Файл: Системный подход в современной науке..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 396

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дж. Брунер), представители которой выступили против господству­ ющей в психологии бихевиоральной установки при описании, объяс­ нении и предсказании активности человека, его психических процес­ сов и поведения.

Началом когнитивной науки можно считать 11 сентября 1956 г., когда в г. Кембридж штата Массачусетс открылся семинар по теории информации, где была зачитана работа Ньюэлла и Саймона «Logic Theoretic», в которой исследовались процессы принятия администра­ тивных решений (впоследствии эта работа была удостоена Нобелев­ ской премии по экономике).

Можно выделить следующие характерные черты когнитивной на­ уки:

междисциплинарность (существует комплекс наук, которые на­ зываются когнитивными: когнитивная философия, когнитивная пси­ хология, когнитивная лингвистика, когнитология);

использование репрезентации знаний в качестве центрального понятия:

использование компьютерной метафоры (сначала аппарат­ ная — hardware — компьютерная метафора: человеческий мозг по­ добен компьютеру: затем программная — software — компьютерная метафора: в сознании человека существуют структуры, подобные компьютерным программам; одно из доказательств — наличие сен­ сорной, кратковременной и долговременной памяти у человека):

обращение к когнитивным структурам (например, репрезента­ циям, скриптам, сценариям, фреймам и т. д.);

основная методология — информационный подход, а исследо­ вательский метод — вычислительный эксперимент (термин Герберта Саймона), включая метод интроспекции, т. е. наблюдение за психи­ ческими процессами и поведением человека;

пониженный интерес к культурным и социологическим аспек­

там функционирования знаний.

Если попытаться выделить метанаучные элементы и ценности ког­ нитивных наук, иными словами, всю совокупность представлений о предмете, которые в рамках данной научной концепции считаются истинными и не могут быть фальсифицированы (имеют статус акси­ ом — положений, принимаемых без доказательств), то схематически получается следующая картина.

В основе когнитивной науки лежит реалистическая традиция: че­ ловеческое мышление познаваемо и к нему могут быть применены


конкретные исследовательские методы. Это воплощается в понятии материально-символьная система. Она состоит из символов — мате­ риальных образований, которые могут выступать в качестве выраже­ ний. Символьная структура — набор процессов создания, модифика­ ции и операций с выражениями.

Предполагается, что существует некоторый уровень изучения пси­ хических функций человека, отличный от нейрофизиологического, — уровень концептуальных репрезентаций. Репрезентативный уровень оперирования символьными системами не зависит от материально­ го носителя информации. Он изучается с других позиций.

Вкачестве основных когнитивных единиц выступают следующие:

концепты;

пропозиции;

схемы (типа гештальтов);

динамические фреймы (сценарии).

Когнитивный подход с моделью переработки информации базиру­ ется на следующих «трех китах»:

1.Теория информации (включая теорию связи), которая постави­ ла задачу моделирования процессов обнаружения сигналов, внима­ ния.

2.Лингвистика, исследующая подходы к языку и его грамматиче­ ские структуры, а также семантические поля.

3.Компьютерная наука и кибернетика, особенно такой ее раздел как искусственный интеллект, которые заставили пересмотреть ос­ новные постулаты, касающиеся обработки и хранения информации.

Когнитивные модели основаны на наблюдениях и описывают структуры и процессы познания. Их построение помогает лучше по­ стичь наблюдаемое. Они представляют собой эвристические постро­ ения, используемые для организации существующего объема лите­ ратуры, стимуляции дальнейших исследований, координации иссле­ довательских усилий и облегчения коммуникации между специалис­ тами. Модель переработки информации предполагает, что процесс познания можно разложить на ряд этапов, каждый из которых пред­ ставляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор уникальных операций, выполняемых над входной информацией. Предполагается, что реакция на событие является результатом серии таких этапов и операций: кодирование информации, воспроизведе­ ние информации из памяти, формирование понятий, суждения и вы­ сказывания. На каждый этап поступает информация от предыдуще­


го этапа, и затем над ней выполняются свойственные данному этапу операции.

Вся жизнедеятельность человека связана с оперированием раз­ личного рода информацией. Как уже отмечалось, объектом исследо­ вания комплекса наук, объединенных термином когнитивные науки, является анализ процессов приобретения, преобразования, репре­ зентирования (представления), хранения и воспроизведения инфор­ мации индивидом, в то время как основным предметом изучения яв­ ляется выявление когнитивных стратегий человека путем анализа его вербальных паттернов и невербальных реакций, на основе чего складываются стратегии и приемы, которые могут быть использова­ ны для передачи некоторого навыка или поведенческой схемы дру­ гим людям, а также для их применения в других контекстах.

Основанием объединения совокупности определенных наук в об­ щую систему — систему когнитивных наук — является возможность выделения некой единой базовой фундаментальной методологичес­ кой системы получения соответствующего научного знания об опери­ ровании человека информацией:

путей, способов, методов, приемов и процедур получения зна­

ний;

лабораторного и экспериментального оборудования для его по­ лучения;

специфического языка (совокупности понятий) для выражения

иобмена полученными результатами

Согласно существующей методологической схеме построения на­ учного знания, подходы, развиваемые современными когнитивными науками, можно подразделить на:

фундаментальные;

прикладные;

практические.

Однако в историческом процессе становления когнитивных на­ ук сложилась несколько иная терминология, что в значительной ме­ ре связано с тем, что данное направление исследований развива­ лось иностранными учеными, и только в последнее время оно по­ лучило распространение в России. (Мы оставляем в стороне рас­ смотрение причин такого положения дел). В когнитивных науках различают:

— эпистемологию как систему знаний и ценностей, т. е. философ­ ские основания когнитивных наук;

методологию как приемы и процедуры применения выделенных знаний и ценностей;

технологию как средства, позволяющие применять эти знания

иценности.

Благодаря многоуровневой структуре когнитивных наук оказыва­ ется возможным придавать абстрактной понятийной информации о глобальных и культурных паттернах и тенденциях такую форму, ко­ торую можно было бы связать с конкретным организационным инст­ рументом или индивидуальными действиями и поведением.

В основе когнитивных наук лежит ряд базовых предположений, ко­ торые описывают взаимоотношение человека и реальности и играют важную роль во всех сферах человеческой деятельности. Рассмот­ рим и кратко прокомментируем эти предпосылки.

Карта не есть территория

Человек воспринимает реальность с помощью органов чувств, возможности которых ограничены. Индивид может лишь составлять когнитивные карты окружающей реальности на основе информации, получаемой сенсорными анализаторами, а также взаимоотношения­ ми между этой информацией и субъективными воспоминаниями

идругими переживаниями. Следовательно, человек реагирует не на реальность как таковую, а на собственные когнитивные карты этой реальности.

Этот факт является фундаментальным с точки зрения понимания

иобъяснения как познавательной активности человека, так и опре­ деляемых последней поведения, мыслей, идей, убеждений, стерео­ типов, аттитюдов. Он является развитием принципов общей семан­ тики, сформулированных А. Кожибским (1879-1950), краеугольным положением которой является представление о том, что когнитивная (ментальная) «карта не тождественна территории» (или, в иной фор­ мулировке, «карта не есть территория»). Таким образом, между са­ мим миром и его картами (репрезентациями) есть принципиальное различие.

Сэтой точки зрения «правильных» или «неправильных» когнитив­ ных карт мира не существует. У каждого есть собственное мировоз­ зрение, основанное на индивидуальных ментальных картах. Именно эти карты в большей степени, чем сама реальность, определяют то,


как мы интерпретируем окружающий мир, как реагируем на него и ка­ ким значением наделяем собственное поведение и переживания. Та­ ким образом, человека ограничивает, сдерживает или наделяет аль­ тернативами не «внешняя» реальность, а скорее его когнитивная кар­ та этой реальности. Одно из фундаментальных допущений когнитив­ ных наук состоит в том, что чем богаче когнитивная карта мира ин­ дивида, тем больше у него возможностей адекватно адаптироваться в окружающей реальности.

Жизнь и сознание обладают системным характером

Человек является системой взаимодействий, составленной из множества подсистем, и в то же время индивид — система внутри ряда более крупных систем. Взаимодействия, имеющие место внут­ ри человека, а также между людьми и их окружением, носят систем­ ный характер и происходят согласно определенным системным прин­ ципам. Все это складывается в определенную структуру систем и под­ систем, оказывающих взаимное влияние друг на друга.

Невозможно на каком-либо уровне полностью изолировать одну часть системы от другой. Люди подвержены влиянию многих аспек­ тов окружающей их системы. Важно учитывать не только когнитив­ ные процессы, протекающие внутри человека, но и то влияние, кото­ рое оказывает на него окружающая система. В частности, индивид, успешно функционирующий в одной системе, может столкнуться с ог­ раничениями или запретами в системе другого вида. Необходимо принимать во внимание всю систему взаимодействий действитель­ ности, которая стимулирует, поощряет то или иное явление или про­ цесс либо противодействует ему.

Закон необходимого разнообразия

Этот принцип теории систем имеет большое значение для любой успешной деятельности. Суть его заключается в том, что необходи­ мо постоянно варьировать действия и процессы, с помощью которых человек пытается достичь результата. Даже эффективные в прошлом приемы могут утратить свою действенность, если изменится окруже­

ние или система. Действия, которые приносили успех прежде, могут быть успешными и впредь, но если в окружающей системе произош­ ли какие-либо изменения, старые приемы уже не будут эффективны.

В частности, закон необходимого разнообразия подразумевает, что для успешной адаптации и выживания элемент системы должен обладать определенным минимальным запасом гибкости, и эта гиб­ кость должна быть пропорциональна потенциальной вариабельности или неопределенности остальной части системы. Другими словами, если человек хочет достигнуть определенной цели, ему необходимо найти несколько способов ее достижения. Число вариантов, гаранти­ рующих получение результата, зависит от масштаба вероятных из­ менений внутри системы, в которой находится желаемая цель. Опре­ деление степени гибкости, которой требует ситуация, является ре­ зультатом оценки взаимоотношений между частями системы и самой системой.

Одними из базовых понятий когнитивных наук являются «глубин­ ная структура» и «поверхностная структура», заимствованные из теории трансформационной грамматики Ноама Хомского. Согласно последнему, мысли, понятия, идеи (глубинные структуры) не являют­ ся неразрывно связанными с каким-либо конкретным языком, но мо­ гут быть выражены различными лингвистическими средствами (по­ верхностными структурами). Английское слово house, французское chez, испанское casa относятся к одному и тому же понятию и дан­ ным опыта. Сложные идеи и мысли «выходят на поверхность» (оформляются в языке) после ряда преобразований, с помощью ко­ торых они превращаются в хорошо оформленные предложения и сло­ восочетания. Подобные преобразования выступают в роли фильтра для глубоких структур.

Как показали Дж. Гриндер и Р. Бэндлер, движение от глубинных структур к поверхностным обязательно включает процессы обобще­ ния, опущения и искажения информации1.

Обобщение представляет собой когнитивный механизм, отделяю­ щий элементы или части когнитивной карты от исходного опыта, так что они начинают представлять целую категорию, частным примером которой является этот опыт. Способность к обобщению чрезвычайно важна для взаимодействия с реальностью.

Опущение — когнитивный механизм, с помощью которого чело­ век избирательно обращает внимание на одни измерения собствен­ ного опыта, исключая при этом другие. В одних контекстах подобное