Файл: Пензенский государственный университет педагогический институт им. В. Г. Белинского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, индивидуальная. | Книгопечатная продукция Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений /А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. Технические средства обучения мультимедиа-проектор, презентация. |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
Актуализация опорных знаний и умений | готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. |
Постановка учебной проблемы | выявление и фиксация места и причины затруднения, постановка цели учебной деятельности |
Открытие нового знания | построение и фиксация нового знания |
Первичная проверка понимания | применение нового знания в типовых заданиях. |
Применение новых знаний | включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Рефлексия учебной деятельности | соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Метапредметные (УУД): регулятивные: организация своей учебной деятельности. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию? Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - Ребята, давайте запишем число в рабочих тетрадях |
Записывают в тетрадях число, «Классная работа» и включаются в деловой ритм урока. |
Актуализация опорных знаний и умений | Метапредметные (УУД): познавательные: структурирование собственных знаний регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | - Ребята, чем вы занимались на предыдущих уроках? Давайте немного повторим. 1)Устный фронтальный опрос (вопрос задаёт учитель).
2) Решить устно. (Заготовить на доске или на компьютере). Решить уравнение: 2х=4; х+1=2; х-1=0; 5х=0. Раскрыть скобки: -(х+3); х-(х+5); 4-(х-4). | Учащиеся внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы 1.Уравнение вида ах=в, где: х-переменная, а и в – некоторые числа, называется линейным уравнением с одной переменной 2.Корнем (решением) уравнения называют числовое значение переменной, которое превращает уравнение в верное числовое равенство. Выполняют предложенные упражнения. |
Постановка учебной проблемы | Метапредметные (УУД): познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. личностные: самоопределение коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | - Как вы думаете, как можно решить вот эту задачу? Задача №1. Петя купил 24 тетради, причем тетрадей в линейку он купил на 6 больше, чем тетрадей в клетку. Сколько тетрадей каждого вида купил Петя? - Можно ли решить эту задачу без уравнения? - Давайте теперь сформулируем тему урока и цель урока. | С помощью учителя формулируют цель и тему урока. Записывают в тетради тему урока |
Открытие нового знания | Предметные: уметь решать линейные уравнения с одной переменной Метапредметные (УУД): познавательные: формирование интереса к данной теме, умение находить достоверную информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую. регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. личностные: формирование готовности к самообразованию коммуникативные: взаимодействовать с учителем во время фронтальной работы, выслушивать разные мнения своих сверстников, корректировать свое мнение | - Сегодня на уроке мы будем решать задачи с помощью уравнений. Этот способ решения задач вам уже известен. Вспомните, как поступают при решении таких задач. Итак, мы по условию задачи составляем уравнение и затем его решаем - Часто условие задачи является описанием какой-то реальной ситуации. Составленное по этому условию уравнение называют математической моделью данной ситуации. - Итак давайте вместе с вами решим задачу и составим алгоритм решения задач с помощью линейных уравнений. - Что можно обозначить за переменную х в задаче? - Тогда сколько тетрадей в линейку купил Петя? - Давайте запишем это. Пусть x-кол-во тетрадей в клетку. Тогда x+6-в линейку. - Составим уравнение. Т.к всего 24 тетради, то что мы должны сделать? - Какое уравнение у нас получится? - Давайте решим это уравнение. (вызвать ученика к доске) x+x+6=24 2x=24-6 x=9 - Итак, что у нас получилось? - Тогда сколько тетрадей в линейку купил Петя? - А теперь давайте посмотрим какие действия мы выполняли при решении задачи и попробуем сформулировать алгоритм решения задачи с помощью уравнений.
- Эту последовательность действий, состоящую из трех шагов, можно назвать алгоритмом решения текстовых задач. - Ребята, внимательно посмотрите на 3 шаг нашего алгоритма. В некоторых задачах найденный корень уравнения — это еще не ответ задачи. Следует выяснить, не противоречит ли полученный результат реальной ситуации, описанной в условии задачи. Рассмотрим, например, такие задачи. 1) За 4 ч собрали 6 кг ягод, причем каждый час собирали одинаковое по массе количество ягод. Сколько килограммов ягод собирали за 1 ч? 2) Несколько мальчиков собрали 6 кг ягод. Каждый из них собрал по 4 кг. Сколько мальчиков собирали ягоды? - Давайте подумает и решим эти задачи. - По условию обеих задач можно составить одно и то же уравнение 4х = 6, корнем которого является число 1,5. Но в первой задаче ответ «собирали полтора килограмма ягод за час» является приемлемым, а во второй — «ягоды собирали полтора мальчика» — нет. Поэтому вторая задача не имеет решений. | Слушают учителя и отвечают на вопросы. Кол-во тетрадей в клетку. х+6. Записывают условие задачи в тетради Сложить x+x+6=24 Решают уравнение. Один ученик работает у доски, остальные в своих тетрадях 9 тетрадей в клетку 9+6=15 тетрадей Отвечают на вопросы. Пытаются сформулировать алгоритм решения задач с помощью уравнений. Ученики предлагают решение задач, высказывают свое мнение |
Первичная проверка понимания | Метапредметные (УУД): познавательные: уметь анализировать, обобщать, делать выводы; строить логически обоснованные рассуждения. регулятивные: уметь составлять план решения, выбирать пути и средства достижения цели, работать по плану. коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | - Давайте решим № 81 из учебника. Задача. Периметр прямоугольника равен 7,8 см, а одна из его сторон на 1,3 см больше другой. Найдите стороны прямоугольника. | Выполняют на доске и в тетради |
Домашнее задание | Метапредметные (УУД): регулятивные: уметь прогнозировать и корректировать свои действия коммуникативные: умение слушать и понимать речь других | Дает комментарий к домашнему заданию Домашнее задание: § 3, № 80, 82. | Записывают ДЗ в дневник, слушают учителя. |
Рефлексия учебной деятельности | Метапредметные УУД: познавательные: рефлексия. регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке личностные: самооценка коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции. | Подвести итоги урока -Что мы изучали на сегодняшнем уроке? Предлагаю вам продолжить высказывания: На уроке
Мое настроение . . . | Отвечают на поставленные вопросы, анализируют результаты работы, делают выводы |
Учитель математики: Харькова Л. С. ______________
Отметка:_
Дидактический анализ урока Харьковой Л. С. по алгебре в 7 классе на тему: «Степень с натуральным показателем».
-
Анализ и оценка целевого компонента урока
Цели и тему урока учащихся сформулировали сами с помощью выполнения упражнений, на основе своих знаний, и с помощью проблемной ситуации, которую создал учитель. Цели сформулированы конкретно, чётко и лаконично: сформировать представление о степени с натуральным показателем; познакомить учащихся с правилами нахождения степени и использование их при решении несложных задач.
Цели урока обоснованы с учётом программных требований, содержания материала, места урока в системе уроков по данной теме, подготовленности обучающихся: данные цели являются целями урока открытия новых знаний по теме «Степень с натуральным показателем».
Данный урок является уроком получения нового знания, на основе ранее изученного. Тема урока входит в главу «Целые выражения» курса алгебры 7 класс. Подготовленность учащихся на уроке была хорошая, практически все с легкостью могли решить предложенные задания и обосновать свой выбор.
Поставленная учащимися цель была реальна. При помощи учителя они познакомились с понятием степени с натуральным показателем, а также при решении задач смогли применить полученные знания на практике.
Данная цель соответствовала требованиям современного урока, в приоритете была самостоятельная работа учащихся (во время ознакомления с понятием степени с натуральным показателем), а не учителя; была организована проверка усвоения материала (решение задач по карточкам и у доски).
Цель урока была доступна для учеников, поскольку использовались ранее полученные знания. Сложность заключалась в подборе таких методов и средств, которые смогли бы заинтересовать учеников в данной теме.
С помощью применяемых на уроке средств и методов, цель была достигнута.
Анализируя урок, можно сказать, что цель и задачи сопоставимы с результатами. Учащиеся не только познакомились с понятием степени с натуральным показателем, но и смогли в полной мере продемонстрировать свои знания и умения пользоваться ими, укрепить, систематизировать их.
-
Анализ и оценка содержательно-процессуальных характеристик урока.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Структура урока:
1. Организационный этап. (примерно 1 мин.). Приветствие учащихся. Создание благоприятной атмосферы.
2. Этап мотивации, постановка цели задачи урока. На этом этапе учитель предложил ребятам для обсуждения высказывание «Самое важное – не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам», тем самым мотивируя ребят на учёбу и самостоятельное открытие новых знаний. Была сформулирована тема и цель урока. (примерно 2 мин)
3. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин). Учитель предложил учащимся рассмотреть выражения, чтобы они провели сравнение новой темы со своими предыдущими знаниями. Основным приемом этапа актуализации было создание проблемной ситуации
4. Этап открытия нового знания. Учитель предложила ребятам самостоятельно сформулировать определение степени числа с натуральным показателем, подготовила задания для работы в парах (8 мин.).
5. Этап эмоциональной разгрузки (2 мин.)
6. Этап первичного усвоения новых знаний. Учитель организовала работу по учебнику и по карточкам с заданиями (10 мин.)
7. Этап закрепления. Учащиеся выполняли самостоятельную работу по карточкам (8 мин)
8. Этап рефлексии. В конце урока учитель организовал рефлексию по методу незаконченного предложения, провела оценку работы класса. (3 мин.)
9. Информация о домашнем задании (1 мин).
Данный урок построен с учётом системно-деятельностного подхода, т.к. в течение урока:
1. Учащиеся частично самостоятельно приходят к теме урока.
2. Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока.
3. Учащиеся решают задания в виде индивидуальной формы работы и групповой.
4. Учащиеся самостоятельно выбирают и формулируют условия задач, их главные вопросы.
5. Учащиеся активно отвечают на вопросы учителя и обсуждают возникшие в процессе проблемные ситуации.
Данный урок соответствовал требованиям ФГОС. Он действительно ориентирован на новые федеральные государственные образовательные стандарты: активная, деятельностная позиция детей в течении всего урока, развитие в течение урока у учащихся мышления, способностей, речи, направленность урока на развитие творчества и самостоятельности у детей, цели и выводы формулируют сами дети, к теме урока они также приходят самостоятельно и т.д. Деятельность на уроке направлена на формирование образовательных результатов:
Личностные УУД на данном уроке формируются посредством групповой работы учащихся, введения элементов урока, которые находят в учащихся эмоциональный отклик, посредством него и развивается духовная культура личности ребёнка. Регулятивные УУД – под влиянием анализа учащимися заданий, обнаружения ошибок в своих действиях и их исправление. Познавательные УУД формируются посредством глубокого анализа представленных задач, благодаря которому ученик находит решение, а также осмыслению информации, предоставленной учителем. Коммуникативные УУД - под влиянием групповой работы учащихся, активной беседы с педагогом по поставленным вопросам.
Время урока было использовано рационально и в большей степени эффективно. Темп урока был довольно быстрый, из-за этого некоторые дети не сразу понимали суть заданий и вопросов. В течение урока происходили чередование и смена деятельности: учащиеся внимательно слушали, вспоминали, высказывали предположения, работали самостоятельно и т. д.
На уроке были реализованы следующие принципы:
1) Принцип развивающего и воспитывающего обучения (в начале урока учащимся было предложено высказывание, в ходе размышления над которым, у учащихся выработалось особое отношение к их деятельности)
2) Принцип научности (все задания, предоставленные учащимся для ознакомления с теорией, были созданы на основе принципа научности)
3) Принцип системности и последовательности (сначала учащимся предлагалось вспомнить знания, касающихся этой темы, далее они изучили теорию, а только затем приступили к практике)
4) Принцип сознательности и активность (учащийся активно принимали участие в решение задач, осознанно подходили к её решению, если у них что-то не получалось учитель помогал им)
5) Принцип наглядности (на уроке была использована электронная доска, а также письменный источник для более наглядного представления учащихся, а также каждая задача была показана на доске, а затем проговаривалась учителем)
6) Принцип доступности (материал, предоставленный на уроке был доступен для учащихся, т.к был представлен на основе уже имеющихся знаний)
7) Принцип прочности (материал на уроке был предоставлен структурно с логическими связями