ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 332
Скачиваний: 2
вся информация, воспринимаемая органами чувств человека, дейст вительно достигает его мозга. Материалисты полагают, что благода ря этой информации реальность находит свое отражение в сознании, тогда как, по представлениям идеалистов, на основе этой информа ции сознание конструирует реальность. Структурализм, напротив, разделяет ту точку зрения, что знание о мире появляется в сознании не в виде необработанных данных, а в весьма абстрагированной фор ме, то есть в виде структур. В ходе предшествующего осознанию по шагового преобразования первичных данных в структуры какая-то часть информации неизбежно теряется, поскольку создание структур или распознавание паттернов есть не что иное, как избирательное разрушение информации. Таким образом, поскольку сознание не по лучает доступа к полному объему данных о мире, оно не может ни от ражать, ни конструировать реальность. Вместо этого реальность предстает перед сознанием в виде структур, полученных путем транс формации первичных данных о мире. Данный процесс носит иерар хический характер, поскольку избирательное разрушение информа ции приводит к формированию «более сильных» структур из «более слабых». Любой набор первичных данных обретает смысл только по сле того, как в ходе подобных операций он преобразуется в нечто кон груэнтное сильным структурам, уже существующим в нашем созна нии... Каноническое знание представляет собой всего лишь набор уже существующих «сильных» структур, конгруэнтность которым первичные научные данные приобретают в процессе психического абстрагирования. Следовательно, данные, которые не могут быть преобразованы в структуру, конгруэнтную каноническому знанию, не имеют никакой перспективы»6.
Таким образом, фундаментальные философско-методологичес кие понятия можно охарактеризовать следующим образом.
Материализм. «Реальный» внешний мир существует независимо от нашего сознания. Сознание является отражением этой реальнос ти и создает несовершенную репрезентацию реального мира.
Идеализм. Воспринимаемые события и взаимоотношения не об ладают иной реальностью помимо существования в сознании чело века. Реальность является отражением сознания. Внешний мир представляет собой несовершенную репрезентацию «чистых» форм мысли.
Структурализм. Реальность является набором структур, получен ных путем трансформации первичных данных о мире. Преобразова-
ние первичных данных в структуры включает в себя избирательное опущение, искажение или обобщение первичных данных. Сознание не может ни отражать, ни конструировать реальность. «Сильные» структуры формируются из «слабых» посредством избирательного разрушения информации. Первичные данные приобретают смысл только после ряда операций, которые преобразуют их в нечто конгру энтное уже существующим структурам. С точки зрения структурализ ма, многие идеи можно назвать «незрелыми», если в них не содер жится «мостик» к существующему «каноническому» знанию. Таким образом, чтобы новая идея стала «реальностью», она должна снача ла «подстроиться» к уже существующим моделям реальности и лишь затем «вести» их.
Методология когнитивных наук очень близка структурализму. В отличие от материализма и идеализма в них нет фундаментально го разделения «сознания» и «реальности». Когнитивные науки при знают значимость установления связей с существующим знанием, а также расширение реальности через «подстройку». Однако про цесс актуализации реальности рассматривается не как установление связей между «слабыми» и «сильными» структурами, а скорее как функция взаимосвязи между «глубинными» и «поверхностными» структурами. Глубинные структуры обладают скрытым потенциалом, который проявляется в конкретных поверхностных структурах как ре зультат ряда преобразований. Этот процесс включает в себя избира тельное «конструирование» данных, равно как и избирательное «разрушение» данных, которое Г. Стент называет первичным про цессом распознавания моделей в структурализме.
Для реализации разного рода замыслов, естественно, требуются различные типы и последовательности преобразований. В когнитив ных науках выделяются индуктивные преобразования, через которые человек воспринимает модели и строит карты окружающего мира,
идедуктивные, с помощью которых индивид составляет описания
идействует сообразно своему восприятию и имеющимся репрезен тативным моделям мира. Индуктивные преобразования включают в себя процесс «объединения» с целью найти более глубокие струк туры (понятия, идеи, универсалии и т. д.) в многообразии впечатле ний, полученных через сенсорные каналы. Дедуктивные преобразо вания направлены на «разделение» глубинных структур опыта, а так
же перевод общих идей и понятий в конкретные слова, действия и другие формы поведенческих реакций. Существуют еще и абдук-
тивные преобразования, в ходе которых глубинные структуры транс формируются в другие глубинные структуры, а поверхностные — в другие поверхностные структуры. В этом процессе задействованы механизмы метафоры и аналогии. Аналогии основаны на сходстве двух поверхностных структур («изоморфизм»). Метафоры подразу мевают наличие взаимосвязи между глубинными структурами («го моморфизм»).
С точки зрения когнитивных наук, «реальность» является резуль татом взаимоотношений и взаимодействия между глубинными струк турами и поверхностными структурами. Существует множество воз можных «реальностей»; не одна «карта» и одна «территория», а мно жество возможных территорий и карт. Кроме того, территория посто янно меняется, отчасти в зависимости от того, как карта влияет на взаимодействие человека и территории.
Когнитивные карты и модели не рассчитаны на отражение либо конструирование единственной объективной реальности. Их задача заключается в том, чтобы воспроизвести какой-либо аспект возмож ной реальности. Именно поэтому в когнитивных науках не имеет зна чение «истинность» модели — учитывается лишь ее полезность. На самом деле все модели можно считать символическими или ме тафорическими, а не просто отражающими реальность. Каким бы ни было используемое описание — метафорическим или букваль ным, — полезность модели зависит от степени, в которой она позво ляет совершить эффективный переход на следующую ступень в по следовательности преобразований, связывающих глубинные и по верхностные структуры. Вместо «конструирования» реальности ког нитивные модели вводят ряд функций, которые устанавливают свя зи между глубинными и поверхностными структурами. Именно эти связи формируют «понимание» реальности и позволяют человеку поновому переживать и выражать эту реальность.
С этой точки зрения представляется необходимым обратиться к основным методологическим концепциям когнитивных наук. В них выделяются четыре базовые позиции, с которых осуществляется сбор и интерпретация информации:
—первая позиция — собственная точка зрения человека;
—вторая позиция — восприятие информации с точки зрения дру гого человека;
—третья позиция — рассмотрение информации с точки зрения незаинтересованного наблюдателя.
— четвертая позиция — работа с информацией с точки зрения це лой системы («поля отношений»), задействованной в ситуации.
Поскольку в когнитивных науках предполагается, что единствен но «правильной» карты какого-либо события или явления не сущест вует, четкое представление о занятой позиции чрезвычайно значимо для эффективной работы с информацией. Восприятие ситуации
сразличных точек зрения позволяет человеку расширить свое пони мание соответствующего события.
Работа с информацией по первой позиции состоит в том, чтобы попытаться сделать что-то самостоятельно и исследовать способ, ко торым это делается. Человек обычно воспринимает информацию
ссобственной точки зрения. Вторая позиция подразумевает, что ин дивид пытается воспринимать информацию максимально прибли женно к когнитивной активности другого человека. С помощью этого процесса можно интуитивно понять существенные, но не осознанные информационные аспекты. Третья позиция предполагает, что чело век отстраняется от обстоятельств получения информации и обраща ется исключительно к ее содержанию, оставаясь незаинтересован ным наблюдателем. В этом случае индивид отказывается от собст венных оценок и уделяет внимание лишь тому, что воспринимают его органы чувств. Четвертая позиция предполагает своего рода интуи тивный синтез всех этих ракурсов с целью получить полный инфор мационный «гештальт».
Иными словами, при изучении когнитивных процессов существен ное значение приобретает разделение имплицитного и эксплицитно го знания. Работу с информацией можно описать как функцию двух базовых измерений: осознание и компетентность. Возможна ситуа ция, в которой человек знает и понимает суть некоторой информа ции, однако не способен осуществить необходимые действия (осо знанная некомпетентность). Может быть и так, что индивид способен хорошо выполнять некоторые действия, но не понимает, как это про исходит (неосознанная компетентность). При этом владение инфор мацией (знанием) подразумевает как способность «делать то, что знаешь», так и способность «знать, что делаешь».
Одна из основных проблем когнитивных наук заключается в том факте, что многие психологические и поведенческие элементы, обес печивающие успешность наших когнитивных карт и моделей, оста ются по большей части неосознанными и лишь интуитивно понятны ми. В результате возникают проблемы в описании механизмов, лежа