ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Денежная реформа 1923 года смогла положить конец хаотическому состоянию денежного хозяйства и поставила на очередь борьбу с фальшивомонетничеством. Переход от неограниченной эмиссии к червонцам и казначейским билетам в золотом исчислении, обеспеченным известными государственными валютными фондами, неизбежно вызвал строгий и точный учет количества обращавшихся в стране бумажных денег. Тут-то впервые и обнаружилось, каких небывалых размеров достигло фальшивомонетничество и какую опасность представляет это для финансовой политики правительства. С большими жертвами проведенная денежная реформа еще не укрепилась. Промышленность и торговля только начинали делать свои первые шаги. Внимание было направлено на сокращение эмиссии, на уменьшение количества бумажных денег, чтобы оно строго соответствовало валютным фондам Госказначейства «Госбанка». В связи с этим встал вопрос о борьбе с фальшивомонетчиками в общегосударственном масштабе с применением особых чрезвычайных мер.
Важнейшим шагом в этом направлении и в развитии всего законодательства об ответственности за подделку денежных знаков, утвердившего за фальшивомонетничеством характер государственного преступления, явилось принятие ЦИК СССР всесоюзного Положения о преступлениях государственных (1927 г.) Ст. 22 этого Положения предусматривала в своей первой части суровое наказание за подделку или сбыт виде промысла поддельной металлической монеты, государственных казначейских билетов, билетов Государственного Банка Союзов ССР, государственных ценных бумаг, а равно за подделку или сбыт виде промысла поддельной иностранной валюты. В принятом 25 декабря 1958 года «Законе об уголовной ответственности за государственные преступления» фальшивомонетничеству была посвящена ст. 24. В ней говорилось об ответственности за изготовление с целью сбыта, а также сбыт поддельных государственных казначейских билетов, билетов Государственного Банка СССР, металлической монеты, государственных ценных бумаг или иностранной валюты14. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями» от 5 мая 1961 года дополнил ст.24 «Закона об уголовной ответственности за государственные преступления» частью второй, устанавливалось повышенное наказание, вплоть до применения смертной казни с конфискацией имущества, за фальшивомонетничество в виде промысла. В Уголовном кодексе, действовавшим в период с 1985-1995гг. в ст.85 фальшивомонетничество наказывалось лишением свободы на срок от трех до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой от двух до пяти лет или без ссылки. Те же действия, совершенные в виде промысла - наказывались лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества. Уделялось особое внимание промыслу, под которым понимали то, что преступная деятельность являлась для преступника основным или дополнительным источником существования. То есть ужесточение меры наказания было направлено не только на само фальшивомонетничество, но и на антиобщественный образ жизни в целом. С 01.01.1997г. вступил в силу новый УК Российской Федерации, ст. 186 которого предусматривал несколько измененную редакцию ответственности за фальшивомонетничество. Вместо двух частей, которые ранее охватывали все виды подделки, УК РФ предусматривал часть, в которой установлена ответственность за совершение преступления организованной группой. Это было продиктовано ростом организованной преступности и необходимостью борьбы с ней уголовно - правовыми методами
15. Тем не менее, проведение уголовной политики в государстве об ограничении применения смертной казни предопределило то, что из санкции ст. 186 УК эта мера была исключена. С января 2004 года федеральным законом в редакции от 8 декабря 2003 года, в статью 186 УК были внесены изменения: из определения наказания была исключена такая санкция как конфискация имущества, в санкцию статьи, введена санкция штраф - в качестве дополнительного наказания уже имеющимся. Кроме этого был аннулирован такой квалифицирующий признак, как наличие предыдущей судимости за аналогичное преступление. В последней редакции ст. 186 УК закрепленной Федеральным законом Российской Федерации от 28 апреля 2009 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в статью 186 Уголовного кодекса Российской Федерации» было внесено изменение в абзац первый, который был дополнен словами «перевозка и хранение». Это можно объяснить тем, что криминогенная ситуация в стране, сложившаяся в настоящий момент в сфере экономических отношений носит все более организованный характер, при этом роль личности стала иметь гораздо меньшее значение, чем раньше в осуществлении преступной деятельности. Рассматривая развитие законодательства об ответственности за фальшивомонетничество и меры, предпринимаемые для борьбы с ним в исторической ретроспективе, то можно сделать вывод о том, что государство всегда защищало свою национально - экономическую безопасность, угрозой которой является данное преступление.
§ 3. Сравнительно - правовой анализ международного уголовного законодательства в области противодействия фальшивомонетничеству
Юридической основой международного сотрудничества государств в борьбе с фальшивомонетничеством является Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков, подписанная в Женеве 20 апреля 1929 года16.Выработанные Женевской конвенцией универсальные правила на долгие годы определили всю политику международного сотрудничества в борьбе с фальшивомонетничеством. В послевоенный период еще около 50 стран присоединились к Женевской конвенции 1929 года, что в немалой степени повлияло на процесс унификации норм уголовного законодательства о фальшивомонетничестве, совершенствования международной практики борьбы с этим наиболее опасным видом экономических преступлений. Тенденция распространения подделок денежных знаков, представляющих реальную угрозу экономической безопасности Советского Союза в силу его географического положения, явилась одним из побудительных мотивов для принятия нашим государством данной Конвенции, что и было сделано в 1932 году. Данной Конвенцией были установлены основные принципы борьбы с фальшивомонетничеством и предусмотрены карательные меры к лицам, занимающимся изготовлением фальшивых денег, независимо от того, затрагивает ли это национальную денежную систему или денежную систему других стран.
На России как правопреемнице СССР лежит обязанность унифицировать национальное законодательство по этому вопросу, обеспечить координацию деятельности органов по борьбе с фальшивомонетничеством, обеспечить обмен информацией по выявленным случаям изготовления, хранения, перевозки и сбыта фальшивых денег.
Следует отметить, что ряд положений Конвенции устарел и не отвечает современному положению. Исходя из того, что объектом преступления фальшивомонетничество является денежное обращение, можно сделать вывод, что предметом преступления, о котором говорится в ст. 2 Конвенции, могут быть подделки банковских билетов и металлической монеты, находящихся в обращении. В то же время в последние годы значительное распространение получили факты подделок ценных бумаг, облигаций, акций, тревелл-чеков, бон и т.д. В некоторых странах зафиксированы случаи печатания чеков несуществующих банков. В целом подделка чеков и иных ценных бумаг, особенно частных банков, объясняется просто: подделывать их гораздо легче, чем денежные знаки и которые наносят не меньший ущерб экономике государств. По мнению ряда авторов, например Шахунянц Е. А., Конвенция также не предусматривает в качестве обязательного условия наличие цели сбыта поддельных денежных знаков при их изготовлении или изменении, а также наказуемости за вывоз фальшивых денег за пределы государств. При этом, по их утверждению, наказуемость только за их ввоз, предусмотренная Конвенцией, не отвечает ни международному характеру самого преступления, ни степени его опасности17.Они полагают, что нет необходимости включать в Конвенцию обязательное условие «цель сбыта поддельных денежных знаков», так как при ее отсутствии эти действия не могут нанести ущерб денежной системе и в этой связи они не представляют какой-либо опасности. Во-вторых, ст. 18 Конвенции закрепляется принцип, по которому действия, перечисленные в ст. 3 Конвенции, должны быть квалифицируемы, преследуемы и судимы согласно общим правилам внутреннего законодательства государства. Такое положение урегулировано в государствах бывшего СССР и во многих европейских странах.
Так, в Германии, которая является участницей Конвенции, сам факт владения фальшивыми деньгами уголовно ненаказуем. Задача органов уголовного преследования - доказать, с каким умыслом преступник приобрел фальшивые деньги и он намеревался делать с ними. В Уголовном кодексе Республики Польша пуск в оборот подделанных или переделанных денежных знаков, приобретенных виновным как подлинные, является уголовно-наказуемым деянием при наличии умысла. При этом не несет уголовной ответственности лицо, которое в момент введения денег в оборот не осознавало факта, что они фальшивы. В таких случаях дело не возбуждается, а возбужденное прекращается после установления отсутствия в действиях состава преступления.
Следует согласиться с мнением о включении в Конвенцию положения о наказуемости за вывоз фальшивых денег, которое будет способствовать расширению сотрудничества государств в борьбе с этим видом преступлений международного характера, особенно при установлении фактов их приготовления или покушения. 7 февраля 1992 года государства-члены Европейского союза подписали Маастрихтский договор об образовании Европейского экономического и валютного союза. Введение новой европейской валюты вызвало к ним большой интерес со стороны организованной преступности. Уже в начале 1999 года в странах экономического валютного союза, подписавших Маастрихтский договор, было выявлено фальшивых банкнот в долларовом исчислении на 50 млн., в других странах Европейского союза, не подписавших этот договор, - еще на 5 млн. Например, в Сицилии итальянская полиция обнаружила подпольную типографию по изготовлению евро, конфисковав матрицы и фальшивые банкноты на сумму 1,5 млн. евро. В Германии, по данным экспертов Федерального ведомства уголовной полиции, в переходный период криминальные структуры будут в массовом порядке избавляться от фальшивых немецких марок. Также невольно содействует этому злу и определенное несовершенство в ряде стран уголовно-процессуальных норм.
С одной стороны, в законодательных актах практически всех государств предусмотрены весьма строгие меры наказания для лиц, замешанных в изготовлении поддельных денег, находящихся в обращении в данной стране. Например, в США фальшивомонетчики могут быть приговорены к 20 годам тюрьмы или штрафу в 10 тыс. долларов, или к тому и другому одновременно. В Дании - к 12 годам тюрьмы. Бельгийский уголовный кодекс предусматривает наказание за фальшивомонетничество в виде каторжных работ сроком от 15 до 20 лет. С другой стороны, подделка чужой валюты карается менее строго. В Японии, например, лиц, виновных в подделке находящихся в обращении японских иен, приговаривают к пожизненной каторге, а изготовивших фальшивые доллары США - к каторге от двух лет и выше. В некоторых странах при разбирательстве дел фальшивомонетчиков, требуется личное присутствие в суде эксперта той страны, валюта которой подделана обвиняемыми, что по ряду причин не всегда возможно. Поэтому заслуживает внимания опыт европейского регионального сотрудничества по борьбе с фальшивомонетничеством.
В 1998 - 1999 годы в странах ЕС, в частности в Германии, в связи с введением с 1 января 2002 года наличных евро-монет и евро-банкнот были приняты решения о подготовке персонала, создании соответствующих информационных систем и баз данных, о конкретных формах сотрудничества и содействия розыскной деятельности. 29 апреля 1999 года Совет ЕС принял решение о расширении мандата Европола по борьбе с подделкой денег и платежных средств.
Согласно этому решению мандат распространяется на борьбу с фальшивомонетничеством и подделкой иных платежных средств. 28 мая 1999 года Совет ЕС принял решение по усилению уголовно-правовой защиты от подделок денег в связи с введением в обращение новой европейской валюты, согласно которому было рекомендовано государствам-участникам, которые не являются участниками Женевской конвенции от 20 апреля 1929 года по борьбе с подделкой денежных знаков, присоединиться к ней.
Установлено, что незаконное использование голограмм, компьютерных программ для изготовления поддельных денежных знаков на территории Европейского союза признаются уголовно-наказуемыми преступлениями согласно ст. 5 Конвенции. 20 октября 1999 года Совет ЕС по инициативе Германии принял рамочное решение по усилению уголовно-правовой защиты от подделки новой европейской валюты. В решении закреплено важное положение, касающееся дальнейшего расширения сотрудничества европейских государств в борьбе с фальшивомонетничеством. Государства-участники ЕС, на территории которых совершены подделки денежных знаков, могут сосредоточить уголовное преследование в отношении лиц, их совершивших, водном из этих государств. Межправительственным соглашением, заключенным между странами экономического союза Бенилюкс, Германией и Францией о реализации Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 года, с 19 июня 1990 года устанавливалось постепенное упразднение пограничного контроля на общих границах, включая заявления о преследовании преступников. В соответствии с п. 1 ст. 41 данного соглашения, полицейские служащие одной Договаривающейся Стороны, преследующие по горячим следам в своей стране лицо, совершившее преступление или принявшее участие в совершении преступления, предусмотренного п. 4 (в указанном пункте перечислены двенадцать видов уголовных преступлений, в том числе и фальшивомонетничество), имеют право продолжить преследование на территории другой договаривающейся стороны без предварительного согласия, если соответствующие органы другой Договаривающейся Стороны ввиду особой срочности не могли быть предварительно извещены с помощью средств коммуникации или были не в состоянии своевременно прибыть на место для продолжения преследования.
В рамках международно-правового сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с фальшивомонетничеством наибольший интерес представляет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная главами государств-членов СНГ 22 января 1993 года в Минске. Но она также нуждается в совершенствовании. В частности, в ней не предусмотрена возможность проведения совместных скоординированных действий при расследовании преступлений по «горячим следам» на территории Договаривающихся Сторон. 4 июня 1999 года в Минске главами правительств СНГ подписан Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств-участников СНГ.