Файл: Уголовная ответственность за фальшивомонетничество.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Согласно Договору сотрудникам правоохранительных органов предоставлено право продолжать преследование, непосредственно начатое на территории своей стороны лица, совершившего преступление или подозреваемого в совершении преступления на территории другой стороны, а также в тех случаях, когда не имеется возможности заранее известить ее компетентные правоохранительные органы о необходимости пересечения границ ввиду недостатка времени или отсутствия таких возможностей.

Договор до настоящего времени не ратифицирован большинством государств-участников СНГ. Существует мнение, что его положения не соответствуют принципам суверенитета. В заключение представляется необходимым отметить, что расширение Европейского союза приобретает особую значимость для нашей страны, являющейся неотъемлемой частью Европы, особенно в контексте дальнейшего расширения сотрудничества в области борьбы с фальшивомонетничеством. В этой связи история становления Европейского союза, порядок его функционирования в вопросах развития международного сотрудничества по противодействию распространения подделок денежных знаков представляет большой практический интерес с точки зрения перспектив и вариантов такого сотрудничества, как России, так и СНГ с Европейским Сообществом.

Следует также отметить, что в течение последнего столетия в мире неоднократно предпринимались попытки сравнить данные уголовной статистики фальшивомонетничества различных стран. В этих целях проводились многочисленные исследования, охватывающие, как правило, некоторые развитые страны по более или менее сопоставимым и выборочным формам преступного поведения. На этой основе вырабатывались некоторые обобщающие определения, позволяющие хоть в какой-то мере сопоставлять причины данного преступления с далеко не схожими в разных странах уголовным и процессуальным законодательством, судебной практикой и другими статистически значимыми условиями. Однако проведенный анализ рассматриваемой темы, позволяет сделать вывод, что уголовно-правовые и криминологические аспекты фальшивомонетничества в большей мере рассматриваются в отрыве от социального аспекта данного вопроса или социальный аспект отходит на второй, третий план в его теоретическом и практическом осмыслении.

Говоря о социальных предпосылках фальшивомонетничества, в первую очередь надо отметить, что любое общество представляет собой множество индивидов, которые находятся в определенной системе связей, взаимодействий и отношений. Подделка денег детерминирована конкретной системой норм и ценностей, что, собственно, регулирует как индивидуальное, так и коллективное поведение фальшивомонетчиков. По мнению П.Лаве, руководителя отдела Интерпола по фальшивомонетничеству, это преступление зависит от следующих четырех социальных факторов: доходности фальшивомонетничества; отсутствия или недостатка эффективного действия мер принудительного характера; использования относительно дешевого высокотехнического оборудования; восприятия фальшивомонетничества как безопасного преступления.


Масштаб фальшивомонетничества определяется и тем, что люди сегодня не до конца осознают, что фальшивомонетничество является серьезной и возрастающей проблемой. Получить точную статистику по этому виду преступления из скрытого характера деятельности фальшивомонетчиков сложно. Как показывает изученная литература, фальшивомонетничество сегодня в мире оценивается между 5 и 7 % от всех экономических преступлений. В то же время нет никаких достоверных данных, насколько верна эта цифра, хотя она широко используются для того, чтобы проиллюстрировать степень данной проблемы. Социальная острота проблемы фальшивомонетничества заключается в том, что в современном мире государства довольно тесно связаны друг с другом прежде всего в финансовоэкономической области. Общеизвестно, что каждое государство в пределах своей территории ведет борьбу с любыми видами данного преступления, это составляет его суверенную юрисдикцию. По словам П. Лаве: «Фальшивомонетничество - чума ХХ-го столетия, которая выливается в экономические войны между странами, гражданские смерти, увеличения уровня организованной преступности. Скрытый характер фальшивомонетничества делает чрезвычайно трудным идентификацию и выявление количества данного преступления, что способствует увеличению преступлений»18.

Все это происходит по той причине, что существует сложная взаимная связь и обусловленность совокупности факторов, способствующих криминализации финансовых отношений в хозяйственной системе, включая сферу экономической деятельности. Анализ тенденций развития преступности, связанной с изготовлением и распространением фальшивых денежных знаков, доказывает не только расширение международных границ, но и повышение уровня организованности преступных групп фальшивомонетчиков на основе «разделения труда» между преступными группировками, организаторами, изготовителями, крупными и мелкими распространителями. В целях максимального снижения риска быть изобличенными ими все чаще проводится предварительное детальное изучение инфраструктуры внутригосударственного и межгосударственного денежного обращения, системы защиты денежной единицы и правоохранительных мер. Поэтому очень важно при подготовке каких-либо международных актов по противодействию фальшивомонетничеству изучать и анализировать все сферы жизни общества, и рассматривать не несколько развитых стран, а учитывать положительный опыт всех стран, где наиболее продуктивно работает законодательство в области противодействия фальшивомонетничеству.




Глава 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЛИ СБЫТА ПОДДЕЛЬНЫХ ДЕНЕГ ИЛИ ЦЕННЫХ БУМАГ
§ 2. Объект и объективная сторона преступления, предусмотренного ст.186 УК РФ

Фальшивомонетничество как преступное деяние входит в раздел 8 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности». Уголовный кодекс Российской Федерации в статье 186 даёт понятие преступления - фальшивомонетничество - изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте.

Теперь рассмотрим общий, видовой и непосредственный объекты преступления ст.186 УК РФ.

Общий объект любого преступления - это совокупность всех социально значимых ценностей, интересов, благ, охраняемых уголовным правом от преступных посягательств. Общий объект преступления в обобщенном виде представлен в ст. 2 УК РФ - права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества.

Видовой объект фальшивомонетчества, раскрывается через определение его как преступления против экономической деятельности (глава 22 УК РФ).

Отмечая неопределенность границ групп экономических преступлений, предлагаемых исследователями, Б.В. Волженкин дает наиболее адекватную характеристику видового объекта преступлений в сфере экономической деятельности. По мнению ученого, этот объект может быть определен как охраняемая государством система общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в обществе, ориентированном на развитие рыночной экономики. В объект он включает установленный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Преступления в сфере экономической деятельности нарушают интересы государства и иных субъектов экономической деятельности, а также интересы граждан, поскольку они соприкасаются с данной деятельностью.
19Подобно названного выше определения, придерживаются и другие исследователи. Так в частности А.П. Горелов определил в качестве видового объекта преступлений, предусмотренных статьями главы 22 УК РФ: общественные отношения производства, распределения, обмена и потребления, порожденные и регулируемые нормативными актами государственной власти и органов местного самоуправления (порядок экономической деятельности).20

Учитывая вышесказанное, можно дать следующее определение видового объекта преступлений в сфере экономической деятельности (в том числе - фальшивомонетчества) - это охраняемая государством система общественных интересов, складывающихся в сфере экономической деятельности в обществе, ориентированном на развитие рыночной экономики.

Рассмотрим непосредственный объект ст.186 УК РФ. Подобное определение объекта фальшивомонетчества прочно вошло в современную уголовно-правовую науку: объект преступления - денежная и кредитная система страны (Российской Федерации).21

Как верно замечают некоторые исследователи, непосредственный объект - сложные общественные отношения, обеспечивающие: право на эмиссию денег и ценных бумаг уполномоченным кругом субъектов экономической деятельности, в том числе исключительное право Российской Федерации на эмиссию национальной валюты; интересы негосударственного финансового обмена, а также право собственности потенциальных добросовестных приобретателей поддельных денег или ценных бумаг.22

Основным непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие право на эмиссию денег и ценных бумаг только уполномоченным кругом субъектов экономической деятельности и связанные с ними интересы, в том числе: а) исключительное право Российской Федерации на денежную эмиссию, закрепленное в п. «ж» статей первых Федеративного договора, являющегося составной частью Конституции РФ; б) устойчивость государственных денег и эффективное регулирование денежного обращения; в) исключительное право на эмиссию национальной валюты, которое принадлежит другим государствам; г) право государственных и негосударственных хозяйствующих субъектов на эмиссию ценных бумаг, выраженных как в российской национальной, так и в иностранной валюте; д) интересы межгосударственного финансового обмена, поскольку хождение на внутреннем рынке России значительного количества поддельной иностранной валюты препятствует активному инвестированию в нашу экономику денежных средств из-за рубежа.