ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учредители некоммерческих организаций могут в соответствии с законодательством определить в уставе НКО виды коммерческой деятельности, которыми будет заниматься создаваемая организация.
Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.
Ограничением в осуществлении предпринимательской деятельности общественными объединениями является территориальная сфера их функционирования. Региональные общественные объединения функционируют в пределах территории одного субъекта Российской Федерации, а местные общественные объединения – в пределах территории органа местного самоуправления.
Для политических партий Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 01.04.2022) "О политических партиях" также установлен перечень видов предпринимательской деятельности, которую они вправе осуществлять в соответствии с их финансовыми и материальными условиями реализации целей и задач, предусмотренных уставом и программой политической партии. К такой деятельности относятся: информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей работы; изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции; продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.
Доходы от предпринимательской деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений не могут перераспределяться между членами политической партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных ее уставом. Результаты хозяйственной деятельности политической партии должны быть отражены в ее сводном финансовом отчете и финансовых (бухгалтерских) отчетах ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений.
Для благотворительных организаций Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" определено дополнительное ограничение при осуществлении предпринимательской деятельности. Благотворительная организация вправе учреждать хозяйственные общества, но не допускается ее участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.
Некоммерческие организации обязаны вести отдельный учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
Таким образом, в условиях рыночной экономики страны некоммерческие организации в процессе своей хозяйственной деятельности создают социально необходимые обществу товары и услуги. Разнообразие организационно-правовых форм НКО и сфер деятельности, наличие различных способов и источников их финансовой поддержки, особенности законодательного регулирования и налогообложения определяют особенное положение некоммерческих организаций в экономике России. Деятельность НКО невозможна без финансовых отношений со многими экономическими субъектами: государством, коммерческими организациями, домашними хозяйствами, другими некоммерческими организациями.
Некоммерческие организации предоставляют помощь части населения с низким уровнем дохода, повышая при этом общий уровень благосостояния членов общества. Большое значение для становления и развития деятельности НКО имеет создание системы льготного налогообложения, разработка методических рекомендаций по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности, анализу и аудиту некоммерческих организаций, учитывающих особенности формирования источников поступлений и расходования средств.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ федерации
2.1. Источники финансирования некоммерческих организаций
Финансовые ресурсы некоммерческих организаций формируются в результате проводимых ими финансовых операций и представляют собой денежное воплощение финансовых отношений, результат получения доходов, поступлений и накоплений, которые направляются на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций.
Цель и форма создания, виды деятельности некоммерческих организаций, оказываемые ими услуги и характер их предоставления влияют на источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использования. Например, у не занимающихся предпринимательской деятельностью НКО отсутствуют внутренние источники получения доходов, следовательно им необходимо постоянное привлечение денежных средств за счет перераспределения ВВП: из бюджетов бюджетной системы; от коммерческих организаций в виде благотворительных и иных взносов и пожертвований; от физических лиц. Так, в 2020 году число президентских грантов, полученных НКО по всей стране, превысило четыре тысячи.
Рис. 2.1. Общая сумма и число президентских грантов, полученных НКО в 2020 г.
Источник:Сервис по исследованию некоммерческих организаций | Открытые НКО[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://openngo.ru/analytics/nko-granted-sum/
Как видно на Рисунке 2.1, общая сумма выделенных НКО президентских грантов в 2020 году превысила 8,49 млрд руб. В условиях рыночной экономики получение государственных гарантий превалирует в сферах социально значимых услуг и социальной защиты граждан от отрицательных последствий рынка. Это и определяет способ удовлетворения отдельных видов потребностей в услугах некоммерческих организаций и соответственно источники финансирования этих потребностей.
Различные организационно-правовые формы, наличие членства у НКО воздействуют на состав источников финансовых ресурсов организации и их соотношение. Так, одним из источников формирования ресурсов являются взносы учредителей некоммерческой организации, размеры и порядок внесения которых устанавливаются учредительными документами.
Вступительные, членские и паевые взносы формируются только в организациях, имеющих членство, к которым относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Предназначенные для первоначального накопления основных и оборотных средств вступительные взносы уплачиваются участниками при входе в НКО. Членские взносы служат для покрытия административно-хозяйственных и иных расходов, связанных с деятельностью организации. Вступительные и членские взносы не подлежат возврату при выходе участника из НКО.
Вносимые пайщиками при учреждении или вступлении в НКО паевые взносы являются одним из основных источников формирования имущества только потребительских кооперативов. Такие взносы могут осуществляться деньгами, ценными бумагами, земельным участком или обладающими денежной оценкой имущественными правами; они образуют паевые фонды кооперативов. Паевые взносы возвращаются участнику в случае его выбытия.
Для обеспечения уставной деятельности общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов от юридических и физических лиц поступают добровольные взносы и пожертвования.
Бюджетные ассигнования выделяются для финансирования отдельных программ, проектов, мероприятий. Распределение этих средств из бюджетов всех уровней проводится в соответствии с федеральными законами, законами о федеральном, региональном и местном бюджетах на очередной финансовый год. Бюджетные средства выдаются либо в виде ассигнований непосредственно некоммерческой организации, либо в виде субсидирования платных услуг, оказываемых конкретным категориям потребителей. Бюджетные ассигнования могут являться источниками доходов благотворительных организаций, фондов, религиозных организаций, молодежных и детских общественных объединений.
Таблица 2.1. Распределение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных НКО на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (тыс. руб.)
Наименование государственной программы Российской Федерации/наименование главного распорядителя средств федерального бюджета | 2021 год | 2022 год | 2023 год |
Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения» | 70 000,0 | 63 000,0 | 63 000,0 |
Министерство здравоохранения РФ | 70 000,0 | 63 000,0 | 63 000,0 |
Государственная программа РФ «Развитие образования» | 75 068,8 | 71 178,9 | 70 486,3 |
Министерство просвещения РФ | 35 000,0 | 31 287,1 | 30 694,5 |
Федеральное агентство по делам молодежи | 40 068,8 | 39 891,8 | 39 791,8 |
Государственная программа РФ «Социальная поддержка граждан» | 1 377 238,3 | 1 172 444,5 | 1 172 444,5 |
Министерство просвещения РФ | 25 000,0 | 25 000,0 | 25 000,0 |
Министерство труда и социальной защиты РФ | 1 352 238,3 | 1 147 444,5 | 1 147 444,5 |
Государственная программа РФ «Доступная среда» | 290 979,3 | 290 979,3 | 290 979,3 |
Министерство труда и социальной защиты РФ | 290 979,3 | 290 979,3 | 290 979,3 |
Государственная программа РФ «Научно-технологическое развитие РФ» | 706 295,4 | 321 589,7 | 249 589,7 |
Министерство науки и высшего образования РФ | 706 295,4 | 321 589,7 | 249 589,7 |
Всего | 2 519 581,8 | 1 919 192,4 | 1 846 499,8 |
Источник:Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370144/50a9b55e60ae9b04a2894f95a29f3d35df6442c2/
Как видно из Таблицы 2.1, в 2021 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку НКО было выделено в размере 2519581,8 тыс. руб., в 2022 и 2023 – 1919192,4 тыс. руб. и 1846499,8 тыс. руб. соответственно.
НКО вправе заниматься предпринимательской деятельностью, однако, согласно законодательству, для различных организационно-правовых форм ее виды различаются. Это обуславливает неодинаковый состав доходов от предпринимательской деятельности. Так, общественные организации могут осуществлять внешнеэкономическую и издательскую деятельность, создавать банки, страховые и акционерные общества, совместные предприятия. Религиозные организации могут производить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения. Они вправе также учреждать производственные, реставрационные, художественные и сельскохозяйственные предприятия.
Кроме перечисленных источников формирования финансовых ресурсов НКО, также источниками являются дивиденды, получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; финансирование коммерческих организаций для реализации своих интересов.
Все финансовые ресурсы НКО, независимо от источников их формирования, могут быть использованы только в целях деятельности некоммерческой организации, которые закреплены в ее уставе. Поэтому в финансовой отчетности они отражаются в разделе баланса «Целевое финансирование», за исключением отчетности бюджетных, автономных и казенных учреждений.
Первоначальная стоимость имеющихся в НКО объектов основных средств, которые закреплены на праве оперативного управления или переданы в хозяйственное ведение, приобретены за счет выделенных учредителями средств, а также получены в качестве взносов и пожертвований, отражается по группе статей «Основные средства». Также некоммерческие организации именуют в бухгалтерском балансе раздел III «Целевое финансирование». Вместо показателей «Уставный капитал», «Добавочный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в зависимости от формы НКО и источников формирования имущества включаются показатели «Паевой фонд», «Целевой капитал», «Целевые средства», «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества», «Резервный и иные целевые фонды» [16].