Файл: Пензенский государственный университет педагогический институт им. В. Г. Белинского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

организация своей учебной деятельности.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

- Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Садитесь.

- Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию?

Запишите в тетрадях число и «классная работа».

  • приветствуют учителя,

  • проверяют готовность к уроку,


Записывают в тетрадях число, «Классная работа» и включаются в деловой ритм урока.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Метапредметные (УУД):

познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

личностные: самоопределение

коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Учитель задает ученикам наводящие вопросы. Мотивирует на активную деятельность перед уроком.

- Какую тему мы проходили на прошлом уроке?

- Ребята, как вы думаете, для чего мы можем использовать первый признак равенства треугольников?

- Правильно! Тогда какая тема нашего сегодняшнего урока? Догадались?

Запишите тему урока в тетрадь.

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Ребята, сегодня мы с вами будем решать задачи не только на применение первого признака равенства треугольников, но и практические задачи из повседневной жизни, условие которых необходимо будет перевести на язык математики.

Но для начала немного повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках.

Учащиеся внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы

С помощью учителя формулируют цель и тему урока.

- «Первый признак равенства треугольников».

для решения задач.
- «Решение задач с помощью первого признака равенства треугольников»

- научиться применять 1 признак равенства треугольников при решении задач

Записывают в тетради тему урока


Актуализация опорных знаний и умений

Метапредметные (УУД):

познавательные: структурирование собственных знаний

регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные:

проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

- На прошлом уроке мы сформулировали и доказали первый признак равенства треугольников. Домашним заданием у вас было выучить формулировку и доказательство данной теоремы. Кто пойдет к доске доказывать первый признак равенства треугольников? (на оценку).

Один ученик работает у доски, в это время учитель работает с классом фронтально.

- Пока … готовится отвечать, мы с вами немного поработаем устно.

Вопросы:

- Как называется фигура, нарисованная на доске?

- Дайте определение треугольника.

- Назовите элементы данного треугольника.

-Что мы умеем вычислять для треугольника?

-Что такое периметр треугольника?

-Какие треугольники называются равными?

-Какими способами можно сравнить треугольники?

-Назовите свойство равных треугольников. После повторения пройденного материала учитель спрашивает ученика, которого вызвал к доске в начале урока. Тот рассказывает теорему «Первый признак равенства треугольников». Класс помогает. (После ответа ученик получает оценку.)


Один из учеников доказывает у доски первый признак равенства треугольников. В это время остальные учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- Треугольник

- Вершины: А, В, С; стороны: АВ, - ВС, СА; углы: САВ,АВС, СВА.

- Периметр

- Если два треугольника равны, то элементы (т.е. стороны и углы) одного треугольника соответственно равны элементам другого треугольника)

Первичное закрепление

в знакомой ситуации

Предметные: уметь решать задачи используя первый признак равенства треугольников

Метапредметные (УУД):

познавательные: формирование интереса к данной теме, умение находить достоверную информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

личностные: формирование готовности к самообразованию

коммуникативные: взаимодействовать с учителем во время фронтальной работы, выслушивать разные мнения своих сверстников.

Работа по готовым чертежам. Устная работа по заданиям на слайде (слайд 3-12)

Учитель предлагает учащимся работу по готовым чертежам на отработку основных понятий.

Решение задач из учебника

Устно работают по готовым чертежам.

Решают задачи из учебника. Один ученик работает у доски, остальные в своих тетрадях.

Первичное закрепление

в изменённой ситуации

Предметные: уметь применять первый признак равенства треугольников в нестандартной ситуации

Метапредметные (УУД):

познавательные: формирование интереса к данной теме, умение находить достоверную информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

регулятивные: планирование совместной деятельности с напарником для решения поставленной задачи.

личностные: формирование готовности к самообразованию

коммуникативные: умение работать в паре, выслушивать мнение партнера.


А теперь давайте немного отвлечемся и устно выполним упражнение.

Давайте вспомним направление сторон горизонта. Найти углы между:

Севером и Северо-востоком (45)

Севером и Западом (90)

Югом и Северо-западом (135)

Работа в парах

А теперь вы немного поработаете в парах. Решите следующую задачу.

Задача 1.

Три поселка В, С и D расположены так, что С находиться в 7 км к юго – западу от поселка В, а поселок D – а 4 км к востоку от В. Три других поселка А, К и М расположены так, что поселок К находиться в 4 км к северу от М, а поселок А – в 7 км к юго-востоку от М. Какой вывод можно сделать о расстоянии между пунктами С и D и пунктами К и А. Сделайте рисунок.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Посмотрите на слайд. У всех получился такой чертеж? К какому выводу вы пришли?


Отвечают на вопросы учителя.

Работают в парах. Выполняют предложенное учителем задание.


Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Предметные: уметь применять первый признак равенства треугольников в решении практических задач

Метапредметные (УУД):

Познавательные: умение находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; строить логическую цепочку рассуждений

Регулятивные: уметь высказывать свое предположение; оценивать правильность выполнения действий.

личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;

коммуникативные: уметь выражать свои мысли четко, полно и точно

Решение практических задач

- А теперь мы посмотрим, как применяется первый признак равенства треугольников к решению практических задач. В жизни приходится сталкиваться с множеством практических задач, решить которые помогает математика. Самым важным и интересным является переход от текста задачи, то есть от реальной практической ситуации, к математической модели задачи. Часто это сводится к правильному построению геометрического чертежа по тексту задачи.

Задача №2

Населенные пункты А, В, С, D расположены так, что пункт А находится в нескольких километрах к югу от D, а пункты В и С - на одинаковых расстояниях к западу и востоку (соответственно) от А. Верно ли, что В и С находятся на одинаковом расстоянии от D.
Задача № 3.

Мама купила 1 м. ткани шириной 1м. На платки двум дочерям. Разделите этот кусок на две равные части; докажите правильность своих действий.

Задача № 4.

Для нахождения расстояния от точки В до дерева А на другой стороне реки отметили на местности точки C, D и F так, чтобы точка С была серединой отрезка BD и угол BDF был бы равен углу АВС. Наметив прямую AF, проходящую через точку С, измерили одну из сторон

треугольника FDC и приняли ее длину за расстояние АВ. Какую сторону измерили?

Выполняют на доске и в тетради


Домашнее задание

Метапредметные (УУД):

регулятивные: уметь прогнозировать и корректировать свои действия

коммуникативные:

умение слушать и понимать речь других

Дает комментарий к домашнему заданию

Домашнее задание: П. 15, № 97, 98


Записывают ДЗ в дневник, слушают учителя.

Рефлексия учебной деятельности

Метапредметные УУД:

познавательные: рефлексия.

регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

личностные: самооценка коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции.

Подведение итогов урока совместно с учащимися.

- Урок подходит к концу. Итак, какие методы сравнения треугольников вы знаете?

- Назовите еще раз первый признак равенства треугольников.

- Сегодня мы с вами закрепили знание этого признака, решая практические задания. Если у вас есть какие-либо вопросы, задавайте.


Отвечают на поставленные вопросы, анализируют результаты работы, делают выводы




Учитель математики: Харькова Л. С. __________________

Отметка: ___

Технологическая карта урока геометрии в 7 классе по теме:

«Смежные углы. Перпендикулярные прямые»

Предмет

Геометрия

Класс

7

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Тема

«Смежные углы. Перпендикулярные прямые»

Цель

Создать условия для введения понятия смежных и вертикальных углов, понятия перпендикулярных прямых; вывести свойства смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; научиться применять полученные знания при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме.

Основные термины, понятия

Смежные углы, вертикальные углы, перпендикулярные прямые




Планируемые результаты

Предметные умения

Знать: какие углы называются смежными, какие вертикальными, какими свойствами они обладают; определение перпендикулярных прямых и их свойства;

Научиться: решать задачи на вычисление градусной меры угла, смежного с данным, применять свойства смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых.


Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; ответственность за общее дело, самоопределение.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: уметь отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя имеющиеся знания; самостоятельно создавать алгоритм деятельности; извлекать из математических текстов необходимую информацию; использовать знаково-символические средства; строить логическую цепочку рассуждений

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; уметь четко и полновыражать свои мысли.


Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Актуализация опорных знаний и умений

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Постановка учебной проблемы

выявление и фиксация места и причины затруднения.

Открытие нового знания

построение и фиксация нового знания

Первичная проверка понимания

применение нового знания в типовых заданиях.

Применение новых знаний

включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Рефлексия учебной деятельности

соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.



Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Геометрия. 7-9 кл. Учебник. Атанасян Л.С. и др

Технические средства обучения

мультимедиа-проектор, карточки с заданиями, презентация.



Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

организация своей учебной деятельности.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

личностные: мотивация учения

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию. Запишите в тетрадях число и «классная работа». Сегодня на уроке мы продолжим изучение геометрических углов, а также узнаем новые важные определения. У вас на столах лежат карточки для работы. Они вам понадобятся в ходе урока. Ну а начнем мы с повторения.

Приветствуют учителя,

проверяют готовность к уроку, задают вопросы по домашнему заданию (если имеются)

Записывают в тетрадях число, «Классная работа» и включаются в деловой ритм урока.

Актуализация опорных знаний и умений

Метапредметные (УУД):

познавательные: структурирование собственных знаний

регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Сейчас у нас «Беговая дорожка». Я начинаю, а вы продолжаете.

- Угол - это геометрическая фигура, которая состоит …

- Угол называется развернутым, если …

- Градусная мера развернутого угла равна …

- Градусная мера тупого угла равна …

- Градусная мера прямого угла равна …

- Градусная мера острого угла равна …

- Биссектрисой угла называется …

- Хорошо, а теперь устно решим задачи. (Условие задач на слайде).

Учащиеся внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы

Выполняют предложенные упражнения.

Постановка учебной проблемы

Метапредметные (УУД):

познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

регулятивные: уметь осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

личностные: самоопределение

коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

- Молодцы ребята! А теперь выполним небольшую практическую работу.
Введение понятия «Смежные углы» (выполняется практическая работа). Один ученик выполняет работу на доске, остальные обучающиеся – в тетради:

- Начертите прямую АВ.

- Отметьте на прямой АВ точку О так, чтобы она лежала между точками А и В.

- Между сторонами угла АОВ проведите луч ОС.

- Какие углы получились? (АОС и ВОС)

- Назовите стороны каждого угла. (ОА и ОС; ОС и ОВ)

- Что вы можете сказать о сторонах полученных углов? (ОС –общая, ОА и ОВ являются дополнительными полупрямыми).

- Все верно. Такие углы в геометрии называются смежными.


Выполняют практическую работу. Отвечают на вопросы учителя.

Открытие нового знания

Метапредметные (УУД):

познавательные: формирование интереса к данной теме, умение находить достоверную информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

личностные: формирование готовности к самообразованию.

коммуникативные: взаимодействовать с учителем во время фронтальной работы, выслушивать разные мнения своих сверстников, корректировать свое мнение



- Запишите в тетрадях заголовок: «Смежные углы»
Учитель предлагает сформулировать определение смежных углов.

- Давайте попробуем сформулировать определение смежных углов.

-Откройте учебник на странице 22 и найдите определение смежных углов. Сравните с нашим определением.

- Все верно? Отлично. А теперь научимся находить смежные углы.

Отработка понятия по рисункам.

1.На каком из рисунков углы 1 и 2 смежные?

2. Найдите на чертеже смежные углы. Назовите вершину и общую сторону.

- С понятием «смежные углы» разобрались.

- Ребята, вы хотели бы узнать, как построить угол, смежный данному?

Для построения угла, смежного с ним луч, являющийся одной из его сторон, дополняется до прямой

Давайте вместе выполним это построение. Я выполняю на доске, а вы в своих тетрадях.

Ученики в тетрадях выполняют построение смежных углов. Учитель показывает построение на доске.

Итак, мы научились строить смежные углы.

Задание №1.

- А теперь давайте выполним небольшую практическую работу. Возьмите карточку для работы № 1.

- Проверьте, все ли у вас верно (заполненная таблица на слайде)

- Итак, какой вывод мы получили?

Вывод: Сумма смежных углов равна 180 О.
- А теперь поработаем по таблице.

Работа по таблице.

-Угол, смежный с прямым углом всегда …


Формулируют определение.

Работают с учебником

Решают задачи по готовым чертежам.

Слушают учителя и отвечают на вопросы.
Строят смежные углы

Выполняют практическую работу по карточкам
Ученики предлагают решение задач, высказывают свое мнение







-Угол, смежный с острым углом всегда …

-Угол, смежный с тупым углом всегда …

-Два смежных угла могут быть оба острыми?

-Два смежных угла могут быть оба прямыми?

-Два смежных угла могут быть оба тупыми?

-Если смежные углы равны, то они …

- Сумма смежных углов всегда равна …

- Итак, мы с вами получили свойство смежных углов. Запишите его в тетради.

Задание 2.

По рисунку вычислите

а) < ABC, если < CBD = 1230

б) < CBD, если < ABC = 340.

в) < ABC, если < DBC = 900.

Из задания (в) следует, что, если один из смежных углов равен 900 градусов, то и другой угол равен 900 градусов.

Задание 3. (Один ученик работает у доски)

По рисунку 1 < DОА = 760 . Используя свойство смежных углов, вычислите < АОB,

< BОC, < DОC

- Ребята, вы заметили, что в решении задачи у нас получились две пары равных углов. Такие углы называются вертикальными.

- Прочитайте в учебнике определение вертикальных углов и запишите в тетради.

- Посмотрите на слайд. Что вы можете сказать про данные углы? Какие углы являются смежными? Какие вертикальными? Что можно сказать по углы? (они равны). Давайте докажем это.

Возьмите карточку № 2 и выполните задание.

- Закончили? Теперь обменяйтесь карточками и проверьте карточку соседа. Верное доказательство на слайде.

Работаю по таблице, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание.

Работают по карточкам.







- Ребята, какой вывод у нас получился? (вертикальные углы равны).

Выполните задание.

Задание 4. Один ученик работает у доски.

< 1 и < 2 – вертикальные.

а) < 1 + < 2 = 1000;

б) < 1 + < 2 = 1800.

Найдите < 1 и < 2 .

В задании (б) вертикальные углы равны по 900 градусов, т. е. прямые при пересечении образуют прямые углы. Сколько здесь прямых углов? (четыре)

- Отсюда вытекает следующее определение.

Две пересекающиеся прямые называются перпендикулярными, если они образуют четыре прямых угла.

Перпендикулярность прямых АС и ВD обозначается так: АС ┴ ВD.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Первичная проверка понимания

Предметные:

Первичное закрепление полученных знаний

Метапредметные (УУД):

познавательные: уметь анализировать, обобщать, делать выводы; строить логически обоснованные рассуждения.

регулятивные: уметь составлять план решения, выбирать пути и средства достижения цели.

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Решение задач из учебника.

Выполняют решение на доске и в тетради


Домашнее задание

Метапредметные (УУД):

регулятивные: уметь прогнозировать и корректировать свои действия

коммуникативные:

умение слушать и понимать речь других

Дает комментарий к домашнему заданию

Домашнее задание: п. 11-13. № 58 (а,б), № 61(а,б,в)

Записывают ДЗ в дневник, слушают учителя.

Рефлексия учебной деятельности

Метапредметные УУД:

познавательные: рефлексия.

регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

личностные: самооценка коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции.

Подвести итоги урока

-Что мы изучали на сегодняшнем уроке?

Предлагаю вам продолжить высказывания:

На уроке

  1. Я узнал . . .

  2. Я научился . . .

  3. Мне понравилось . . .

  4. Я затруднялся . . .

Мое настроение . . .

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют результаты работы, делают выводы




Учитель математики: Харькова Л. С. _________________

Отметка: _____

Технологическая карта урока

«Решение задач с помощью уравнений»

Предмет

Алгебра

Класс

7

Тип урока

Открытие нового знания

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Тема

Решение задач с помощью уравнений

Цель

Создать условия для формирования представления о решении задач с помощью уравнений, изучить алгоритм решения задач с помощью уравнений; развивать умение составлять уравнения по условию задачи, переменной научиться применять полученные знания при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме.

Основные термины, понятия

Алгоритм решения задач с помощью уравнений, математическая модель, линейное уравнение с одной переменной




Планируемые результаты

Предметные умения

Научиться: составлять уравнения по условию задачи, решать линейные уравнения с одной переменной; понимать алгоритм решения задач с помощью уравнений; определять содержание и последовательность действий для решения данной задачи

.


Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; ответственность за общее дело

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение

Познавательные УУД: уметь отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание; использовать знаково-символические средства; строить логическую цепочку рассуждений

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; уметь выражать свои мысли четко, полно и точно