ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исполнение приказа об уничтожении армян было обеспечено тем, что оно было возложено на константинопольского вали, мутесарифов и каймакамов, то есть на высших председателей и губернских советчиков. Должностные лица, которые не подчинялись, лишались своих постов. Например, вали Алеппо — Джелал-паша отказался в своем вилайете выполнить приказ о выселении, и Талаат-паша лишил его поста и перевел его в Конию. Там Джелал-паша поступил так же, как и в Алеппо, защитил местных армян и взял под свое покровительство выселенных. Последствием стало то, что он вновь был снят и на этот раз вовсе остался без должности. Он был одним из самых справедливых и порядочных вали Турции. Другой же вали — Рашид-бей в Диарбекире — руками головорезов убил двух каймакамов, которые отказались выполнить приказ о выселении. Против того турецкого населения, которое часто выражало недовольство правительственными распоряжениями, применялось насилие так же, как и против таких чиновников и военных. Командир 3-го армейского корпуса издал приказ, по которому каждый турок, который окажет помощь армянам, должен быть повешен у своего дома, а дом сожжен. Если служащие допускали какую-либо «преступную» помощь армянам, то они увольнялись и должны были предстать перед военным трибуналом.
Из 1850000 армян было выселено около 1400000. Следовательно, оставалось 450000 человек. Из них 200000 избегли выселения. Это было главным образом городское население Константинополя, Смирны и Алеппо. Заслуга избавления армян Алеппо принадлежит германскому консулу Рёсслеру, тому, который прессой стран Антанты был оклеветан в том, что будто бы он лично организовал погромы. В Смирне генерал Лиман фон Зандерс препятствовал выселению армян, о чем вы услышите и от него самого. То же самое сделал и генерал-фельдмаршал фон дер Гольц. Когда он прибыл в Багдад и узнал, что армяне из Багдада выселены в Моссул, а оттуда вместе с моссульскими армянами подлежали выселению на север, к Евфрату, то есть посланы на смерть, фон дер Гольц известил моссульского вали, что он запрещает такое выселение. Когда же вали вновь получил приказ осуществить выселение, фон дер Гольц подал в отставку. Тогда Энвер-паша уступил, но одновременно приписал в своем письме фон дер Гольцу, что «его полномочия верховного главнокомандующего не дают ему права вмешиваться во внутренние дела турецкой империи».
В Константинополе послы препятствовали выселению армян. Позвольте здесь сделать мимоходом замечание. Часто мы читаем, что резня армян является следствием и того, что армянское купечество эксплуатировало турок и что турецкое население, возмущенное этим, стихийно поднялось против армян. Во-первых, доказано, что ни резня 1895-1896 годов, ни последняя резня не начинались со стихийных народных волнений. Как тогда, так и впоследствии речь шла об административных мероприятиях турецкого правительства. Ведь именно армянское купечество главных торговых центров Константинополя, Смирны, Алеппо как тогда, так и теперь пощадили отчасти, пожалуй, из-за того, что оно имело возможность откупиться. В противоположность этому все анатолийское крестьянство, которое составляло 80 процентов армянского населения вместе с ремесленниками (большинство ремесленников — армяне), было изгнано в пустыню и уничтожено.
Около 250000 человек, остатки армянского населения восточных вилайетов — пограничных вилайетов, завоеванных русскими, спаслись от депортации и бежали на Кавказ. Русские в то время продвинулись к западным берегам Ванского озера. Когда они потом отступали, то захватили с собой армян. Они это сделали не из любви к армянам, ибо когда потом русские вновь продвинулись в те же вилайеты, то армянским семьям не разрешили вернуться на свою родину. Янушкевич, начальник генерального штаба Николая Николаевича, который в то время был главнокомандующим на Кавказе, объявил, что Россия должна заселять освобожденные области вместо армян курдами и казаками, чтобы образовать широкий военный пояс против Турции. Милюков, руководитель русских кадетов, в то время возбудил в Думе сильные нарекания, заявив, что русское правительство делает совершенно то же самое, что до этого делали турки: оно хочет иметь «Армению без армян». Во всяком случае, наступление русских спасло жизни 250000 армян, а русское отступление лишило их своей родины. Они до сих пор находятся на Кавказе в области, территория которой намного меньше, годами голодая и испытывая много лишений.
Невольно каждый человек спросит самого себя: как такие события могли исторически произойти? Попытаюсь на это по возможности вкратце ответить.
Армянский вопрос не самородное дерево. Он является плодом европейской дипломатии. Армянский народ стал жертвой политических интересов России и Англии. Соперничество двух держав на Востоке началось Крымской войной и на Берлинском конгрессе. В дипломатической шахматной игре между Лондоном и Петербургом армянин служил пешкой, которую то переставляли вперед, то отдавали в жертву. Приводимые причины человеколюбия, «покровительства христиан» были предлогом. Когда в 1895 году Абдул Гамид подписал программу реформ, которую навязали ему Англия, Россия и Франция, и как своеобразный ответ на это сразу же организовал резню армян, — лорд Солсбери заявил, что для Англии армянский вопрос исчерпан. Князь Лобанов дал понять султану, что у него нет необходимости заботиться об осуществлении реформ в Западной Армении, потому что Россия не придает им значения. Султан сделал выводы. Сасунская резня 1894 года, которая явилась основанием для программы реформ, обошлась в тысячу, а резня 1895-1896 годов, которая последовала за этой программой, — в 100000 армянских жизней. Резня 1915-1918 годов, которая последовала после программы реформ 1913 года, довела число жертв до миллиона. Эта шкала — 1894, 1895 и 1915 гг. — 1000-100000-1000000 — представляет собой температурную кривую, подобной которой вряд ли можно найти во всемирной истории геноцида. В промежутке — в 1909 году — следует еще отметить Киликийскую резню с числом жертв в 25000.
Вопреки параграфу 61 Берлинского договора, который подписали шесть великих держав, и вопреки Кипрской конвенции 1878 года, по которой Англия брала на себя защиту христиан и осуществление армянских реформ, вопреки подписи султана под англо-русско-французской программой реформ, ни одна из великих держан пальцем не пошевельнула, чтобы спасти своих подопечных или хотя бы добиться наказания убийц. До сих пор армяне были лишь средством достижения цели в дипломатической игре Англии, России и Франции. Германия в отношении армянского вопроса, как это должны подтвердить опубликованные германские документы, начиная с Берлинского конгресса, занимала доброжелательную и благоразумную позицию, а взамен этого ее перед всем миром оклеветали как государство, которое якобы было опорой всех злодеяний султана и турецкого правительства.
Лишь дипломатическая игра Англии и России убедила сначала султана, а потом и младотурок, что армяне самый опасный национальный элемент для Турции.
Абдул Гамид сделал заключение: «Из-за вмешательства Европы в пользу Болгарии я потерял Болгарию. Теперь приходят с армянами и хотят отнять у меня Восточную Анатолию, чтобы потом по частям расчленить Турцию». Отсюда безумство с резней и преследованиями армян.
И тем не менее армянские реформы оставались в политических программах государств. В 1913 году вновь их включили в повестку дня. Русский и германский послы вели переговоры, а Англия заняла выжидательную позицию. Переговоры завершились разработкой программы реформ, которую подписала Порта, чем армяне и были довольны. Наблюдение за реформами должны были поручить двум главным европейским инспекторам. Но дело до этого не дошло. Началась война, и оба инспектора были отправлены домой. В 1913 году я был в Константинополе. Во время переговоров младотурки были крайне возмущены тем, что вопрос об армянских реформах вновь стал занимать державы, но еще более тем, что вопрос был решен желательным для армян образом благодаря взаимному согласию Германии и России. Тогда младотурки заявили: «Если вы, армяне, не откажетесь от реформ, случится то, что по сравнению с резней, организованной султаном Абдулом Гамидом, окажется детской игрой».
Революцию произвели младотурки и армяне совместно. Руководители дружили и поддерживали друг друга на выборах. В первые месяцы войны между ними, казалось, все мирно. Но вдруг в ночь с 24 на 25 апреля 1915 года, на удивление всего Константинополя, 235 лучших интеллигентов армянского общества были арестованы, заключены в тюрьмы и высланы в Малую Азию. В последующие дни число их увеличилось на несколько сот, всего их было 600. Из них удалось спастись лишь 15. Это была армянская интеллигенция Константинополя. Член парламента армянин Варткес, личный друг Талаата, еще был на свободе. Он пошел к Талаату, чтобы выяснить, что значит происшедшее. Талаат ответил Варткесу: «В дни нашей слабости вы схватили нас за горло и подняли вопрос армянских реформ, по-этому мы сейчас, пользуясь благоприятной ситуацией, так разбросаем вашу нацию, что вы на 50 лет выкинете из головы всякие мысли о реформах!» Варткес ему в ответ: «Значит, вы имеете в виду продолжать дело Абдула Гамида?» Талаат ответил: «Да».
Каковы были угрозы, таковы и дела. В соответствии с сообщением «Journal Officiel», военным трибуналом в Константинополе было доказано, что решение о депортации было принято Комитетом младотурок и что Талаат-паша, душа комитета и самый влиятельный его человек, лично отдал приказ об уничтожении армян и ничего не сделал, чтобы предотвратить зверства. Подтверждением этого являются германские и турецкие документы.
Цель этих моих слов — показать, что дипломатическая игра держав привела к тому, что сначала Абдул Гамид, а потом и младотурки стали настолько подозрительны к армянам, что пришли к такому заключению, что нечего с ними делать, как уничтожить их. Это уничтожение в тысячах несметных случаев приняло тот характер, о котором немного раньше вы здесь слышали из уст очевидцев.
Защитник Вертауэр: Вы сказали, что дипломатическая игра России и Англии способствовала уничтожению армян. Почему?
Эксперт д-р Лепсиус: Ибо это внушало опасение туркам, что захотят сделать Армению независимой, отчего создастся угроза существованию Азиатской Турции.
Защитник Вертауэр: Раньше мы слышали о том, что причина в том, что турки — магометане, а армяне — христиане, и что ненависть имеет многовековую давность.
Д-р Лепсиус: Фантастическая идея создания пантюркистского панисламистского государства, в котором не должно быть места христианам, возникла в Комитете и у Энвера-паши.
Д-р Вертауэр: Вроде того, как говорят: «всегерманского», «всерусского» или «всетурецкого» и все нетурецкое уничтожать?
Д-р Лепсиус: Да.
Защитник Нимайер: Значит, получается так: армяне — последний покоренный христианский народ, на захват территории которого Турция могла рассчитывать. Все балканские народы, до этого подавленные Турцией, уже самостоятельно освободились от турецкого ига. И чтобы армяне не сделали того же, было решено их уничтожить. Правилен такой взгляд?
Лепсиус: Да. Граф Меттерних, который в 1918 году был германским послом в Константинополе, в докладе от 30 июня писал: «С армянами покончено. Свора младотурок с нетерпением ждет того момента, когда Греция обернется против Турции. Греки составляют культурный элемент Турции. Они тоже должны быть, в свою очередь, уничтожены так же, как и армянский народ». Так считал граф Меттерних.
Эксперт — его превосходительство генерал Отто Лиман фон Зандерс — 66 лет, протестант. (После специальной для экспертов присяги.)
Отто Лиман фон Зандерс: К сказанному д-ром Лепсиусом я хочу кое-что добавить с военной точки зрения. По-моему, то, что произошло в Армении, и то, что понимается под названием «армянская резня», нужно расчленить на две части. Первое, это, в моем понимании, — приказ младотурецкого правительства о выселении армян. Следовательно, за это распоряжение мы можем считать ответственным младотурецкое правительство, именно за распоряжение, но за его последствия лишь частично. Второе — это о тех боях, которые имели место в Армении, ибо с самого начала армяне сами стали защищаться, не желая подчиниться приказу турецкого правительства о сдаче оружия; и, во-вторых, без всякого сомнения, было доказано, часть армян боролась против Турции на стороне русских. Как это обычно бывает для побежденных, эти бои становятся преддверием для резни. Думаю, что эти обстоятельства нужно различать. Правительство, отдавая распоряжение о выселении, основывалось на