ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 396
Скачиваний: 2
Дж. Брунер), представители которой выступили против господству ющей в психологии бихевиоральной установки при описании, объяс нении и предсказании активности человека, его психических процес сов и поведения.
Началом когнитивной науки можно считать 11 сентября 1956 г., когда в г. Кембридж штата Массачусетс открылся семинар по теории информации, где была зачитана работа Ньюэлла и Саймона «Logic Theoretic», в которой исследовались процессы принятия администра тивных решений (впоследствии эта работа была удостоена Нобелев ской премии по экономике).
Можно выделить следующие характерные черты когнитивной на уки:
—междисциплинарность (существует комплекс наук, которые на зываются когнитивными: когнитивная философия, когнитивная пси хология, когнитивная лингвистика, когнитология);
—использование репрезентации знаний в качестве центрального понятия:
—использование компьютерной метафоры (сначала аппарат ная — hardware — компьютерная метафора: человеческий мозг по добен компьютеру: затем программная — software — компьютерная метафора: в сознании человека существуют структуры, подобные компьютерным программам; одно из доказательств — наличие сен сорной, кратковременной и долговременной памяти у человека):
—обращение к когнитивным структурам (например, репрезента циям, скриптам, сценариям, фреймам и т. д.);
—основная методология — информационный подход, а исследо вательский метод — вычислительный эксперимент (термин Герберта Саймона), включая метод интроспекции, т. е. наблюдение за психи ческими процессами и поведением человека;
—пониженный интерес к культурным и социологическим аспек
там функционирования знаний.
Если попытаться выделить метанаучные элементы и ценности ког нитивных наук, иными словами, всю совокупность представлений о предмете, которые в рамках данной научной концепции считаются истинными и не могут быть фальсифицированы (имеют статус акси ом — положений, принимаемых без доказательств), то схематически получается следующая картина.
В основе когнитивной науки лежит реалистическая традиция: че ловеческое мышление познаваемо и к нему могут быть применены
конкретные исследовательские методы. Это воплощается в понятии материально-символьная система. Она состоит из символов — мате риальных образований, которые могут выступать в качестве выраже ний. Символьная структура — набор процессов создания, модифика ции и операций с выражениями.
Предполагается, что существует некоторый уровень изучения пси хических функций человека, отличный от нейрофизиологического, — уровень концептуальных репрезентаций. Репрезентативный уровень оперирования символьными системами не зависит от материально го носителя информации. Он изучается с других позиций.
Вкачестве основных когнитивных единиц выступают следующие:
—концепты;
—пропозиции;
—схемы (типа гештальтов);
—динамические фреймы (сценарии).
Когнитивный подход с моделью переработки информации базиру ется на следующих «трех китах»:
1.Теория информации (включая теорию связи), которая постави ла задачу моделирования процессов обнаружения сигналов, внима ния.
2.Лингвистика, исследующая подходы к языку и его грамматиче ские структуры, а также семантические поля.
3.Компьютерная наука и кибернетика, особенно такой ее раздел как искусственный интеллект, которые заставили пересмотреть ос новные постулаты, касающиеся обработки и хранения информации.
Когнитивные модели основаны на наблюдениях и описывают структуры и процессы познания. Их построение помогает лучше по стичь наблюдаемое. Они представляют собой эвристические постро ения, используемые для организации существующего объема лите ратуры, стимуляции дальнейших исследований, координации иссле довательских усилий и облегчения коммуникации между специалис тами. Модель переработки информации предполагает, что процесс познания можно разложить на ряд этапов, каждый из которых пред ставляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор уникальных операций, выполняемых над входной информацией. Предполагается, что реакция на событие является результатом серии таких этапов и операций: кодирование информации, воспроизведе ние информации из памяти, формирование понятий, суждения и вы сказывания. На каждый этап поступает информация от предыдуще
го этапа, и затем над ней выполняются свойственные данному этапу операции.
Вся жизнедеятельность человека связана с оперированием раз личного рода информацией. Как уже отмечалось, объектом исследо вания комплекса наук, объединенных термином когнитивные науки, является анализ процессов приобретения, преобразования, репре зентирования (представления), хранения и воспроизведения инфор мации индивидом, в то время как основным предметом изучения яв ляется выявление когнитивных стратегий человека путем анализа его вербальных паттернов и невербальных реакций, на основе чего складываются стратегии и приемы, которые могут быть использова ны для передачи некоторого навыка или поведенческой схемы дру гим людям, а также для их применения в других контекстах.
Основанием объединения совокупности определенных наук в об щую систему — систему когнитивных наук — является возможность выделения некой единой базовой фундаментальной методологичес кой системы получения соответствующего научного знания об опери ровании человека информацией:
—путей, способов, методов, приемов и процедур получения зна
ний;
—лабораторного и экспериментального оборудования для его по лучения;
—специфического языка (совокупности понятий) для выражения
иобмена полученными результатами
Согласно существующей методологической схеме построения на учного знания, подходы, развиваемые современными когнитивными науками, можно подразделить на:
—фундаментальные;
—прикладные;
—практические.
Однако в историческом процессе становления когнитивных на ук сложилась несколько иная терминология, что в значительной ме ре связано с тем, что данное направление исследований развива лось иностранными учеными, и только в последнее время оно по лучило распространение в России. (Мы оставляем в стороне рас смотрение причин такого положения дел). В когнитивных науках различают:
— эпистемологию как систему знаний и ценностей, т. е. философ ские основания когнитивных наук;
—методологию как приемы и процедуры применения выделенных знаний и ценностей;
—технологию как средства, позволяющие применять эти знания
иценности.
Благодаря многоуровневой структуре когнитивных наук оказыва ется возможным придавать абстрактной понятийной информации о глобальных и культурных паттернах и тенденциях такую форму, ко торую можно было бы связать с конкретным организационным инст рументом или индивидуальными действиями и поведением.
В основе когнитивных наук лежит ряд базовых предположений, ко торые описывают взаимоотношение человека и реальности и играют важную роль во всех сферах человеческой деятельности. Рассмот рим и кратко прокомментируем эти предпосылки.
Карта не есть территория
Человек воспринимает реальность с помощью органов чувств, возможности которых ограничены. Индивид может лишь составлять когнитивные карты окружающей реальности на основе информации, получаемой сенсорными анализаторами, а также взаимоотношения ми между этой информацией и субъективными воспоминаниями
идругими переживаниями. Следовательно, человек реагирует не на реальность как таковую, а на собственные когнитивные карты этой реальности.
Этот факт является фундаментальным с точки зрения понимания
иобъяснения как познавательной активности человека, так и опре деляемых последней поведения, мыслей, идей, убеждений, стерео типов, аттитюдов. Он является развитием принципов общей семан тики, сформулированных А. Кожибским (1879-1950), краеугольным положением которой является представление о том, что когнитивная (ментальная) «карта не тождественна территории» (или, в иной фор мулировке, «карта не есть территория»). Таким образом, между са мим миром и его картами (репрезентациями) есть принципиальное различие.
Сэтой точки зрения «правильных» или «неправильных» когнитив ных карт мира не существует. У каждого есть собственное мировоз зрение, основанное на индивидуальных ментальных картах. Именно эти карты в большей степени, чем сама реальность, определяют то,
как мы интерпретируем окружающий мир, как реагируем на него и ка ким значением наделяем собственное поведение и переживания. Та ким образом, человека ограничивает, сдерживает или наделяет аль тернативами не «внешняя» реальность, а скорее его когнитивная кар та этой реальности. Одно из фундаментальных допущений когнитив ных наук состоит в том, что чем богаче когнитивная карта мира ин дивида, тем больше у него возможностей адекватно адаптироваться в окружающей реальности.
Жизнь и сознание обладают системным характером
Человек является системой взаимодействий, составленной из множества подсистем, и в то же время индивид — система внутри ряда более крупных систем. Взаимодействия, имеющие место внут ри человека, а также между людьми и их окружением, носят систем ный характер и происходят согласно определенным системным прин ципам. Все это складывается в определенную структуру систем и под систем, оказывающих взаимное влияние друг на друга.
Невозможно на каком-либо уровне полностью изолировать одну часть системы от другой. Люди подвержены влиянию многих аспек тов окружающей их системы. Важно учитывать не только когнитив ные процессы, протекающие внутри человека, но и то влияние, кото рое оказывает на него окружающая система. В частности, индивид, успешно функционирующий в одной системе, может столкнуться с ог раничениями или запретами в системе другого вида. Необходимо принимать во внимание всю систему взаимодействий действитель ности, которая стимулирует, поощряет то или иное явление или про цесс либо противодействует ему.
Закон необходимого разнообразия
Этот принцип теории систем имеет большое значение для любой успешной деятельности. Суть его заключается в том, что необходи мо постоянно варьировать действия и процессы, с помощью которых человек пытается достичь результата. Даже эффективные в прошлом приемы могут утратить свою действенность, если изменится окруже
ние или система. Действия, которые приносили успех прежде, могут быть успешными и впредь, но если в окружающей системе произош ли какие-либо изменения, старые приемы уже не будут эффективны.
В частности, закон необходимого разнообразия подразумевает, что для успешной адаптации и выживания элемент системы должен обладать определенным минимальным запасом гибкости, и эта гиб кость должна быть пропорциональна потенциальной вариабельности или неопределенности остальной части системы. Другими словами, если человек хочет достигнуть определенной цели, ему необходимо найти несколько способов ее достижения. Число вариантов, гаранти рующих получение результата, зависит от масштаба вероятных из менений внутри системы, в которой находится желаемая цель. Опре деление степени гибкости, которой требует ситуация, является ре зультатом оценки взаимоотношений между частями системы и самой системой.
Одними из базовых понятий когнитивных наук являются «глубин ная структура» и «поверхностная структура», заимствованные из теории трансформационной грамматики Ноама Хомского. Согласно последнему, мысли, понятия, идеи (глубинные структуры) не являют ся неразрывно связанными с каким-либо конкретным языком, но мо гут быть выражены различными лингвистическими средствами (по верхностными структурами). Английское слово house, французское chez, испанское casa относятся к одному и тому же понятию и дан ным опыта. Сложные идеи и мысли «выходят на поверхность» (оформляются в языке) после ряда преобразований, с помощью ко торых они превращаются в хорошо оформленные предложения и сло восочетания. Подобные преобразования выступают в роли фильтра для глубоких структур.
Как показали Дж. Гриндер и Р. Бэндлер, движение от глубинных структур к поверхностным обязательно включает процессы обобще ния, опущения и искажения информации1.
Обобщение представляет собой когнитивный механизм, отделяю щий элементы или части когнитивной карты от исходного опыта, так что они начинают представлять целую категорию, частным примером которой является этот опыт. Способность к обобщению чрезвычайно важна для взаимодействия с реальностью.
Опущение — когнитивный механизм, с помощью которого чело век избирательно обращает внимание на одни измерения собствен ного опыта, исключая при этом другие. В одних контекстах подобное