Файл: Уголовная ответственность за фальшивомонетничество.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.

Известный специалист в области денежного обращения И. Г. Спасский в своей книге «Русская монетная система» рассказывает, что после смерти Петра, фактически захватив власть, Александр Меншиков организовал в 1727 году производство отвратительной по качеству разменной серебряной монеты с пониженным содержанием благородного металла. Естественно, остаток серебра не только шел в казну государства, но и оседал в карманах предприимчивого вельможи. Спасский пишет, что «в течение трех месяцев - с мая по июль 1726 года - проба прыгала, как по ступенькам: 64-я, 48-я и, наконец, 42-я - в сплаве с мышьяком! После прекращения чеканки эти монеты были аннулированы; по крайней мере, уже в 30-х годах XVIII века при обмене старой монеты не принимала «меншиковские» деньги наравне с фальшивыми. Сплав «композиции» 42-й пробы был таким нестойким, что даже слитки его, пролежав несколько дней на Монетном дворе, начинали разрушаться, выделяя черную жидкость».

Фальшивомонетничество во все времена считалось тяжким преступлением, за совершение которого следовало строгое наказание. Например, в Афинском государстве еще в 594 году до н. э. впервые вмировой истории законом о фальшивомонетничестве применялась смертная казнь6.

Законодательством Римской империи (законы Констанция и Юлиана, а затем Валентина, Феодосия и Аркадия (IV в.), совпадающим с периодом укрепления монополии императорской власти на чеканку монет, фальшивомонетничество стало рассматриваться как государственное преступление и наказываться смертной казнью посредством сожжения. Считалось, что, подделывая монету, преступник посягает на изображенный на ней «священный» лик Цезаря7. В российском законодательстве ответственность за фальшивомонетничество как самостоятельное преступление введена Указом царя Алексея Михайловича 1637 г. о так называемых «денежных» ворах. Оно рассматривалось, с одной стороны, как подлог и обман, а с другой - как нарушение прибыльной регалии государства, получающего пошлину в пользу казны от переделки серебра на монеты.

Наказание посредством залития горла расплавленным металлом, кроме акта устрашения, символизировало утоление алчности преступника тем материалом, из которого он делал фальшивые деньги. А в Новгороде еще в 1462 году народ утопил в Волхове нескольких человек, обвиненных в изготовлении фальшивых монет. Наказание в виде смертной казни впервые упоминается в Соборном Уложении 1649 г. в главе «О денежных мастерах, которые учнут делати воровские деньги»
8.

Фальшивомонетничество использовалось и как орудие экономической диверсии. Так, например, во время Французской революции XVIII в. на специально оборудованных фабриках в Англии и Швейцарии изготовляли поддельные ассигнации по образцу бумажных денег парижского Конвента. В 1861 - 1865 гг. южане выпускали поддельные деньги правительства США для подрыва экономики северных штатов. По приказу Наполеона в 1806 - 1809 гг. были оборудованы типографии для изготовления поддельных английских, австрийских и русских банкнот в Дрездене, Варшаве и в Москве. Много фальшивых купюр появилось и в период Крымской войны 9. В 1904 - 1905 гг. во время русско-японской войны в Корее и Маньчжурии получили распространение изготовленные Японией фальшивые русские рубли.

Замещение благородных металлов в функции денег как средства обращения, находит свое окончательное проявление в бумажных деньгах. Первыми их выпустил Китай, но только современная цивилизация широко применила такую форму денег. Английский банк, учрежденный в 1694 г., на основе кредитных отношений с правительством и посредничества в коммерческом кредите получил право выпуска особых кредитных денег, так называемых банкнот, вначале являвшихся лишь ценными бумагами. Затем они стали функционировать наряду с монетами. Однако в полном смысле слова бумажными деньгами банкноты становятся значительно позднее, когда прекращается их обмен на золото, и они функционируют как средство обращения вследствие принудительного курса, установленного для них законом. С выпуском бумажных денег возникла новая разновидность фальшивомонетничества и новый тип фальшивомонетчика, появились и стали совершенствоваться меры борьбы с их подделкой. По выражению К. Маркса, «в то самое время, когда англичане перестали сжигать на кострах ведьм, они начали вешать подделывателей банкнот».

Согласно манифесту Екатерины II от 29 декабря 1768 г. (опубликован 1 февраля 1769 г.), в России были введены в обращение бумажные деньги сначала в Петербурге и Москве. С 1769-го по 1786 г. ассигнации выпускались достоинством в 100, 75, 50, 25 рублей, и уже почти сразу появились фальшивки. В Указе Екатерины II в 1771 г. отмечалось: «Известно нам стало, что в Санкт - Петербургский банк для вымена государственных ассигнаций вступило несколько подложных ассигнаций, т. е. 25-рублевых, переписанных в 75- рублевые таким образом, что цифирь вторый и в строках написанное слово «25» выскоблены и вместо того вписаны цифирь седьмый, и в строках словами семьдесят, но оная при этом так осторожно учинена, что при первом взгляде и не будучи о том предуведомлену, трудно таковую подложность распознать»

10. В 1772 году по указу Сената за попытку организовать сбыт фальшивых ассигнаций, изготовленных за границей, были приговорены к смертной казни два человека. Подделка денежных знаков в России в этот период наказывалась смертной казнью, но в некоторых случаях она заменялась каторжными работами11.Так, например, в 1794 г. отставной капитан Фрайденберг и бывший в иностранной службе подпоручик барон Гулепрехт за изготовление фальшивых ассигнаций приговорены к лишению чинов и дворянского достоинства, затем публично на обеих руках каждого раскаленным железом было поставлено клеймо из первых букв слов «вор» и «сочинитель фальшивых ассигнаций», после чего оба были сосланы «навечно» на каторжные работы в Нерчинск. В дальнейшем в России были выпущены ассигнации достоинством в 100, 50, 25 рублей, они уже выпускались на белой бумаге нового сорта, более трети всех денежных знаков составляли 5 - и 10 - рублевые купюры. Эти деньги обращались вплоть до 1818 г. Российская денежная реформа 1839 - 1843 гг.провозгласила основной денежной единицей серебряный рубль, и выпущенные новые кредитные билеты 50-рублевого достоинства стали обращаться параллельно с серебром и размениваться на серебряную монету. Следующей реформой 1895 - 1897 гг. был осуществлен переход денежной единицы на золотой стандарт, установлены жесткие требования по обязательному обеспечению золотом выпускаемых кредитных билетов. В связи с развитием технологии печатания бумажных денег была введена «орловская» печать, изобретенная графом Орловым. Вследствие этого значительно сократилось число выявляемых случаев совершения этого преступления12.Однако, несмотря на предпринимаемые организационные и другие меры, фальшивомонетничество не исчезло, а география распространения подделок расширялась. Нередко фальшивомонетчики находили себе приют в монастырях и раскольничьих скитах. В 1877г. разоблачили организованную и тщательно законспирированную шайку фальшивомонетчиков из 14 человек. Входившие в состав этой группы лица пытались изготовить 25 - и 3 - рублевые казначейские билеты вначале в церкви Святого Давида в г. Тбилиси, а затем в Эчмиадзинском монастыре вблизи Еревана.

В России продолжает развиваться уголовное законодательство об ответственности за фальшивомонетничество. Юридическая наука того времени точно определила степень опасности рассматриваемого преступления. Авторы проекта Уголовного Уложения 1903 г. писали: «Введение на денежный рынок поддельных денежных знаков, в особенности при трудности распознавания их от настоящих, подрывает доверие вообще к денежным знакам, обращающимся на рынке, колеблет твердость и устойчивость разнообразных сделок, совершаемых посредством денег как орудия мены, увеличивает размер процентов на риск в предприятиях и т. д. За вредом, причиняемым отдельному лицу, стоит вред, причиняемый другим, в момент деяния еще неопределенным лицам, всему обществу».

§ 2. Развитие законодательства об ответственности за фальшивомонетничество в России

Фальшивомонетничество как говорилось выше всегда считалось общественно опасным преступлением. Даже в период политики военного коммунизма, которая ограничивала сферу денежного обращения, вводила строгое нормированное снабжение населения, запрещала частную торговлю, определяла натуральную оплату труда. Переход страны к НЭПу привел к усилению роли денег как всеобщего эквивалента обмен, увеличению потребности в них. Однако общее ослабление надзора за преступным элементом, разнообразие форм и нарицательной стоимости бумажных денег, а также качественное несовершенство их выработки, с одной стороны, и, с другой, появление большой группы лиц, потерявших свои основные занятия, бросавшихся на любое дело, сулившее легкий заработок, являлись главными стимулами для развития фальшивомонетничества в начале 20-х годов в России. В этой связи перед органами ВЧК-ОГПУ была поставлена задача по борьбе с фальшивомонетничеством, что было необходимо и в связи с намечавшимся проведением денежной реформы в стране. Стремясь укрепить роль денежного обращения в экономике, ВЦИК и СНК РСФСР декретом от 9 октября 1922 года под угрозой уголовного наказания, как за подделку денег, запретили выпуск всяческих денежных суррогатов (облигаций, бон и других денежных обязательств на предъявителя)13. Первый советский Уголовный кодекс 1922 года отнес фальшивомонетничество к преступлениям, особо опасным для порядка управления, причем ст. 85 УК РСФСР, указывавшая на признаки этого преступления, рассматривала его в качестве квалифицированного вида подделки документов вообще. В статье была определена ответственность для всех участников, пособников и укрывателей данного преступления. В ней не проводилось различие между изготовлением и сбытом фальшивых денег.

В дальнейшем ст. 85 УК РСФСР в части ответственности за подделку денежных знаков дважды в 1923 и 1924 годах уточнялась в направлении усиления ответственности за это преступление и более четкого разграничения его с другими видами подделки документов. В начале 1924 года в целях урегулирования вопроса борьбы с фальшивомонетничеством была направлена шифртелеграмма прокурорам губернских, областных и автономных республик, в которой разъяснялось право органов ОГПУ на внесудебное рассмотрение дел в отношении лиц
, занимающихся изготовлением, сбытом и хранением фальшивых дензнаков, вплоть до вынесения высшей меры наказания. Предварительное следствие по данной категории дел должно быть закончено в кратчайший срок в порядке упрощенного судопроизводства (ст.381 УПК), без участия обвинителя и защиты, с вызовом наименьшего количества свидетелей и с допущением слушания дела при закрытых дверях. Дела по случайному сбыту фальшивых банкнот или дензнаков рассматриваются в общем судебном порядке.

Прокурорский надзор по этого рода делам осуществляется в полном объеме применительно к разделу 3-му инструкции прокурорам по наблюдению за органами ОГПУ от 1-го ноября 1922 года». Уголовный кодекс 1926 года дополнил статью о подделке и сбыте денежных знаков установлением уголовной ответственности и за подделку и сбыт в виде промысла поддельной иностранной волюты (ст.59-8 УК РСФСР). Первая же попытка борьбы с этим видом преступления была предпринята в 1922 году.

27 января ВЧК был направлен циркуляр всем органам ЭКО ГУБ ЧК, предписывающий самым решительным образом бороться с фальшивомонетничеством. Им предлагалось: «Не позднее двух суток со дня получения от местного финотдела протокола опроса представивших в кассу поддельные дензнаки производить в случае явной в том необходимости осмотр относящихся к этому делу поддельных дензнаков», а « расследование по делу должно вестись вне очереди и заканчиваться в кратчайший срок, все усилия должны быть направлены к открытию первоисточника сбыта» и др.

11 февраля того же года, в связи с «отсутствием планомерности в борьбе с этого рода преступлениями, а также вялое ведение расследования по ним», ВЧК направляется новый циркуляр, который более детально предписал руководящие правила при ведении такого рода дел. В частности, по делам о подделке дензнаков необходимо было выяснять местонахождение мастерских для подделки, устанавливать всех участников подделки и сбыта и их участие в преступлении, откуда доставлялась бумага, краски, как была оборудована мастерская, кто был инициатором организации незаконного «промысла». Предлагалось обязательно производить экспертизу фальшивых дензнаков. Жестко регламентировался срок расследования данной категории дел. «Как общее правило, производство по этим делам не должно тянуться более двух недель. Лишь в исключительных случаях, когда необходима серьезная предварительная агентурная разработка, когда собирание сведений будет выходить за пределы губернии, можно допустить более продолжительный срок для ведения следствия и розыска». По делам о сбыте фальшивых дензнаков был заведен отдельный алфавит, в который вносили всех сбытчиков, а также виновников в подделке. Но эти меры борьбы с фальшивомонетничеством были половинчатыми, носили скорее характер очередной компании и к каким-либо серьезным результатам не привели.