют как раз природу динамического взаимодейст вия. Позднее на них накладываются вторичные регуляции, контро лирующие поведение посредством некоторого фиксированного ус тройства. К ним, в частности, относится и обратная связь. Это по ложение дел — следствие общего принципа организации. Понача лу биологические, нейрофизиологические и психологические систе мы управляются динамическим взаимодействием их компонентов, позднее возникает некоторое фиксированное «устройство» и на кладываются определенные принудительные условия, которые де лают систему и ее части более эффективными, но одновременно постепенно уменьшают и в конце концов сводят на нет ее эквифинальность25.
Динамическое взаимодействие оказывается, таким образом, ос новополагающим признаком открытых систем, исследуемых Берта ланфи. Схема обратной связи рассматривается им как производная от динамического взаимодействия, и она реализуется лишь в ходе процесса динамического взаимодействия системы.
Берталанфи все время подчеркивает определенное родство схе мы обратной связи с машинным представлением организма, харак терным для XIX и первой половины XX в.26 «Хотя модель гомеоста зиса, — пишет он, — выходит за рамки старых механистических мо делей благодаря тому, что учитывает направленность в саморегули рующихся круговых процессах, она все еще опирается на машинную теорию организма»27. В этой модели он усматривает сильное влия ние утилитаристских концепций конца XIX в. и понимание организма только как реактивной системы.
В своих более поздних работах, опубликованных в 60-х годах, Бер таланфи более детально развивает эту мысль. В основании представ ления об организме как машине лежит, по его мнению, концепция ро
бота — понимание психофизического организма только как реактив ного по отношению к биологическим стимулам, сведение высших функций к первичным биологическим факторам и попытка объясне ния сложного поведения как комбинации элементарных биологичес ких «единиц». Несостоятельность этой точки зрения применительно к психологии человека была убедительно доказана психологией раз вития и генетической эпистемологией Ж. Пиаже, а также различны ми теориями личности. В результате удалось установить, что схема гомеостазиса неприменима: 1) к динамическим регуляциям; 2) к спон танной деятельности организма; 3) к процессам роста, развития, творчества и т. д., т. е. к тем формам активности, которые имеют не только одну биологическую ценность28.
Общий вывод, к которому приходит Берталанфи, формулируется им следующим образом: ...В развитии и эволюции динамическое взаимодействие (открытая система), по-видимому, предшествует ме ханизации (структурным механизмам главным образом типа обрат ной связи). В этой связи общая теория систем логически может рас сматриваться как более общая теория: она включает системы с об ратной связью как особый случай, но это утверждение не является истинным vice versa»29.
Таким образом, основной акцент в «общей теории систем» Берта ланфи сделал на анализе открытых систем и динамического взаимо действия внутри системы: это проявляется в его определении систе мы, в предложенной им классификации систем и т. д.
Основной способ построения «общей теории систем», согласно Берталанфи, состоит в установлении изоморфизма законов, дейст вующих в различных областях. Именно вокруг этого пункта вот уже несколько десятилетий не стихает острая дискуссия.
Уже в 1951 г. К. Гемпель — один из лидеров американской анали тической философии науки — заметил: «Я не считаю... что призна ние изоморфизма законов добавляет что-либо новое или углубляет наши теоретические представления о явлениях в двух рассматривае мых областях»30. Позднее, в 1956 г., Р. Бак, критикуя работы по тео рии систем Дж. Миллера и других, выступил против установления изоморфизма с аргументом: «Ну и что? Что следует из того факта, что установлен изоморфизм законов в тех или иных областях на уки?»31. И, наконец, на втором симпозиуме по теории систем в Кейсовском технологическом институте (лето 1963 г.) один из создате лей исследования операций Р. Акофф, подробно анализируя концеп
цию Берталанфи, говорил: «...Мне совершенно неясно, чему можно научиться, наблюдая подобный изоморфизм»32.
Берталанфи неоднократно пытался ответить на эту критику. Уже в своей работе 1949 г. «Das biologische Weltbild»33 он построил тео рию различных ступеней описания явлений. Согласно этой теории, первой ступенью описания является установление аналогий, т. е. внешнего сходства свойств исследуемых объектов. Вторая ступень состоит в выявлении логических гомологий (изоморфизма), т. е. в констатации формально одинаковых законов, управляющих функ ционированием материально различных явлений. Только третья сту пень представляет собой собственно объяснение, т. е. указание ус ловий развития отдельных явлений и специальных закономерностей, по которым протекают эти процессы. Отрицая существенную науч ную ценность аналогий, Берталанфи настаивает на большом научном значении логических гомологий, исследование которых представля ет собой основное содержание «общей теории систем»34. Установле ние гомологии он называет объяснением в принципе и утверждает, что «объяснение в принципе лучше, чем отсутствие объяснения»35.
Берталанфи подчеркивает то обстоятельство, что установление изоморфизма дает возможность вскрыть «определенные общие принципы», приложимые к системам36, что целью «общей теории си стем» является не выявление «более или менее неопределенных ана логий, а установление принципов, пригодных для объяснения явле ний, не учитываемых обычной традиционной наукой»37. Обнаружение гомологии дает возможность сформулировать некоторый общий структурный принцип, который может оказаться полезным в дальней шем исследовании и, кроме того, сам может подвергаться анализу, например, математическому. Берталанфи особо обращает внимание на то, что любой общий закон по сути дела подразумевает опреде ленную аналогию между объектами, подпадающими под его дейст вие, и использование оправданных аналогий представляет собой один из фундаментальных методов науки38. Следует, однако, отме тить, что ответы Берталанфи на критику не во всем достаточно убе дительны.
Конечно, суждение об изоморфизме законов в некоторых научных областях не может быть априорным. Установление подобного изо морфизма требует эмпирического исследования и играет важную эв ристическую роль. Во-первых, благодаря этому возрастает ценность аналогии между объектами: достаточно выявить такие аналогии,
и принципиальный факт возможности изоморфизма определяет вы бор направления дальнейших исследований. Во-вторых, установлен ный изоморфизм законов и понятий дает возможность избегать дуб лирования — детализированные следствия для исследуемой облас ти объектов могут быть получены с большой вероятностью путем пе реноса с соответствующей модели. И, наконец, в-третьих, суждения теоретика систем о совокупности вскрытых им изоморфизмов харак теризуют некоторый концептуальный каркас современной науки (на достаточно высоком уровне абстракции), что, несомненно, также об ладает эвристической ценностью.
Вместе с тем необходимо признать, что сами по себе установлен ные изоморфизмы дают немного в понимании системного и структур ного строения объектов исследования. Описывая в лучшем случае макроструктуру определенных фрагментов мира, они по существу ничего не говорят относительно микроструктуры и системных свойств рассматриваемых объектов. Именно этот принципиальный недостаток «общей теории систем» Берталанфи отмечался в 1960 г. в нашей с В.А. Лекторским статье39: степень проникновения в «суще ство дела» зависит не от установленных изморфизмов, а определя ется совершенно другими логическими требованиями. Иначе говоря, собственно системный анализ требует более разветвленных и совер шенных средств исследования, чем принцип изоморфизма законов и аппарат телеологических уравнений, которыми располагает «об щая теория систем» Берталанфи.
Аналогичное утверждение справедливо и для системной концеп ции У. Росс Эшби, выраженной, в частности, в его статье «Общая тео рия систем как новая научная дисциплина»40. Эшби вместе с Берта ланфи и другими сторонниками общей теории систем считает ее ос новной задачей анализ систем как некоторых целостностей. Эшби пытается решить эту задачу в рамках кибернетического способа ис следования. В силу этого он отдает предпочтение дедуктивному ме тоду анализа систем и выдвигает концепцию системы как «черного ящика»41. В полном соответствии с указанным тезисом Эшби рассма тривает общую теорию систем как дисциплину, идущую в русле ки бернетических исследований42.
Однако в этом случае возникает ряд вопросов. Главный из них за ключается в следующем: является ли исследование «черного ящика» достаточным способом познания сложных целостных систем? Конеч но, нет, ибо в противном случае мы вынуждены ограничить наше зна