Файл: Особенности финансов некоммерческих организаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учредители некоммерческих организаций могут в соответствии с законодательством определить в уставе НКО виды коммерческой деятельности, которыми будет заниматься создаваемая организация.

Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.

Ограничением в осуществлении предпринимательской деятельности общественными объединениями является территориальная сфера их функционирования. Региональные общественные объединения функционируют в пределах территории одного субъекта Российской Федерации, а местные общественные объединения – в пределах территории органа местного самоуправления.

Для политических партий Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 01.04.2022) "О политических партиях" также установлен перечень видов предпринимательской деятельности, которую они вправе осуществлять в соответствии с их финансовыми и материальными условиями реализации целей и задач, предусмотренных уставом и программой политической партии. К такой деятельности относятся: информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей работы; изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции; продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.

Доходы от предпринимательской деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений не могут перераспределяться между членами политической партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных ее уставом. Результаты хозяйственной деятельности политической партии должны быть отражены в ее сводном финансовом отчете и финансовых (бухгалтерских) отчетах ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений.


Для благотворительных организаций Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" определено дополнительное ограничение при осуществлении предпринимательской деятельности. Благотворительная организация вправе учреждать хозяйственные общества, но не допускается ее участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

Некоммерческие организации обязаны вести отдельный учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

Таким образом, в условиях рыночной экономики страны некоммерческие организации в процессе своей хозяйственной деятельности создают социально необходимые обществу товары и услуги. Разнообразие организационно-правовых форм НКО и сфер деятельности, наличие различных способов и источников их финансовой поддержки, особенности законодательного регулирования и налогообложения определяют особенное положение некоммерческих организаций в экономике России. Деятельность НКО невозможна без финансовых отношений со многими экономическими субъектами: государством, коммерческими организациями, домашними хозяйствами, другими некоммерческими организациями.

Некоммерческие организации предоставляют помощь части населения с низким уровнем дохода, повышая при этом общий уровень благосостояния членов общества. Большое значение для становления и развития деятельности НКО имеет создание системы льготного налогообложения, разработка методических рекомендаций по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности, анализу и аудиту некоммерческих организаций, учитывающих особенности формирования источников поступлений и расходования средств.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКОЙ федерации

2.1. Источники финансирования некоммерческих организаций

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций формируются в результате проводимых ими финансовых операций и представляют собой денежное воплощение финансовых отношений, результат получения доходов, поступлений и накоплений, которые направляются на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций.

Цель и форма создания, виды деятельности некоммерческих организаций, оказываемые ими услуги и характер их предоставления влияют на источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использования. Например, у не занимающихся предпринимательской деятельностью НКО отсутствуют внутренние источники получения доходов, следовательно им необходимо постоянное привлечение денежных средств за счет перераспределения ВВП: из бюджетов бюджетной системы; от коммерческих организаций в виде благотворительных и иных взносов и пожертвований; от физических лиц. Так, в 2020 году число президентских грантов, полученных НКО по всей стране, превысило четыре тысячи.





Рис. 2.1. Общая сумма и число президентских грантов, полученных НКО в 2020 г.

Источник:Сервис по исследованию некоммерческих организаций | Открытые НКО[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://openngo.ru/analytics/nko-granted-sum/

Как видно на Рисунке 2.1, общая сумма выделенных НКО президентских грантов в 2020 году превысила 8,49 млрд руб. В условиях рыночной экономики получение государственных гарантий превалирует в сферах социально значимых услуг и социальной защиты граждан от отрицательных последствий рынка. Это и определяет способ удовлетворения отдельных видов потребностей в услугах некоммерческих организаций и соответственно источники финансирования этих потребностей.

Различные организационно-правовые формы, наличие членства у НКО воздействуют на состав источников финансовых ресурсов организации и их соотношение. Так, одним из источников формирования ресурсов являются взносы учредителей некоммерческой организации, размеры и порядок внесения которых устанавливаются учредительными документами.

Вступительные, членские и паевые взносы формируются только в организациях, имеющих членство, к которым относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Предназначенные для первоначального накопления основных и оборотных средств вступительные взносы уплачиваются участниками при входе в НКО. Членские взносы служат для покрытия административно-хозяйственных и иных расходов, связанных с деятельностью организации. Вступительные и членские взносы не подлежат возврату при выходе участника из НКО.

Вносимые пайщиками при учреждении или вступлении в НКО паевые взносы являются одним из основных источников формирования имущества только потребительских кооперативов. Такие взносы могут осуществляться деньгами, ценными бумагами, земельным участком или обладающими денежной оценкой имущественными правами; они образуют паевые фонды кооперативов. Паевые взносы возвращаются участнику в случае его выбытия.

Для обеспечения уставной деятельности общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов от юридических и физических лиц поступают добровольные взносы и пожертвования.


Бюджетные ассигнования выделяются для финансирования отдельных программ, проектов, мероприятий. Распределение этих средств из бюджетов всех уровней проводится в соответствии с федеральными законами, законами о федеральном, региональном и местном бюджетах на очередной финансовый год. Бюджетные средства выдаются либо в виде ассигнований непосредственно некоммерческой организации, либо в виде субсидирования платных услуг, оказываемых конкретным категориям потребителей. Бюджетные ассигнования могут являться источниками доходов благотворительных организаций, фондов, религиозных организаций, молодежных и детских общественных объединений.

Таблица 2.1. Распределение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных НКО на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (тыс. руб.)

Наименование государственной программы Российской Федерации/наименование главного распорядителя средств федерального бюджета

2021 год

2022 год

2023 год

Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения»

70 000,0

63 000,0

63 000,0

Министерство здравоохранения РФ

70 000,0

63 000,0

63 000,0

Государственная программа РФ «Развитие образования»

75 068,8

71 178,9

70 486,3

Министерство просвещения РФ

35 000,0

31 287,1

30 694,5

Федеральное агентство по делам молодежи

40 068,8

39 891,8

39 791,8

Государственная программа РФ «Социальная поддержка граждан»

1 377 238,3

1 172 444,5

1 172 444,5

Министерство просвещения РФ

25 000,0

25 000,0

25 000,0

Министерство труда и социальной защиты РФ

1 352 238,3

1 147 444,5

1 147 444,5

Государственная программа РФ «Доступная среда»

290 979,3

290 979,3

290 979,3

Министерство труда и социальной защиты РФ

290 979,3

290 979,3

290 979,3

Государственная программа РФ «Научно-технологическое развитие РФ»

706 295,4

321 589,7

249 589,7

Министерство науки и высшего образования РФ

706 295,4

321 589,7

249 589,7

Всего

2 519 581,8

1 919 192,4

1 846 499,8


Источник:Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370144/50a9b55e60ae9b04a2894f95a29f3d35df6442c2/

Как видно из Таблицы 2.1, в 2021 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку НКО было выделено в размере 2519581,8 тыс. руб., в 2022 и 2023 – 1919192,4 тыс. руб. и 1846499,8 тыс. руб. соответственно.

НКО вправе заниматься предпринимательской деятельностью, однако, согласно законодательству, для различных организационно-правовых форм ее виды различаются. Это обуславливает неодинаковый состав доходов от предпринимательской деятельности. Так, общественные организации могут осуществлять внешнеэкономическую и издательскую деятельность, создавать банки, страховые и акционерные общества, совместные предприятия. Религиозные организации могут производить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения. Они вправе также учреждать производственные, реставрационные, художественные и сельскохозяйственные предприятия.

Кроме перечисленных источников формирования финансовых ресурсов НКО, также источниками являются дивиденды, получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; финансирование коммерческих организаций для реализации своих интересов.

Все финансовые ресурсы НКО, независимо от источников их формирования, могут быть использованы только в целях деятельности некоммерческой организации, которые закреплены в ее уставе. Поэтому в финансовой отчетности они отражаются в разделе баланса «Целевое финансирование», за исключением отчетности бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Первоначальная стоимость имеющихся в НКО объектов основных средств, которые закреплены на праве оперативного управления или переданы в хозяйственное ведение, приобретены за счет выделенных учредителями средств, а также получены в качестве взносов и пожертвований, отражается по группе статей «Основные средства». Также некоммерческие организации именуют в бухгалтерском балансе раздел III «Целевое финансирование». Вместо показателей «Уставный капитал», «Добавочный капитал», «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в зависимости от формы НКО и источников формирования имущества включаются показатели «Паевой фонд», «Целевой капитал», «Целевые средства», «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества», «Резервный и иные целевые фонды» [16].