ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
подробные публичные отчеты о работе организации, реализованных проектах, финансовых потоках. СОНКО должны обеспечивать коммуникацию без сторонних посредников, в т.ч. через Интернет, развивать свои Интернет-сайты и страницы в социальных сетях.
Актуальной проблемой сектора последних лет также стало мошенничество в сфере благотворительности. Многие люди не осведомлены о существующих благотворительных фондах и их способах сбора средств, поэтому отдают или переводят деньги мошенническим организациям. Для решения данной проблемы необходимо создавать и своевременно пополнять реестры благонадежных организаций, которые есть и в других странах.
Таким образом, некоммерческие организации являются связующим звеном между населением и правительством, и своей социальной деятельностью они показывают власти, что многие существующие проблемы и вопросы можно решить в содействии с гражданами, поскольку общество заинтересовано в результате работы НКО и их правомерном и эффективном функционировании.
3.2. Перспективы развития российских некоммерческих организаций в 2022-2025 гг.
В период пандемии благодаря поддержке государства и активной деятельности некоммерческих организаций произошел значительный рост доверия населения к работе НКО и волонтеров. Некоммерческие организации продолжают занимать позицию равноправных надежных партнеров государства в осуществлении социальной политики и решении общественных проблем.
Тенденциями в развитии некоммерческого сектора являются: исключение дискриминации и барьеров для негосударственного сектора в социальной сфере; введение правового статуса «НКО – исполнитель общественного полезных услуг» и установление для таких организаций ряда льгот и преференций; обеспечение равного доступа к финансовым средствам; поэтапное направление НКО до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ [22, с. 20].
В 2021 году была обновлена методика рейтинга регионов по уровню развития и поддержки некоммерческого сектора на основе предложений, поступивших от экспертов и региональных общественных палат. Такой рейтинг позволяет в компактной и воспринимаемой форме комплексно оценить, насколько развит некоммерческий сектор в регионе.
На данный момент реализуется проект «Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере», который предполагает представление практики регионов по поддержке СОНКО широкой общественности и экспертному сообществу, раскрытие социальных технологий, созданных в субъекте с участием НКО или социальных предпринимателей, а также передача
своего опыта представителями НКО регионов, которые рассказывают о барьерах, сдерживающих их работу.
В 2022-2025 годах Общественная палата в пределах своих полномочий продолжит осуществлять последовательный мониторинг учета интересов некоммерческого сектора в новых законотворческих инициативах. На площадке рабочей группы при Минюсте России будет производиться разработка алгоритма отчетности об объемах и целях расходования средств, полученных от жертвователей, у которых могут быть иностранные источники. Эти процедуры помогут учитывать интересы и защищать репутацию добросовестных НКО при исполнении требований законодательства.
Таким образом, активная государственная и общественная поддержка НКО в условиях вынужденных ограничений, оперативное решение проблем в их деятельности свидетельствует о признании государством и населением важнейшей роли некоммерческих организаций в развитии рыночной экономики и социальной сферы. Финансовое обеспечение НКО, диверсификация источников финансирования, формирование финансовых отношений некоммерческих организаций с другими экономическими субъектами определяют условия встраивания данных организаций в систему социально-ориентированной рыночной экономики. Эти положения обуславливают необходимость рассмотрения содержания понятий, связанных с финансами некоммерческих организаций, финансовыми ресурсами, источниками их формирования, особенностями налогообложения и законодательного регулирования деятельности.
заключение
Некоммерческие организации представляют собой особые юридические лица, деятельность которых всецело связана с предоставлением общественных благ. Данные организации функционируют в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и спорта, благотворительности и в других социальных отраслях. Именно с деятельностью НКО в первую очередь связано активное развитие российского гражданского общества. Данные экономические субъекты обеспечивают право граждан на диалог с правительством, они обращают внимание органов государственного и муниципального управления на острые социальные проблемы общества.
В условиях современной рыночной экономики страны некоммерческие организации представлены разнообразием организационно-правовых форм, включающих множество видов учреждений
, общественных объединений, политических партий и т.п. Существуют также классификации НКО, основанные на условиях участия и правах членства учредителей.
В процессе функционирования НКО выделяются их специфические черты, однако все некоммерческие организации объединяет единая цель их деятельности, которая не связана с извлечением прибыли и распределением ее между участниками. Это условие является основой существования некоммерческого сектора и отличает НКО от коммерческих организаций.
Некоммерческие организации в качестве источников финансовых ресурсов имеют в своем распоряжении имущество и денежные средства, получаемые от государства или других экономических субъектов, делающих пожертвования в рамках существующего законодательства.
Современное состояние некоммерческих организаций показывает, что они способствуют обеспечению социальной стабильности, движению нового качества экономического роста, сохранению и приумножению образовательного, научного, духовного потенциала общества. Кроме того, в ситуации экономического кризиса государство смогло оказать помощь многим российским НКО, что повлияло на развитие экономики страны.
Несмотря на технологическое несовершенство работы некоммерческих организаций, неполноту базы правовой информации, которой НКО обладают сегодня, недостаточную коммуникацию со средствами массовой информации, уже сейчас наблюдается дальнейшее позитивное развитие деятельности данных экономических субъектов. Постепенно формируется осознанность населения и власти России в необходимости финансовой поддержки некоммерческих организаций, которые призваны лечь в основу развития одной из важнейших составляющих демократического облика российского государства – правовых инициатив добровольных объединений граждан.
В ходе выполнения работы была достигнута цель – определить особенности финансов некоммерческих организаций.
Таким образом, последние годы стали вызовом для всех отраслей экономики, и на данный момент трудно предсказывать, какие изменения будут стоять перед российскими некоммерческими организациями в будущем. Сейчас особенности формирования финансов НКО, появление новых организационно-правовых форм, законодательное регулирование видов деятельности некоммерческих организаций отвечает требованиям социально-ориентированной рыночной экономики, построению в России гражданского общества и активизации роли в развитии этих процессов данных экономических субъектов.
Список литературы
приложения
Приложение 1
Рис. 1.1. Классификация организационно-правовых форм некоммерческих организаций
Источник: Ишина И. В. [и др.] / Финансы некоммерческих организаций : учебник и практикум для вузов /; под редакцией И. В. Ишиной. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 330 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-13656-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/viewer/finansy-nekommercheskih-organizaciy-478019#page/173
Приложение 2
Рис. 2.2. Классификация доходов и поступлений некоммерческих организаций
Источник: Клишина Ю.Е., Глотова И.И., Углицких О.Н., Томилина Е.П. Управление финансами некоммерческих организаций: учебное пособие [Электронный ресурс] / – Ставрополь: Литера, 2015. – 128 с. – Режим доступа: http://www.kdobru.ru/netcat_files/171/143/Uchebnoe_posobie_UFNKO.pdf
Приложение 3
Таблица 2.3. Источники формирования денежных средств и иного имущества социально ориентированных некоммерческих организаций по Российской Федерации в 2019-2021 гг. (млн руб.)
Актуальной проблемой сектора последних лет также стало мошенничество в сфере благотворительности. Многие люди не осведомлены о существующих благотворительных фондах и их способах сбора средств, поэтому отдают или переводят деньги мошенническим организациям. Для решения данной проблемы необходимо создавать и своевременно пополнять реестры благонадежных организаций, которые есть и в других странах.
Таким образом, некоммерческие организации являются связующим звеном между населением и правительством, и своей социальной деятельностью они показывают власти, что многие существующие проблемы и вопросы можно решить в содействии с гражданами, поскольку общество заинтересовано в результате работы НКО и их правомерном и эффективном функционировании.
3.2. Перспективы развития российских некоммерческих организаций в 2022-2025 гг.
В период пандемии благодаря поддержке государства и активной деятельности некоммерческих организаций произошел значительный рост доверия населения к работе НКО и волонтеров. Некоммерческие организации продолжают занимать позицию равноправных надежных партнеров государства в осуществлении социальной политики и решении общественных проблем.
Тенденциями в развитии некоммерческого сектора являются: исключение дискриминации и барьеров для негосударственного сектора в социальной сфере; введение правового статуса «НКО – исполнитель общественного полезных услуг» и установление для таких организаций ряда льгот и преференций; обеспечение равного доступа к финансовым средствам; поэтапное направление НКО до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ [22, с. 20].
В 2021 году была обновлена методика рейтинга регионов по уровню развития и поддержки некоммерческого сектора на основе предложений, поступивших от экспертов и региональных общественных палат. Такой рейтинг позволяет в компактной и воспринимаемой форме комплексно оценить, насколько развит некоммерческий сектор в регионе.
На данный момент реализуется проект «Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере», который предполагает представление практики регионов по поддержке СОНКО широкой общественности и экспертному сообществу, раскрытие социальных технологий, созданных в субъекте с участием НКО или социальных предпринимателей, а также передача
своего опыта представителями НКО регионов, которые рассказывают о барьерах, сдерживающих их работу.
В 2022-2025 годах Общественная палата в пределах своих полномочий продолжит осуществлять последовательный мониторинг учета интересов некоммерческого сектора в новых законотворческих инициативах. На площадке рабочей группы при Минюсте России будет производиться разработка алгоритма отчетности об объемах и целях расходования средств, полученных от жертвователей, у которых могут быть иностранные источники. Эти процедуры помогут учитывать интересы и защищать репутацию добросовестных НКО при исполнении требований законодательства.
Таким образом, активная государственная и общественная поддержка НКО в условиях вынужденных ограничений, оперативное решение проблем в их деятельности свидетельствует о признании государством и населением важнейшей роли некоммерческих организаций в развитии рыночной экономики и социальной сферы. Финансовое обеспечение НКО, диверсификация источников финансирования, формирование финансовых отношений некоммерческих организаций с другими экономическими субъектами определяют условия встраивания данных организаций в систему социально-ориентированной рыночной экономики. Эти положения обуславливают необходимость рассмотрения содержания понятий, связанных с финансами некоммерческих организаций, финансовыми ресурсами, источниками их формирования, особенностями налогообложения и законодательного регулирования деятельности.
заключение
Некоммерческие организации представляют собой особые юридические лица, деятельность которых всецело связана с предоставлением общественных благ. Данные организации функционируют в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и спорта, благотворительности и в других социальных отраслях. Именно с деятельностью НКО в первую очередь связано активное развитие российского гражданского общества. Данные экономические субъекты обеспечивают право граждан на диалог с правительством, они обращают внимание органов государственного и муниципального управления на острые социальные проблемы общества.
В условиях современной рыночной экономики страны некоммерческие организации представлены разнообразием организационно-правовых форм, включающих множество видов учреждений
, общественных объединений, политических партий и т.п. Существуют также классификации НКО, основанные на условиях участия и правах членства учредителей.
В процессе функционирования НКО выделяются их специфические черты, однако все некоммерческие организации объединяет единая цель их деятельности, которая не связана с извлечением прибыли и распределением ее между участниками. Это условие является основой существования некоммерческого сектора и отличает НКО от коммерческих организаций.
Некоммерческие организации в качестве источников финансовых ресурсов имеют в своем распоряжении имущество и денежные средства, получаемые от государства или других экономических субъектов, делающих пожертвования в рамках существующего законодательства.
Современное состояние некоммерческих организаций показывает, что они способствуют обеспечению социальной стабильности, движению нового качества экономического роста, сохранению и приумножению образовательного, научного, духовного потенциала общества. Кроме того, в ситуации экономического кризиса государство смогло оказать помощь многим российским НКО, что повлияло на развитие экономики страны.
Несмотря на технологическое несовершенство работы некоммерческих организаций, неполноту базы правовой информации, которой НКО обладают сегодня, недостаточную коммуникацию со средствами массовой информации, уже сейчас наблюдается дальнейшее позитивное развитие деятельности данных экономических субъектов. Постепенно формируется осознанность населения и власти России в необходимости финансовой поддержки некоммерческих организаций, которые призваны лечь в основу развития одной из важнейших составляющих демократического облика российского государства – правовых инициатив добровольных объединений граждан.
В ходе выполнения работы была достигнута цель – определить особенности финансов некоммерческих организаций.
Таким образом, последние годы стали вызовом для всех отраслей экономики, и на данный момент трудно предсказывать, какие изменения будут стоять перед российскими некоммерческими организациями в будущем. Сейчас особенности формирования финансов НКО, появление новых организационно-правовых форм, законодательное регулирование видов деятельности некоммерческих организаций отвечает требованиям социально-ориентированной рыночной экономики, построению в России гражданского общества и активизации роли в развитии этих процессов данных экономических субъектов.
Список литературы
-
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/; -
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/; -
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 21.11.2022) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/; -
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "О некоммерческих организациях" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/; -
Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 10.11.2022) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36945/; -
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "Об общественных объединениях" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/; -
Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 01.04.2022) "О политических партиях" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/; -
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О лицензировании отдельных видов деятельности" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/; -
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О свободе совести и о религиозных объединениях" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/; -
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/; -
Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/; -
Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "О государственной службе российского казачества" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_56842/; -
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/; -
Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64939/; -
Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370144/50a9b55e60ae9b04a2894f95a29f3d35df6442c2/; -
<Информация> Минфина РФ "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123861/ac769eff74caa852e0d9d58c20c681ab0868c883/; -
Ишина И. В. [и др.] / Финансы некоммерческих организаций : учебник и практикум для вузов /; под редакцией И. В. Ишиной. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 330 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-13656-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/bcode/478019/p.9; -
Клишина Ю.Е., Глотова И.И., Углицких О.Н., Томилина Е.П. Управление финансами некоммерческих организаций: учебное пособие [Электронный ресурс] / – Ставрополь: Литера, 2015. – 128 с. – Режим доступа: http://www.kdobru.ru/netcat_files/171/143/Uchebnoe_posobie_UFNKO.pdf; -
Кошель П.А. - авт.-сост. Словарь-справочник: экономика, внешняя торговля, выставки [Электронный ресурс] / под общ. ред. В.Л. Малькевича. – М.: О-во сохранения лит. наследия, 2012. – 344 с.: ил. 5. – Режим доступа: http://osln.ru/knigi/Ekonomik_slovar.pdf; -
Осипов Ю.С. - гл. ред. Некоммерческая организация // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] [Электронный ресурс] / — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017. — Режим доступа: https://bigenc.ru/law/text/2257319; -
Nonprofit organization (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/nonprofit-organization; -
Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2021 год. — М., Общественная палата Российской Федерации, 2021. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://report2021.oprf.ru/index.html; -
Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/RN77/TAXATION/nkotaxes/ (Дата обращения: 25.04.2022); -
Росстат. Официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/SONKO.xlsx; -
Сервис по исследованию некоммерческих организаций | Открытые НКО [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://openngo.ru/analytics/nko-granted-sum/.
приложения
Приложение 1
Рис. 1.1. Классификация организационно-правовых форм некоммерческих организаций
Источник: Ишина И. В. [и др.] / Финансы некоммерческих организаций : учебник и практикум для вузов /; под редакцией И. В. Ишиной. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 330 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-13656-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/viewer/finansy-nekommercheskih-organizaciy-478019#page/173
Приложение 2
Рис. 2.2. Классификация доходов и поступлений некоммерческих организаций
Источник: Клишина Ю.Е., Глотова И.И., Углицких О.Н., Томилина Е.П. Управление финансами некоммерческих организаций: учебное пособие [Электронный ресурс] / – Ставрополь: Литера, 2015. – 128 с. – Режим доступа: http://www.kdobru.ru/netcat_files/171/143/Uchebnoe_posobie_UFNKO.pdf
Приложение 3
Таблица 2.3. Источники формирования денежных средств и иного имущества социально ориентированных некоммерческих организаций по Российской Федерации в 2019-2021 гг. (млн руб.)
| 2019 | 2020 | 2021 |
Всего поступило | 862,688 | 895,345 | 1,236,073 |
из них: | | | |
поступления из федерального бюджета | 56,426 | 71,329 | 126,239 |
гранты от некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества (предоставленные за счет субсидий из федерального бюджета) | 5,698 | 8,958 | 12,443 |
поступления из бюджетов субъектов Российской Федерации | 43,871 | 60,502 | 119,697 |
поступления из муниципальных (местных) бюджетов | 9,203 | 8,942 | 10,919 |
поступления из бюджетов государственных внебюджетных фондов | 6,883 | 6,935 | 7,960 |
поступления (включая пожертвования), гранты от российских физических лиц, за исключением денежных средств и иного имущества, полученного по завещанию в порядке наследования | 122,262 | 111,863 | 118,150 |
денежные средства и иное имущество, полученное по завещанию в порядке наследования | 15 | 18 | 17 |
поступления (включая пожертвования), гранты от российских некоммерческих организаций, за исключением грантов от некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества | 69,615 | 85,907 | 75,380 |
поступления (включая пожертвования) от российских коммерческих организаций, за исключением дохода от целевого капитала | 159,257 | 187,190 | 275,394 |
поступления от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций | 19,619 | 18,897 | 24,487 |
поступления от иностранных граждан и лиц без гражданства | 4,015 | 991 | 1,499 |
доход от целевого капитала | 2,793 | 2,759 | 7,938 |
доходы (выручка) от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав (кроме доходов от целевого капитала) | 294,402 | 265,829 | 353,416 |
внереализационные доходы (кроме доходов от целевого капитала) | 25,755 | 29,786 | 72,587 |
денежные средства и иное имущество, полученное безвозмездно от хозяйственных обществ, учрежденных организацией, за исключением денежных средств, недвижимого имущества, ценных бумаг, полученных на формирование или пополнения целевого капитала | 7,412 | 1,643 | 1,774 |
иные поступления | 35,462 | 33,796 | 28,173 |