ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пифагор большое значение придавал числам, он считал, что число это мера всех вещей. Все можно измерить с помощью числа. Большую важность представляет для философии учение Пифагорейской школы о дышащей Вселенной», космогонии. Согласно этому учению, мир образуется в результате взаимодействия « предельного» и «беспредельного». «Беспредельное» мыслилось как бесконечное воздушное пространство – пневма. Эта пневма вдыхается внутрь мира и ограничивается «пределом», после чего она разграничивает природные вещи, положив начало их существования. Однако беспредельное само выступает пределом, так как ограничивает мир, т.е .создает предметы с их различными свойствами.
Пифагор также признавал переселение душ. Душа, по мнению Пифагора, совершает круговращение, но это не результат ее греховности и следующего за ним наказания, а естественное состояние, для лучшего всестороннего познания мира.
Атомизм Левкиппа и Демокрита
Атомизм - материалистическая философская школа, философы которой( Левкипп, Демокрит) строительными материалами все сущего считали микроскопические частицы- атомы. Весь материальный мир состоит из атомов. Атом- первокирпичик всего существующего. Это неделимая, плотная, непроницаемая, самостоятельная, лишенная каких- либо чувственных свойств- цвета, запаха, вкуса. Между атомами существует пространство, заполненное пустотой. Атомы находятся в движении, которое невозможно без пустоты. Сталкиваясь, атомы изменяют направление своего движения. Мир вещей и явлений реален и состоит из атомов и пустоты. Атомы вечны и неизменны, вещи же преходящи и изменчивы. Так атомисты пытались построить картину мира, в которой возможны возникновение и уничтожении, движение и множественность вещей.
Вопросы для закрепления материала:
Домашнее задание:
УРОК № 9-10
Дисциплина. Основы философии
Тема занятия. Философия Античного Мира
Тип урока. Изучение нового материала
Цель: Рассмотреть становление философской мысли Античного Мира
Задачи:
1.Образовательная:
Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философской мысли Античности, знать основных основоположников эпохи Античного мира
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации меж предметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно - иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа (устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока
Вопросы для повторения материала:
Философия Античного Мира
Классическая философия Античного мира представлена также школой софистов.
Софисты.
Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон, Алкидам. Софисты- платные учителя красноречия и спора. Они ловко и умело манипулируя словами и аргументами, могли ложное доказать, а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способы доказательств и опровержения. Софисты пренебрегали законом, моралью, обычаями, не признавая объективности критерия добра и зла. Манифест релятивизма софистов: известное высказывание Протагора:
человек, есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они существуют». Нравственность- это то, что выгодно обществу и выдумано им. Благо- вообще то, что кому- то выгодно. Нет ничего абсолютного, все относительно и знание( можно одно и тоже утверждение доказать или опровергнуть) и мораль. Примером древнего софизма является софизм »Рогатый»: «то, что ты не потерял, ты имеешь». «Ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь».
Аристотель в качестве софистических приемов называл следующие: софист может быстро говорить, чтобы противник не уяснил смысла речи; или напротив, нарочито, растягивать свою речь, , дабы его противнику было тудно охватить весь ход ее рассуждений, подменять понятия, принуждать собеседника к частому повторению одного и того же и т.д. Несомненный плюс в истории философии софистики заключается в выявлении противоречивости познавательного процесса.
Сократ впервые в центр философии поставил проблему человека. Он не оставил значительных философских произведений. Свое учение излагал в форме открытой беседы( диалога), темами которой были проблемы актуальные во все времена: добро, зло, любовь, счастье, честность. Философия в понимании Сократа не изучение природы, а учение о том, как следует жить. Сократ выступает против ранних физиков. Знать человек может только то, что в его власти. Это не внешний мир, а его собственная душа. Поэтому главная задача познания- самопознание, а принцип философии- «познай самого себя».
Что же такое познание и знание? Знание он определяет как понятие о предмете. Предмету необходимо дать понятие, т.е. определить ряд общих признаков. Сократ отождествляет добродетель со знанием. Поведение человека определяется понятием о доблести и благе: нет, человека, который зная, что он может сделать нечто лучшее, стал бы делать худшее. Сократ сводил всякое дурное действие к простому незнанию или заблуждению. Задача философии - помочь человеку прийти к правильному пониманию – понятию- предмета или явления. На то направлен метод, применяемый Сократом- «Майевтика». Суть его состоит в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Он не навязывает свою точку зрения, а помогает родиться истине в душе человека. Майевтика дословно переводится как повивальное искусство. Сократ был чрезвычайно популярным философом. Все свое время он посещал беседам и спорам. Однако, его разговоры не были понятны официальным властям. Сократ был обвинен в подрыве устоев общества и был приговорен к смерти, и вынужден был принять чашку с ядом- цикутой.
Просмотр документального фильма «Сократ» Канал «Культура» 20 минут
Философия эпох эллинизма и Древнего мира. Киники. Учение Эпикура и его жизненные идеалы. Этическая концепция стоиков. Скептицизм.
Киники - название школа получила от насмешливого прозвища Пес, данному одному из ее представителей. Прославил киническую школу эпатировавший людей своим поведением и презрениям к жизненным радостям Диоген Синопский. Его жизнь- образец жизни кинического мудреца. Диоген лишил себя всех потребностей, закалял себя, подвергая свое тело испытаниям. Жил он в большой круглой глиняной бочке( пифосе).
Эпикур - представитель атомистического материализма, атеизма и сенсуализма. Основной задачей философии Эпикур считал создание этики- учения о поведении, приводящем к счастью. Согласно философу, критерий счастья- в чувстве удовольствия. Благо- есть все то, что порождает удовольствие, зло-то, что порождает страдания. Философ различает три вида удовольствия:
Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания полная невозмутимость, или безмятежность, которое и есть счастье философа, т. о. эпикуреизм – это воздержанность и аскетизм, а отнюдь не безудержное увлечение материальными удовольствиями.
Скептицизм- основатель – Пиррон. Философ стремится к счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий, безмятежности- атараксии. Суть вещей познать невозможно. Всякому нашему утверждению о предмете или явлении может быть с равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод: воздерживаться от каких- либо суждений о чем- либо. Это тоже проявление атараксии.
Стоицизм - согласно стоикам, человек не рожден для наслаждений. Жизнь полна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готов к ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность, рассудительность и справедливость. Это основные добродетели перед лицом всемогущей Судьбы. Представители: Зенон, Посидоний, Панеций , Марк Аврелий, Сенека.
Все в мире предопределено, происходит с необходимостью и подчиняетсяэтой необходимости( року, судьбе).
Вопросы для закрепления материала:
Пифагор также признавал переселение душ. Душа, по мнению Пифагора, совершает круговращение, но это не результат ее греховности и следующего за ним наказания, а естественное состояние, для лучшего всестороннего познания мира.
Атомизм Левкиппа и Демокрита
Атомизм - материалистическая философская школа, философы которой( Левкипп, Демокрит) строительными материалами все сущего считали микроскопические частицы- атомы. Весь материальный мир состоит из атомов. Атом- первокирпичик всего существующего. Это неделимая, плотная, непроницаемая, самостоятельная, лишенная каких- либо чувственных свойств- цвета, запаха, вкуса. Между атомами существует пространство, заполненное пустотой. Атомы находятся в движении, которое невозможно без пустоты. Сталкиваясь, атомы изменяют направление своего движения. Мир вещей и явлений реален и состоит из атомов и пустоты. Атомы вечны и неизменны, вещи же преходящи и изменчивы. Так атомисты пытались построить картину мира, в которой возможны возникновение и уничтожении, движение и множественность вещей.
Вопросы для закрепления материала:
-
Составить таблицу: «Эволюция понятия бытия в древнегреческой натурфилософии»
Философы
Постановка проблемы
Понятие бытия
Мир чувственных вещей
Фалес из Милета 6 век до н.э
Что составляют первооснову вещей, если они возникают, исчезают, а мир сохраняется. Значит этим началом должно быть нечто вечное и неизменное
Первоначало- это то, что лежит в основе всей вещей, и само вечно, едино, неизменно и познаваемо разумом. Вода – первоначало всех вещей и их первооснова
Природа состоит из вещей, которые возникают, исчезают, изменяются, делимы на части и могут быть познаны чувствами.
Анаксимандр из Милета 6 век до н.э
Что составляют первооснову вещей, если они возникают, исчезают, а мир сохраняется. Значит этим началом должно быть нечто вечное и неизменное
Первооснова всего сущего апейрон- беспредельное
Вещам свойственны противоположности
Анаксимен из Милета 6 век до н.э.
Что составляют первооснову вещей, если они возникают, исчезают, а мир сохраняется. Значит этим началом должно быть нечто вечное и неизменное
Первоначало всего сущего -воздух
Гераклит из Эфеса 6 век до н.э.
Что составляют первооснову вещей, если они возникают, исчезают, значит в их основе лежит нечто подвижное, изменчивое, вечное
Самая изменчивая и подвижная природная стихия- огонь. Огонь- символ подвижного, изменчивого. Источник изменений- борьба противоположностей
В природе «все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Вещи превращаются в противоположность.
Парменид из Элеи 5 век до н.э.
Что есть бытие? Что значит быть? Быть или не быть?
Бытие- это то, что лежит в основе всех вещей, то, что существует вечно, едино, и неизменно, и то, что можно познать разумом, а не чувствами, это и есть подлинное бытие
Вещи конечны, делимы, изменчивы, познаваемые органами чувств, и потому есть неподлинное бытие
Демокрит из Абдер 5 век дон.э.
Что составляет первооснову вещей, если они возникают, исчезают, а мир сохраняется, значит этим началом должно быть нечто вечное и неизменное
Основу многообразия всей вещей составляют множество атомов, физических неделимых частиц. Они вечные, неизменные, абсолютно плотные, познаваемые разумом, и отличаются фигурой, формой, весом, объемом. Они двигаются в пустоте.
Вещи образуются из атомов различных по форме путем их столкновения в процессе движения, и вещи исчезают, если атомы отталкиваются друг от друга
Эмпедокл
Что составляет первооснову вещей?
Основу многообразия всей вещей составляют вода, огонь, земля, воздух.
Природа состоит из вещей, которые возникают, изменяются, исчезают, делимы на части и могут быть познаны чувствами
-
Философские школы Древней Греции и их основоположники -
В 1508 году Папа Юлий 2 пригласил Рафаэля помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?
Домашнее задание:
-
Знать конспект, основные понятия темы -
Доработать таблицу: «Эволюция понятия бытия в древнегреческой натурфилософии»
УРОК № 9-10
Дисциплина. Основы философии
Тема занятия. Философия Античного Мира
Тип урока. Изучение нового материала
Цель: Рассмотреть становление философской мысли Античного Мира
Задачи:
1.Образовательная:
Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философской мысли Античности, знать основных основоположников эпохи Античного мира
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации меж предметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно - иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа (устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока
Вопросы для повторения материала:
-
Философские школы Древней Греции и их основоположники -
В 1508 году Папа Юлий 2 пригласил Рафаэля помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?
-
Проверить таблицу: «Эволюция понятия бытия в древнегреческой натурфилософии»
Философия Античного Мира
Классическая философия Античного мира представлена также школой софистов.
Софисты.
Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон, Алкидам. Софисты- платные учителя красноречия и спора. Они ловко и умело манипулируя словами и аргументами, могли ложное доказать, а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способы доказательств и опровержения. Софисты пренебрегали законом, моралью, обычаями, не признавая объективности критерия добра и зла. Манифест релятивизма софистов: известное высказывание Протагора:
человек, есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они существуют». Нравственность- это то, что выгодно обществу и выдумано им. Благо- вообще то, что кому- то выгодно. Нет ничего абсолютного, все относительно и знание( можно одно и тоже утверждение доказать или опровергнуть) и мораль. Примером древнего софизма является софизм »Рогатый»: «то, что ты не потерял, ты имеешь». «Ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь».
Аристотель в качестве софистических приемов называл следующие: софист может быстро говорить, чтобы противник не уяснил смысла речи; или напротив, нарочито, растягивать свою речь, , дабы его противнику было тудно охватить весь ход ее рассуждений, подменять понятия, принуждать собеседника к частому повторению одного и того же и т.д. Несомненный плюс в истории философии софистики заключается в выявлении противоречивости познавательного процесса.
Сократ впервые в центр философии поставил проблему человека. Он не оставил значительных философских произведений. Свое учение излагал в форме открытой беседы( диалога), темами которой были проблемы актуальные во все времена: добро, зло, любовь, счастье, честность. Философия в понимании Сократа не изучение природы, а учение о том, как следует жить. Сократ выступает против ранних физиков. Знать человек может только то, что в его власти. Это не внешний мир, а его собственная душа. Поэтому главная задача познания- самопознание, а принцип философии- «познай самого себя».
Что же такое познание и знание? Знание он определяет как понятие о предмете. Предмету необходимо дать понятие, т.е. определить ряд общих признаков. Сократ отождествляет добродетель со знанием. Поведение человека определяется понятием о доблести и благе: нет, человека, который зная, что он может сделать нечто лучшее, стал бы делать худшее. Сократ сводил всякое дурное действие к простому незнанию или заблуждению. Задача философии - помочь человеку прийти к правильному пониманию – понятию- предмета или явления. На то направлен метод, применяемый Сократом- «Майевтика». Суть его состоит в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Он не навязывает свою точку зрения, а помогает родиться истине в душе человека. Майевтика дословно переводится как повивальное искусство. Сократ был чрезвычайно популярным философом. Все свое время он посещал беседам и спорам. Однако, его разговоры не были понятны официальным властям. Сократ был обвинен в подрыве устоев общества и был приговорен к смерти, и вынужден был принять чашку с ядом- цикутой.
Просмотр документального фильма «Сократ» Канал «Культура» 20 минут
Философия эпох эллинизма и Древнего мира. Киники. Учение Эпикура и его жизненные идеалы. Этическая концепция стоиков. Скептицизм.
Киники - название школа получила от насмешливого прозвища Пес, данному одному из ее представителей. Прославил киническую школу эпатировавший людей своим поведением и презрениям к жизненным радостям Диоген Синопский. Его жизнь- образец жизни кинического мудреца. Диоген лишил себя всех потребностей, закалял себя, подвергая свое тело испытаниям. Жил он в большой круглой глиняной бочке( пифосе).
Эпикур - представитель атомистического материализма, атеизма и сенсуализма. Основной задачей философии Эпикур считал создание этики- учения о поведении, приводящем к счастью. Согласно философу, критерий счастья- в чувстве удовольствия. Благо- есть все то, что порождает удовольствие, зло-то, что порождает страдания. Философ различает три вида удовольствия:
-
Природные и необходимые для жизни -
Природные, но для жизни не необходимые -
Не необходимые для жизни, и не природные
Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания полная невозмутимость, или безмятежность, которое и есть счастье философа, т. о. эпикуреизм – это воздержанность и аскетизм, а отнюдь не безудержное увлечение материальными удовольствиями.
Скептицизм- основатель – Пиррон. Философ стремится к счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий, безмятежности- атараксии. Суть вещей познать невозможно. Всякому нашему утверждению о предмете или явлении может быть с равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод: воздерживаться от каких- либо суждений о чем- либо. Это тоже проявление атараксии.
Стоицизм - согласно стоикам, человек не рожден для наслаждений. Жизнь полна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готов к ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность, рассудительность и справедливость. Это основные добродетели перед лицом всемогущей Судьбы. Представители: Зенон, Посидоний, Панеций , Марк Аврелий, Сенека.
Все в мире предопределено, происходит с необходимостью и подчиняетсяэтой необходимости( року, судьбе).
Вопросы для закрепления материала:
-
Философские школа Античности -
Составить таблицу: «Основные направления философии эллинизма»
Школа
Предмет
Философы
Основные идеи, суть учения
Роль философии
Киническая
Предмет: сущность человека
Проблема: как человек должен жить, чтобы быть счастливым
Антисфен
Диоген
Аскесис: «тому, кто хочет стать добродетельным, следует укреплять тело гимнастикой, а душу образованием и воспитанием.
Апайдеусиа: презрение к богатству, славе
Аутаркейос: независимость, самодостаточность, самоудовлетворенность
Должна научить человека «умению беседовать с самим собой, оставаться наедине с собой.
Керенская
Предмет: сущность человека; пути достижения: счастье
Аристипп
Феодор
Смысл жизни – счастье, а счастье- наслаждение. Критерием добра и зла является наслаждение. Жизнь без него не выносима, а потому лучше смерть.
Философия – это наука о смерти
Эпикуреизм
Предмет: природа, человек и его жизнь
Эпикур
Цель и смысл жизни человека –удовольствие, т.е. отсутствие страданий и свобода от душевных тревог, душевный покой и невозмутимость духа
Должна научить человека быть счастливым
Стоицизм
Бытие как единое
Сенека
Марк Аврелий
Бытие мира предопределено роком и полно страданий и бед. Человек должен стойко и мужественно переносить страдания и невзгоды, вести аскетическую жизнь. И тогда душа человека достигнет бессмертия
Философия – это наука о жизни, и должна научить человека быть другом самому себе
Неоплатонизм
Бытие как единое
Плотин
Порфирий
Учение о потусторонности, о сверхразумности первоначала всего сущего и мистическом экстазе как средству приближения к этому началу. Во главе иерархии сущего стоит одно начало, единое, сверхразумное.
Философия должна раскрыть сущность бытия
-
В чем проявилось новаторство философии эллинизма? -
Что означают слова Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Прокомментируйте.