Файл: Курс лекций Основы философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Люди постоянно открывают новые свойства природных вещей и явлений, что свидетельствует о неисчерпаемости материи, т. е. о бесконечном многообразии конкретных объектов, в которых она существует. Это бесконечное многообразие упорядочено. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы.

Материальный мир развивается через взаимодействие, которое, согласно материализму, является причиной разнообразия вещей объективного мира и их свойств, источником их изменений. В настоящее время философы-материалисты указывают на внутреннее противоречие в определении материи, данном В.И. Лениным.

С одной стороны, в этом определении указывается на независимость материи от человека и его сознания, а с другой - утверждается, что материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. Кроме того, тезис о независимости материи от сознания материалисты логически не обосновывают, не доказывают, а постулируют.

УРОК 49-50

Контрольно - зачетный урок

Контрольно - зачетный урок проводится в форме коллоквиума. Студентам предлагается подготовить к зачетному уроку вопросы к собеседованию:

Вопросы к зачету

  1. Многообразие и сложность мира философии. Мыслители прошлого и настоящего о сущности философии.

  2. Понятие «мировоззрение». Формы мировоззрения. Философия как теоретическое мировоззрение.

  1. Место философии в системе культуры. Соотношение и взаимосвязь философии с религией и наукой.

  2. Основные направления и идеи античной философии.

  1. Философия средневековья: принцип теоцентризма.

  2. Идеи антропоцентризма и гуманизма в философии эпохи Возрождения.

  3. Философия Нового Времени: методология познания.

  4. Философия века Просвещения.

  5. Немецкая классическая философия.

  1. Философия марксизма: диалектический материализм и понятие «практика».

  2. «Философия жизни». Критика рациональности и формирование не­ классической философии.

  3. Позитивисткое направление в философии. Позитивизм в XIX века.

  4. Экзистенциальная философия XX века.

  5. Исторические и идейно-теоретические особенности русской философии.

  6. Русская философия XIX века. Полемика славянофилов и западни­ков об исторической судьбе России.

  7. Русская религиозно-нравственная философия XIX века. (Ф. Дос­тоевский, Л. Толстой, В. Соловьев).

  8. Русский космизм.

  9. «Серебряный век» отечественной философии.

  10. Философия Н. Бердяева: русский экзистенциализм.

  11. Основные понятия и идеи онтологии. Бытие и реальность. Много­образие форм бытия.

  12. Проблема единства мира. Категории «субстанция» и «материя».

  13. Материальное и идеальное. Философская дилемма материализма и идеализма.

  14. Движение и развитие. Самоорганизация бытия.

  15. Философские теории пространства и времени.

  16. Диалектика как философская теория развития. Категории диалектики.

  17. Законы диалектики.

  18. Проблема человека в философии. Два направления философской
    антропологии: сущность и существование.

  19. Философские традиции объяснения сущности человека: натурали­стическая, идеалистическая, культурно-историческая.

  20. Понятие «общество». Структура социальной реальности.

  21. Основные сферы общественной жизни.

  22. Социальный детерминизм и его виды.

  23. Экономика и политика, собственность и власть. Государство и гра­жданское общество.


  1. Личность и общество. Человек в системе социальных отношений.

  2. Сознание как философская проблема. Понятия «душа», «психика», «сознание».

3 5. Психофизическая проблема. Отражение и информация.

  1. Социокультурный аспект сознания. Роль знаковых систем в ста­новлении и воспроизводстве сознания.

  2. Индивидуальное и общественное (коллективное, массовое) сознание.

  3. Сущность познания и познаваемость мира. Основные гносеологи­ческие теории.

  4. Структура знания, его типология. Чувственное и рациональное в познании.

  5. Наука как форма познания. Сциентизм и антисциентизм в совре­менной философии и культуре.

  6. Основные идеи аксиологии. Понятие «ценность». Классификация ценностей.

  7. Многообразие ценностного мира. Типологии и иерархии ценностей.

  8. Смысл жизни как философско-этическая проблема. Философские теории смысла жизни и отношения к смерти.

  9. Философия свободы. Свобода как философская проблема и обще­человеческая ценность.

  10. Нравственные ценности: добро, долг, совесть, ответственность.

  11. Проблемы философии истории. Глобальные и локальные модели общественного развития.

  12. Проблема направленности общественного развития. Понятия «смысл истории» и «общественный идеал». Утопизм как философская ересь.

  13. Классические и неклассические теории общественного прогресса. Современные концепции модернизации.

  14. Современное информационное общество. Человек в информацион­ном мире.

  15. Факторы глобализации. Глобальные проблемы современности, их типология.



Второй вариант получения зачетов студентами - написание дифференцированного зачета в виде теста

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ФИЛОСОФИИ
1 вариант

1. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как…

а) фантазия

б) ложь

в) объяснение

г) заблуждение

2. «Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», - утверждал...

а) О. Конт

б) К. Маркс

в) Ф. Ницше

г) А. Бергсон

3. Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является…

а) А. И. Радищев

б) Н.А.Бердяев

в) В.И.Вернадский

г) Н. Ф.Федоров

4. Первые представления о философии на Руси сложились после…

а) составления «Русской Правды»

б) монголо-татарского ига

в) возвращение Московского государства

г) принятия христианства

5. Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически-преобразовательной деятельности, выступает в роли…

а) аксиологии

б) методологии

в) гносеологии

г) мифологии

6. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного, называется…

а) дуализмом

б) монизмом

в) агностицизмом

г) деизмом

7. Наука становится определяющим фактором развития ________ цивилизации.

а) постиндустриальной

б) аграрной

в) индустриальной

г) азиатской

8. Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведение есть…

а) самосознание

б) воля

в) эмоции

г) психика

9. Способ логического рассуждения от единичных утверждений к положениям, носящим более общий характер, называется...

а) индукцией

б) аналогией

в) дедукцией

г) моделированием

10. Первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был...

а) И. Кант

б) Сократ

в) Ф. Аквинский

г) Августин

11. Развитие...

а) характерно только для социума

б) присуще природе, обществу и сознанию

в) наблюдается только в живых системах

г) характерно только для материальных систем

12. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть...

а) психология

б) этика

в) эргономика

г) эстетика

13. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта есть...

а) мифологема

б) факт

в) гипотеза

г) теория

14. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется…

а) деятельностью

б) игрой

в) поведением

г) трудом

15. Мысленное объединение частей в единое целое есть...

а) синтез

б) сравнение

в) обобщение

г) анализ



Задание. Подумайте свободен ли человек от влияния философии, если он ее специально не изучает? Раскройте роль философии в культуре, ее взаимосвязь с наукой и мировоззрением.


ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ФИЛОСОФИИ

2 вариант

1. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть...

а) эргономика

б) этика

в) эстетика

г) психология

2. Первые представления о философии на Руси сложились после…

а) составления «Русской Правды»

б) монголо-татарского ига

в) принятия христианства

г) Возвышения Московского государства

3. Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть...

а) представление

б) знание

в) познание

г) концепция

4. Интеллектуальная составляющая любого типа мировоззрения называется...

а) мироощущением

б) картиной мира

в) миросозерцанием

г) наукой

5. Постижение истины без обоснования с помощью доказательств есть…

а) интуиция

б) наблюдение

в) эмоция

г) гипотеза

6. Авторами книги «Происхождение человека и половой отбор» является…

а) Ч. Дарвин

б) Т. Гексли

в) Э. Мах

г) Ф. Энгельс

7. Внутреннее упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется…

а) суммой

б) схемой

в) совокупностью

г) системой

8. Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой...

а) познание

б) творчество

в) практику

г) инициацию

9. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного, называется…

а) монизмом

б) дуализмом

в) агностицизмом

г) деизмом

10. Философская антропология - это философское учение о…

а) обществе

б) человеке

в) природе

г) цивилизации

11. Развитие – это...

а) необратимое качественное изменение объектов

б) любое изменение

в) прогрессивные изменения

г) повторяющийся процесс

12. Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла в…

а) появлением первых людей

б) Древней Греции

в) Древнем Риме

г) эпоху древнейших цивилизаций

13. Первая историческая форма целостного и образного восприятия мира есть...

а) искусство

б) религия

в) философия

г) мифология

14. Философское направление, считающее духовное высшим родом бытия называется...

а) плюрализмом

б) идеализмом

в) материализмом

г) дуализмом

15. Утрата объектом или предметной системой способности к выполнению тех или иных необходимых функций называется...

а) регрессом

б) прогрессом

в) случайностью

г) круговоротом


1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


Задание. Философия - это культура разумного мышления. Согласны ли Вы с этим утверждением? Прокомментируйте суждение Р. Декарта: «… философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов».

ГЛОССАРИЙ

А

Анархизм – общественно – политическое течение, проповедующее анархию, отрицающее всякую государственную власть, организованную политическую борьбу.

Архетип – прообраз, первичная форма, образец.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека.

Альтруизм – бескорыстная забота о благе других людей, противоположность ЭГОИЗМА.

Аскетизм – принцип ограничения или подавления чувственных желаний, крайнее воздержание от жизненных благ.

Антропогенез – становление человека как вида в процессе эволюционного развития.

Анализ – 1) мысленное или реальное расчленение объекта на элементы; 2) научное исследование вообще.

Антропоцентризм – 1) воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной; 2) человек в центре внимания общества, высшая ценность.

Аксиология – философское учение о ценностях, теория ценностей.

Апейрон – термин древнегреческой философии, обозначающий бесконечное, не имеющее границ, у Платона синоним материи.

Апологетика – творчество защитников христианского вероучения, выделяемое в отдельный период развития христианской философии

Апологеты – защитники принципов христианства, раннехристианские писатели и философы.

Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины.

В

«Вещь в себе» – категория Канта, обозначающая «истинное» бытие вещи, вещь как она есть на самом деле.

Волюнтаризм – 1)направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия; 2) политика, не считающаяся с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей осуществляющих ее лиц.