ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Философия как мировоззренческая система
Цель: Определить предмет, функции и задачи философии, соотношение философии и мировоззрения, специфику философской аргументации.
Словарь:
философия, мифология, религия, мировоззрение, миропонимание, мироощущение, философский плюрализм, онтология, гносеология, антропология.
Литература:
Спиркин А.Г. Философия. М.,2003, с.5-12
Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, 2002, с.6-24
Дополнительная литература:
Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1991
Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии 1997. №9.
Задания:
Письменно ответить на вопросы:
1. Определите, какое из трех предложений является философским?
2. Вспомните, когда и где приходилось сталкиваться с понятиями «философия», «философ», «философский». Каким значением они были для вас наполнены?
3. Какие главные ценности присущи науке, искусству, практике, философии?
4. Поясните, почему мировоззренческая функция выражена в философии ярче, чем в биологии.
5. В чем состоит назначение философии?
6. Что такое философия?
7. Если говорить о философии как о науке, то какие ограничения необходимо отметить? Согласны ли вы с тем, что философию можно определить как науку обо всем? Попробуйте отметить достоинства и недостатки такого определения.
8. В чем состоят: мировоззренческая, прогностическая, идеологическая, социализирующая, аксиологическая, а так же функция социальной критики и функция отражения.
9. Подберите вопросы к каждой из функций: Что есть добро? Что есть будущее? Что есть истина? Что есть свобода? Что есть человек? Что есть бог?
10. Как вы считаете философия это наука или мировоззрение? Свое мнение обоснуйте.
11. Попытайтесь сформулировать свое определение философии.
12. Расскажите о происхождении терминов «философия» и «философ».
13. Какие вопросы ставит перед собой философия? Можно ли утверждать, что на них в принципе не может быть ответов?
14. Какую роль играли мифы в жизни первобытного человека?
15. Покажите на конкретных примерах, как образ жизни древних людей отражался в их представлениях о мире.
16. Составить таблицу: «Мифология, религия, философия»
Сравнить исторические формы мировоззрения: мифологию, религию, философию.
УРОК № 7-8
Дисциплина. Основы философии
Тема занятия. Возникновение цивилизации. Философия Древней Греции
Тип урока. Комбинированный урок
Цель: Изучить общее и особенное в становлении и развитии философского мировоззрения древней Греции
Задачи:
1.Образовательная:
Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философской мысли Древней Греции
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Технические средства обучения - компьютер
Литература:
http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока
Вопросы для повторения:
Возникновение цивилизации. Философия Древней Греции
Философия физиса (натурфилософия). Поиск первоначала бытия. Милетская школа. Пифагорейская школа. Атомизм Демокрита и Левкиппа.
Первоисточником греческой философии считается мифология. Ранние греческие философы, несомненно испытывали на себе влияние мифологии- они считали первоначальным состоянием Вселенной Хаос, с развитием мир упорядочивается; происходит гибель и вновь рождение Вселенной. Однако все процессы в мире ранние древнегреческие философы объясняли естественными причинами, теми, которые человек способен понять и объяснить. Само познание природы происходило посредством наблюдений за природными явлениями. Происхождение и структура мира, свойства и развитие природы- вот круг вопросов, которые интересовали ранних древнегреческих философов. В настоящее время для характеристики ранней древнегреческой философии используют термин философия физиса или натурфилософия.
Первые философские школы возникли в Древней Греции в 6 веке до н.э. в Ионии- области, расположенной в Малой Азии, центром которой считался город Милет, отсюда общее название различных философских школ- Милетская школа. Основателем этой школы считается Фалес Милетский (около 640-547 гг. до нэ). Хотя Фалес не оставил после себя никаких трудов, его роль в философии весьма велика. Когда говорят о философских взглядах Фалеса, то чаще имеют в виду его космологическую концепцию, суть которой сводиться к следующим положениям:
Вода в философии Фалеса является не мифическим существом, праматерью, породивший все в мире, а своего рода первоматерией, первовеществом, обладающим свойствами естественного материального объекта.
Другим милетским философом был Анаксимандр (ок.610-546 гг. до нэ). Ему принадлежит сочинение «О природе», от которого до нас дошли лишь фрагменты, кроме этого труды- «Карта мира» и «Глобус»- не дошедшие до наших дней. В отличие от Фалеса, Анаксимандр в качестве первоначала мира называют не какое- то конкретное материальное вещество, а «апейрон»- вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает, все состоит, и в которую все превращается. В следствии движения апейрона выделяются противоположные качества- влажное и сухое, холодное и горячее. Вместе с этим Анаксимандр вводит понятиеархе-изначальный принцип, неизменно присутствующий во всех явлениях мира. Развитие мира носит циклический характер, ибо по прошествии некоторого времени, мир вновь поглощается его бесконечным и беспредельным первоначалом- апейроном.
Другим представителем Милетской школы был Анаксимен (ок.588-525 гг. до нэ). Анаксимен первовеществом называют воздух. Именно воздуху свойственен процесс разряжения и сгущения, благодаря которым из него образуется все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно превращается в воду, землю, камни. Воздух для Анаксимена не только первоначало, но и источник жизни и психических явлений, сама душа для него- «дыхание», дуновение воздуха. Анаксимен также выдвигает идею пантеизма, в соответствии с которым бог равен природе и присутствует в ней, в ее явлениях.
Еще одним ярким представителем милетской школы является Гераклит (ок. 530-470гг до нэ). Согласно Гераклиту, мир или природа находится в непрерывном процессе изменения, из всех природных веществ наиболее подвижен именно огонь. Поэтому первовещество природы - огонь. Для Гераклита первоначало это не то, что движется и развивается, а само это движение. Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения. Важнейшим понятие Гераклит считал Логос. Слово «Логос» имело несколько значений- от »слово», «рассказ», «знание» до математического соотношения двух величин. Однако в понимании Гераклита - это некий всемирный универсальный закон, который управляет миром. Суть логоса заключается в трех принципах:
По сути, Гераклит сформулировал идею о диалектической природе мира и является основателем диалектики – учение, которое признает принцип всеобщей относительности и всеобщего развития на основе единства и борьбы противоположностей.
Некоторые высказывания Гераклита:
Пифагорейская школа
Другой значимой философской школой Древней Греции была Пифагорейская школа. Основателем этой школы является древнегреческий математик, политик и философ Пифагор (ок.580-500 гг.до до нэ).
Цель: Определить предмет, функции и задачи философии, соотношение философии и мировоззрения, специфику философской аргументации.
Словарь:
философия, мифология, религия, мировоззрение, миропонимание, мироощущение, философский плюрализм, онтология, гносеология, антропология.
Литература:
Спиркин А.Г. Философия. М.,2003, с.5-12
Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, 2002, с.6-24
Дополнительная литература:
Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1991
Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии 1997. №9.
Задания:
Письменно ответить на вопросы:
1. Определите, какое из трех предложений является философским?
-
Энергия не исчезает, а сохраняется. -
Попав в сложную ситуацию, глубоко осмысливай ее. -
Делай по утрам зарядку.
2. Вспомните, когда и где приходилось сталкиваться с понятиями «философия», «философ», «философский». Каким значением они были для вас наполнены?
3. Какие главные ценности присущи науке, искусству, практике, философии?
4. Поясните, почему мировоззренческая функция выражена в философии ярче, чем в биологии.
5. В чем состоит назначение философии?
6. Что такое философия?
7. Если говорить о философии как о науке, то какие ограничения необходимо отметить? Согласны ли вы с тем, что философию можно определить как науку обо всем? Попробуйте отметить достоинства и недостатки такого определения.
8. В чем состоят: мировоззренческая, прогностическая, идеологическая, социализирующая, аксиологическая, а так же функция социальной критики и функция отражения.
9. Подберите вопросы к каждой из функций: Что есть добро? Что есть будущее? Что есть истина? Что есть свобода? Что есть человек? Что есть бог?
10. Как вы считаете философия это наука или мировоззрение? Свое мнение обоснуйте.
11. Попытайтесь сформулировать свое определение философии.
12. Расскажите о происхождении терминов «философия» и «философ».
13. Какие вопросы ставит перед собой философия? Можно ли утверждать, что на них в принципе не может быть ответов?
14. Какую роль играли мифы в жизни первобытного человека?
15. Покажите на конкретных примерах, как образ жизни древних людей отражался в их представлениях о мире.
16. Составить таблицу: «Мифология, религия, философия»
Сравнить исторические формы мировоззрения: мифологию, религию, философию.
| ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ | ||||
| Миф | Религия | Философия | ||
Критерии сравнения | Миф в пер. с греч. означает(предание, сказание, легенда) | Религия, с лат набожность, святыня, благочестие | Философия с греч. означает любовь к мудрости | ||
Предмет отражения | Мир в его целостности и единстве, и место человека в нем | ||||
Способ отражения | Миф - это синкретическая форма мировоззрения, и мир предстает как нерасчленённая реальность и свойства природы переносятся на человека, а его качества на природу | Делит мир на земной, естественный и сверхъестественный мир, в котором живет человек, ставится в зависимость от божественного, сверхъестественного | Делит мир на материальный и духовный, объективный и субъективный и соотношение между ними решаются по- разному | ||
Форма отражения | Чувственно- наглядный образ | Вера в сверхъестественное | Понятие | ||
Структура | Чувства, настроения, эмоции, ценности | Чувства, настроения, эмоции, ценности | Идеи, взгляды, знание | ||
Уровень отражение | Мироощущение, мировосприятие | Мироощущение, мировосприятие | Миропонимание | ||
Источники | Жизненно- повседневная деятельность | Жизненно- повседневная деятельность | Интеллектуально- познавательная, рациональная деятельность | ||
Возникновение | Стихийно | Стихийно | Целенаправленно, сознательно | ||
Возникновение | В первобытнообщинном обществе | В первобытнообщинном обществе | На этапе расцвета цивилизации | ||
Функции | Мировоззренческая, познавательно- объяснительная, информативная, аксиологическая, экзистенциональная | ||||
| Регулятивная, компенсаторская | - | |||
| | Утешения | Рефлексивная, методологическая |
УРОК № 7-8
Дисциплина. Основы философии
Тема занятия. Возникновение цивилизации. Философия Древней Греции
Тип урока. Комбинированный урок
Цель: Изучить общее и особенное в становлении и развитии философского мировоззрения древней Греции
Задачи:
1.Образовательная:
Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философской мысли Древней Греции
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Технические средства обучения - компьютер
Литература:
-
учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/918074
-
Гераклит Эфесский. О природе.\\ Перевезенцев С.В. Практикум по истории Западноевропейской философии, М, 1997, стр. 40-41, Изречения Пифагора\\ Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1.М,1989 стр.147
Ход урока
Вопросы для повторения:
-
Основной вопрос философии -
Материализм и его виды -
Идеализм и его виды -
Типы мировоззрения -
Проверить таблицу « Мифология, религия, философия».
Возникновение цивилизации. Философия Древней Греции
Философия физиса (натурфилософия). Поиск первоначала бытия. Милетская школа. Пифагорейская школа. Атомизм Демокрита и Левкиппа.
Первоисточником греческой философии считается мифология. Ранние греческие философы, несомненно испытывали на себе влияние мифологии- они считали первоначальным состоянием Вселенной Хаос, с развитием мир упорядочивается; происходит гибель и вновь рождение Вселенной. Однако все процессы в мире ранние древнегреческие философы объясняли естественными причинами, теми, которые человек способен понять и объяснить. Само познание природы происходило посредством наблюдений за природными явлениями. Происхождение и структура мира, свойства и развитие природы- вот круг вопросов, которые интересовали ранних древнегреческих философов. В настоящее время для характеристики ранней древнегреческой философии используют термин философия физиса или натурфилософия.
Первые философские школы возникли в Древней Греции в 6 веке до н.э. в Ионии- области, расположенной в Малой Азии, центром которой считался город Милет, отсюда общее название различных философских школ- Милетская школа. Основателем этой школы считается Фалес Милетский (около 640-547 гг. до нэ). Хотя Фалес не оставил после себя никаких трудов, его роль в философии весьма велика. Когда говорят о философских взглядах Фалеса, то чаще имеют в виду его космологическую концепцию, суть которой сводиться к следующим положениям:
-
Начало всего есть вода -
Земля плавает на поверхности воды -
Все в мире одушевлено -
Природа включает в себя все сущее и содержит это все в гармонии и равновесии
Вода в философии Фалеса является не мифическим существом, праматерью, породивший все в мире, а своего рода первоматерией, первовеществом, обладающим свойствами естественного материального объекта.
Другим милетским философом был Анаксимандр (ок.610-546 гг. до нэ). Ему принадлежит сочинение «О природе», от которого до нас дошли лишь фрагменты, кроме этого труды- «Карта мира» и «Глобус»- не дошедшие до наших дней. В отличие от Фалеса, Анаксимандр в качестве первоначала мира называют не какое- то конкретное материальное вещество, а «апейрон»- вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает, все состоит, и в которую все превращается. В следствии движения апейрона выделяются противоположные качества- влажное и сухое, холодное и горячее. Вместе с этим Анаксимандр вводит понятиеархе-изначальный принцип, неизменно присутствующий во всех явлениях мира. Развитие мира носит циклический характер, ибо по прошествии некоторого времени, мир вновь поглощается его бесконечным и беспредельным первоначалом- апейроном.
Другим представителем Милетской школы был Анаксимен (ок.588-525 гг. до нэ). Анаксимен первовеществом называют воздух. Именно воздуху свойственен процесс разряжения и сгущения, благодаря которым из него образуется все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно превращается в воду, землю, камни. Воздух для Анаксимена не только первоначало, но и источник жизни и психических явлений, сама душа для него- «дыхание», дуновение воздуха. Анаксимен также выдвигает идею пантеизма, в соответствии с которым бог равен природе и присутствует в ней, в ее явлениях.
Еще одним ярким представителем милетской школы является Гераклит (ок. 530-470гг до нэ). Согласно Гераклиту, мир или природа находится в непрерывном процессе изменения, из всех природных веществ наиболее подвижен именно огонь. Поэтому первовещество природы - огонь. Для Гераклита первоначало это не то, что движется и развивается, а само это движение. Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения. Важнейшим понятие Гераклит считал Логос. Слово «Логос» имело несколько значений- от »слово», «рассказ», «знание» до математического соотношения двух величин. Однако в понимании Гераклита - это некий всемирный универсальный закон, который управляет миром. Суть логоса заключается в трех принципах:
-
Борьба противоположных начал, переходящее в единство -
Постоянная изменчивость мира( все в мире движется) -
Относительность мира( все в мире относительно)
По сути, Гераклит сформулировал идею о диалектической природе мира и является основателем диалектики – учение, которое признает принцип всеобщей относительности и всеобщего развития на основе единства и борьбы противоположностей.
Некоторые высказывания Гераклита:
-
Природа любит прятаться -
Тайная гармония, лучше явной -
Бессмертные смертны, смертные бессмертны, смертью друг друга они живут, и жизнью друг друга они умирают. -
Ослы соломы предпочли бы золоту
Пифагорейская школа
Другой значимой философской школой Древней Греции была Пифагорейская школа. Основателем этой школы является древнегреческий математик, политик и философ Пифагор (ок.580-500 гг.до до нэ).