Файл: Курсовая работа оп. 01 Экономика организации Специальность 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
трудящиеся на постоянной и временной основе, -
работающие по совместительству, -
находящиеся в командировках, отпусках, на больничном.
Также к персоналу предприятия относятся его сотрудники, занимающиеся работой в удаленном режиме. Любой человек, который заключил трудовой договор с работодателем, является работником до тех пор, пока указанный документ не расторгнут. Персонал предприятия подразделяется на:
-
специалистов, которые отвечают за подготовку производства, техническое сопровождение процесса и реализацию полученной продукции; -
служащих (руководство и технических исполнителей). Руководители отвечают за управленческий процесс предприятия и его подразделений. Технический персонал обеспечивает качественность работы специалистов; -
рабочих - физических лиц, непосредственных участников производственного процесса, создающих продукты труда; -
работников охраны, обеспечивающих сохранность имущества от воровства и незаконного пользования и защиту руководителей от насильственных угроз и физического нападения; -
младший обслуживающий персонал. Занимается обслуживанием мест общего пользования и уборкой помещений. -
Все виды персонала являются звеньями рабочего процесса, каждое из которых выполняет важную роль, нацеленную на получение общего результата. Роль персонала в нашем обществе определяется следующими факторами: [1] -
Сотрудник должен быть готов к работе в команде, уметь находить компромисс в конфликтных ситуациях. -
Повышение значимости самоконтроля. Современные технологии создают ситуацию, когда жесткий контроль руководителей теряет свой смысл. Роль каждого менеджера или работника в реализации стратегии существенно возрастает. Поиск новых, эффективных путей достижения стратегических и финансовых целей - скорее творчество, чем рутинная работа, поэтому проконтролировать рождение идеи, в современных условиях, практически невозможно. -
От работников и менеджеров в современных условиях требуется культура общения, чувство коллективизма, корпоративный дух, забота о предприятии в целом. Повышение требований к работнику одновременно означает и возрастание его роли в производственном процессе. -
Из – за изменения потребительского спроса, обострения конкуренции, стало необходимо быстро адоптироваться в изменениях условий внешней среды. Ценится, своевременное принятие решения и основанное на интуиции и знании окружающей среды, чем запоздалое и хорошо проработанное. Цель организации - это извлечении прибыли. Правильная организация работы персонала. Играет важную роль, в главной задачи предприятия.
Факторы, влияющие на развитие кадрового потенциала организации: [3]
-
уровень социально-экономического развития страны -
состояние рынка труда -
предпринимательское инвестирование -
инновационное развитие -
уровень социально-экономического развития предприятия -
организационная культура и эффективность управления персоналом -
система мотивации в компании и мотивация трудовой деятельности
1.2 Состав персонала
Все работники предприятия делятся на две группы:
-
промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием; -
непромышленный персонал, занятый в основном в социальной сфере деятельности предприятия.
Рис. 1. Классификация персонала [1]
По этой классификации выделяются две основные группы персонала в соответствии с их участием в процессе производства: производственный персонал и управленческий персонал. Производственный персонал, или рабочие, в основном заняты деятельностью с преобладающей долей физического труда. К рабочим относятся лица, занятые непосредственным воздействием на предметы труда, их перемещением и перемещением продукции, уходом и контролем за работой средств труда, выполнением операций по контролю качества продукции и другим видам обслуживания производственного процесса. Производственный персонал, в свою очередь, можно разделить на две составные части: основной персонал (рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия) и вспомогательный персонал (рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия). Управленческий персонал, или служащие, в основном заняты деятельностью с преобладающей долей интеллектуального труда. К служащим относится совокупность административно-управленческого, инженерно-технического и обслуживающего персонала. Управленческий персонал также делится на две составные части: руководители (лица, юридически обеспеченные правом принятия решений и имеющие подчиненных) и специалисты.
Рис. 2. Многообразие структур персонала[2]
Персонал может группироваться и по другим признакам, интегрируясь в различного рода структуры.
-
Организационная структура – это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев в управлении, которые включают аппарат управления и производственные подразделения. -
Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями. Функция управления представляет собой часть процесса управления, выделенную по определенному признаку (планирование, маркетинг, персонал, качество, труд и зарплата, учет и т. д.). -
Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, по коммуникационным и поведенческим ролям. Это особенно важно в условиях командной организации труда. Творческие роли свойственны энтузиастам, изобретателям и организаторам, характеризуют активную позицию в решении проблем, в поиске альтернативных решений (генераторы идей, эрудиты, критики). Коммуникационные роли определяют содержание и степень участия в информационном процессе. Выделяют лидеров, связных, координаторов. Поведенческие роли характеризуют типовые психологические модели поведения людей на производстве, в быту, в конфликтных ситуациях (оптимист, пессимист, нигилист, конформист и т. д.). -
Социальная структура характеризует трудовой коллектив как совокупность групп по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования и семейному положению. -
Штатная структура определяет количественно-профессиональный состав персонала, состав подразделений и перечень должностей, размеры оплаты труда и фонд заработной платы работников.
-
Профессионально - квалификационная характеристика
персонала
В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Отношение к труду и профессионализм являются важными характеристиками морального облика сотрудников. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. Качественные характеристики персонала - совокупность профессиональных, нравственных и личностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Всю совокупность качественных характеристик персонала можно условно разделить на:[4]
-
способности (объем полученных знаний, уровень образования, опыт работы в определенной сфере профессиональной деятельности, с определенным видом продукта или услуг, опыт работы в условиях комплексных программ, профессиональные навыки сотрудничества и взаимопомощи и т.п.). -
мотивации (стремление сделать карьеру, сфера профессиональных и личных интересов, стремление к власти, готовность к дополнительной ответственности и дополнительным нагрузкам и т.п.); -
свойства (способность концентрации внимания, способность воспринимать определенный уровень физ., психических или интеллектуальных нагрузок, памяти, личностные свойства, необходимые для выполнения какой-либо работы).
Проведенные исследования позволяют выделить четыре группы профессиональных качеств, коррелирующих с успешностью деятельности:
-
Профессиональные знания (общие профессиональные знания; навыки безопасного выполнения операций, входящих в должностные обязанности; знания и умения, позволяющие диагностировать, предупреждать и ликвидировать опасные ситуации). -
Деловые качества (ответственность, дисциплинированность, добросовестность, компетентность, целеустремленность, самостоятельность, решительность). -
Индивидуально психологические качества (мотивационная направленность; уровень интеллектуального развития; эмоциональная и нервно-психическая устойчивость; внимание, память (долговременная, оперативная); мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению); гибкость в общении, стиль межличностного поведения) . -
Психофизиологические качества (выносливость, работоспособность; острота зрения, глазомер; острота слуха, дифференциация звука; дифференциация запаха; скорость, точность).
Приведенный список профессионально важных качеств является ориентировочным. При проведении исследований по конкретным видам деятельности и конкретным рабочим местам в список вносятся соответствующие коррективы или, при необходимости, специально формируется новый перечень качеств. Работники каждой профессии и специальности различаются уровнем квалификации, т.е. степенью овладения работниками той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях, которые одновременно и характеризуют степень сложности работ. Профессионально-квалификационная структура служащих фирмы находит отражение в штатном расписании - документе, ежегодно утверждаемом ее руководителем и представляющем собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей служащих с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада. Совокупность перечисленных и ряда других показателей может дать представление о количественном, качественном и структурном состоянии персонала предприятия и тенденциях его изменения для целей управления персоналом, в том
числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.
-
Методы оценки эффективности использования персонала
Важной составляющей управления персоналом является оценка эффективной его деятельности. На практике при оценке результативности труда применяются количественные (прямые) и качественные (косвенные) показатели. К прямым показателям оценки относятся: трудоемкость, производительность, продуктивность и эффективность труда. Косвенные показатели оценки эффективности персонала характеризуются факторами, влияющими на достижения результата. К таким факторам результативности труда относятся: оперативность работы, напряженность интенсивность труда, качество труда и многое другое. Для оценки персонала применяются следующие методы: [4]
-
Метод анкетирования. Оценочная анкета представляет собой определенный набор вопросов и описаний. Оценивающий анализирует наличие или отсутствие указанных черт у аттестуемого и отмечает подходящий вариант. -
Описательный метод оценки. Производящий оценку должен выявить и описать положительные и отрицательные черты поведения аттестуемого. Этот метод не предусматривает четкой фиксации результатов и потому часто используется как дополнение к другим методам. -
Метод классификации. Этот метод основан на ранжировании аттестуемых работников по определенному критерию от лучшего к худшему с присвоением им определенного порядкового номера. -
Рейтинг или метод сравнения. Он основан на оценке соответствия работника занимаемой должности. Это метод шкалирования личных качеств работника. Важнейший компонент данного вида оценки - список задач, которые должен выполнять аттестуемый сотрудник. После составления этого списка (он может быть взят и из должностных инструкций) происходит изучение деятельности с учетом времени, затрачиваемого сотрудником на принятие решений, способов выполнения поставленных задач. -
Метод заданного распределения. При данном методе лицу, проводящему оценку, переписывается дать работникам оценки в рамках заранее заданного (фиксированного) распределения оценок. Например: 10% - неудовлетворительно; 20% - удовлетворительно; 40% - вполне удовлетворительно; 20% - хорошо; 10% - отлично; всего - 100 % . Единственное, что требует от работника - списать на отдельную карточку фамилию работника и распределить их по группам в соответствии с заданной квотой. Распределение может проводиться по разным основаниям (критериям оценки). -
Метод оценки по решающей ситуации. Для использования этого метода специалисты по оценке готовят список описаний "правильного" и "неправильного" поведения работников в типичных ситуациях - "решающих ситуациях". Эти описания распределяются по рубрикам в соответствии с характером работы. Далее лицо, проводящее оценку, готовит журнал для записей по каждому оцениваемому работнику, в который вносит примеры поведения по каждой рубрике. Позже этот журнал используется оценке деловых качеств сотрудника. Обычно данный метод используется в оценках, выносимых руководителем, а не коллегами и подчиненными. -
(1.4)